Скачать 140.63 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Программа элективного курса «Тайны генетики» 9 класс на 2014-2015 учебный год Составитель: _Мертес Татьяна Николаевна Учитель биологии 1 квалификационная категория 2014г c.Родино Пояснительная записка Программа элективного курса «Тайны генетики» предназначена для изучения в 9 классе и рассчитана на 1 час занятий в неделю в течение одного полугодия в количестве 17 часов. Рабочая программа составлена на основе Программы элективного курса «Генетика человека» Ю.В. Филичевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 2005 // Программа элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место занимает генетика человека. Ведь за последние годы количество известных наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Многие из них (около 500) ученые научились «исправлять» или вести профилактику путем диетоферментогормонотерапии с последующей генетической консультацией вступающих в брак. Но эти знания еще не дошли до каждого человека. А ведь помочь себе можешь только ты сам. Перед лицом глобальных проблем, порожденных развитием человеческой цивилизации, известный призыв древних: «Познай себя», - звучит сегодня как никогда актуально. Элективный курс «Тайны генетики» составлен для учащихся 9-х классов. Курс направлен на развитие у школьников интереса к биологии, к собственному репродуктивному здоровью и вопросам планирования здоровой и полноценной семьи, выработку генетической грамотности, на знакомство с профессиями, связанными с основами генетики. Особенность этого курса заключается в том, что он широко знакомит учащихся со злободневными вопросами планирования семьи в наше время. Актуальность программы заключается в том, что благодаря НТР увеличивается уровень наследственных заболеваний. В последние десятилетия человечество тесно соприкасается с чуждыми для него химическими веществами, излучениями бытовой техники, радиацией. Кроме того поможет в правильном выборе профиля обучения для старшеклассников. Курс рассчитан на 17 часов и содержит лекции, практические занятия с решением генетических задач, работы над тестами, составление родословной семьи, просмотр видеофильмов, подготовка презентаций и рефератов. Цель курса: • углубленно изучить вопросы одного из разделов общей биологии «Генетика человека»; • уметь самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и интерактивные методы обучения. Задачи курса: 1. Изучить основные методы генетических исследований наследственности человека, составления родословной семьи, причины мутаций, профилактики наследственных заболеваний, вопросы генетики пола и связь половых хромосом с эволюцией человека. 2. Рассмотреть вопросы реализации генетической программы человека и влияние на нее среды обитания и социальных факторов. 3. Расширить практические знания и умения при решении генетических задач на признаки, сцепленные с полом, на наследование групп крови человека. 4. Развить познавательную активность учащихся для самостоятельного изучения таких разделов генетики человека, как иммуногенетика, генная инженерия, евгеника, биоэтика и другие. Научить работать с дополнительной литературой, выполнять творческие и исследовательские проекты. 5. Помочь активному вовлечению учащихся в диалоговое общение, поддержание дискуссии, научить аргументировано убеждать и находить выход из проблемной ситуации. 6. Способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических, медицинских специальностей. Теоретический и практический материал элективного курса «Тайны генетики» имеет важное значение для решения общих задач биологического образования. Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучения генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный. Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам. Программой предусмотрено также выполнение практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам. Таким образом, изучение элективного курса «Генетика человека» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в психогенетике, медицинской и эволюционной генетике, научиться их грамотно применять. Приобрести знания: • об особенностях человека, как объекта генетических исследований, об основных методах изучения генетики человека; • об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека; • о геноме человека; • о различных механизмах наследования признаков у человека; • о генетических основах онтогенеза человека; • о мутагенах, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутаций, встречающихся в клетках человека; • об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью; • об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков; • о модификационной изменчивости в популяциях человека; • о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики. Приобрести и отработать умения: • применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo saрiens; • давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека; • решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека; • составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; • изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом; • осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями; • работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты. Форма отчетности:
Содержание элективного курса « Тайны генетики» ( 9класс) (17 часов, 1 час в неделю)
5. Генетические основы онтогенеза человека (2ч) Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения (мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса, трансвестизм). Психогенетика. Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта. Общая и специальная одаренность. Тема для реферата: «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта». 6. Основы медицинской генетики (5 ч) Мутации, встречающиеся в клетках человека Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные. Наследственные заболевания. Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз и т. д.), аугосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия, анемия Минковского— Шоффара и т. д.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамин D-резистентный рахит и т. д.), сцепленные с Y-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис и т. д.). Хромосомные и геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа целых аутосом и их фрагментов (трисомии — синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса; делеции — синдром «кошачьего крика») и с изменением числа половых хромосом (синдромы Шерешевского—Тернера, Кляйнфельтера, трисомии Х и т. д.). Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других составляющих табака, а также продуктов его горения, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Болезни с наследственной предрасположенностью : мультифакториальные): ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения и т. д.) особенности их проявления и профилактика. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия. Практическая работа 2. Решение задач по теме Темы для рефератов: «Достижения и перспективы развития медицинской генетики»; 7. Эволюционная генетика человека (2 ч) Генетические основы антропогенеза. Генетическое родство и генетические различия представителей разных рас. Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики. Евгеника. Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы. Темы для рефератов: «Евгеника»; « Клонированис человека: морально-этический и научный аспекты проблемы». Тематическое планирование 1 час в неделю, 17 часов
Список используемой литературы: 1.Афонькин С.Ю. Поиграем в генетиков. - Журнал «Биология в школе», №2, 1991. 2.Асланян М.М. От гена к геномике. - Журнал «Биология в школе», №6,2003. 3.Ауэрбах Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 1968. 4. Беркинблинт М.Б. и др. Почти 200 задач по генетике. – М.: Мирос, 1992. 5. Бочков Н.П. и др. Медицинская генетика.- М.: Медицина, 1994
7. Дубинин Н.П. Горизонты генетики. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970. 8.Западный В.А., Медведева А.А. Краткая характеристика наиболее часто встречающихся болезней человека. – Газета «Биология», №37 -39, 2002. 9. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. шк. с углубленным изучением биологии (под 10. редакцией Рувинского). – М.: Просвещение, 1993 11 .Биологический энциклопедический словарь. / Под ред. М.С. Гилярова. – М.: Сов. 12. Энциклопедия, 1989Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). / Составитель Н.М. Киреева. – Волгоград: «Издательство «Учитель», Петросова Р.А. Основы генетики. – М.: Дрофа, 2004.2002. 13. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002 |
Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006 | Пояснительная записка в школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» В школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Литература по курсу 11 Основная литература 11 «Основы генетики» входит в базовую (вариативную) часть профессионального цикла ( В1). Программа учебного курса «Основы генетики»... | ||
Конспект к занятию элективного курса для учащихся 9 класса. Тема:... Запишите, что среди множественных уродств встречаются … (Симметричные и асимметричные) | Программа элективного курса по биологии «Основы классической генетики... Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | «Электронно-лучевые осциллографы» Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики... | ||
Урок (математика + биология, 10 класс) по теме Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Список промышленных и научных организаций Солнечногорского муниципального района Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики... | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... |