Скачать 93.6 Kb.
|
Второй открытый интернет – фестивале и конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «В мире искусства 2012» «Маленькие шедевры большой музыки. Цикл «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса» Доклад Выполнен учеником 6 класса МБОУ ДОД ДШИ г. Великий Устюг Козулиным Михаилом Николаевичем (12 лет) Научный руководитель - преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД ДШИ г. Великий Устюг Шехирева Елена Максимовна Телефон: 8-921-127-48-79 электронный адрес: shekhinya@yandex.ru МБОУ ДОД Великоустюгская ДШИ 162390 г. Великий Устюг Вологодской обл., Красный пер., д.8 8 (81738) 2-16-79 Электронный адрес школы: vudshi@vologda.ru Великий Устюг 2012 год Тема моей работы связана с одним из известных произведений мировой музыкальной культуры – «Сюитой для камерного оркестра «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. Обращение к данному произведению не случайно. Сегодня мы часто слышим номера «Карнавала» или их фрагменты в различных концертных исполнениях. Изучение «Карнавала животных» входит в программу курса музыкальной литературы первого года обучения. Но публикаций, посвященных характеристике данного цикла, а также анализу и разбору его пьес, в современной методической и учебной литературе не так уж много. Поэтому меня заинтересовало: кто и как создал эти произведения, что хотел донести до нас композитор, и как ему удалось сочинить такую восхитительную и по сей день очень популярную музыку. Шарль-Камиль Сен-Санс (1835-1921) – известный французский композитор органист, пианист, дирижёр, музыкальный критик и писатель второй половины XIX – начала XX века. Сен-Санс – человек очень разносторонне одарённый. Он писал стихи и пьесы, рисовал карикатуры и писал критические заметки. Композитор был эрудитом в истории, вместе с тем он живо интересовался зоологией, ботаникой, астрологией, физикой, астрономией. Сен-Санс даже был избран членом Французского астрономического общества. Наиболее яркая область творчества композитора – симфоническая и инструментально-ансамблевая музыка. В своём творчестве Сен-Санс − любитель виртуозных концертов, отдавал предпочтение инструментальным жанрам. Но, несомненно, визитной карточкой композитора является его цикл «Карнавал животных». Очень интересна история его появления. Сен-Санс написал «Карнавал животных» в Вене в феврале 1886 года всего за несколько дней. Там он, прославленный пианист и композитор, утомленный гастролями по Германии, уединился в маленьком тихом местечке Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник «жирного» вторника. «Жирный» вторник − праздник-карнавал, который отмечается в католическом мире накануне «Пепельной» среды, знаменующей начало Великого поста. Первое исполнение «Карнавала животных» состоялось 9 марта 1886 года, в Париже сразу же после написания, в узком кругу. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять – пьеса «Лебедь» для виолончели и двух фортепиано. Мне не очень понятно это решение композитора, потому что, на мой взгляд, каждая часть, каждая тема этого цикла очень талантливо рисует картину и точно передает характер животных: величественность льва, глупое кудахтанье кур, пружинистые прыжки кенгуру, упрямость и глупость музыкального критика – осла, отблеск рыбьей чешуи, тучность и сентиментальность слона. А еще мне понравилась пьеса «Пианисты», так как она очень напоминает те гаммы и упражнения, которые усердно повторяет на фортепиано моя сестричка Света. Я нарисовал рисунки ко всем пьесам цикла «Карнавал животных» и постарался в них передать мое настроение и впечатление о каждой из этих миниатюр. После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922 года. Музыка сразу получила большую известность и стала часто исполняться в концертах. Это не случайно, так как «Большая зоологическая фантазия» (таков авторский подзаголовок сюиты), наполненная тонким юмором и талантливой изобретательностью, знакомит слушателей с персонажами воображаемого карнавального шествия, представителями царства птиц и зверей. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для их исполнения. Музыка «Карнавал животных» наполнена юмором, иногда переходящим в сатиру, в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных. «Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя, в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют», – так писал А. Майкапар о «Карнавале животных» (журнал «Искусство» №15, 2000 год). Цикл «Карнавал животных» является прекрасным примером программной музыки. Программными называются все произведения, имеющие названия, эпиграфы или развернутую литературную программу. А если музыка что-то или кого-то изображает, она называется программно-изобразительной. Дар изображать в музыке движения людей, животных, птиц дается далеко не каждому композитору. Камилю Сен-Сансу удалось это в полной мере. Используя звукоизобразительные возможности музыкальных инструментов, Сен-Санс рисует животных настолько точно, что в музыке «Карнавала» можно услышать рычание льва, кудахтанье кур, тяжелую поступь слона и прыжки кенгуру. Авторская инструментовка такова: флейта (в финале также флейта-пикколо), кларнет, стеклянная гармоника (в наше время её партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте), ксилофон, два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас. По форме «Карнавал животных» является сюитой из четырнадцати миниатюр. № 1 – «Вступление и Королевский марш льва», № 2 – «Куры и петухи», № 3 – «Антилопы», № 4 – «Черепахи», № 5 – «Слон», № 6 – «Кенгуру», № 7 – «Аквариум», № 8 – «Персонажи с длинными ушами», № 9 – «Кукушка в глубине леса», № 10 – «Птичник», № 11 – «Пианисты», № 12 – «Ископаемые», № 13 – «Лебедь», № 14 – «Финал». В данной работе я не буду рассказывать о каждой миниатюре, о музыке «Карнавала» можно говорить очень долго и увлекательно. Остановлюсь лишь на самой известной пьесе – «Лебедь», которая написана для виолончели и двух фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов, часто исполнялась в концертах и имела огромный успех у слушателей. Уже на протяжении более ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, а также вокальные обработки. «Лебедь» – единственный серьезный номер в этой комической сюите, Мне кажется, что музыка этой пьесы рисует светлый образ совершенной красоты, неподвластной времени. Классическая чистота и строгость мелодии, благородный «бархатный» тембр виолончели сделали эту пьесу шедевром лирики. Певучая мелодия виолончели рисует картину плавного движения лебедя по поверхности воды, а фортепиано подражает легкому плеску воды. «Лебедь» Сен-Санса чем-то напоминает мне пушкинского лебедя-принцессу, величественного и божественно красивого, стройного, задумчивого и даже немного волшебного. Я уже упоминал о том, что музыкальный «Лебедь» получил блистательную судьбу, он быстро выделился из «Карнавала животных» и зажил своей собственной жизнью. На эту музыку хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. В этом номере «Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты. Сен-Санс видел его и был удивлён трактовкой (ведь в пьесе композитора лебедь не умирает), но он не возражал против неё. После окончания этого номера мне хочется еще долго посидеть в тишине, как бы дослушивая отголоски последних аккордов. А еще мне особенно приятно, то, что я представлял себе лебедя именно таким – нежным и хрупким. Когда я услышал «Лебедя» в первый раз, меня, как скрипача, поразил этот красивый «бархатный» тембр голоса виолончели, его вибрация, завороженность и нежность. А скоро я буду играть «Лебедя» на скрипке, мой преподаватель Шильниковская Людмила Евгеньевна нашла ноты этой музыки Сен-Санса, чему я несказанно рад! Попробую тоже передать волшебство и красоту этой музыки! Спасибо Сен-Сансу за замечательную музыку, а моему преподавателю музыкальной литературы, Шехиревой Елене Максимовне, за помощь в знакомстве с музыкой «Карнавала животных». Список использованной литературы
Приложение 1 Портрет Камиля Сен-Санса Приложение 2 Титульный лист «Карнавала животных» Приложение 3 Мои иллюстрации к пьесам цикла Сен-Санса «Карнавал животных» №1 «Королевский марш львов» №2 «Куры и петухи» №3 «Антилопы» (быстрые животные №4 «Черепахи» №5 «Слон» №6 «Кенгуру» №7 «Аквариум» №7 «Персонажи с длинными ушами» №9 «Кукушка в глубине леса» №10 «Птичник» №11 «Пианисты» (на фотографии моя сестричка Света играет гаммы и упражнения) №12 «Ископаемые» №13 «Лебедь» №14 «Финал» Я и все мои рисунки. |
Реферат на тему: «Жизнь и творчество Эжена Изаи» Изаи в число выдающихся интерпретаторов, определили самобытный характер его исполнительского и композиторского творчества. Его вдохновенные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассаживание гостей, членов жюри Шедевры средневековой музыки: Кельтская гитара | ||
Урок обобщение (в форме урока-игры) Музыкальный материал: К. Сен-Санс «Лебедь» «Образное содержание музыки». Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме. Развивать познавательный интерес, аналитические,... | Информация о проведенных мероприятиях по акции Морозовой С. В., школьного психолога Козыревой Т. М. «Маленькие детки-маленькие бедки?», Громовой Г. А. родительницы обучающейся... | ||
Критические параметры при истечении газа из суживающегося сопла. Гипотеза А. Сен-Венана Проработать самостоятельно и подготовить реферат на тему «Критические параметры при истечении газа из суживающегося сопла. Гипотеза... | Календарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных... | ||
Тема урока: «Образ России в музыке» Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,... | Пояснительная записка Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | ||
Взаимопроникновение культур на примере произведений А. С. Пушкина... Взаимопроникновение культур на примере произведений А. С. Пушкина «Маленькие трагедии» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учить более точно описывать внешний вид (мордочка овальной формы), на мордочке глаза (круглые, черные, маленькие); торчащие, овальные,... | ||
Урока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?» Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие | Задания для самостоятельной внеаудиторной работы слушателей Цикл Неотложные состояния и помощь при острых терапевтических, хирургических заболеваниях, ожогах, обморожениях, отравлениях, укусах животных... | ||
Ю. М. Виноградов филологи =сл=л=х\сен кандидач\, Ч=ваш Республикин в\ренъ институч\н доценч\ | Рабочая программа по музыке для 5 класса Составитель: учитель начальных классов Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | ||
Рабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение... Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | Конкурсы, курсы, неделя математики, открытые уроки, математические бои, олимпиады и др Победители: Андриянова Юлия, Ахметшина Камиля, Ашрафов Ашраф, Газизова Венера, Гусейнова Сусанна, Кудакаев Руслан, Мавлютов Марсель,... |