Скачать 211.54 Kb.
|
Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» индустриальное отделение РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры ______ Зам. директора по УР _________________________ _________________________ __________ (Ф.И.О.) Протокол № ___ от_____20__г. «____» 20___ г. Зав. кафедрой ___________ (Ф.И.О.) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ БИОЛОГИЯ Общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессии 270843.04 Электромонтажник электрических сетей и оборудования ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ г. Опочка 2013 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биология» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в «Рекомендациях по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными планами для образовательных учреждений российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180) (далее – Рекомендации Минобрнауки России, 2007). Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Биология входит в общеобразовательный цикл ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по профессии 27.0843.04. Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, разработанной в соответствии с ФГОС СПО, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 645. Учебно-методический комплекс по дисциплине Биология адресован обучающимся очной формы обучения. УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии). СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемый студент! Учебно-методический комплекс по дисциплине Биология создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также примерные вопросы и задания по итоговой аттестации. Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы. Из всех источников следует опираться на литературу, указанную как основную. После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к зачету по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу. В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку устных сообщений, докладов; составление схем, синквейнов; решение биологических задач; написание мини-сочинений, рефератов и др. По итогам изучения дисциплины проводится зачет. Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, если Вы пропустили занятие, то Вы можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия. В результате освоения дисциплины Вы должны уметь: - объяснить с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие эволюции материи; основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи; - владеть навыками работы с микроскопом, препаратами и др. биологическим оборудованием; уметь изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования; - решать генетические задачи и составлять родословную; - характеризовать сущность основных видов размножения организмов; механизм передачи признаков и свойств из поколения в поколение; - применять на практике биологические знания для решения задачи сохранения окружающей среды и здоровья человека; - использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимодействий природы и общества; В результате освоения дисциплины Вы должен знать: - уровни организации живой природы; - положение клеточной теории, строение клеток и функции органоидов, химический состав клетки; - особенности строения эукариотических и прокариотических клеток, неклеточную форму жизни – вирусы; - многообразие организмов; - обмен веществ, превращение энергии в организме; - виды размножения и особенности индивидуального развития организмов, онтогенез человека; - закономерности наследственности и изменчивости, современные представления о геноме человека, генетике пола; основные методы селекции и направления биотехнологии; - движущие силы направления эволюции; видообразование, доказательства эволюции органического мира; - современные представления о возникновении и развитии жизни на Земле, гипотезы о происхождении и развитии человека; - основные экологические понятия: экосистема, экологические факторы, структура экосистем, особенности взаимоотношений организмов и среды обитания; - понятие о биосфере, взаимоотношениях человека и биосферы; - основные экологические проблемы современности и пути их решения.
Таблица 1
Желаем Вам удачи!
Раздел 1. Клетка. Тема 1.1. Предмет биологии. Уровни организации живой материи. Тема 1.2. История изучения клетки. Клеточная теория. Тема 1.3. Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Органические вещества клетки. Белки. Лепиды. Углеводы. Нуклеиновые кислоты. Эукариотическая клетка. Основные компоненты и органоиды клетки. Прокариотическая клетка. Неклеточная форма жизни: вирусы. Раздел 2. Организм. Тема 2.1. Обмен веществ и энергии в клетке. Фотосинтез. Биосинтез белков. Тема 2.2. Деление клетки. Митоз. Способы размножения. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез человека. Тема 2.3. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетика пола. Изменчивость: наследственная и не наследственная. Генетика и здоровье человека. Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология. Раздел 3. Вид. Эволюционное учение. Тема 3.1. Развитие биологии в додарвинский период. Эволюционная теория Чарльза Дарвина. Вид: критерии и структура. Популяция. Факторы эволюции. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор. Приспособленность организмов и ее относительность. Видообразование. Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции органического мира. Тема 3.2. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни. Развитие жизни на Земле. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы антропогенеза. Эволюция человека. Человеческие расы. Раздел 4. Экосистема Тема 4.1. Организм и среда. Экологические факторы. Биоритмы. Фотопериодизм. Структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии. Причины устойчивости и смены экосистемы. Влияние человека на экосистемы. Тема 4.2. Биосфера – главная экосистема. Роль живых организмов в биосфере. Биосфера и человек. Основные экологические проблемы современности и пути их решения. 3.2. Лабораторные работы
Виды самостоятельной работы: - подготовка сообщений; - написание рефератов, мини-сочинений, письменных развернутых ответов на вопросы; - составление синквейнов, конспектов-схем, тематических тезаурусов, генетического древа; - решение биологических задач; - оформление лабораторных работ и формулировка выводов; - сбор информации. Формы контроля самостоятельной работы: - проверка (защита, отчёт); Методические рекомендации к организации самостоятельной работы (требования, правила выполнения и оформления, алгоритм выполнения, срок сдачи, критерии и показатели оценивания) Общие требования к оформлению письменных работ Для написания самостоятельной работы лучше использовать листы писчей бумаги стандартного формата А-4. Текст следует писать на одной стороне листа, который должен иметь поля: 3 см с левой стороны, 1 см с правой стороны, а верхнее и нижнее поля по 2 см ( это придает работе аккуратный вид и удобно при сшивании листов). Текст работы может быть написан от руки или отпечатан. Все фотографии, рисунки, схемы, карты ( если они необходимы и дополняют текст) выполняет сам автор. Не следует использовать при оформлении работы иллюстрации, вырезанные из книг, журналов, открытки, марки и др. Не должно быть украшательств. Это считается признаком «дурного тона» и не допускается в научных работах любого уровня. Работа должна быть сброшюрована или переплетена. Возможно выделение текста более жирным шрифтом. Нумерация идет с цифры 2. В начале работы должно быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая. В конце работы обязательно следует привести список информационных ресурсов. Требования к написанию реферата
В верхней части листа указывается название учебного заведения( в правом верхнем углу), в центре – тема реферата, ниже темы справа – Ф.И.О. обучающегося, номер группы, внизу – город
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его сложностью для изучения. А также в связи с многочисленными вопросами и спорами, которые вокруг него возникают. В этой части необходимо показать. Почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Введение должно содержать краткий обзор изученной литературы. Объем введения составляет не более 2-3 страниц.
Основная часть реферата содержит материал, отобранный для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата 10-15 страниц. Материал должен быть распределен на главы или параграфы. Необходимо сформулировать их название и соблюдать логику изложения. Основная часть реферата кроме содержания, выбранного из разных источников, должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
Заключение – часть реферата, в котором формулируются выводы по параграфам или главам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения 2-3 страницы.
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названию сборников). Необходимо указывать место издания, название издательства, год издания. Реферат должен быть предоставлен на рецензию не позднее, чем за неделю до защиты. Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк. 1. Понятие (одно слово) 2. Прилагательные (два слова) 3. Глаголы (три слова) 4. Предложение (из четырех слов) 5. Вывод (одно слово) Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. Составление таблицы. Заполнять соответствующие графы таблицы из прочитанного в учебнике текста. Последовательность действий при составлении плана.
План – опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста. Как составлять конспект или план к тексту учебника.
Объем конспекта зависит от его вида: сжатый – 1/5 текста, подробный – 1/3 текста. Конспект лучше размещать на развернутом двойном листе тетради, тогда им будет легко пользоваться. Требования к написанию конспекта.
Правила конспектирования.
Последовательность написания тезисов. Прежде всего, нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок – пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записать. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста. Умело, составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он, в той или иной мере, определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего – подытожить все предыдущие. Правила написания доклада (сообщения)
Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты. Требования к написанию мини-сочинения: План I. Вступление (введение). II. Основная часть. III. Заключение. Содержание мини-сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы обучающегося теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения; самостоятельность суждений. Как решать биологические задачи
Оформление лабораторных работ и практических заданий. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине определяется предметными кафедрами. В содержании тетради для практических и лабораторных работ входят дата, название (тема) и цель работы; перечисление оборудования и материалов (химических реактивов), а также отчет, который составляется в виде таблицы с выполнением и описанием опытов, наблюдаемых явлений, объяснением и записью выводов. Оценки за выполнение лабораторных и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся. 3.4. Самостоятельная работа. Виды самостоятельной работы6 - подготовка сообщений; - написание рефератов, мини-сочинений; - письменных развернутых ответов на вопросы; - составление синквейнов, конспектов-схем, тематических тезаурусов, генетического древа; - решение биологических задач; - оформление лабораторных работ и формулировка выводов; - сбор информации. Формы контроля самостоятельной работы: - проверка (защита, отчет).
УД
Вариант 1
Аденин ----------дезоксирибоза ------остаток фосфорной кислоты
Вариант 2
Урацил ------Рибоза -------Остаток фосфорной кислоты.
Основные источники
Интернет ресурсы http://www.ebio.ru/ - электронный учебник биологии http://bio.1september.ru/ - все для учителя биологии http://humbio.ru/ - биология человека http://www.bio-book.org/ - Биология. Природа, Эволюция, Биосфера http://learnbiology.narod.ru/ - Изучаем биологию. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |