Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна





Скачать 239.37 Kb.
НазваниеРазвитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна
Дата публикации14.07.2014
Размер239.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Развитие личности на уроках физики

Королькова Нина Николаевна, преподаватель физики Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный технический лицей №1», г. Благовещенск Интернет – конференция по воспитательной работе

2.4. Управление воспитательным процессом в группе

Базовый компонент воспитательного процесса-воздействие «человек-

человек», на котором выстраивается вся система воспитательных влияний.

Время требует новой педагогики и нового профессионального образа педагога.

Неотъемлемый элемент нашей педагогической профессии---неизбежность постоянного профессионального обучения.

Педагог - вечный ученик. Роль классного руководителя? Новая группа.

Встал вопрос субъекта и объекта воспитания;

Каковы будут наши отношения? Каковы взаимные позиции, какую цель воспитания поставить перед учащимся от 16 до 21 года? Как управлять воспитательным процессом в группе?

« Трудные дети», дети педагогически и социально запущенные, дети-сироты, опекаемые. Стала задумываться о способах воздействия на воспитанников.

Выбрала « нежную педагогику»- теорию воспитания личности, выстраиваемую на гуманистической концепции. Уважительное отношение к человеку, деликатное отношение, чтобы нечаянно не ранить душу, не ввергнуть в негативное состояние, не доставить неудобства, не разбить хрупкое душевное состояние, равновесие. Сопереживание, выражала заботу о самочувствии, понимала, что учащийся ---это ценностный автономный мир, ввергаться в который не свякому дозволено.

Ключевая функция нежности «оберегательная». Все классные часы, все мероприятия были нацелены на уважительное отношение к себе и к учащимся, считая, что жесткость в сфере человеческих взаимоотношениях --- продукт низкой культуры, а нежность --- показатель отношений высокой культуры.

« Нежность»---это есть принцип взаимодействия педагога и детей, --- ни в коем случае не « педагога с детьми». Речь идет про обоюдное отношение «человек—человек», но не про профессиональное требование к педагогу как к обслуживающей детей персоне!

Считаю, что в работе недопустимы жестокие действия, грубые шутки, насмешки, пренебрежительные жесты, высокомерная мимика, нелитературная лексика, неряшливость обращения, оскорбительные оценки.

Определяющим стало безусловное уважение к учащимся в процессе совместной деятельности с ними, формирование, развитие и укрепление способности ребят быть субъектом собственной жизни, личностного развития.

Поэтому составили вместе проект «здорово живем»

ПРОЕКТ «ЗДОРОВО ЖИВЕМ»

Основная цель проекта:

создать модель здорового коллектива учащихся группы, определить его жизнедеятельность как целостного организма.

Задачи проекта:

1.Психолого-педагогическое обеспечение процессов, направленных на раскрытие личностного потенциала всех учащихся группы;

2.Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

3.Формирование гражданского самосознания, становление активной жизненной позиции;

4. Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

Сроки реализации 2-3 года.

Участники проекта ----группа. Партнеры проекта: мастер, преподаватели, администрация, молодежный клуб «Выбор», родительский комитет.

Ожидаемые результаты:

1.Учащиеся будут иметь все представления об основных направлениях и принципах здорового образа жизни.

2.Учащиеся овладеют стратегией поведения здоровых отношений, привычек и культуры.

3.В группе будет создана модель здорового коллектива.

4.Повысится творческая активность, ответственность и прилежание, и успеваемость.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА: 1.Здоровый ум.2.Здоровое тело.3.Здоровый дух.4.Здоровые отношения.

5 Здоровые привычки.6.Здоровая речь.7.Здоровое чувство юмора.8.Здоровое соперничество в профессиональных умениях.9.Здоровая семья.10.Здоровая культура общения друг с другом.11.Здорово живем в общежитии.12.Здоровые традиции.

Составили план – карту действий по реализации проекта.Выяснилось, что у учащихся наблюдается обостренная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, в человеческом тепле, ласке, нежности, положительных эмоциональных контактах. Если этого не происходит, то ребенок лишается важного для него психического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, глубокой привязанности к людям.Такая методика снизила накал трудностей. «Спасибо Вам за урок. Я видела ваши думающие глаза. Это доставило мне так много радости»-эти слова произношу всегда. Предоставляю ребятам возможность побыть хорошими, я увидела, что многие из них отказываются быть плохими в своем поведении. А ведь по началу проявляли упорное сопротивление любому воздействию, но моя методика смогла активизировать внутренние резервные силы на самостоятельное корректирование собственного поведения. Счастливые глаза в награду. Ожидаемые результаты есть: 1.Учащиеся имеют все представления об основных направлениях и принципах здорового образа жизни.2.Учащиеся овладели стратегией поведения здоровых отношений, привычек и культуры. (6 девушек перестали курить)3.В группе создана модель здорового коллектива.4.Повысилась творческая активность, ответственность и прилежание, и успеваемость.

«Нельзя воспитывать щенков посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком, не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка попробуй, подзови щенка!

Где раздают щенкам пинки Там воспитатели-пеньки!»

С. Михалков.

Л.Н. Толстой писал « И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно». Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции, главная составная часть учебного процесса. Учебная и воспитательная деятельность сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по предмету определяется уровнем проведения урока, его содержательным и методическим наполнением, его атмосферой. Излагая материал, учитель не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя. Как мускулы становятся бессильными, хилыми без труда и упражнений, так и ум не формируется без умственного напряжения, без мысли, без самостоятельных поисков. Для того чтобы уровень на уроке был высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями? Значимость, которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у учащихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание, развивало личность?

Яркое начало урока – невозможно переоценить. Уверенно вхожу в класс, здороваюсь и движением руки сажу учащихся, с улыбкой говорю: « Я рада встрече с вами», настраиваю на серьезное занятие. Встреча с учащимися, беседа не начинается с замечаний, первые слова – интересные и неожиданные. Учащиеся настраиваются на «волну» учителя и зашикают на того, кто замешкался. Учащиеся профессионального технического лицея испытывают дефицит во внимании и уважении к себе как личности со стороны родителей, учителей. Формирование человеческой личности? Что может быть сложнее этого процесса? Условия формирования неповторимого своеобразия личности содержит микросреда, и, прежде всего мир семейных отношений. Приходя на урок, мне удается создать атмосферу, стиль, тон на уроке, где каждый ученик достигает для себя определенного уровня развития личности. Нельзя дать почувствовать ребенку, что он безнадежный, необходимо, чтобы ученик почувствовал, что учитель стоит на его стороне, защищает его интересы, заботится о нем. Я создаю в классе такой микроклимат, чтобы каждый в отдельности, и все вместе, получили возможность проявить себя с самой лучшей стороны. Подсчет времени говорит о том, что за 40 минут урока учитель предъявляет к учащимся около ста требований. Мало это или много? Но, дело, конечно, не в том, сколько именно предъявлять требований, а как? Необходимо учитывать педагогическую ситуацию, и главное - требования всегда позитивны, определены, посильны и доведены до конца. Нужно создать эмоциональный, интеллектуальный фон на уроке. Я нашла пути сближения с учеником на основе создания платформы «мы», интерпретация шутки, мнимое сочувствие, признание своей вины. В своей преподавательской работе придерживаюсь такого мнения, даже если мешает, все равно должен быть на уроке, пусть лучше идет за учителем, а не ищет черного хода. И потом удаления всегда обоюдны: вместе с учеником выталкивает себя и учитель, хоть и остается в классе. Работать с классом, в общем, умеет каждый, с учеником, с личностью --- считанные единицы. А ведь педагогика всерьез начинается с ученика, а не с класса. Как воспитывать личность? Судьбами литературных героев, биографиями великих ученых- физиков… Несомненно. Но этого мало. Личность воспитывается еще и личностью той, которая ведет урок. Однако и этого мало. Нужен метод! Общение с учеником как с личностью, равной учителю. Метод – как совокупность навыков, приемов, подходов, способов, рождающих методику личностного контакта. Равные отношения не значат одинаковые. Главное не отметки, а изменения, какие должны произойти в душе ученика. Только на фундаменте гумманизации знаний, общение разных как равных, совместный труд, творческий поиск без пугливой оглядки на авторитет учителя. Перед лицом нравственных жизненных проблем – всяк равен друг другу. Дистанция между учителем и учеником нужна и она есть. Значительная, но это не стена и не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики. Индивидуальные подходы как проблема снимаются сами собой. Молчит ученик или говорит – всего лишь разные варианты активности: душевной. Никогда не начинаю урок, спеша к столу, раскрывая журнал, не задаю вопросов, где тряпка, кто дежурный? Войти в класс – искусство особого рода. Урок – урок личностных контактов, очень важно, чтобы учащиеся чаще и втайне задавали себе самим вопрос, имеющий отношение к учителю: откуда он все знает и про меня и про всех? Знание через общение и общение через знание, действительно, рождают добрую привычку начинать урок не с темы, а с разговора, … чтобы добрым светом заискрились глаза, надо чтоб улыбнулась душа. Я утверждаю термин «педагогика благодарности». Ведь учащийся учится в зависимости от того, как он относится к учителю. Значит, не с предмета (методики, программы, концепции), а с того, кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику. Если спросить себя, что важнее: любить ученика или знать как с ним работать? Конечно, чтобы знать надо любить. И, тем не менее, знать, знать, знать! Не только умом, но и сердцем поймем тогда, что урок – прежде всего Встреча, т.е. общение, а уж потом предмет, методика…У всякого ли и на каждом ли уроке бывает эта встреча живого с живым. Грамотное, воодушевляющее и обязательно доброе слово способно творить чудеса. Доброжелательность. Словесное общение дополняет контакт глазами. Любая деятельность должна быть успешной, иначе она теряет всякий смысл. В настоящее время проблема « научить учеников учиться» является основной. Ведь учащиеся пришли в лицей за профессией и за средним образованием. Жизнь предъявляет огромные требования к выпускникам лицея, поскольку им постоянно придется пополнять и совершенствовать свои знания, чтобы идти в ногу с жизнью. Известный педагог В.А. Сухомлинский: «Нет, и не может быть детей, которые не хотели бы учиться... Неумение трудиться порождает нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников трудиться»…Порой требуем от ребенка успехов, а их нет, т.е. он не умеет учиться. Да, мы и не учим его учиться – учить себя. Необходимо на уроке создать комфортную среду, и создаю, ищу активные формы сотрудничества с учащимися, в результате чего формирую увлеченное отношение к предмету и доброжелательное друг к другу. В этих условиях формируется мотивация, которая приобретает особую значимость, ибо сформированность мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения ключевыми компетенциями. Учебный материал по физике сам по себе содержит много стимулов , возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относится новизна научных сведений, яркость факторов, оригинальность выводов. Изложение нового материала делаю живым, увлекательным и глубоким по содержанию, используя современные образовательные ресурсы. К.Д.Ушинский писал: « что изучаемый предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, такую новость, которая что- нибудь изменяла бы в следах нашей души, уже у нас укоренившихся»

Как сделать так, что удивление, как важнейший побеждающий фактор учебного труда сопровождало все эти этапы урока? Иное построение педагогического процесса.

Надо сказать, что методика введения в урок ярких деталей и фактов с целью возбуждения у учащихся мыслительной активности и интереса к учению широко используется в учебниках физики.

В учебнике приведена известная легенда о том, как сиракузкий царь Гиерон «250 лет до н.э.» поручил Архимеду решить вопрос о чистоте золота в короне, подозревая, что мастер, при ее изготовлении использовал сплав золота с более дешевыми металлами. Ученый гениально решил эту задачу, используя свои знания о давлении жидкости. Сначала он установил, что кусок чистого золота в 19,3 раза тяжелее такого же объема воды. Определив объем и вес металла в короне, и сравнив их свесом воды такого же объема, он легко мог решить поставленную перед ним задачу. Взвесить корону было не трудно, но как определить ее объем, чтобы потом взвесить такое же количество воды? Много дней мучил Архимеда этот вопрос. Решение пришло внезапно. Находясь в бане и погрузившись в наполненную водой ванну, он обратил внимание на то, что жидкость стала переливаться через края ванны. Ученого осенила гениальная мысль о том, что объем короны можно определить, если погрузить ее в воду. Ликующий и возбужденный своим открытием он выскочил из ванны и с криком «Эврика, эврика!», что значит «Нашел, нашел!» голышом помчался по улицам домой. В современной промышленности анализ чистоты материалов, основанный на открытии Архимеда, постоянно применяется для твердых и жидких смесей. Конечно, такой материал в повышении интереса к учению нельзя недооценить, все это влияет на развитие личности. Только 40 минут длится обычный урок, а учителю сделать нужно многое: провести опрос, проверить домашнее задание, показать опыты, изучить новый материал, закрепить его. И все в темпе, темпе! Урок проходит в напряженном ритме. Однако, к сожалению, особенно во время опроса, не всегда удается создать необходимый темп совместной учебной работы. Встречаются медлительные ребята, при опросе затягивается время, пульс урока слабеет. Как можно научить учащихся ценить мгновения на уроке? На любое задание расписали минуты. Стимулом стало служить время – минуты, которые отводились на получение ответа. За каждым очередным ответом следит весь класс, и пропала медлительность, стала исчезать неряшливость в ответах. Постепенно начинала формироваться привычка: экономить время урока. Коллективное самоуправление позволило заметно изменить отношения учащихся друг к другу. Рождалось чувство долга, коллективной радости. Создавая доброжелательную атмосферу соревнования на уроке, мы все содействуем успеху слабого ученика, снижаем нервную нагрузку при изучении физики. Учение нагружает левое полушарие мозга ребят, предоставляя им преимущество вербально знаковую информацию, правому полушарию, где находятся центры образного и творческого мышления, дается значительно меньшая нагрузка и совсем мало этой нагрузки приходится на подкорку. Это вызывает быстрое переутомление учащихся и дает низкий КПД работы. И.П.Павлов писал: « Главный импульс для деятельности коры головного мозга идет из подкорки»; значит важно формировать мотивы к учению. Разговоры о значении физики, знаний действуют на учащихся мало. Поэтому стараюсь довести до них цель: на материале физики, полезном и интересном, я научу вас рассуждать, высказывать свои мысли, помогу вам овладеть физическим языком, излагать материал сжато, лаконично, планировать свою деятельность. Ведь глядя, как плавают или танцуют другие, ни плавать, ни танцевать не научишься, нужно пробовать сделать это самому. И знаете, это все помогает в работе. Педагогическая компетентность в организации общения с учениками на уроке и вне его совершенно необходимо для реализации методических замыслов и учебных планов. Общение требует внимания к личности ученика, изучения его характера, кругозора, интересов, способностей. Важно всегда выслушать, оценить, главный принцип – справедливость действий учителя его доброжелательность. Ребята должны чувствовать, что учитель старается не «подловить» их в незнании изучаемого, а помочь понять, запомнить, усвоить учебный материал.

Первое, с чего начинаю подготовку к любому уроку: четко определяю и формулирую для себя его тему. Определяю ведущие понятия, на которые опирается данный урок; и смотрю на урок сквозь призму перспективы своей деятельности, далее целевая установка урока для себя и отдельно для учащихся, зачем вообще нужен урок? В связи с этим обозначаю обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Далее планирую, учебный материал урока, подбираю соответствующую литературу, подбираю учебные задания, обычно 3 набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала, задания, способствующие осмыслению и закреплению материала. Далее продумываю «изюминку» урока – что вызовет удивление, восторг учеников. Одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это бывает красивый опыт, интересный факт. В целях воспитания ответственного отношения к учебе были использованы следующие организационные формы и методы: создание групп взаимопомощи, консультационных групп по предметам силами лучших учеников в период подготовки к зачетам и контрольным работам.Главный метод – индивидуальная беседа с каждым учащимся. Результатом данного комплекса мероприятий стало изменение к концу учебного года отношения большинства учащихся к учебе. Успеваемость – 100%, а качество знаний всей группы 45%. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее, умение правильно распределить работу во времени, укладываться в намеченные сроки, в случае необходимости корректировать планы своего педагогического воздействия. Все время совершенствую методические приемы: моя находка--- прием «тайный сигнал» при объяснении сложной задачи. Как только рассмотрено важное место, непонимание которого не допустимо, говорю: «опустите голову вниз, закройте глаза; а теперь только те, кому что-либо было непонятно, посмотрите на меня! Достаточно, теперь все поднимите голову и откройте глаза». В зависимости от того, сколько было этих сигналов, решаю, как поступить дальше. Этот прием ликвидирует необъективность информации и необходимость публично признаваться в своей непонятливости.

Литература:

1.М.И.Левит «Слово и дело» классного руководителя,

Центр « Педагогический поиск» М.2009г.

2.В.А.Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека, Минск «Народная асвета»,1978г.

3.И.Д.Демакова. С верою в ученика», М. «Просвещение»1989г.

4. Научно-методический журнал « Классный руководитель» №2 2011г.

Формирование ключевых компетенций на уроках физики

Королькова Нина Николаевна, преподаватель физики Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный технический лицей №1», г. Благовещенск

Интернет – конференция по учебной работе

1.1Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании.

Изменения, происходящие в современном мире, требуют модернизации педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Изучая современные педагогические технологии, внедряю коллективные формы организации учебной работы учащихся, работу в парах, индивидуальную работу с учащимися, имеющими пониженный учебный потенциал, используя дидактические средства обучения, опорные схемы, таблицы, физический эксперимент. Моя главная миссия состоит в следующем: пробудить в ученике потребность в различных способах учебной деятельности, в учебном сотрудничестве, через физическую науку к фундаменту будущей профессиональной деятельности учащихся профессионального технического лицея. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами стратегическим планом учебного учреждения стала программа компетентностно-ориентированного обучения и формирование у обучающихся профессиональных компетенций через внедрение в учебный процесс новых форм и педагогических технологий в соответствии с требованием ФГОС. Именно поэтому акцент в целях, стоящих перед мною, сделан на овладении учащимися ключевыми компетенциями---все виды общеучебных умений, которые охватывают учебную деятельность, включая будущую профессиональную. Компетентностный подход определяется как подход, концентрирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Взаимодействие с учащимся на уроке изменилось, я больше выполняю не функцию информатора, а функцию организатора учебного процесса (тьютора). Моя тема по самообразованию: «Формирование ключевых компетенций на уроках физики». Актуальность темы исследования. В условиях реформирования российского образования особую актуальность приобретает проблема эффективности обучения, его качества. Выбор темы исследования обусловлен следующими обстоятельствами: во-первых, современная реальность требует от человека множество умений: анализировать ситуацию, принимать решения в нестандартных случаях, ставить перед собой цель, составлять план по ее достижению, реализовывать этот план, владеть современными технологиями, в том числе информационными. Во-вторых, социальный заказ к результатам образования формулируется следующим образом: современный учитель и учащийся должны быть функционально грамотны, с высоким уровнем развития компетентностей, которые отвечают общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу. В-третьих, произошел разрыв между снижением качества подготовки учащихся в школе и возросшими требованиями при дальнейшем обучении в лицее, получая профессию. В-четвертых, опыт такой начальной профессиональной подготовки требует развития способностей с использованием различных современных информационных технологий и ключевых компетенций, в том числе предметных и профессиональных. В-пятых, производственные технологии основаны на законах физики и они требуют обеспечения безопасности собственной жизни, соблюдения требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Эта работа является частью моей педагогической системы. Главная цель моей исследовательской деятельности при решении указанной темы: создать психологически комфортную образовательную среду для формирования ключевых компетенций учащихся, чтобы учащиеся с помощью данной технологии смогли реализовать свои стремления и способности в самых разных видах деятельности, особенно в своей будущей профессии. Задачи исследования: Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике обучения. Выявить приемы и средства, которые помогут сформировать УУД (универсальные учебные действия), обеспечат компетенцию «научить учиться», понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Создать условия, которые помогут организовать собственную деятельность учащимся при обучении физике и повысить качество знаний учащихся по предмету, ведущие к личностному изменению учащихся для дальнейшего самоопределения. Этапы исследования: На первом этапе 2011год был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и научно- методической литературы по проблеме исследования с целью определения методологических основ подготовки учащихся в условиях лицея, определены цели и задачи. В русле исследования особый интерес представили научные труды О. Л.Берак, В.П. Панюшкина, Л.С. Шайдурова, которые предлагают свою модель организации обучения, основанную на продуктивной деятельности по активизации обучения. Разработке данной проблемы способствуют исследования аспектов: формирование обобщенных умений, выделения критериев и уровней сформированности умений (В.В.Завьялов, В. И.Тесленко, А.В. Усова). На втором этапе 2011г.(2 полугодие) были определены возможности подготовки учащихся по данной проблеме и на основании этого осуществлялось моделирование учебного процесса. На третьем этапе (2012-2013г.) осуществлялся обучающий педагогический эксперимент, сравнение эффективности экспериментальной и традиционной методик обучения с точки зрения их влияния на формирование ключевых компетенций, качества обучения в целом. На четвертом этапе (2013-2014 г.) будет использоваться опыт в процессе дальнейшей работы, будут обобщаться полученные результаты, подводится основные итоги по результатам исследования. Основные результаты экспериментальной части исследования. Констатирующий, проблемный, обучающий и контрольный эксперименты проводились в группах 1 и 2 курсов. Входной контроль проводимый в сентябре 2012 года, срез знаний о физике показал, что качество знаний 12%, а процент успеваемости 72%. Результаты стартового контроля по 2 курсу, процент успеваемости 81%, качество знаний -14%. В констатирующем эксперименте были обнаружены 2 тенденции: во-первых, имел место резкий разрыв между наличием фактических знаний и умениями эти знания применить, особенно в новой ситуации, во-вторых, на 2 курсе уменьшилось количество учащихся, имеющий запас фактических знаний, что говорит о недостаточной прочности этих знаний. Невысокое качество знаний говорит о том, что в школе мало обращалось внимания на практическую направленность в физике, так как учащиеся затруднялись ответить на вопросы, связанные с названием приборов. Отсутствие математической базы привело к тому, что часть учащихся не смогли выражать искомые величины из формул основных законов, отсюда следовало, что учащиеся на данный момент не готовы решать задачи второго уровня. Начальный момент познания всегда связан с возникновением потребности. Анкетирование показало, что учащиеся в основной массе не владеют ключевыми компетенциями. Констатирующий эксперимент дал основание для подготовки пробного эксперимента, в задачи которого входило апробирование специальных заданий на уроках различных по форме учебных заданий. Все самостоятельные и контрольные работы предлагались на разных уровнях усвоения: начальном, среднем, достаточном и высоком, в каждом уровне 6 вариантов. Следовательно, использование системы продуктивных заданий в процессе занятий способствовало успешному усвоению знаний и формированию учебных действий и компетентностей: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. На этапе обучающего эксперимента проверялась и корректировалась выбранная технология информационно-коммуникативная, на основе совместной деятельности учителя с учащимися: работа в группах, парах; проектная деятельность. Учащиеся контрольной группы выполняли задания в рамках традиционной технологии обучения (группа МСМ-1, группы 11, 12), а в экспериментальных группах ЭМВ-1 и ЭМВ-2 выбранная технология и технологии создания условий, побуждающих к совместной деятельности учителя и учеников. С учетом профессии результаты проведенного эксперимента по формированию ключевых компетенций по предмету свидетельствуют о положительном влиянии данной технологии, так как успеваемость составила 100%, а качество знаний повысилось, в группах электромонтеров (ЭМВ-1---48%, ЭМВ-2---60%) и наверное, самое важное учащиеся приобрели способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности. Вывод: Данное исследование отношу к категории опытно-экспериментальных в связи с тем, что это проверялось с учетом требований эксперимента, в котором главным является управление поведением учащегося при воздействии на него определенными факторами с обязательным периодическим контролем за ходом происходящим с учащимся изменений. Практическая значимость: Включая каждого учащегося в специально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определенные вопросы письменно и устно, осуществлять поиск нужной информации, решать учебные проблемы можно и нужно формировать ключевые компетентности и тем самым обеспечить реализацию требований ФГОС. В связи с этим произошли качественные изменения процесса обучения: изменилось содержание управленческой деятельности моей как учителя, а это привело к изменению характера деятельности учащихся. Так как еще буду работать целый год над данным исследованием, то будет создана педагогическая система, создающая условия для раскрытия творчества и рекомендации педагогам. К популярным личностно-ориетированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. «Работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативные умения. Много лет я использую данную технологию и вот как это я делаю на уроках физики: 1. Выбираю задание одно- два на группу. При подготовке к уроку выделяю эти задания, требующих определенных действий со стороны учащихся для усвоения нового материала, к примеру: чтение текста или ответы на вопросы по прочитанному и по прослушанному тексту. 2. Класс заранее разбиваю на группы 2-4 человека, стараюсь, чтобы в группе были сильный, слабый и средний по своим способностям учащийся. Предоставляю возможность самим учащимся определить роль каждого для выполнения задания, такие роли как: организатор активной деятельности, следит за активностью своей группы; контролер, отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы; лидер, который берет на себя ответственность подготовить всех членов группы к докладу по выполненному заданию. Прежде, чем учащиеся приступят к самостоятельной работе, я им говорю, что я рассчитываю на их ответственность за каждого члена группы, чтобы каждый хорошо усвоил материал и мог рассчитывать на высокий балл. 3. Если задание предусматривает ответы на вопросы по новому материалу, сформулирую по 2-3 вопроса каждому учащемуся группы, причем наиболее сложные вопросы адресую сильному ученику, он первым отвечает группе на эти вопросы. Одному из двух оставшихся учеников необходимо найти подтверждение ответам первого ученика в тексте учебника или справочника. Третий должен эти ответы записать или найти в тексте, придумать примеры, подтверждающие высказанную мысль или отвергающие ее. Далее по кругу ученики меняются ролями, они совместно должны дать ответы на все предложенные вопросы и от своей группы представить их на обсуждение класса. В результате группа представляет один вариант решения задачи, выполнения упражнения, при этом каждый ученик из группы должен уметь представить классу свой вариант и дать необходимые пояснения. 4.Заранее намечаю, кто из трех учеников будет докладчиком, другие могут дополнить его выступление. Если требует содержание, то ученики могут проиллюстрировать свои ответы рисунками, чертежами, графиком или схемой. 5.У ученика, которому отведена роль контролирующего, узнать насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как помогали друг другу, насколько заслужена одна общая оценка каждым членом группы. 6. В зависимости от работы ставится оценка на всю группу, например «отлично» или « хорошо». 7.В течение года каждый учащийся имеет возможность поработать в различных группах. Интегрирую работу таким образом, чтобы учащиеся проверяли подготовку домашних заданий в паре. Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти учащихся старшего возраста может быть оценена такими критериями: 10%- читает глазами, 26%-слышит, 30% -видит, 50% -видит и слышит, 70%-обсуждает, 80% -опирается на опыт, 90% говорит и делает совместно, 95%-обучает других. Эта технология имеет место в моем преподавании в организации обучения в группах при решении задач, при выполнении лабораторных и практических заданий, при изучении материала, при проверке домашнего задания. Воспитательный потенциал заложен в методе, проявляется положительная реакция на них учащихся и это очень подходит для нашей категории учащихся и влияет на динамику усвоения ЗУН (системность, прочность и понимание). Кроме того, взаимообучение обеспечивает развитие способности понимать и учитывать позицию другого человека, наличие особой точки зрения и возможные интеллектуальные трудности партнера и происходит более активное становление самостоятельности учащихся. Для ученика взаимообучение ценно тем, что он получает больше индивидуального внимания и эмоциональной поддержки, растет мотивация учения, деятельность на уроке доставляет ему больше удовольствия. Ученик в роли лидера часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваивать из позиции ученика. Усвоение знания после того, как они были преподаны другим, становятся значительно более глубоко понятными и систематизированными и изменяется поведение благодаря социальной фиксации доверия взрослых. Растет самоуважение и самодисциплина за счет освоения позиции лидера, влияющего на реальное благополучие других людей. Все время совершенствую методические приемы: моя находка--- прием «тайный сигнал» при объяснении сложной задачи. Как только рассмотрено важное место, непонимание которого не допустимо, говорю: «опустите голову вниз, закройте глаза; а теперь только те, кому что-либо было непонятно, посмотрите на меня! Достаточно, теперь все поднимите голову и откройте глаза». В зависимости от того, сколько было этих сигналов, решаю, как поступить дальше. Этот прием ликвидирует необъективность информации и необходимость публично признаваться в своей непонятливости. Для решения поставленных задач я использую в практической профессиональной деятельности следующие современные образовательные технологии и методики: Технология личностно-ориентированного обучения: технология разноуровневого обучения-технология обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого учащегося реализовать свои способности на продвинутом уровне; технология коллективного взаимообучения (КСО): эта технология имеет место в моем преподавании в организации обучения в группах при решении задач, при выполнении лабораторных и практических заданий. Воспитательный потенциал заложен в методе, проявляется положительная реакция на них учащихся и это очень подходит для нашей категории учащихся и влияет на динамику усвоения ЗУН ( системность, прочность и понимание). Проблемное обучение и технология обучения на основе конспектов опорных сигналов, схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов); технология сотрудничества (С.Т.Шацкий, В.А. Сухомлинский, К. Роджерс) используется по всем разделам физики, особенно в разделе «Электродинамика», так как здесь формируются профессиональные ключевые компетенции. Информационно-коммуникативные технологии, проектные технологии, технология компетентностно-ориентированного обучения: использую при совершенствовании формирования учебных компетенций средствами отбора информации, способами обеспечения учащихся эмоционально-волевого состояния на каждом этапе урока, чтобы повысить качество обучения и чтобы учащиеся овладевали навыками самообразования. В настоящее время информационно-коммуникативные технологии, заслуживают особое внимание. ИКТ используется для приобретения новых знаний, ключевых компетенций; Задание невозможно или затруднительно, или непрактично выполнить без применения данной технологии. Технология личностно-ориентированного обучения: в центре личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития; Продуманная внутренняя логика, научный подход, доступность и профессиональная направленность уроков позволяет добиваться достаточно высоких результатов обучения учащихся, пришедших получать рабочую профессию и общее среднее образование. Учебный материал, связанный с будущей профессией позволяет наиболее успешно решать поставленные профессиональные задачи. Обучение в сотрудничестве, эта технология обучения, основанная на принципах организации образовательного процесса в малых группах. Все новое и по-настоящему интересное рождается только в сотрудничестве. Технология обучения на основе конспектов опорных сигналов, схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) позволяет учащимся приводить в систему полученные знания, особенно при повторении и подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, а также к урокам обобщения учебного материала. По названной теме в основе профессиональной деятельности лежат психолого-педагогические идеи, что деятельность - это основа развития личности. Ключевые компетенции формируются у учащихся при условии их систематического включения в самостоятельную учебную деятельность. Особую роль при этом играет работа учащихся над проектами, в ходе которой они осуществляют, как правило, деятельность проблемно-поискового характера. Среди педагогических технологий, позволяющих включить учащегося в значимую для него деятельность, специального внимания заслуживает технология «метод проектов»----это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. С большим увлечением учащимся выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Метод проектов дает возможность мотивировать учеников, так как перед ребятами возникает значимая для них проблема, побуждающая внутренний положительный интерес к учению. Особенность метода проектов заключается в рациональном сочетании учениками теоретических знаний и практических применений для решения реальных проблем. Каждый этап проектной технологии способствуют формированию той или иной совокупности ключевых компетенций. Если учащийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Литература:

1.Журнал « Школьные технологии», 2012г. № 4

2.Журнал «Народное образование»,2012г. № 4

3.Журнал «Физика в школе», 2012г. № 1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconНина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова
Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими...
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Коронатова Нина Николаевна, учитель физики гимназия №406 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconМетодическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету,...
«Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики»
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconГероя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconМетодическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для...
Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconУрок физики в 7 классе «Суд над Инерцией»
Цели: Дидактические закрепить знания, полученные на уроках физики; развитие логического и абстрактного мышления; повышение интереса...
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconГригорий Медведев. Чернобыльская тетрадь
«Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики»
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconРеферат по теме «Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы»
Работу выполнила Колобова Елена Николаевна, учитель физики средняя общеобразовательная школа N12 г. Пушкино
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы...
...
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconРазвитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках...

Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconЧамеева Нина Николаевна учитель английского языка Республиканский конкурс
Технологии: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, магнитофон, диск «Золотая классика»
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках физики
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconКонспект урока физики «Путешествие в мире физических явлений»
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа...
Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна iconПрограмма проведения семинара: 900
«Визитная карточка образовательного учреждения», ознакомление с программой семинара. Директор гбоу гимназии №1542 Карнюшина Нина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск