Скачать 289.24 Kb.
|
МОУ «Лобановская основная общеобразовательная школа». Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год. Автор: Боровинских И.А. Учитель МОУ «Лобановская ООШ» II квалификационной категории. Рецензент: Утверждена решением МО ……. Протокол №…от…. Руководитель МО ______________ Утверждена на заседании методического совета _______________ Заместитель директора по методической работе : Марянинова Т.И.______________ Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня. Это нашло своё отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объёма содержания, так в отношении проверяемых видов деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности , мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Требования к уровню усвоения предмета. В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторы риска, действующие на здоровье, о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики, о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток, о причинах проявления наследственных заболеваний человека, механизмы передачи признаков из поколения в поколение, возникновение отличий от родительских форм у потомков, сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности людей и обоснования мер охраны природных сообществ, для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса. Раздел I. Эволюция живого мира на Земле. (20). Глава I. Введение. Биология – наука о жизни. (2). Биология – наука о жизни. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Признаки живых организмов. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. Демонстрации:
Учащиеся должны: Давать определения понятиям: биология, жизнь, таксон. Называть свойства живого. Характеризовать биологию как комплексную науку, естественную систему классификации живых организмов. Объяснять роль биологии в формировании естественной современно-научной картины мира в практической деятельности людей. Выделять предмет изучения биологии, особенности развития живых организмов Приводить примеры практического применения достижений современной биологии, дифференциации и интеграции биологических наук. Выявлять и описывать проявление свойств живого. Высказывать своё мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает. Доказывать, что живые организмы – открытые системы. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период. (1). Становление систематики. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Демонстрации:
Учащиеся должны: Давать определения понятиям: эволюция, теория, научный факт Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.. Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. (3). Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора. Демонстрации:
Учащиеся должны: Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование, факторы внешней среды, приводящие к отбору. Характеризовать сущность борьбы за существование, естественного отбора, формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формой естественного отбора. Приводить примеры проявления форм борьбы за существования, стабилизирующего отбора и движущей формы борьбы за существования. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отбор. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. (2). Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Демонстрации:
Лабораторная работа №1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Учащиеся должны: Давать определения понятиям: приспособленность вида к окружающей среде. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Глава 5. Микроэволюция. (2). Вид, его критерии и структура. Эволюционная роль мутаций. Демонстрации:
Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора». Учащиеся должны: Называть признаки популяций. Характеризовать критерии вида. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определений понятий «вид», «популяция». Отличать понятия вид и популяция. Приводить примеры практического значения изучения популяций, различных видов изоляции. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида, зависимость видового разнообразия от условий жизни. Описывать сущность и этапы географического видообразования, сущность экологического видообразования. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида. Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3). Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. Зачёт. Демонстрации:
Учащиеся должны: Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. Описывать проявление основных направлений эволюции. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия Микроэволюция и макроэволюция. Глава 7. Возникновение жизни на Земле. (2). Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни. Демонстрации:
Учащиеся должны: Давать определения понятиям: гипотеза, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Называть и описывать этапы развития жизни, сущность гипотез образования эукариотической клетки. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании естественной современно-научной картины мира, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Высказывать своё мнение о сложности вопроса возникновения жизни. Глава 8. Развитие жизни на Земле. (3). Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека. Зачёт. Демонстрации:
Учащиеся должны: Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, антропология, антропогенез. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу, признаки биологического объекта – человека. Характеризовать стадии развития человека. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания, причины заселения динозаврами различных сред жизни, место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими, родство, общность происхождения и эволюции человека. Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов. Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое, растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое, ароморфозов у растений и животных в мезозое, идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. Доказывать единство человеческих рас. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека. |
Казанцева Нина Николаевна Село Лобаново Катайский район Курганская... Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет... | Рабочая программа по географии 5 класс 2013-2014 уч год Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83 | ||
Рабочая программа по литературе 10а класс на 2013-2014 учебный год Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83 | Рабочая программа по русскому языку в 8а классе на 2013-2014 учебный год Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83 | ||
Рабочая программа по биологии для 10 класса на 2012 -2013 учебный год Составитель Школьная ул., д. 2, с. Карабаш, Ялуторовский район, Тюменская область, 627039 тел/факс: 94-130 karabash | Рабочая программа по литературе 5 класс Воронежская область, Кантемировский район, село Касьяновка, ул. Советская, 6 тел. 5-82-70, e-mail: K | ||
Рабочая программа по технологии Класс 5 Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83 | Курганская область Куртамышский район Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей... | ||
Курганская область Куртамышский район С18 Санчжей Чжамцо. Практическое руководство по тибетской медицине Лхан-тхабс. Разделы ка, кха. Пер с тиб. Улан-Удэ, 1997. 240 с | Правительства Российской Федерации от 26. 05. 2005 №667-р (в ред... Число, месяц, год и место рождения (село, деревня, город, район, область, край, республика, страна) | ||
Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | 391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица... Муниципальное образовательное учреждение «Чуриковская основная общеобразовательная школа» муниципального образования – Михайловский... | ||
Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. Всеобщая история.... Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83 | Публичный доклад моу л-конобеевская сош за 2011-2012 учебный год Общая характеристика Образовательное учреждение Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шацкий муниципальный... | ||
Синтаксический и пунктуационный разбор Московская область, Клинский район, село Воздвиженское, д. 16, тел. 8 (49624) 56-183 | Рабочая программа по географии для 10 класса на 2012 -2013 учебный год Составитель Школьная ул., д. 2, с. Карабаш, Ялуторовский район, Тюменская область, 627039 тел/факс: 94-130 karabash |