Скачать 151.03 Kb.
|
российская федерация министерство образования и науки федеральное агенство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ А.А. Белозерова ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по факультативу для студентов направления 020200.62 Биология (бакалавр) Тюмень 2010 А.А. Белозерова. Происхождение и география культурных растений: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по факультативу для студентов для студентов направления Биология (бакалавр). Тюмень, Издательство Тюменского государственного университета, 2010. 11 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов направления 020200.62 – Биология (бакалавр). Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, темы рефератов, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Происхождение и география культурных растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией биологического факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор © Тюменский государственный университет © А.А. Белозерова, 2010
Факультативный курс «Происхождение и география культурных растений» рассчитан на 34 часа аудиторных занятий (лекций) и предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 020200.62 - Биология (бакалавр). Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении основных видов культурных растений. Задачами курса являются: - знакомство с концепциями центров происхождения культурных растений, а также с основными географическими областями исторического развития культурной флоры; - знакомство с методами определения географических центров происхождения видов культурных растений. - изучение основных групп культурных растений, их хозяйственного значения, происхождения и географического распространения. При завершении курса студенты должны обладать следующими теоретическими знаниями и практическими навыками: - знать центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову и П.М. Жуковскому, основные географические области исторического развития культурной флоры по Е. Н. Синской; - иметь представление об археологическом, историческом, лингвистическом, ботаническом (дифференциальном систематико-географическом) методах; - знать главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение.
Таблица 1
Таблица 2 Виды и формы текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов ОДО
3. Содержание дисциплины Тема 1. Введение Значение культурных растений в жизни человека и их происхождение. Культурные и культивируемые растения. Возраст культурных растений. Сорные растения как родоначальники культурных растений. Первичные и вторичные культуры. Роль бессознательного и сознательного отборов в создании новых видов и сортов культурных растений. Тема 2. Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений Типы ареалов. Растения-эндемики, реликты. Первичные и вторичные генцентры. Роль работ Н.И. Вавилова в установлении центров происхождения культурных растений (Южноазиатский, Восточноазиатский, Юго-западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский, Южноамериканский). Центры происхождения культурных растений по П.М. Жуковскому (Китайско-японский, Индонезийско-индокитайский, Австралийский, Индостанский, Среднеазиатский, Переднеазиатский, Средиземноморский, Африканский, Европейско-сибирский, Центрально-американский, Южно-американский, Северо-американский). Географические области исторического развития культурной флоры по Е.Н. Синской (Древнесредиземноморская, Восточноазиатская, Южноазиатская, Африканская. Новостветская). Тема 3. Методы определения географических центров происхождения культивируемых растений Археологический, исторический, лингвистический, ботанический (дифференциальный систематико-географический) методы. Критерии, используемые при изучении происхождения культурных растений (по Е.Н. Синской). Тема 4. Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение
а) крахмалоносные (пшеница, рожь, рис, кукуруза, сорго, картофель, хлебное дерево, батат, маниок); б) растения, дающие белки (фасоль, чечевица, горох, соя, бобы, нут, земляной горох); в) сахароносные (сахарный тростник, сахарная свекла, сахарная пальма, сахарный клен); г) масличные (подсолнечник, маслина, арахис, кокосовая пальма, масличная пальма); е) овощные (капуста, морковь, баклажан, редис, лук); ж) бахчевые (арбуз, дыня, тыква); з) плодово-ягодные (яблоня, груша, слива, вишня, цитрусовые и др.); и) стимулирующие (чай, кофейное дерево, какао, кола).
а) волокнистые (хлопчатник, лен, конопля, рами, джут, абака, сизаль, канатник, кенаф, кендырь); б) каучуконосные (гевея, гваюла, кок-сагыз); в) гуттаперченосные (бересклет бородавчатый); г) красильные (хна, индигоноска); д) пряные (ваниль, гвоздичное дерево, имбирь, перец черный, лавр благородный); е) эфиромасличные (мята, лаванда, кориандр, иланг-иланг, бергамот). 3) Кормовые растения (люцерна, клевер, брюква, репа, турнепс); 4) Лекарственные растения (хинное дерево, камфарное дерево, бальзаминовое дерево, алоэ); 5) Цветочно-декоративные растения (амариллис, кринум, хлорофитум, монстера, бегония, бальзамин, цикламен, тюльпан, гиацинт). 4. Темы рефератов Вавилов Н.И. – знаменитый русский ученый. Сорные растения – родоначальники культурных растений. Пшеница – важнейшая зерновая культура. Происхождение и значение ржи, ячменя и овса в жизни человека. Представители группы просовидных хлебов (просо, рис, сорго). Тропические хлебные растения. Сахароносные растения. Основные масличные культуры. Происхождение и разнообразие овощных и бахчевых растений. Растения, содержащие стимулирующие вещества. Группа технических растений, их промышленное использование. Растения, имеющие лекарственное значение. Значение и происхождение цветочно-декоративных растений. 5. Контрольные вопросы к зачету
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины6.1. Рекомендуемая литератураОсновная:
Дополнительная:
6.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины При изучении курса «Происхождение и география культурных растений» используются мультимедийные лекции по соответствующим темам. Имеется коллекция семян и соцветий главнейших групп культурных растений, гербарный материал. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ / Л.М. Волосникова / __________ _____________ 20___г. Происхождение и география культурных растений Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа факультатива для студентов направления 20200.62 «Биология» (бакалавр) «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/ А.А. Белозерова / «______»___________20___г. Рассмотрено на заседании кафедры ботаники и биотехнологии растений протокол № _______ от «______» _____________ 20___ г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ____стр. Зав. кафедрой ______________________________/ Н.А. Боме/ «______»___________ 20___ г. Рассмотрено на заседании УМК Биологического факультета протокол № _______ от «______» _____________ 20___ г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/ А.А. Мелентьева / «______»_____________20___ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова / «______»_____________20___ г. |
Пояснительная записка Факультативный курс «Происхождение и география культурных растений» Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении... | Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | ||
Пояснительная записка к программе География. Начальный курс. 6 класс Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс | Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | ||
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый... «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | Рабочая программа основного общего образования по географии для 9... Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего... | ||
Реферат по биологии на тему «Центр Происхождения Культурных Растений» ... | Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География... Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития,... | ||
Факультативный курс «Просто – душа живет». Изучение литературы Серебряного... В наше «бездуховное» время необходимо воспитывать школьников на поэзии, утверждающей ценность души человека, открывающей ее связи... | Пояснительная записка Успешное овладение знаниями русского языка... «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательная лингвистика», являющийся закономерным продолжением урока,... | ||
Пояснительная записка Москвы. Он представляет собой межпредметный курс, преподавание которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии... | Пояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа... География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,... | ||
Рабочая программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Курс «География России» России как великой евроазиатской державы. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма... | Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из... Новохатин В. В. Теория геоизображений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500. 62 «География... | ||
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 92 часов. Из... О. А. Столярова. Основы социальной информатики: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500.... | Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из... Артемова Н. П. Правовые основы картографического производства. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... |