«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад





Название«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад
Дата публикации19.05.2015
Размер93.6 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Биология > Доклад
Второй открытый интернет – фестивале и конкурсе

исследовательских и творческих работ учащихся

«В мире искусства 2012»


«Маленькие шедевры большой музыки.

Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса»

Доклад

Выполнен учеником

6 класса

МБОУ ДОД ДШИ

г. Великий Устюг

Козулиным

Михаилом Николаевичем

(12 лет)

Научный руководитель -

преподаватель

теоретического отделения

МБОУ ДОД ДШИ

г. Великий Устюг

Шехирева Елена Максимовна

Телефон: 8-921-127-48-79

электронный адрес:

shekhinya@yandex.ru

МБОУ ДОД Великоустюгская ДШИ

162390 г. Великий Устюг

Вологодской обл.,

Красный пер., д.8

8 (81738) 2-16-79

Электронный адрес школы:

vudshi@vologda.ru

Великий Устюг

2012 год

Тема моей работы связана с одним из известных произведений мировой музыкальной культуры – «Сюитой для камерного оркестра «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. Обращение к данному произведению не случайно. Сегодня мы часто слышим номера «Карнавала» или их фрагменты в различных концертных исполнениях. Изучение «Карнавала животных» входит в программу курса музыкальной литературы первого года обучения. Но публикаций, посвященных характеристике данного цикла, а также анализу и разбору его пьес, в современной методической и учебной литературе не так уж много. Поэтому меня заинтересовало: кто и как создал эти произведения, что хотел донести до нас композитор, и как ему удалось сочинить такую восхитительную и по сей день очень популярную музыку.

Шарль-Камиль Сен-Санс (1835-1921) – известный французский композитор органист, пианист, дирижёр, музыкальный критик и писатель второй половины XIX – начала XX века. Сен-Санс человек очень разносторонне одарённый. Он писал стихи и пьесы, рисовал карикатуры и писал критические заметки. Композитор был эрудитом в истории, вместе с тем он живо интересовался зоологией, ботаникой, астрологией, физикой, астрономией. Сен-Санс даже был избран членом Французского астрономического общества. Наиболее яркая область творчества композитора симфоническая и инструментально-ансамблевая музыка. В своём творчестве Сен-Санс любитель виртуозных концертов, отдавал предпочтение инструментальным жанрам.

Но, несомненно, визитной карточкой композитора является его цикл «Карнавал животных». Очень интересна история его появления. Сен-Санс написал «Карнавал животных» в Вене в феврале 1886 года всего за несколько дней. Там он, прославленный пианист и композитор, утомленный гастролями по Германии, уединился в маленьком тихом местечке Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник «жирного» вторника. «Жирный» вторник праздник-карнавал, который отмечается в католическом мире накануне «Пепельной» среды, знаменующей начало Великого поста.

Первое исполнение «Карнавала животных» состоялось 9 марта 1886 года, в Париже сразу же после написания, в узком кругу. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять пьеса «Лебедь» для виолончели и двух фортепиано.

Мне не очень понятно это решение композитора, потому что, на мой взгляд, каждая часть, каждая тема этого цикла очень талантливо рисует картину и точно передает характер животных: величественность льва, глупое кудахтанье кур, пружинистые прыжки кенгуру, упрямость и глупость музыкального критика осла, отблеск рыбьей чешуи, тучность и сентиментальность слона. А еще мне понравилась пьеса «Пианисты», так как она очень напоминает те гаммы и упражнения, которые усердно повторяет на фортепиано моя сестричка Света. Я нарисовал рисунки ко всем пьесам цикла «Карнавал животных» и постарался в них передать мое настроение и впечатление о каждой из этих миниатюр.

После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922 года. Музыка сразу получила большую известность и стала часто исполняться в концертах. Это не случайно, так как «Большая зоологическая фантазия» (таков авторский подзаголовок сюиты), наполненная тонким юмором и талантливой изобретательностью, знакомит слушателей с персонажами воображаемого карнавального шествия, представителями царства птиц и зверей. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для их исполнения.

Музыка «Карнавал животных» наполнена юмором, иногда переходящим в сатиру, в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных. «Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя, в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют», так писал А. Майкапар о «Карнавале животных» (журнал «Искусство» №15, 2000 год).

Цикл «Карнавал животных» является прекрасным примером программной музыки. Программными называются все произведения, имеющие названия, эпиграфы или развернутую литературную программу. А если музыка что-то или кого-то изображает, она называется программно-изобразительной. Дар изображать в музыке движения людей, животных, птиц дается далеко не каждому композитору. Камилю Сен-Сансу удалось это в полной мере. Используя звукоизобразительные возможности музыкальных инструментов, Сен-Санс рисует животных настолько точно, что в музыке «Карнавала» можно услышать рычание льва, кудахтанье кур, тяжелую поступь слона и прыжки кенгуру.

Авторская инструментовка такова: флейта (в финале также флейта-пикколо), кларнет, стеклянная гармоника (в наше время её партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте), ксилофон, два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас.

По форме «Карнавал животных» является сюитой из четырнадцати миниатюр. № 1 – «Вступление и Королевский марш льва», № 2 – «Куры и петухи», № 3 – «Антилопы», № 4 – «Черепахи», № 5 – «Слон», № 6 – «Кенгуру», № 7 – «Аквариум», № 8 – «Персонажи с длинными ушами», № 9 – «Кукушка в глубине леса», № 10 – «Птичник», № 11 – «Пианисты», № 12 – «Ископаемые», № 13 – «Лебедь», № 14 – «Финал».

В данной работе я не буду рассказывать о каждой миниатюре, о музыке «Карнавала» можно говорить очень долго и увлекательно. Остановлюсь лишь на самой известной пьесе – «Лебедь», которая написана для виолончели и двух фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов, часто исполнялась в концертах и имела огромный успех у слушателей. Уже на протяжении более ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, а также вокальные обработки.

«Лебедь» – единственный серьезный номер в этой комической сюите, Мне кажется, что музыка этой пьесы рисует светлый образ совершенной красоты, неподвластной времени. Классическая чистота и строгость мелодии, благородный «бархатный» тембр виолончели сделали эту пьесу шедевром лирики. Певучая мелодия виолончели рисует картину плавного движения лебедя по поверхности воды, а фортепиано подражает легкому плеску воды. «Лебедь» Сен-Санса чем-то напоминает мне пушкинского лебедя-принцессу, величественного и божественно красивого, стройного, задумчивого и даже немного волшебного.

Я уже упоминал о том, что музыкальный «Лебедь» получил блистательную судьбу, он быстро выделился из «Карнавала животных» и зажил своей собственной жизнью. На эту музыку хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. В этом номере «Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты. Сен-Санс видел его и был удивлён трактовкой (ведь в пьесе композитора лебедь не умирает), но он не возражал против неё. После окончания этого номера мне хочется еще долго посидеть в тишине, как бы дослушивая отголоски последних аккордов. А еще мне особенно приятно, то, что я представлял себе лебедя именно таким – нежным и хрупким.

Когда я услышал «Лебедя» в первый раз, меня, как скрипача, поразил этот красивый «бархатный» тембр голоса виолончели, его вибрация, завороженность и нежность. А скоро я буду играть «Лебедя» на скрипке, мой преподаватель Шильниковская Людмила Евгеньевна нашла ноты этой музыки Сен-Санса, чему я несказанно рад! Попробую тоже передать волшебство и красоту этой музыки!

Спасибо Сен-Сансу за замечательную музыку, а моему преподавателю музыкальной литературы, Шехиревой Елене Максимовне, за помощь в знакомстве с музыкой «Карнавала животных».
Список использованной литературы

  1. Владимирова О.А. Слушание музыки. Первый год обучения. Учебное пособие со звуковым приложением (СD) для ДМШ и ДШИ. – СПб.: Композитор, 2008.

  2. Кремлёв Ю. А. Камиль Сен-Санс. – М.: Советский композитор, 1970

  3. Русский балет. Энциклопедия. БРЭ «Согласие», 1997.

  4. Майкапар А. «Лебедь» Сен-Санса. Журнал «Искусство», 2000, №15.

  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. Учебник для музыкальных школ. – М: Музыка, 2000.

  6. Поспелов П. «Карнавал животных». – Русский Телеграф, 1997 г.

  7. Роллан Р. Камиль Сен-Санс. М., 1938.

  8. Сто великих композиторов /Автор-составитель Самин Д.К. – М.: Вече, 1999.

  9. Ушакова О.Д. Великие композиторы. Справочник школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2004.

  10. Авторская программа А.Варгафтика «Партитуры не горят». «История создания «Карнавала животных» Камиля Сен-Санса. ВГТРК «Культура. 2007 г.

  11. Источник фотографий и рисунков – интернет.

  12. Свои иллюстрации в пьесам «Карнавала животных»

Приложение 1
Портрет Камиля Сен-Санса


Приложение 2

Титульный лист «Карнавала животных»




Приложение 3

Мои иллюстрации к пьесам цикла Сен-Санса «Карнавал животных»

1 «Королевский марш львов»



2 «Куры и петухи»



3 «Антилопы» (быстрые животные



4 «Черепахи»



5 «Слон»



6 «Кенгуру»



7 «Аквариум»

7 «Персонажи с длинными ушами»



9 «Кукушка в глубине леса»

10 «Птичник»



11 «Пианисты» (на фотографии моя сестричка Света играет гаммы и упражнения)



12 «Ископаемые»



13 «Лебедь»





14 «Финал»

Я и все мои рисунки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconРеферат на тему: «Жизнь и творчество Эжена Изаи»
Изаи в число выдающихся интерпретаторов, определили самобытный характер его исполнительского и композиторского творчества. Его вдохновенные...
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассаживание гостей, членов жюри Шедевры средневековой музыки: Кельтская гитара
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconУрок обобщение (в форме урока-игры) Музыкальный материал: К. Сен-Санс «Лебедь»
«Образное содержание музыки». Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме. Развивать познавательный интерес, аналитические,...
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconИнформация о проведенных мероприятиях по акции
Морозовой С. В., школьного психолога Козыревой Т. М. «Маленькие детки-маленькие бедки?», Громовой Г. А. родительницы обучающейся...
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconКритические параметры при истечении газа из суживающегося сопла. Гипотеза А. Сен-Венана
Проработать самостоятельно и подготовить реферат на тему «Критические параметры при истечении газа из суживающегося сопла. Гипотеза...
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconКалендарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс
Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных...
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconПояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconВзаимопроникновение культур на примере произведений А. С. Пушкина...
Взаимопроникновение культур на примере произведений А. С. Пушкина «Маленькие трагедии»
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учить более точно описывать внешний вид (мордочка овальной формы), на мордочке глаза (круглые, черные, маленькие); торчащие, овальные,...
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconУрока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconЗадания для самостоятельной внеаудиторной работы слушателей Цикл
Неотложные состояния и помощь при острых терапевтических, хирургических заболеваниях, ожогах, обморожениях, отравлениях, укусах животных...
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconЮ. М. Виноградов филологи =сл=л=х\сен кандидач\, Ч=ваш Республикин в\ренъ институч\н доценч\

«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconРабочая программа по музыке для 5 класса Составитель: учитель начальных классов
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconРабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение...
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
«Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад iconКонкурсы, курсы, неделя математики, открытые уроки, математические бои, олимпиады и др
Победители: Андриянова Юлия, Ахметшина Камиля, Ашрафов Ашраф, Газизова Венера, Гусейнова Сусанна, Кудакаев Руслан, Мавлютов Марсель,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск