Скачать 315.96 Kb.
|
Комнатное цветоводство (Факультативный курс для студентов 1 курса БГФ) Преподаватели: Захарова А.Г., к.п.н., доцент каф. МПБХиГ, контактные данные: 22-55-64, 8924-367-95-64, xbgzag@mail.ru Одегова М.А., к.б.н., зав. отд. субтропических и тропических растений оранжереи учебного полигона Ботанического сада ЯГУ, 49-68-43
Курс расширяет и углубляет агробиологические знания, вызывающие познавательный интерес студентов и представляющий ценность для мотивации их личностного развития, самоопределения, социализации в дальнейшей жизни и выбора профессии биолога. В курсе отражены знания по систематике, анатомии и морфологии, физиологии и экологии растений, необходимые для достижения запланированных целей достижения агробиологической грамотности студентов. Примечательным является то, что факультатив включает прогрессивные научные знания по цветоводству и наиболее ценный опыт практической деятельности по интродукции и выращиванию декоративных растений в условиях Якутии. Факультатив углубляет базовые знания студентов по систематике, морфологии, физиологии и экологии тропических и субтропических растений. Содержание факультатива основывается на исследованиях отдела субтропических и тропических растений оранжереи учебного полигона Ботанического сада ЯГУ, созданного в 1996 году на базе Биолого-географического факультета ГОУ ВПО «Якутский госуниверситет (Данилова Н.С.,Одегова М.А.). Материал включает научные данные о субтропических и тропических растениях, интродуцированных в условиях Якутии, адаптацию организма растений, приспособленность организма растений к условиям низких температур. Начиная с 1959 года интродуцировано свыше 2000 видов субтропических и тропических растений из различных Ботанических садов мира. В данном учебном полигоне насчитывается 356 видов этих растений. 2. Объем в часах: 36 часов, из них лекций 12 час., 12 час. практических и 12 час. лабораторных работ. Место проведения: лаб. методики преподавания биологии (каб.138 КФЕН) и отд. субтропических и тропических растений оранжереи учебного полигона Ботанического сада ЯГУ 3. Цель факультатива «Комнатное цветоводство»: развитие агробиологической грамотности студентов БГФ как ключевой компетентности обучения при использовании комнатных растений в условиях Якутии Задачи: - обеспечить понимание теоретических положений систематики, морфологии, физиологии и экологии комнатных растений, осознание роли растений в глобальных круговоротах веществ и энергии, обеспечении населения пищей, сырьем для многих видов промышленности, поддержании концентрации кислорода, углекислого газа и экологического равновесия на планете; углубление ботанических знаний и агротехнических умений студентов по выращиванию и уходу за тропическими и субтропическими растениями, выращиваемыми в условиях Якутии; - привить навыки практических работ по уходу за растениями в условиях Якутии и комплекс умений и навыков по уходу за растениями, включая диагностирование минерального голодания растений и их устранение, повышение устойчивости к экологическим стрессам, - развить способности к творчеству, в том числе фитодизайну, и выработать потребность к самостоятельному приобретению знаний по цветоводству; возможности выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получении результатов, возможность использования живых растений на учебных занятиях по методике преподавания биологии делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеучебной работы студентов, специализирующихся на кафедре методики преподавания биологии, химии и географии ЯГУ. 4. Содержание факультатива (трудоемкость – 24, 12, 24, 24)
5. Структура деятельности студентов Практические работы (групповая и индивидуальная работа) 1. Составление библиографии литературы по субтропическому и тропическому растениеводству 2. Составление картотеки оборудования по комнатному растениеводству 3. Составление картотеки литературных сведений, статистических, хронологических и прочих данных о цветоводстве, содержащихся в различных произведениях, в книгах и периодических изданиях. 4. Знакомство с коллекциями растений оранжереи Учебного-полигона Ботанического сада ЯГУ; 5. Описание и зарисовка отдельных растений в дневниках наблюдений по схеме: - систематика, морфология, уход и расположение растений; 6. Создание схемы фитодизайна растений пустынь, можно альпийской горки. 7. Совтавление образцов надписей этикеток к комнатным растениям. 8. Текстовое оформление, подготовка и проведение обобщающей экскурсии по пройденным темам занятий. Биологический эксперимент Опыты и наблюдения (Группами и индивидуально)
Опыты: Выращивание растений при разных концентрациях минеральных веществ Проектная деятельность (групповая и индивидуальная) – 3 часа
Монопроекты: Выращивание бальзамина из черенков в зимнее время и наблюдение за цветением Прикладные проекты Защита проектов: 1. Составление доклада на одну из следующих тем: - О значении изучения флоры своей местности. - Ботанические исследования в Якутии. - Исследование и интродукция субтропических и тропических растений в условиях Якутии. - Наиболее распространенные виды и семейства комнатных растений в Якутии Для подготовки докладов изучаются работы ученых. Подготовленные доклады зачитываются и обсуждаются на занятиях факультативного курса. 2. Подготовка сообщений на одну из предложенных тем, как «комнатное растениеводство» может быть использовано: - в эстетическом оформлении помещений - в улучшении экологических состояний зданий - в улучшении санитарно-гигиенических требований помещений - в охране и сохранении редких видов растений - в выборе будущей профессии - для устойчивого развития биогеоценозов биосферы и другие. Подготовка обобщающих экскурсий (фронтальная), рефлексивная беседа после экскурсий Обобщение полученных знаний по комнатному цветоводству. Организация общефакультетского мероприятия. Примерная тематика проектной деятельности: прикладных и монопроектов, по выбору
Основные требования к знаниям и умениям: Студент должен знать:
– биологические особенности растений, применяемых в наружном и внутреннем озеленении; – основные приемы цветочного оформления; – основные агротехнические приемы, используемые в цветоводстве; Студент должен уметь: – определять всхожесть семян; – составлять почвенные смеси; – составлять план и проект озеленения; – подбирать культуры для разных видов цветочного оформления; – применять агротехнические приемы при проведении работ по уходу и размножению комнатных растений; – составлять композиции из комнатных растений. Студент должен получить навыки: – озеленения внутренних помещений; – практической работы по уходу за комнатными растениями; – вегетативного и семенного размножения древесных и кустарниковых пород; – по озеленению и уходу за растениями. Познавательная деятельность:
-теоретические - сравнительный анализ информации, моделирование, системный анализ, методика решения противоречий, конструирование и проектирование; -практические - наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, анкетирование, тестирование, беседа, метод независимых характеристик;
Информационно - коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
Содержание факультативного курса «Комнатное растениеводство» - 36 час. Лекций – 12 часов: Введение -2 часа Цветоводство и его значение. Значение комнатных цветов для внутреннего озеленения зданий и создания наилучших гигиенических условий в помещении. Систематика и морфология растений – 2 часа Вводная экскурсия по комнатному цветоводству Знакомство с представителями растений пустынь, растений субтропиков и тропического леса. Биологические особенности этих растений и их уход. Физиология комнатных растений – 6 часов Растения субтропиков. Приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни. Основные факторы роста растений – свет, температура помещения, вода и питание растений, правила размещения светолюбивых и тенелюбивых растений в помещениях Учебная экскурсия (фронтальная) – 2 часа Практические работы (групповая и индивидуальная работа)- 12 часов Тема: Подготовка почвенных смесей Тема: Уход за тропическими растениями Тема: Удобрения Тема: Болезни и вредители комнатных растений Тема: Черенкование растений как способ вегетативного размножения Тема: Высадка комнатных растений Лабораторные работы – 10 часов: Биологический эксперимент Опыты и наблюдения (Группами и индивидуально) Тема: Влияние газообразных выделений растений на прорастание семян Тема: Выращивание растений при разных концентрациях минеральных веществ |
Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | Урока Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс) | ||
Пояснительная записка Факультативный курс «Происхождение и география культурных растений» Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении... | Пояснительная записка Факультативный курс «Происхождение и география культурных растений» Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении... | ||
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» Данный факультативный курс также способствует подготовке к егэ по русскому языку | Программа (авторская) факультативного курса учащихся 10-11 классов... Факультативный курс составлен на основе «Программы факультативов для средней общеобразовательной щколы», Москва, «Просвещение» 1990... | ||
Рабочая учебная программа по курсу «Биология наркомании и алкоголизма»... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол № | Информационный бюллетень новых поступлений за I квартал 2013 года Английский язык (факультативный курс) [Текст]: учеб метод комплекс для студентов очной формы обучения 030501. 65-юриспруденция/О.... | ||
Краткое содержание проекта Учебный проект соответствует программе... ... | Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)... В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультативный курс рассчитан минимум на 34 часа и предназначен прежде всего для учащихся 11 классов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его... | ||
Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 1-4 классы В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Чтобы красиво говорить”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.... | ||
М. И. Одинцова кафедра институциональной экономики Статус курса: курс является обязательным, предназначен для студентов 2-го курса факультета менеджмента | Курс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,... |