Факультативный курс для студентов 1 курса бгф





Скачать 315.96 Kb.
НазваниеФакультативный курс для студентов 1 курса бгф
страница1/2
Дата публикации26.10.2015
Размер315.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
Комнатное цветоводство

(Факультативный курс для студентов 1 курса БГФ)

Преподаватели: Захарова А.Г., к.п.н., доцент каф. МПБХиГ, контактные данные: 22-55-64, 8924-367-95-64, xbgzag@mail.ru

Одегова М.А., к.б.н., зав. отд. субтропических и тропических растений оранжереи учебного полигона Ботанического сада ЯГУ, 49-68-43


  1. Актуальность факультативного курса «Комнатное цветоводство».

Курс расширяет и углубляет агробиологические знания, вызывающие познавательный интерес студентов и представляющий ценность для мотивации их личностного развития, самоопределения, социализации в дальнейшей жизни и выбора профессии биолога. В курсе отражены знания по систематике, анатомии и морфологии, физиологии и экологии растений, необходимые для достижения запланированных целей достижения агробиологической грамотности студентов. Примечательным является то, что факультатив включает прогрессивные научные знания по цветоводству и наиболее ценный опыт практической деятельности по интродукции и выращиванию декоративных растений в условиях Якутии. Факультатив углубляет базовые знания студентов по систематике, морфологии, физиологии и экологии тропических и субтропических растений.

Содержание факультатива основывается на исследованиях отдела субтропических и тропических растений оранжереи учебного полигона Ботанического сада ЯГУ, созданного в 1996 году на базе Биолого-географического факультета ГОУ ВПО «Якутский госуниверситет (Данилова Н.С.,Одегова М.А.). Материал включает научные данные о субтропических и тропических растениях, интродуцированных в условиях Якутии, адаптацию организма растений, приспособленность организма растений к условиям низких температур. Начиная с 1959 года интродуцировано свыше 2000 видов субтропических и тропических растений из различных Ботанических садов мира. В данном учебном полигоне насчитывается 356 видов этих растений.

2. Объем в часах: 36 часов, из них лекций 12 час., 12 час. практических и 12 час. лабораторных работ.

Место проведения: лаб. методики преподавания биологии (каб.138 КФЕН) и отд. субтропических и тропических растений оранжереи учебного полигона Ботанического сада ЯГУ
3. Цель факультатива «Комнатное цветоводство»: развитие агробиологической грамотности студентов БГФ как ключевой компетентности обучения при использовании комнатных растений в условиях Якутии

Задачи:

- обеспечить понимание теоретических положений систематики, морфологии, физиологии и экологии комнатных растений, осознание роли растений в глобальных круговоротах веществ и энергии, обеспечении населения пищей, сырьем для многих видов промышленности, поддержании концентрации кислорода, углекислого газа и экологического равновесия на планете; углубление ботанических знаний и агротехнических умений студентов по выращиванию и уходу за тропическими и субтропическими растениями, выращиваемыми в условиях Якутии;

- привить навыки практических работ по уходу за растениями в условиях Якутии и комплекс умений и навыков по уходу за растениями, включая диагностирование минерального голодания растений и их устранение, повышение устойчивости к экологическим стрессам,

- развить способности к творчеству, в том числе фитодизайну, и выработать потребность к самостоятельному приобретению знаний по цветоводству; возможности выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получении результатов, возможность использования живых растений на учебных занятиях по методике преподавания биологии делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеучебной работы студентов, специализирующихся на кафедре методики преподавания биологии, химии и географии ЯГУ.


4. Содержание факультатива (трудоемкость – 24, 12, 24, 24)


Модули

Количество часов

Кол-во кредит

Содержание модулей

Лекции час

Практич., лаб

СРС час

Итого час




12

24

24

60

24




Роль и значение цветоводства в жизни человека.


2

2


2

6

2

Введение. Цветоводство и его значение

Значение комнатных растений для внутреннего озеленения зданий и создания наилучших гигиенических условий в помещении. Систематика растений. Вводная экскурсия

Систематика комнатных растений


4

4

4

12

4

Знакомство с представителями растений пустынь, биологические особенности этих растений и их уход.

Морфология комнатных растений

2

6

6

14

6

Растения субтропиков. Поглощение воды корнем растения. Условия роста растений в пустыне.

Вегетативное размножение растений.

Тема: Подготовка почвенных смесей

Тема: Удобрения

Тема: Уход за тропическими растениями

Тема: Болезни и вредители комнатных растений

Тема: Черенкование растений как способ вегетативного размножения

Тема: Высадка комнатных растений

Физиология комнатных растений

2

6

6

14

6

Тема: Влияние газообразных выделений растений на прорастание семян

Тема: Выращивание растений при разных концентрациях минеральных веществ

Тема: Изучение сантитарно-гигиенической роли фитонцидов комнатных растений

Тема: Изучение изменения количества микроорганизмов в воздухе под влиянием растений (на примере лимона комнатного - Citrus Limon)

Экология комнатных растений


2

6

6

14

6

Приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни. Основные факторы роста растений – свет, температура помещения, вода и питание растений, правила размещения светолюбивых и тенелюбивых растений в помещениях. Прикладные проекты. Защита проектов Обобщение полученных знаний по комнатному растениеводству


5. Структура деятельности студентов

Практические работы (групповая и индивидуальная работа)

1. Составление библиографии литературы по субтропическому и тропическому растениеводству

2. Составление картотеки оборудования по комнатному растениеводству

3. Составление картотеки литературных сведений, статистических, хронологических и прочих данных о цветоводстве, содержащихся в различных произведениях, в книгах и периодических изданиях.

4. Знакомство с коллекциями растений оранжереи Учебного-полигона Ботанического сада ЯГУ;

5. Описание и зарисовка отдельных растений в дневниках наблюдений по схеме:

- систематика, морфология, уход и расположение растений;

6. Создание схемы фитодизайна растений пустынь, можно альпийской горки.

7. Совтавление образцов надписей этикеток к комнатным растениям.

8. Текстовое оформление, подготовка и проведение обобщающей экскурсии по пройденным темам занятий.
Биологический эксперимент Опыты и наблюдения (Группами и индивидуально)

  1. Подготовка почвенных смесей для аспарагусов, бегоний, как­тусов, пальм и сенполии фиалкоцветной.

  2. Подготовка удобрительных смесей для молодых и бутонизирующих растений

  3. Проведение подкормки пальм, бегоний, сенполий, фило­дендронов.

  4. Проведение перевалки растений (бегония, герань, сенполия)

  5. Проведение пересадки пальм, аспарагусов.

Опыты: Выращивание растений при разных концентрациях минеральных веществ

Проектная деятельность (групповая и индивидуальная) – 3 часа

  1. Знакомство с профилактическими мероприятиями при устранении очагов болезней и вредителей комнатных растений

  2. Практическое применение средств защиты и техника применения ядохимикатов (химические и растительные препараты)

Монопроекты: Выращивание бальзамина из черенков в зимнее время и наблюдение за цветением Прикладные проекты Защита проектов:

1. Составление доклада на одну из следующих тем:

- О значении изучения флоры своей местности.

- Ботанические исследования в Якутии.

- Исследование и интродукция субтропических и тропических растений в условиях Якутии.

- Наиболее распространенные виды и семейства комнатных растений в Якутии

Для подготовки докладов изучаются работы ученых. Подготовленные доклады зачитываются и обсуждаются на занятиях факультативного курса.

2. Подготовка сообщений на одну из предложенных тем, как «комнатное растениеводство» может быть использовано:

- в эстетическом оформлении помещений

- в улучшении экологических состояний зданий

- в улучшении санитарно-гигиенических требований помещений

- в охране и сохранении редких видов растений

- в выборе будущей профессии

- для устойчивого развития биогеоценозов биосферы и другие.

Подготовка обобщающих экскурсий (фронтальная), рефлексивная беседа после экскурсий Обобщение полученных знаний по комнатному цветоводству. Организация общефакультетского мероприятия.
Примерная тематика проектной деятельности: прикладных и монопроектов, по выбору


  1. Определение засухоустойчивости растений методом крахмальной пробы (Н. Н. Третьяков, 1990);

  2. Определение водоудерживающей способности растений по интенсивности их обезвоживания (А. А. Ничипорович, 1926);

  3. Определение дневного водного дефицита растений;

  4. Диагностика засухоустойчивости и жароустойчивости растений по изменению содержания статолитного крахмала ( П. А. Генкель, 1982);

  5. Определение жароустойчивости растений по степени повреждения хлорофиллоносных тканей ( Ф. Ф. Мацков,1976)

  6. Определение устойчивости листьев растений к обезвоживанию в гипертонических растворах ( Г. В. Удовенко, 1988);

  7. Наблюдение за интенсивностью вторичного корнеобразования при затоплении почвы;

  8. Наблюдение за интенсивностью вторичного корнеобразования при затоплении почвы;

  9. Определение кислотоустойчивости сортов цветочных культур ( Э. Л. Климашевский, 1988).


Основные требования к знаниям и умениям:

Студент должен знать:

    1. Систематика цветочно-декоративных растений, группы цветочно-декоративных культур и комнатных растений;

    2. Морфология цветочно-декоративных растений: корень, стебель, лист и цветок (генеративные и вегетативные органы растения);

    3. Физиология растений: обмен веществ в растении, питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие и размножение;

    4. Питание растений (минеральное - азот, фосфор, калий, магний, железо и органическое)

    5. Приспособление растений к условиям среды: почва, вода, температура и влажность воздуха, освещенность;

– биологические особенности растений, применяемых в наружном и внутреннем озеленении;

– основные приемы цветочного оформления;

– основные агротехнические приемы, используемые в цветоводстве;
Студент должен уметь:

– определять всхожесть семян;

– составлять почвенные смеси;

– составлять план и проект озеленения;

– подбирать культуры для разных видов цветочного оформления;

– применять агротехнические приемы при проведении работ по уходу и размножению комнатных растений;

– составлять композиции из комнатных растений.

Студент должен получить навыки:

– озеленения внутренних помещений;

– практической работы по уходу за комнатными растениями;

– вегетативного и семенного размножения древесных и кустарниковых пород;

– по озеленению и уходу за растениями.
Познавательная деятельность:

  1. использовать для знакомства с комнатными растениями различные методы:

-теоретические - сравнительный анализ информации, моделирование, системный анализ, методика решения противоречий, конструирование и проектирование;

-практические - наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, анкетирование, тестирование, беседа, метод независимых характеристик;

  1. определять систематические группы комнатных растений

  2. осуществлять поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между комнатными растениями и окружающей средой (почва, вода и минеральные соли, температура и влажность воздуха, освещенность)

  3. разделять главные физиологические процессы на этапы, звенья: питание, обмен веществ, фотосинтез, дыхание, рост, развитие и размножение комнатных растений; выделять их характерные причинно-следственные связи;

  4. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование комнатных растений по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

  5. Исследование практических опытов, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

  6. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  7. Устанавливать взаимосвязи между экспериментальным и контрольным срезом.

  8. Выявлять биологические явления и процессы у растений


Информационно - коммуникативная деятельность:

  1. Работать со специальным оборудованием по исследованию за комнатными растениями

  2. Осуществлять самостоятельный поиск информации в библиотеках, Интернет сайтах и другие.

Рефлексивная деятельность:

  1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни по выращиванию и уходу за комнатными растениями.

  2. Делать выводы без общих рассуждений по результатам исследования


Содержание факультативного курса «Комнатное растениеводство» - 36 час.
Лекций – 12 часов:

Введение -2 часа

Цветоводство и его значение.

Значение комнатных цветов для внутреннего озеленения зданий и создания наилучших гигиенических условий в помещении.

Систематика и морфология растений – 2 часа

Вводная экскурсия по комнатному цветоводству Знакомство с представителями растений пустынь, растений субтропиков и тропического леса. Биологические особенности этих растений и их уход.

Физиология комнатных растений – 6 часов

Растения субтропиков. Приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни. Основные факторы роста растений – свет, температура помещения, вода и питание растений, правила размещения светолюбивых и тенелюбивых растений в помещениях

Учебная экскурсия (фронтальная) – 2 часа
Практические работы (групповая и индивидуальная работа)- 12 часов

Тема: Подготовка почвенных смесей

Тема: Уход за тропическими растениями

Тема: Удобрения

Тема: Болезни и вредители комнатных растений

Тема: Черенкование растений как способ вегетативного размножения

Тема: Высадка комнатных растений
Лабораторные работы – 10 часов: Биологический эксперимент

Опыты и наблюдения (Группами и индивидуально)

Тема: Влияние газообразных выделений растений на прорастание семян

Тема: Выращивание растений при разных концентрациях минеральных веществ
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconУрока
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс)
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconПояснительная записка Факультативный курс «Происхождение и география культурных растений»
Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении...
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconПояснительная записка Факультативный курс «Происхождение и география культурных растений»
Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении...
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconРабочая программа факультативного курса «Тайны слова»
Данный факультативный курс также способствует подготовке к егэ по русскому языку
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconПрограмма (авторская) факультативного курса учащихся 10-11 классов...
Факультативный курс составлен на основе «Программы факультативов для средней общеобразовательной щколы», Москва, «Просвещение» 1990...
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconРабочая учебная программа по курсу «Биология наркомании и алкоголизма»...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconИнформационный бюллетень новых поступлений за I квартал 2013 года
Английский язык (факультативный курс) [Текст]: учеб метод комплекс для студентов очной формы обучения 030501. 65-юриспруденция/О....
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconКраткое содержание проекта Учебный проект соответствует программе...
...
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconПрограмма внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)...
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультативный курс рассчитан минимум на 34 часа и предназначен прежде всего для учащихся 11 классов
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconПрограмма внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 1-4 классы
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Чтобы красиво говорить”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением....
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconМ. И. Одинцова кафедра институциональной экономики
Статус курса: курс является обязательным, предназначен для студентов 2-го курса факультета менеджмента
Факультативный курс для студентов 1 курса бгф iconКурс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса
Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск