Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год





Скачать 289.24 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год
страница1/2
Дата публикации10.04.2015
Размер289.24 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
МОУ «Лобановская основная общеобразовательная школа».

Рабочая программа

по биологии 9 класса.

Село Лобаново, Катайский район, Курганская область

2009 год.

Автор: Боровинских И.А.

Учитель МОУ «Лобановская ООШ» II квалификационной категории.

Рецензент:

Утверждена решением МО ……. Протокол №…от….

Руководитель МО ______________

Утверждена на заседании методического совета _______________

Заместитель директора по методической работе : Марянинова Т.И.______________

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня. Это нашло своё отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объёма содержания, так в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности , мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Требования к уровню усвоения предмета.

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

  • Об особенности жизни как форме существования материи;

  • Роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • Фундаментальные понятия биологии;

  • Сущность процесса обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • Основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • О соотношении социального и биологического в эволюции человека;

  • Основные области применения знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека.

  • Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • Решать генетические вопросы, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • Владеть языком предмета.


Использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторы риска, действующие на здоровье, о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики, о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток, о причинах проявления наследственных заболеваний человека, механизмы передачи признаков из поколения в поколение, возникновение отличий от родительских форм у потомков, сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности людей и обоснования мер охраны природных сообществ, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учебно-тематический план.

Дата



Раздел

Глава

Тема

Количество часов

Всего

Практических работ

Контрольных работ




1

Введение(1).




Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

1











2


Эволюция живого мира на земле (19).

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Признаки живых организмов. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.

2










Развитие биологии в додарвиновский период

Становление систематики. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка.

1










Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

3










Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации

2

1

1




Микроэволюция

Вид, его критерии и структура. Эволюционная роль мутаций.

2

1







Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. Зачёт.

3










Возникновение жизни на Земле


Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни.

2










Развитие жизни на Земле.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека. Зачёт.

3




1




3

Структурная организация живых организмов (10).

Химическая организация клетки.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки.

2










Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен.

2










Строение и функции клеток.

Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов. Зачёт.

6

1

1




4

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6).

Размножение организмов.

Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток

2










Индивидуальное развитие организмов.

Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Зачёт.

4




1




5

Наследственность и изменчивость организмов (12).

Закономерности наследования признаков.

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.

6

1







Закономерности изменчивости

Наследственная изменчивость. Фенотипическая изменчивость.

2

1







Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Зачёт.

4




1




6

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (12).

Биосфера, её структура и функции.

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообщества живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

8










Биосфера и человек.

Природные ресурсы, их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природоиспользования.

4




1




7

Повторение и обобщение знаний







5




1




8

Итого







66

5

7



Содержание тем учебного курса.

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле. (20).
Глава I. Введение. Биология – наука о жизни. (2).

Биология – наука о жизни. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Признаки живых организмов. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрации:

  • Таблица «Зародыш хордовых животных».

  • Таблица «Уровни организации жизни.

Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: биология, жизнь, таксон.

Называть свойства живого.

Характеризовать биологию как комплексную науку, естественную систему классификации живых организмов.

Объяснять роль биологии в формировании естественной современно-научной картины мира в практической деятельности людей.

Выделять предмет изучения биологии, особенности развития живых организмов

Приводить примеры практического применения достижений современной биологии, дифференциации и интеграции биологических наук.

Выявлять и описывать проявление свойств живого.

Высказывать своё мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Доказывать, что живые организмы – открытые системы.

Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе.

Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период. (1).

Становление систематики. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка.

Демонстрации:

  • Таблица «Классификация растений».

  • Таблица «Уровни организации живой природы».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: эволюция, теория, научный факт

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений..

Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина.

Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. (3).

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

Демонстрации:

  • Таблица «Формы естественного отбора».

  • Географическая карта.

  • Таблица «Искусственный отбор».

  • Изображения севрюги, богомола.


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование, факторы внешней среды, приводящие к отбору.

Характеризовать сущность борьбы за существование, естественного отбора, формы естественного отбора.

Выделять различие между стабилизирующей и движущей формой естественного отбора.

Приводить примеры проявления форм борьбы за существования, стабилизирующего отбора и движущей формы борьбы за существования.

Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отбор.

Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. (2).

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Демонстрации:

  • Таблица «Адаптация животных, растений».

  • Таблицы с изображениями различных животных.

  • Таблицы с изображениями конечностей разных животных.

Лабораторная работа №1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: приспособленность вида к окружающей среде.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.
Глава 5. Микроэволюция. (2).

Вид, его критерии и структура. Эволюционная роль мутаций.

Демонстрации:

  • Изображение нескольких организмов, относящихся к одному виду.

  • Чучела животных.

  • Гербарий растений.

  • Схемы «Сукцессия», «Видообразования».


Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».

Учащиеся должны:

Называть признаки популяций.

Характеризовать критерии вида.

Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание определений понятий «вид», «популяция».

Отличать понятия вид и популяция.

Приводить примеры практического значения изучения популяций, различных видов изоляции.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида, зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Описывать сущность и этапы географического видообразования, сущность экологического видообразования.

Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида.
Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3).

Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. Зачёт.

Демонстрации:

  • Таблица «Основные пути эволюционного процесса».

  • Таблица «Формы филогенеза».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Называть основные направления эволюции.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Описывать проявление основных направлений эволюции.

Отличать примеры проявления направлений эволюции.

Различать понятия Микроэволюция и макроэволюция.
Глава 7. Возникновение жизни на Земле. (2).

Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни.

Демонстрации:

  • Таблица «Матричный синтез».

  • Таблица «Вольвокс».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: гипотеза, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Называть и описывать этапы развития жизни, сущность гипотез образования эукариотической клетки.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании естественной современно-научной картины мира, взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.

Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Высказывать своё мнение о сложности вопроса возникновения жизни.
Глава 8. Развитие жизни на Земле. (3).

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека. Зачёт.

Демонстрации:

  • Таблица «Геохронология».

  • Таблицы животных, растений.

  • Географическая карта.


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, антропология, антропогенез.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу, признаки биологического объекта – человека.

Характеризовать стадии развития человека.

Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания, причины заселения динозаврами различных сред жизни, место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими, родство, общность происхождения и эволюции человека.

Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.

Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое, растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое, ароморфозов у растений и животных в мезозое, идиоадаптации у растений и животных кайнозоя.

Доказывать единство человеческих рас.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconКазанцева Нина Николаевна Село Лобаново Катайский район Курганская...
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет...
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconРабочая программа по географии 5 класс 2013-2014 уч год
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconРабочая программа по литературе 10а класс на 2013-2014 учебный год
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconРабочая программа по русскому языку в 8а классе на 2013-2014 учебный год
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconРабочая программа по биологии для 10 класса на 2012 -2013 учебный год Составитель
Школьная ул., д. 2, с. Карабаш, Ялуторовский район, Тюменская область, 627039 тел/факс: 94-130 karabash
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconРабочая программа по литературе 5 класс
Воронежская область, Кантемировский район, село Касьяновка, ул. Советская, 6 тел. 5-82-70, e-mail: K
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconРабочая программа по технологии Класс 5
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconКурганская область Куртамышский район
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconКурганская область Куртамышский район
С18 Санчжей Чжамцо. Практическое руководство по тибетской медицине Лхан-тхабс. Разделы ка, кха. Пер с тиб. Улан-Удэ, 1997. 240 с
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconПравительства Российской Федерации от 26. 05. 2005 №667-р (в ред...
Число, месяц, год и место рождения (село, деревня, город, район, область, край, республика, страна)
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconРабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год icon391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица...
Муниципальное образовательное учреждение «Чуриковская основная общеобразовательная школа» муниципального образования – Михайловский...
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconРабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. Всеобщая история....
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconПубличный доклад моу л-конобеевская сош за 2011-2012 учебный год Общая характеристика
Образовательное учреждение Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шацкий муниципальный...
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconСинтаксический и пунктуационный разбор
Московская область, Клинский район, село Воздвиженское, д. 16, тел. 8 (49624) 56-183
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год iconРабочая программа по географии для 10 класса на 2012 -2013 учебный год Составитель
Школьная ул., д. 2, с. Карабаш, Ялуторовский район, Тюменская область, 627039 тел/факс: 94-130 karabash


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск