Скачать 144.49 Kb.
|
Конспект урока физики «Путешествие в мире физических явлений» 8 «А» класс Автор: Бусыгина Л. М., учитель физики МБОУ СОШ № 43 г. Белгорода Явления природы своим величием зачастую приводят человека в ужас; он чувствует себя ничтожным, когда перед его глазами выступает такая сила, такая мощь, такое зрелище, перед которым бледнеет сила не только одного человека, но и всего человечества. Н. Налбандян (армянский писатель, публицист, философ ХIХ в.) Тип урока: контроль знаний по курсу физики 8-го класса Цель урока: Социально-психологическая: Учащиеся должны:
Академическая: Учащиеся должны различать тепловые, электрические, электромагнитные и оптические явления и объяснить эти явления. Знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменение температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества, закон Ома ,сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, решать задачи на практическое применение основных понятий и законов. Учащиеся должны устранить пробелы в знаниях (проверить их на соответствие требованиях обязательного образовательного минимума и уметь решать задачи по формулам, приведенным в учебнике, по образцу, данному учителем.) Задачи урока.
Выявить уровень усвоения ранее изученного материала, основных понятий тем «Тепловые явления», «Электрические и магнитные явления», «Оптические явления».
Стимулировать учащихся к подготовке учащихся к экзамену, способствовать формированию умения группировать материал по указанным признакам; решать теоретические, практические и технические проблемы. Способствовать формированию элементов материалистического мировоззрения, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Обеспечить развитие творческих способностей: строить цепочку логических рассуждений, высказывать собственные суждения, выдвигать альтернативные идеи и защищать их, формировать выводы и заключения. Способствовать развитию мыслительных способностей учащихся: Выделять главное: обобщать и систематизировать мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях и оценить их. В связи с тем, что учащиеся 8 в класса должны по окончанию учебного года сдавать устный экзамен по физике было организовано повторение учебного материала на уроках, на консультациях, в ходе выполнения домашнего задания. Класс предварительно распределен на группы, в каждой группе выделен руководитель. Группы составлено одинаково по способностям учащихся. Оговаривались темы, по которым учащиеся должны были повторять следующие разделы физики 8 класса: «Тепловые явления», «Электрические явления», «Электромагнитные явления». Представленный урок задуман как контроль знаний по темам «Тепловые явления», «Электрические явления», «Электромагнитные явления» в игровой форме работы групп по станциям.
Вопросы на станциях подбирались так, чтобы учащиеся могли показать знания, как на репродуктивном, так и на конструктивном уровне. Учителем проведена подготовительная работа с начальниками станций. В качестве начальников станций приглашены студенты физического отделения физико-математического факультета БелГу, бывшие ученики Бусыгиной Л.М, а также учащиеся 9 «А» класса, так же обучающиеся у данного учителя, с которыми были обсуждены все вопросы по указанным ранее темам, о выставлении баллов каждому ученику в маршрутных листах групп. На станции «Тепловые явления» были выставлены следующие демонстрационные приборы: калориметр, термометр, психрометр, гигрометр, модель кристаллической решетки, теплоприемник. На станции «Электрические явления»:
На станции «Электромагнитные явления» выставлены следующие приборы:
В начале урока руководителям групп выдается маршрутный лист, который будет заполняться при посещении в определенном порядке станций. Ход урока. Вступительное слово учителя: «Мы отправляемся в путешествие по станциям, на которых вы ответите на все вопросы, начальникам станций тепловых, электрических и электромагнитных явлений. Пребывание на каждой станции 5 минут». Доброго пути! Станция № 1 «Тепловые явления» 1. Какие тела обладают внутренней энергией? Чему она равна и отчего она зависит? 2. Рассказать о способах изменения внутренней энергии. Привести примеры. 3. Как вы представляете себе явление теплопроводности? Где вы его наблюдали? 4. Какие тела - твердые жидкие или газообразные - обладают лучшей теплопроводностью? Почему? 5. Какую теплопередачу называют конвекцией? В чем главное отличие конвекции от теплопроводности? 6. Приведите пример конвекции и поясните, как именно происходит передача теплоты в рассматриваемом вами случае? 7. В каких телах - жидкостях, твердых телах, газах - наблюдается конвекция? Почему? 8. Может ли энергия передаваться от одного тела к другому с помощью теплопроводности или конвекции, если тела наводятся в безвоздушном пространстве? (Вакууме) 9. В каком случае энергия передается излучением? Поясните на примере. 10. Как зависит излучение от температуры? 11. Как называют энергию, которую тела получают или отдают при теплопередаче? 12. От чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела? 13. Записать формулу для нахождения количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяющегося при охлаждении тела. Написать единицы измерения количества теплоты. 14. Какую физическую величину называют удельной теплоемкостью? Какой буквой ее обозначают? Каковы единицы измерения? 15. Какие состояния вещества называют агрегатными? Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? Приведите примеры? 16. Объясните на основе молекулярно-кинетической теории, чем определяется состояние (твердое, жидкое и газообразное) данного вещества. 17. Какое изменение агрегатного состояния вещества происходит при плавлении? при отвердевании? При каком условии тело плавится? отвердевает? 18. Объясните на основе молекулярно-кинетической теории переход вещества из жидкого состояния в твердое? Как изменяется внутренняя энергия при таком переходе? 19. По какой формуле рассчитывается количество теплоты при плавлении и отвердевании? 20. Какое явление называют парообразованием? Какие существуют два вида парообразования? 21. Какое явление называют конденсацией? 22. Записать формулу, по которой рассчитывают количество теплоты, необходимое для превращения жидкости в пар? Станция № 2 "Электрические явления" 1. В каком случае говорят, что тело наэлектризовано? Какие существуют электрические заряды? Как они взаимодействуют между собой? 2. В каком случае в пространстве существует электрическое поле? Как его можно обнаружить? 3. Опишите ядерную модель атома, предложенную Резерфордом, из каких частиц состоит атом? Почему атомы электрически нейтральны? 4. Объяснение электрических явлений. 5. Источники тока. 6. Электрический ток. Сила тока. Единицы силы тока. 7. Электрический ток в металлах, 8. Что такое электрическая цепь, схема? Нарисуйте схему карманного фонаря. Направление тока. 9. Действия электрического тока. 10. Электрическое напряжение 11. Электрическое сопротивление. 12. Закон Ома для участка цепи. 13. Последовательное соединение проводников. 14. Параллельное соединение проводников. 15. Работа электрического тока. 16. Мощность электрического тока. 17. Нагревание проводников. Закон Джоуля-Ленца. 18. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. 19. Короткое замыкание. Предохранители. 20. Проводники, непроводники /изоляторы/ электрического тока. 21. Электроскоп. 22. Реостаты. Станция № 3 "Электромагнитные явления" 1. В чем проявляется магнитное действие электрического тока? 2. Каковы условия существования магнитного и электрического полей? Что именно служит источников магнитного поля? 3. Какие линии называют магнитными линиями магнитного поля? Какой вид, этих линий у магнитного поля прямого проводника с током? 4. Какое направление принято за направление магнитной линии? 5. В каком случае вокруг заряженных тел возникает только электрическое поле, а в каком - и электрическое и магнитное? 6. Какие опыты показывают, что катушка с током представляет собой магнит? 7. Какова картина магнитного поля катушки с током? Изобразите ее с помощью магнитных линии? 8. Что такое сердечник катушки? Какова его роль? От каких факторов зависит магнитное поле. Катушки с током? 9. Как устроен электромагнит? Каковы основные его части? 10. Какие свойства электромагнита обусловили его широкое применение в технике? 11. Как и из какого материала можно изготовить постоянный, магнит? Какие по норме обычно они бывают /постоянные магниты/? 12. Где расположены у магнита его полюсы? Сколько их? Как они называются? Почему? 13. Как взаимодействуют разноименные и одноименные полюсы магнита? 14. Какова картина магнитного поля полосового магнита? Изобразите ее с помощью магнитных линий, показав стрелками направление этих линий. 15. Какова картина магнитного поля дугообразного магнита? Изобразите ее с помощью магнитных линий, показав стрелками направление этих линий. 16. Какое поведение магнитных стрелок свидетельствует о наличии вокруг Земли магнитного поля? Где находятся магнитные полюсы Земли? 17. Что такое магнитная буря? магнитная аномалия? Каковы их причины? 18. В чем проявляется действие магнитного поля на проводник с током? 19. Какими способами можно изменить направление движения проводника с током в магнитном поле? 20. Как устроен и действует электродвигатель? Какая его основная часть аналогична "рамке"? 21. Покажите на действующей модели основные части электрического двигателя? Каков принцип его действия? За счет какой энергии он работает? Станция № 4«Подумай и ответь» Тепловые явления 1. Почему после сильного шторма вода в море становится теплее? 2. Почему алюминиевая кружка с горячим чаем обжигает губы, фарфоровая чашка нет? 3. Почему в холодных помещениях быстрее всего мерзнут ноги? 4. Рабочие цехов и кочегары носят комбинезоны, покрытые металлическими блестящими чешуйками. Почему они хорошо защищают человека от жары? 5. Почему железные печи быстрее нагреваются и нагревают комнату, чем кирпичные, но не так долго остаются теплыми? 6. Почему зимой при длительных остановках выливают воду из радиаторов автомобилей? 7. Почему белье сохнет медленно, если оно сложено в кучу? 8. Нагреется ли вода до более высокой температуры, если она будут дольше кипеть? 9. Если подышать на зеркало, то оно запотевает. Почему? 10. Как устраивают теплицы и с какой целью? 11. Когда лучше срезать листья салата, чтобы они были сочными: рано утром или после жаркого дня? 12. Если ударить несколько раз молотком по кускам стали и свинца, имеющим равные массы, то свинец нагреется больше, чем сталь. Почему? 13. Почему вода в пол-литровой кружке закипает на плите скорее, чем в большое чайнике? 14. Если весной или осенью ожидается ясная ночь, садовники разводят костры, дающие много дыма, обволакивающего растения. Почему? 15. Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обильный снег или бесснежная зима? 16. Почему в летний день температура воды в водоеме ниже, чем температура песка на берегу. А как бывает ночью? 17. Какой кирпич – обыкновенный или пористый обеспечивает лучшую теплоизоляцию здания? 18. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок? 19. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной ложкой? 20. Как можно отогреть озябшие руки, не используя нагретых или теплых предметов? 21. Почему не замерзает картофель, зарытый на зиму в яму? 22. Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильно и жары шапки-папахи и теплые халаты? 23. Объясните, почему зимой в лесу во время сильных морозов трещат деревья. 24. Удастся ли на пламени свечи вскипятить ведро воды? Почему? Электрические явления
Электромагнитные явления
Станция №5 «Подумай и реши» Расчетные задачи из сборника задач по физике. Автор: Лукашик.
Станция № 6 «Мои тетради» На станции «Мои тетради» ученики начальнику станции предоставляют тетради: рабочую тетрадь, для контрольных работ, тетрадь для лабораторных работ, тетради для подготовки к экзамену. За ведение данных тетрадей выставляется общий балл. Вывод по уроку: Такой тип урок контроля знаний удобнее применять не только для подготовки к экзамену, но и для итогового контроля знаний по отдельным темам курса 8 класса. Такая форма контроля знаний вызывает у учащихся интерес к изучению физики. Учитель, анализируя маршрутные листы учащийся имеет возможность дальше работать над пробелами в знаниях учащихся при подготовке к экзамену. Литература
|
Образовательный стандарт основного общего образования по физике изучение... Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности... | Радиофизический факультет Цель курса атомной физики состоит в формировании у студента целостной системы знаний по основам современной физики атомов и атомных... | ||
Российской федерации В рамках данной дисциплины рассматриваются основные принципы и законы физики и биофизики, методы наблюдения и экспериментального... | Рабочая программа Современные проблемы Целью курса является изучение основных физических явлений, фундаментальных понятий, законов и теории классической и современной физики,... | ||
Урока: Вводная лекция. Оснащение урока Познакомить учащихся с нового предметом физика посредством демонстрации физических явлений и опытов | Урок физики в 8 классе. Тема: Удельная теплота парообразования. Количество... Продолжить формировать умение учеников применять основные положения мкт в объяснении физических явлений | ||
Конспект урока физики в 7 классе Тема: Сила Методические цели: Предметные:... Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок | Реферат На тему Возрождения, классическая и современная физика. Приведены краткие биографии ученых, внесших наибольший вклад в естествознание и формирование... | ||
Конспект урока физики в 7 классе составила учитель физики Павленко... Для демонстрационного опыта: два бруска, длинная деревянная линейка, гиря, штатив, груз на резиновом жгуте, мешочек с песком на резиновом... | Конспект урока объяснения нового материала, 8 -й класс Познакомить учащихся с принципом работы и устройством паровой машины, паровой турбины, двс, на их примере показать использование... | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс способствует формированию... Позволяет более глубоко использовать знания, полученные на уроке при изучении физических явлений, процессов, законов | Рабочая программа дисциплины Целью изучения дисциплины является: изучение основных физических явлений и идей, овладение фундаментальными понятиями, законами и... | ||
Конспект урока «Тепловые двигатели» 8 класс фио (полностью) Волков Андрей Леонидович Познакомить учащихся с принципом работы и устройством паровой машины, паровой турбины, двс, на их примере показать использование... | Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | ||
Тема: «Приглашение в увлекательное путешествие по стране Знаний» Цель урока. Формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Изучение фундаментальных... Формирование навыков проведения научных исследований, ознакомление с современной научной аппаратурой. Ознакомление с историей физики... |