Утверждаю Директор ГБООУ "Болгарская санаторная школа - интернат"
__________В.А.Четанов
Приказ № 49-2о/д
от " __28_" __09_2012 г.
| Согласовано Заместитель директора
по УВР ГБООУ "Болгарская санаторная школа - интернат"
___________Т.И.Егорова
"__27_"_09_2012_ г.
| Рассмотрено на МО
______ЕМЦ_______________
_____________________
Протокол № 1_________
от "__29_"_08_2012_г. Руководитель МО
Гаязова Л.М
|
Рабочая программа школа ГБООУ "Болгарская санаторная школа - интернат"
направление информатика
класс 8
ступень образования основное общее
срок реализации 2012-2013 учебный год
разработана на основе примерной программы общего образования МОиН РФ (РТ) и государственных образовательных стандартов ФИО учителя Бондарева Людмила Николаевна
(с указанием категории) _____________________________________ год разработки 2012
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Статус документа
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Статус документа
Данная рабочая программа по математике в 6 классе составлена на основании следующих документов:
Законов РФ и РТ «Об образовании» ;
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа МОиН РФ от 03.06.201 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373;
Приказа МО и Н РТ от 9 августа 2012 года № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
Примерных программ по информатике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),
«Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236),
Примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Программы базового курса информатики , разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В
Учебного плана ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат" Спасского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №7 от 17 августа 2012 года);
Устава и образовательной программы школы;
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Содержание образовательной программы
8 класс 1. Человек и информация - 7 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. 2. Первое знакомство с компьютером - 6 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). 3. Обработка текстовой информации - 9 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов. 4. Технология обработки графической информации - 6 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 6 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов. Итоговое повторение и контроль – 1 час
Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: 8 класс знать/понимать
сущность понятия «информация», ее основные виды;
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации:
программный принцип работы компьютера;
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
| Отметка
| 95% и более
| отлично
| 80-94%%
| хорошо
| 66-79%%
| удовлетворительно
| менее 66%
| неудовлетворительно
|
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Информатика и ИКТ»
8 класс
№ урока
|
№ урока в теме
| Тема
|
Вид урока
| Дата
| Примечание
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
| Введение в предмет информатики. 1ч.
|
|
|
| 1
| 1
| Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация как знания человека. Техника безопасности в кабинете информатики.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 7.09
|
|
|
| Глава 1. Человек и информация. 4 (3+1) +1 (резерв)
|
|
|
| 2
| 1
| Информация и её виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 14.09
|
| 3
| 2
| Измерение информации. Единицы измерения информации.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 21.09
|
| 4
| 3
| Предыстория информатики.
| Комбинированный (Теория + Практика)
| 28.09
|
| 5
| 4
| Практическая работа «Измерение информации»
| Применение знаний и умений (Практика)
| 5.10
|
| 6
| 5
| Контрольная работа №1 по теме «Человек и информация»
| Проверка и коррекция знаний и умений
| 12.10
|
|
| 1
| Глав 2. Первое знакомство с компьютером. 6 (3+3)
|
|
|
| 7
| 1
| Начальные сведения об архитектуре компьютера. Виды памяти компьютера и их сравнение. Свойства оперативной памяти.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 19.10
|
| 8
| 2
| Состав и назначение основных устройств персонального компьютера.
| Комбинированный (Теория + Практика)
| 26.10
|
| 9
| 3
| Состав программного обеспечения компьютера. Функции операционной системы.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 16.11
|
| 10
| 4
| Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс ОС Windows.
| Применение знаний и умений (Практика)
| 23.11
|
| 11
| 5
| Практическая работа по теме «Работа с файлами в ОС Windows»
| Применение знаний и умений (Практика)
| 30.11
|
| 12
| 6
| Контрольная работа №2 по теме «Архитектура ЭВМ и его ПО»
| Проверка и коррекция знаний и умений
| 7.12
|
|
|
| Глава 3. Текстовая информация и компьютер. 9 (3+6)
|
|
|
| 13
| 1
| Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 14.12
|
| 14
| 2
| Текстовые файлы и текстовые редакторы. Назначение текстовых редакторов, их типы, интерфейс.
| Комбинированный (Теория + Практика)
| 21.12
|
| 15
| 3
| Орфографическая проверка готового текста и исправление ошибок. Работа со строками.
| Применение знаний и умений (Практика)
| 28.12
|
| 16
| 4
| Режимы работы текстового редактора.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 18.01
|
| 17
| 5
| Работа с фрагментами текста.
| Применение знаний и умений (Практика)
| 25.01
|
| 18
| 6
| Форматирование текста.
| Комбинированный (Теория + Практика)
| 1.02
|
| 19
| 7
| Создание таблиц.
| Применение знаний и умений (Практика)
| 8.02
| 15.02
| 20
| 8
| Практическая работа по теме «Обработка текстовой информации».
| Применение знаний и умений (Практика)
| 15.02
| 15.02
| 21
| 9
| Контрольная работа №3 по теме «Текстовая информация и компьютер»
| Проверка и коррекция знаний и умений
| 22.02
|
|
|
| Глава 4. Графическая информация и компьютер. 5 (2+3)+1 (резерв)
|
|
|
| 22
| 1
| Компьютерная графика: области применения, технические средства.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 1.03
|
| 23
| 2
| Принципы кодирования изображения. Растровая и векторная графика. Интерфейс графического редактора.
| Комбинированный (Теория + Практика)
| 15.03
|
| 24
| 3
| Графические редакторы и методы работы с ними.
| Применение знаний и умений (Практика)
| 22.03
|
| 25
| 4
| Работа с графическим редактором.
| Применение знаний и умений (Практика)
| 5.04
|
| 26
| 5
| Практическая работа по теме «Создание графического объекта».
| Применение знаний и умений (Практика)
| 12.04
|
| 27
| 6
| Контрольная работа №4 по теме «Графическая информация и компьютер»
| Проверка и коррекция знаний и умений
| 19.04
|
|
|
| Глава 5. Технология мультимедиа. 6 (2+4) +1 (резерв)
|
|
|
| 28
| 1
| Мультимедиа, области применения.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 26.04
|
| 29
| 2
| Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.
| Ознакомление с новым материалом (Теория)
| 3.05
|
| 30
| 3
| Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
| Применение знаний и умений (Практика)
| 10.05
|
| 31
| 4
| Создание презентации.
| Применение знаний и умений (Практика)
| 17.05
|
| 32
| 5
| Практическая работа по теме «Создание и обработка инф. объекта в виде презентации».
| Применение знаний и умений (Практика)
| 24.05
|
| 33
| 6
| Контрольная работа №5 по теме «Создание презентаций»
| Проверка и коррекция знаний и умений
| 31.05
|
| 34
| 7
| Итоговое повторение
| Обобщение и систематизация знаний и умений
| 8.03
(резерв)
|
|
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
8 класс
Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Задачник-практикум по информатике(в двух томах) Л. Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, О. Русакова, И. Семакин, Е. Хеннер, А. Шестаков, Л. Шестакова, Т. Шеина, М. Южаков/ под ред. И. Семакина, Е. Хеннера, М.:-БИНОМ, 2007
Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
II. Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем ASDL
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Web-камера.
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Аленка.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования TurboPascal.
Система тестирования TInfo.
|