Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 138.5 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.05.2014
Размер138.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Министерство образования республики Башкортостан

Отдел образования Администрации

муниципального района Белорецкий район

Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках физики

в 7-8 классах

Разработала

учитель физики, директор

МОБУ СОШ №1 с.Инзер

Хайбуллина М.С.

Урок- основная форма обучения

Курс физики основной школы закладывает фундамент знаний, поэтому очень важно для учителя работающего в основной школе, сделать изучение физики увлекательным для ребят, разбудить в учениках интерес к предмету.

Средства подведения учащихся к получению глубоких знаний известны:

1.это хорошо поставленные учебные физические эксперименты;

2. Четкое логическое построение излагаемого учебниками и учителями материала;

3. система учебных задач и вопросов;

4.эффективная организация обучения.

Урок- это основная организационная форма обучения в школе. За период своей профессиональной деятельности учитель дает более 25 000 уроков, каждый ученик за годы посещают более 10 000 уроков. С урока начинается учебно- воспитательный процесс, уроком и заканчивается. Каждый новый урок- это ступенька в знаниях и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Поэтому подготовка учителя к уроку- главный этап в работе каждого учителя- как удержать внимание учеников, развить у них интерес, и самое главное сформировать у учащихся познавательные потребности и способности к самообразованию.

Помню, когда начала работать учителем, меня попросили провести еще один урок физики дополнительно. Решила по изученной теме провести урок решение задач.

При опросе ребят оказалось, что 30% учащихся не помнят материал первого урока, хотя казалось, что урок удался: ребята сами сформировали цель урока, поставили задачу, сами ее решили, приводили примеры из жизни.

Для интереса спросила, чем занимались на предыдущих уроках. Выяснилось, что 20% учащихся не помнят ни один урок. Для себя поставила цель: выяснить причины не восприятия материала; организовать урок так, чтобы больше могли вспомнить материал урока.

Изучив литературу, проанализировать посещенные уроки других учителей, на опыте своей работы сделала выводы:

- заинтересовать учащихся;

- научить их самостоятельно добывать знания;

- пробудить желания, активизировать мыслительную деятельность усваивать материал;

- научить применять полученные знания.

Для этого необходимо правильно ставить следующие цели:


  1. Познавательные цели урока

  1. Познавательные цели урока- это цели не формирования какого- то понятия, а формирование способностей учащихся в добывании знаний об этом понятии в сравнивании с другими понятиями, умение отличать его от других и т.д.

  2. Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. Например, ребята научились применять знания в конкретных случаях:

Задание 1: В каких случаях можно говорить о действии силы: а) тело падает на землю, б) кипение воды, в)выпадение осадков.

Задание 2: Чем сила отличается от массы тела.

Задание 3: Книга лежит на поверхности стола, какие силы (тела) действуют на книгу и т.д.

  1. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознательность, систематичность, гибкость, прочность.

  2. Формировать то, что учащиеся должны познать, уметь в результате работы на уроке.




  1. Развивающие цели урока

Развивающие цели урока- это наиболее трудный аспект цели. Причина в том, что учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс обучения и воспитании, что развитие- результат правильного организованного обучения, следовательно, один и тот же развивающий аспект может быть сформулирован для нескольких уроков.

Или затруднения кроятся в недостаточном знании учителя тех областей педагогики и психологии, которые связаны со структурой личности, тех ее сфер, которые нужно развивать.

Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, сужая тем самым сферу развивающей деятельности.

Что же нужно развивать?

А. Развитие речи: обогащение и осложнение словарного запаса, усложнение ее смысловой функции и т.д.

1) Основной формой развития речи на уроке является пересказ домашнего параграфа (что нужно увидеть на уроках). Единицы учителей дают задание классу, чтобы работа на уроке была продуктивной, например, первому ряду составить план ответа, второму- подобрать дополнительные вопросы, третьему- составить рецензию на ответ (дополнить ответ примерами, выделить главную мысль рассказа, зарисовать рисунками ответ учащегося и т.д.).

2) Перед уроком дается задание двум учащимся 8 кл. Измерить влажность психометром и объяснить классу.

Б.Развитие мышления. Очень часто ставится задача: учить учащихся мыслить. Это конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть , а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

- учить анализировать

- учить выделять главное

- учить сравнивать

- учить строить аналогии

- обобщать и систематизировать овладение этими

- доказывать и опровергать методами и означает

- определять и объяснять понятия умение мыслить

- ставить и разрешать проблемы.

Допустим, ставится задача: сформировать у учащихся умение сравнивать, то это означает, что в течении нескольких (4-8) уроков сформировать такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнивания, умение выделять соотносить, сопоставлять, противопоставлять, умение устанавливать сходство и различие.

Умение сравнивать понятия, явления, величины хорошо учить ребят при изучении темы «тепловые явления». После 3-4 заданий ребята сам и стали выделять объекты сравнений (примеры в приложении 3)

В. Развитие сенсорной сферы (ориентировка в пространстве, во времени, различие формы, звуков и т.д.)

Г. Развитие двигательной сферы.


  1. Воспитывающие цели урока

По –настоящему, развивающее обучение не может быть воспитывающим. Вспомним слова Ильина: «Учить и воспитывать –как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка- творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке.

Действительно, если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создает в классе творческую обстановку, то какое обучение и будет воспитывающим.

При подготовке к уроку учителю следует учитывать работоспособность учащихся, которая очень хорошо прослеживается в таблице Брагина Г.В.

Недельная работоспособность учащихся


Дни недели

Уроки

1

2

3

4

5

6

Понедельник

У

У

У

У

У

Н

Вторник

Б

Б

Б

Б

У

Н

Среда

Б

Б

Б

Б

У

Н

Четверг

У

Б

Б

Б

У

Н

Пятница

У

У

У

Н

Н

Н

Суббота

Н

У

Н

Н

Н

Н


Б- высокая работоспособность (благоприятная зона);

У- средняя (удовлетворительная зона);

Н- низкая (неудовлетворительная зона).

При снижении работоспособности происходит снижение психических функций ученика- восприятие, внимание, память, интерес, воля и т.д. При этом могут нарушаться физиологические функции,- повышается давление, увеличивается температура тела, появляется головная боль и т.д.

Важнейшим фактором повышения эффективности урока является поддержание на высоком уровне работоспособности учащихся. Но сначала давайте представим себе, как происходит утомление.

Каждый вид деятельности управляется определенным участком коры головного мозга. Длительное занятие однородной деятельности вызывает в данном участке торможение, которое захватывает соседние участки. Возникает защитное, или запредельное, то есть способность отвечать на раздражители.

Утомление вызывает и легкая, однообразная, длительная работы. Быстро наступает утомление при выполнении неинтересной работы.

Если разумно переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, то и на 6 уроке их работоспособность повысится.

В зоне Б рекомендуется менять вид деятельности до 3-5 раз, в зоне У- до 5-7 раз, в Н- до 9 раз.

При наблюдении за классами было замечено, что если класс приходит с урока, где была контрольная работа, или учитель весь урок давал записи, или была лекция, то работать с таким классов намного труднее, чем с классом, пришедшим с урока, где смена деятельности была более 3-х раз. В одном и том же классе провела диагностические замеры, провела самостоятельные работы на 15 минут в двух различных ситуациях.

Пришли учащиеся на 5 урок: 18 человек.
c:\documents and settings\секретарь\local settings\temporary internet files\content.word\изображение 006.jpg
После урока лекции: успеваемость 65%

качество 35%
Поэтому, если необходимо провести контрольную работу, часто интересуюсь у учителей, была ли еще на каком уроке контрольная работа. В 7-8 классах длительность непрерывного говорения учителя не должна превышать 10-15 минут. В одной из методических разработок прочитала, что если дать самостоятельную работу в начале урока на 15 минут, то это неблагоприятно влияет на работоспособность детей: им трудно сосредоточится на изучение нового материала. Я убедилась, что если дать самостоятельную работу после темы, то некоторые ученики начинают делать самостоятельную работу с учетом материала, изученного на уроке, хотя сама самостоятельная работа по темам предыдущих уроков. После проведения нескольких самостоятельных работ в начале урока и в конце для себя сделала выводы, что в начале урока проводить можно, не только организацию в дальнейшем урока проводить на более высоком уровне. Еще одной причиной на влияние продолжения урока- это постоянное проведение самостоятельных работ и ребята привыкают к таким заданиям, они не создают трудности в дальнейшем на уроке. Если проводить самостоятельные работы по новой теме, то результаты получаются хорошие, но эффективности не дают. Вводимые сейчас тестирования и ЕГЭ требуют от учащихся прочных долговременных знаний по всем темам, а не кратковременных.

При организации учебного процесса большинство учителей забывают о психологической атмосфере в классе. Потому что результат обучения и развития в значительной степени зависит от того, в какую позицию поставлен ученик. Если ученик конфликтует с учителем, то и к предмету он относится негативно, он перестает учить домашнее задание, на уроке не слушает и т.д., отсюда пробелы в знаниях и неуспеваемость по предмету. Эффективность обучения велика, когда ученик поставлен в активную познавательную позицию. В этом случае роль учителя меняется. Он учит учеников учиться. И тем самым дает им в руки мощное средство познания. Еще раз хочется отметить, что ценнее вооружить ученика умениями самому добывать знания, чем наполнить его готовыми знаниями.

Часто психологическая атмосфера в классе оказывает большее влияние на познавательную активность учеников, чем самые модные методы и средства обучения. Мастерство учителя проявляется в том, что он обеспечивает успех в учении каждому ребенку. Если ученик постоянно не готов к уроку, у него неудовлетворительные оценки по самостоятельным работам, необходимо подумать о том, как оптимизировать ему успех в учении. Если данного ребенка вызвать к доске и устроить ему принародное судилище, или вызвать родителей в школу, чтобы контролировали учебу сына или дочери- все это вызывает у подростка только отрицательные эмоции и положительное отношение к предмету не формирует, да еще и травмирует психику. Необходимо понимать, что для подростков мнение сверстников более значимо, чем мнение родителей или учителей. Поэтому, учитель должен побеспокоится , чтобы каждому ученику было комфортно в классе. Не допускать унижения, а, напротив, обеспечить высокую положительную эмоциональность урока. Учащимся, которые не готовятся к урокам, даю задание индивидуально на уроке: найти ответы на вопросы по учебнику, пересказ части параграфа, рассказать об опыте по учебнику, приготовить опыт и показать его, объясняя и т.д. На открытом уроке «Кипение» такое задание было дано ученику, который часто не готов к уроку. На следующем уроке я дала этому ученику следующее задание: что общего и что различно между удельной теплотой плавления и удельной теплотой парообразования. Он справился очень хорошо. Что самое главное попросил еще индивидуальное задание. Необходимо только постоянно проверять то, что задаешь. О функции контроля остановимся более подробно, но немного позже.

В обучении школьников следует опираться на следующие свойства и качества их познавательной деятельности.

  1. Ребенок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремление

познать все новое, неизвестное, неизведанное. Он и познает всегда, везде, все, что попадает в поле зрения. Детей, равнодушных к знанию, не существует. И если, тем не менее, в школе у нас нередко встречаются дети, которых называют равнодушными к знаниям, то это большей частью следствие плохо поставленного облегчения или ненормальных условий в семье. В этом случае познавательные интересы школьника по-прежнему сохраняются, но только к тому, что находиться за пределами школы. Значит, в том, что ученик потерял интерес к учению, виноват не столько он сам, сколько …мы с вами!

Соответствующим изменением преподавания и воздействием на домашние условия почти всегда можно переключить преимущественные интересы ученика с постороннего на учение. Правда, далеко не всегда такое переключение легко дается: перевоспитывать, как известно, куда труднее, чем не допускать вредных перекосов в воспитании. А поэтому- профилактика и еще раз профилактика, прежде всего на уроке, потому что с малозаметных неопытному глазу неудач в обучении начинается потеря интереса к учению.

  1. Школьник обладает нормальными умственными способностями внимания,

воображения, памяти, мышления и т.д., он обладает и элементарными познавательными навыками- умением слушать, понимать сказанное и прочитанное, воспроизводить знания, наблюдать, даже исследовать и т.д. Совершенно неспособных к учению среди нормальных детей нет.

А в школе «неспособных» оказывается иногда довольно много. В чем дело? Видимо, в том, что в условиях организационного обучения, а каждой его ступени школьнику, кроме имеющихся знаний и навыков, требуется еще специальный запас сведений и специфических навыков, необходимых для работы над новым учебным материалом. И если этого нет, в познавательной базе ученика выпадает один кирпич, другой, третий, начинается хроническое отставание, и ученик превращается в «неспособного».

Отсюда совершенно определенный вывод для учителя: в обучении не полагайся только на сознательность и добрую волю ученика, повседневно и настойчиво следи за его работой, вовремя помоги, предотврати отставание. А если оно (может быть, и не по твоей вине) все же появилось, сделать все, чтобы его преодолеть, и опять –таки не полагать на его волю или добросовестность и возможность его родителей. Профилактика пробелов и здесь намного эффективнее, чем запоздалые сетования по их поводу.

  1. Дети одного и того же класса отличаются друг от друга, о чем я упоминала уже не раз,

поэтому успешное обучение школьников требует сочетания общей работы с индивидуальным подходом к каждому ученику. Проблема эта практически очень трудно решается, но ее необходимо решать. Остановлюсь на главных способах индивидуализации обучения на уроке:

а) При объяснении материала учитель учитывает тех учащихся, которым трудно понять материал. Таких учащихся надо привлекать к активной работе, необходимо следить за их выражением лица, мимикой, жестами.

б) Во время самостоятельной работы к слабоуспевающим учащимся следует подходить чаще, помогать и одобрять их. Дать учащимся индивидуальное задание с учетом необходимости восполнить пробелы.

в) Индивидуализировать домашнее задание. Не годится, когда одинаковое задание для всех не вызывает напряжение сил (и, следовательно) продвижение в умственном развитии) у сильных учащихся, приводя в то же время слабых в отчаяние.

г) Проверку тетрадей следует осуществлять не равномерно, а на память, что чем слабее ученик, тем чаще его работу надо контролировать.

д) проводить индивидуальную работу с сильными учащимися, чтобы вывести их за пределы программы.

Недопустимо деление класса на стабильные подгруппы по успеваемости: это ведет к отрицательным воспитательным последствиям для всех, в том числе и для сильных.

Для успешного проведения урока, получения от него удовлетворения учителю следует уметь создавать у себя творческое самочувствие. Этот термин введен К.С. Станиславским для определения состояния актера. Он вполне применим и к учителю. Это особое психическое и физическое состояние учителя, при котором он достигает наибольших результатов в труде, находится в состоянии вдохновения, получает наивысшее удовлетворение от работы, заряжает аудиторию своей энергией и получает от нее наибольшую отдачу. Это состояние характеризуется повышенным вниманием, воображением, наблюдательностью, подбором удачных речевых оборотов. Внешне со стороны это состояние можно увидеть по физической подтянутости, собранности, мобилизованности всех сил учителя, особому блеску глаз, улыбке. Учитель весь искрит.

К.С. Станиславский по отношению к актерам говорил, что гении всегда находятся в творческом состоянии, люди средних способностей- иногда посредственности могут ни разу в жизни не испытывать творческого состояния. Эту мысль в полной мере можно отнести и к учителю. Однако должны быть найдены приемы создания творческого самочувствия. Рассмотрим прежде причины его отсутствия. Это, во- первых, не любовь к своей профессии, к детям. Во-вторых, переутомление, конфликты, неудачи в работе и пр. Мы не беремся искать приемы для нейтрализации первой причины. С целью показа приемов создания творческого самочувствия через преодоление причин второго порядка рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация первая. Учитель уже провел сегодня несколько уроков, он устал, а надо еще на один урок. Как восстановить силы с тем, чтобы сам учитель и класс получили от урока удовлетворение? Для этого полезно на перемене расслабиться, отдохнуть в течение 4-5 минут. В школе должен быть уголок психологической разгрузки, в котором есть удобная мебель, магнитофон с записями классической (не ритмичной!) музыки. Учитель принимает удобную позу и, мысленно проговаривая известные формулы самовнушения, расслабляется. Короткий отдых восстанавливает его силы, а это может быть одним из условий творческого самочувствия на уроке.

Ситуация вторая. Предстоит дать урок нелюбимой учителем теме. Как здесь войти в творческое самочувствие? Чаще всего мы не любим те темы, которые недостаточно хорошо знаем. Значит, для начала надо хорошо изучить тему, разобраться в ней самому, тогда или в теоретической или в прикладной части мы обязательно найдем что- либо интересное, привлекательное и сумеем передать это нашим ученикам.

Ситуация третья. Предстоит урок в классе, с которым как-то не сложились отношения. Настроение учителя портится заранее от одного только ожидания встречи с этим классом. Что делать в этом случае? Надо постараться создать у себя настрой на интересную работу с эти классом. Особенно тщательно подготовить урок, продумать приемы привлечения непроизвольного внимания школьников, создания атмосферы насыщенной учебной деятельности. И с помощью формул самовнушения придать себе состояние уверенности в ожидаемом успехе.

Конечно, следует понимать, что в названных ситуациях и во многих других, которые могут возникнуть в работе учителя, должен быть развит волевой компонент.

Любовь к своей профессии, к детям, сформированная гуманистическая направленность личности учителя, хорошие профессиональные знания учителя, развитые педагогические способности, умение в области педагогической техники, постоянная работа над собой- вот необходимые условия достижения учителем высокого профессионального мастерства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск