Российской федерации





Скачать 437.69 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/4
Дата публикации04.07.2015
Размер437.69 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт биологии

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных

Лепунова О.Н.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 06.03.01 направления «Биология», профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология, биохимия;

форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2015

Лепунова О.Н. Основы медицинских знаний.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 06.03.01 направления «Биология»,

профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология, биохимия.

Форма обучения - очная.

Тюмень, 2015, 19 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы медицинских знаний [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru., раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено директором Института биологии Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С. д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных





© Тюменский государственный университет, 2015.

© Лепунова О.Н., 2015.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка, которая содержит:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов представлений о здоровом образе жизни и о факторах, формирующих и разрушающих здоровье.

Задачи курса: Изучение причин и проявлений расстройств здоровья при воздействии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды организма человека. Рассмотрение вопросов рационального поведения, направленного на укрепление здоровья; систематизация знаний о правилах поведения в различных средах. Умение оказывать доврачебную помощь и осуществлять профилактические мероприятия, включая пропаганду медицинских знаний и гигиеническое воспитание.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Вариативная часть. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях физики, химии, наук о Земле, физиологии человека, биохимии, микробиологии, генетики и необходимо для освоения следующих дисциплин: основы экологии.

Таблица 1

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Физиология человека

+

+

+

+

+







2

Биофизика







+

+

+







3.

Генетика




+

+

+










4

Основы экологии

+

+

+













5

Микробиология
















+

+


1.3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В процессе освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК – 9).

Способность использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК – 2).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать: нормы здорового образа жизни, правила поведения в экстремальных ситуациях, правила оказания первой доврачебной помощи при критических состояниях человека.

Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при критических состояниях человека, проводить анализ научной литературы, приобретать новые знания, используя информационные технологии; высказывать суждения об основных направлениях оздоровительной и просветительской работы; приводить аргументы и факты.

Владеть: навыками оценки функционального состояния организма, навыками оказания первой доврачебной помощи при критических состояниях человека; навыками подготовки и использования презентационного материала; навыками научной дискуссии.


  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 6. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа, из них 33,6 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 38,4 часов, выделенных на самостоятельную работу.

3.Тематический план.

Таблица 2.

Тематический план





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Другие виды работы

Самостоятельная работа













Модуль 1

























1

Общее понятие о болезни и здоровье.

1 -3

3

1




4

8




0-8

2

Воспаление, лихорадка как общие реакции на повреждение.

3- 5

3

1




5

9




0-13




Всего




6

2




9

17




0-21




Модуль 2

























3

Болезни, вызванные воздействиями физических факторов внешней среды.

6-8

2

3




6

11

2

0-18

4

Болезни, вызванные воздействием механических факторов.

9-11

2

4




5

11

4

0-10

5

Патологические состояния, вызванные воздействием на организм химических факторов

12-14

2

3




5

10




0-15




Всего




6

10




16

32

6

0-43




Модуль 3

























6

Влияние на организм биологических факторов.

15,16

2

2




7,4

11,4




0-18

7

Частная патология

17,18

2

2




6

10




0-18




Всего




4

4

1,6

13,4

21,4




0-36




Итого (часов, баллов):




16

16

1,6

38,4

72

6

0-100




Из них в интерактивной форме







2




4











4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 3.


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

НИРс

Итого количество баллов

собеседование


практическая работа

разработка проектов

тест

реферат

комплексные ситуационные задания

презентации







Модуль 1

Общее понятие о болезни и здоровье.

0-2

0-2










0-4







0-8

Воспаление, лихорадка как общие реакции на повреждение.

0-2




0-5

0-2




0-4







0-13

Всего

0-4

0-2

0-5

0-2




0-8







0-21

Модуль 2

Болезни, вызванные воздействиями физических факторов внешней среды.

0-2

0-2




0-2

0-5

0-4

0-3




0-18

Болезни, вызванные воздействием механических факторов.

0-2

0-2




0-2




0-4







0-10

Патологические состояния, вызванные воздействием на организм химических факторов

0-2

0-2

0-5

0-2




0-4







0-15

Всего

0-6

0-6

0-5

0-6

0-5

0-12

0-3




0-43

Модуль 3

Влияние на организм биологических факторов.

0-2

0-2




0-2




0-4




0-8

0-18

Частная патология

0-2

0-2




0-2

0-5

0-4

0-3




0-18

Всего

0-4

0-4




0-4

0-5

0-8

0-3

0-8

0-36

Итого

0-14

0-12

0-10

0-12

0-10

0-28

0-6

0-8

0-100




  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Общее понятие о болезни и здоровье.

Развитие учения о болезни. Биологическое значение болезней. Понятие нормы и здоровья. Патологический процесс, реакция, состояние. Иммунитет. Специфический иммунитет и неспецифическая устойчивость организма.

Этиология - учение о причинах возникновения болезней, причинно-следственные взаимоотношения, роль внутренних и внешних факторов в процессе возникновения болезней. Патогенез – учение о развитии болезни, о механизме возникновения и развития патологического процесса. Единство этиологии и патогенеза.

Стадии болезни. Симптомы и синдромы. Классификация заболеваний по течению и тяжести. Формы и стадии развития болезней. Классификация заболеваний по этиологическому признаку.

Тема 2. Воспаление, лихорадка как общие реакции на повреждение.

Признаки и основные компоненты воспаления – альтерация, экссудация, пролиферация. Значение факторов повреждения и расстройства кровообращения, артериальная и венозная гиперемия. Отек. Восстановительные процессы в очаге воспаления.Патологическая физиология тканевого роста: гипертрофия, гиперплазия, атрофия, дистрофия, дегенерация, некробиоз, некроз. Регенерация, заживление ран.

Механизм возникновения лихорадки. Основные стадии лихорадки. Типы температурных кривых. Положительные и отрицательные свойства лихорадки.

Тема 3.Болезни, вызванные воздействиями физических факторов внешней среды.

Болезни, связанные с воздействием неблагоприятных метеорологических условий: гипертермия, тепловой удар, солнечный удар. Отморожение, общее охлаждение тела (гипотермия), замерзание. Метеотропность ряда заболеваний. Болезни, вызванные изменением атмосферного давления: горная болезнь, кессонная (декомпрессионная) болезнь, болезнь «взрывной» декомпрессии на большой высоте. Термические ожоги. Лучевая болезнь. Морская болезнь и другие болезненные состояния, обусловленные укачиванием. Поражения, вызываемые светом, электрическим током. Изменения, развивающиеся в организме при работе с токами высокой частоты. Влияние звука на организм. Вибрационная болезнь. Болезнь ускорений.

Тема 4. Болезни, вызванные воздействием механических факторов.

Закрытые повреждения: сотрясения, ушибы органов и тканей. Вывихи суставов, растяжения и разрывы связок, сухожилий. Травматический токсикоз или синдром длительного сдавливания.

Открытые повреждения: раны, ихклассификация, признаки. Первичное, вторичное заживление ран. Осложнение открытых ранений: кровотечения, их определение и характеристика. Опасность кровотечений, способы их временной остановки путем пальцевого прижатия артерии, наложения давящей повязки, наложения стандартного и импровизированного жгута, закрутки.

Хирургическая инфекция.Острая гнойная очаговая инфекция: фурункул, карбункул, флегмона, абсцесс, рожистое воспаление, гидроаденит, панариций, мастит, лимфангиты, лимфоаденит, флебит.

Общая гнойная инфекция - сепсис. Острая аэробная инфекция - столбняк. Острая гнилостная инфекция.

Переломы костей.Виды, признаки и осложнения. Первая медицинская помощь. Способы иммобилизации конечностей стандартными транспортными шинами и подручными средствами.

Травматический шок. Классификация, фазы и степени шока. Основные противошоковые мероприятия при оказании первой медицинской помощи.

Тема 5. Патологические состояния, вызванные воздействием на организм химических факторов

Общая характеристика действиями прижигающих ядов. Воздействие крепких кислот: азотной, серной, соляной, “царской водки” (смеси соляной и азотной кислот), “паяльной кислоты” (раствор хлористого цинка в соляной кислоте), уксусной эссенции. Оказание первой помощи при ожогах и применении внутрь указанных кислот.

Отравление крепкими (едкими) щелочами: едким натром (каустической содой, гидрат окиси натрия), едким калием (гидрат окиси калия), негашеной известью (окиси кальция), аммиаком, нашатырным спиртом. Особенности щелочных ожогов, симптоматология отравлений крепкими щелочами и оказание неотложной медицинской помощи.

Воздействие на организм алкоголя, наркотических веществ и табакокурения. Влияние алкоголя на печень. Механизм действия. Клинические проявления. Влияние наркотических веществ на нервную систему. Алкоголизм, наркомания. Стадии развития заболеваний. Формирование психической и физической зависимости при приеме психотропных веществ.

Отравления спиртами (этиловый или винный, метиловый или древесный, денатурированный спирт, “антифриз” и др.) и различными спиртными напитками.

Отравления различными лекарственными препаратами:снотворными веществами – различными производные барбитуровой кислоты (люминал, веронал, мединал, барбамил, нембутал), хлоралгидратом, препаратами группы опия (морфин, промедол, героин, пантонон, фенадон) и др.

Отравления ядамигрибов, змей, пчел, ос, шмелей, шершней, скорпионов. Отравления веществами “бытовой” химии. Общие данные о профессиональных отравлениях. Типы течения профессиональных интоксикаций и их общая профилактика.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск