Скачать 313.56 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Лобановская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УМК В.В. Бабайцевой Название предмета РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 6 класс Количество часов в неделю 6_ Ф. И. О. учителя Казанцева Нина Николаевна Село Лобаново Катайский район Курганская область 2012 год Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом, на базовом уровне. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. Основу рабочей программы по русскому языку в 6 классе составляют следующие документы:
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания - развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики. Элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности. Общее количество часов – 204 (6 часов в неделю) На развитие речи – 30 часов Контрольных работ – 14 часов Структура документа Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно – тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, материалы для контроля уровня обученности обучающихся. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Общая характеристика учебного предмета Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культурологическая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах реализуется в процессе осуществления следующих направлений:
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах. Культурологическая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Цели обучения Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Количество часов соответствует программным требованиям: 204 часов, т.е. 6 часов в неделю. В программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов. Количество итоговых контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) представлено в соответствии с программными требованиями для 6 класса. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
Результаты обучения Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 6 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. При сопоставлении примерной программы с авторской было выявлено, что в авторской программе неполно представлены следующие разделы:
В изучение данных разделов мною внесены изменения. Программа скорректирована в соответствии с предъявляемыми требованиями государственного стандарта. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. К концу 6 класса учащиеся должны уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ:
ЧТЕНИЕ:
ГОВОРЕНИЕ:
ПИСЬМО:
Фонетика и орфоэпия:
Морфемика и словообразование:
Лексикология и фразеология:
Морфология:
Орфография: Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
Синтаксис и пунктуация:
Формы контроля (текущего и итогового).
Содержание программы. Введение Русский язык – один из богатейших языков мира. Грамматика Морфология Части речи самостоятельные и служебные Самостоятельные части речи Имя существительное Понятие о существительном. Роль существительных в речи (в тексте). Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). Особенности употребления их в речи. Нарицательные и собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль олицетворений в художественной речи. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный прием. Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу. Склонение существительных в единственном и множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание ь и ов-ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые существительные. Правописание суффикса –ен- в существительных на –мя. Неизменяемые существительные. Нормы их употребления. Словообразование существительных с помощью приставок, суффиксов. Правописание суффиксов –ик-. –ек-: -ок-. –ек-, , -онок-, (-онк-), -еньк- после шипящих; суффиксы –чик-, -щик-. Правописание НЕ с существительными. Правописание сложных существительных. Глагол Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива. Буква ь в инфинитиве. Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Глаголы переходные и непереходные Правописание –ться и –тся в глаголах. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование. Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение. Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов перед –л в глаголах прошедшего времени.. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени. Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени. Лицо и число глагола. Значение 1,2,3-го лица. Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа. Спряжение глаголов. Окончание глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения. Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Правописание бы с глаголами в условном наклонении. Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении. Правописание глаголов в повелительном наклонении. Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом. Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). Умения и навыки: - аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков; - соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность; - различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; - согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными; - употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний); - употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях; - правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию; - соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста; - строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи. Имя прилагательное Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую. Склонение полных прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений. Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий. Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев). Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых. Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание суффиксов –к- и –ск-. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Умения и навыки: - аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков; - различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова; - анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; - употреблять относительные прилагательные в значении качественных; - различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных; - характеризовать предмет с помощью прилагательных; - правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения; - согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность); - согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня). Имя числительное Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числительных. Правописание ь в числительных. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Порядковые числительные, их значение и изменение. Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники. Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончаний имен числительных. Умения и навыки: - аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным; - отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества; - употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний; - правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая); - употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным; - правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.). Наречие Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль наречий в речи. Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов. Правописание не с наречиями. Правописание суффиксов о – е после шипящих. Правописание н и нн в наречиях на о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов. Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую. Ь на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку). Слова состояния. Их значение и употребление. Умения и навыки: доказывать принадлежность слова к наречию; различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова; отличать слова состояния от наречий; различать синонимичные и антонимичные значения наречий; употреблять наречия со значением оценки; использовать наречия как средство организации текста. Местоимение Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимениями. Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении. Правописание местоимений с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Возвратное местоимение себя: значение, изменение и роль в предложении. Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимениям. Неопределённые местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений. Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, то-, -либо, -нибудь. Правописание не- в неопределённых местоимениях. Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Правописание не и не в отрицательных местоимениях. Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др. Умения и навыки: - аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков; - правильно образовывать формы местоимений; - использовать местоимений в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания; - использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания; - пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.). Повторение Развитие речи Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. Характеристика официально-делового стиля речи. Художественное повествование. Рассказ. Описание природы, помещения, одежды, костюма. Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Речевое общение, его условия, разновидности, ситуации и компоненты. Умения: - анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения; - вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль; - анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля); - излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий); - создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям; - создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов); - составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложнённый элементами описания обстановки; - строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике; - совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. Для работы над данными умениями используются темы из личного жизненного опыта учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи. Учебно-тематический план
Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учителя:
для учащихся:
Дополнительная литература 1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с. 2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с. 3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с. 4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с. 5. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с. 6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с. 7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с. 8. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981 9. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993 Средства обучения 1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала) 2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы) 3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы) 4. Мультимедийные пособия:
Список литературы, использованной при составлении рабочей программы
Контроль уровня обученности обучающихся 6 класса КИМ №1 (входной контроль) |
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский... В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология.... | Бондарева Людмила Николаевна (с указанием категории) год разработки... Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным... | ||
Рабочая программа по географии 5 класс 2013-2014 уч год Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83 | Рабочая программа по литературе 10а класс на 2013-2014 учебный год Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83 | ||
Рабочая программа по русскому языку в 8а классе на 2013-2014 учебный год Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83 | Публичный доклад моу л-конобеевская сош за 2011-2012 учебный год Общая характеристика Образовательное учреждение Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шацкий муниципальный... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс Воронежская область, Кантемировский район, село Касьяновка, ул. Советская, 6 тел. 5-82-70, e-mail: K | Рабочая программа по технологии Класс 5 Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83 | ||
Курганская область Куртамышский район Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей... | Курганская область Куртамышский район С18 Санчжей Чжамцо. Практическое руководство по тибетской медицине Лхан-тхабс. Разделы ка, кха. Пер с тиб. Улан-Удэ, 1997. 240 с | ||
Правительства Российской Федерации от 26. 05. 2005 №667-р (в ред... Число, месяц, год и место рождения (село, деревня, город, район, область, край, республика, страна) | Романова Марина Юрьевна 2012-2013 учебный год пояснительная записка... Заместитель директора по ур мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа» | ||
Романовой Марины Юрьевны 2011-2012 учебный год пояснительная записка... Заместитель директора по ур моу «Красноярская основная общеобразовательная школа» | Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна Королькова Нина Николаевна, преподаватель физики Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального... | ||
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими... | 391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица... Муниципальное образовательное учреждение «Чуриковская основная общеобразовательная школа» муниципального образования – Михайловский... |