Скачать 178.54 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для 10—11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Биология М.Просвещение. Авторы: Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в «Примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)», и рассчитана на 102 ч. Резервное время составляет 3 ч. В программе приводится список возможных лабораторных и практических работ, не все из которых обязательны для выполнения. Учитель может выбрать из них те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. В качестве лабораторных работ по некоторым темам (приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.) можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий — плакатов, таблиц, схем, стенгазет. Некоторые лабораторные работы можно провести, используя табличный материал или фотографии. Часть лабораторных работ может быть проведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на селекционную станцию, местную выставку цветов, кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и т. п. В процессе обучения учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые достижения и возможности современной биологии. Некоторым вопросам целесообразно посвятить классную конференцию, на которой заслушать доклады по рефератам и обсудить проблемы, связанные с применением биотехнологий, с антропогенными воздействиями на окружающую среду и т. п. Примерные темы экскурсий, рефератов, дискуссий приведены в конце программы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны понимать: основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем; сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; знать: биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере; уметь: решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (102 ч, 1 ч в неделю в 10кл. и 2ч в неделю в 11классе; 3 ч — резервное время) 10 КЛАСС Введение (1 ч) Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы. Раздел I КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 25 Ч Тема 1. Химический состав клетки (6 ч) Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Л/р. Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы). Тема 2. Структура и функции клетки (5 ч) Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Профилактика СПИДа. Л/р. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. Л/р. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. Тема 3. Обеспечение клеток энергией (5 ч) Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (5 ч) Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Демонстрации Схемы, таблицы, транспаранты* и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки». Тема 5. Размножение организмов (4 ч) Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Раздел II ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 31Ч Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (8 ч) Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Демонстрации Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума). 11 КЛАСС Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (10 ч) Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. Практические работы: Составление схем скрещивания организмов. Решение задач на моногибридное скрещивание. Решение генетических задач на 3 з-н Менделя. Решение задач на сцепленное наследование. Решение задач на генетику пола. Задачи на взаимодействие и множественное действие генов. Решение комбинированных ген.задач. Тема 8. Закономерности изменчивости (6 ч) Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Л/р. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Тема 9. Генетика и селекция (6 ч) Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Демонстрации Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (4 ч) Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции. Л/р. Изучение морфологического критерия вида (на примере гербарных образцов). Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (9 ч) Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Л/р. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.). Л/р. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч) Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов. Тема 13. Происхождение человека (6 ч) Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Демонстрации Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных). Тема 14. Экосистемы (9 ч) Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы. П/р. Составление схемы связей в экосистемах. П/р. Составление цепей питания. Тема 15. Биосфера. Охрана биосферы (6 ч) Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. Влияние деятельности человека на биосферу Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. Демонстрации Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы». 2ч резервное время
|
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, Программы для общеобразовательных... | Рабочая программа по «биологии» Преподавание курса «Общая биология» в 10-11 классах осуществляется по программе по биологии для 10-11 классов общеобразовательных... | ||
Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,... | Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,... | ||
Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением... Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по... | Рабочая программа по географии для 11 А,Б,В классов Пикос Маргариты Разыховны Рабочая программа курса географии для 11 класса составлена на основе «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса Раздел «Растения. Бактерии.... Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Никишов А. И., Теремов А. В., Петросова Р. А. Программы... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального Государственного стандарта, программы среднего (полного образования по биологии для 10-11 классов ( базовый уровень).... | ||
Рабочая программа по биологии «Биология. Общая биология» Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы... | Тематическое планирование 10 класс Классы Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 10-11 классов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а также Программы курса химии для 10-11 классов... | Рабочие программы по биологии для общеобразовательных учреждений (для обучающихся 10 11 классов) Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биологии в 10 классе разработан на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый... | Угринович Н. Д. Информатика и икт. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов Икт для 10-11 класса составлена на основе программ: авторская программа курса «Информатика и икт» (базовый уровень) (10-11 классы)... | ||
Автор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 8-9 классов... | Габриелян О. С. Химия 11 класс базовый уровень: учебник для общеобразовательных... Рабочая программа по биологии в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов |