Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны





Скачать 165.94 Kb.
НазваниеРабочая программа Малашиной Марины Николаевны
Дата публикации29.02.2016
Размер165.94 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО – ООШ заместитель директора по УВР руководитель МБОУ-ООШ

______________ _______ МБОУ-ООШ с.Чадаевка с.Чадаевка

Ф.И.О (подпись) _____________ ________ __________________

Протокол № ___ от ____сентября 2014г. Ф.И.О (подпись) Ф.И.О

«___»сентября 2014г. Приказ №___от__ сентября 2014г.

Рабочая программа

Малашиной Марины Николаевны

Биологическое краеведение 7 класс
Рассмотрено на заседании

Педагогического Совета

Протокол №____от «___»августа 2014г.

Пояснительная записка

Необходимость введения курса «биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:

1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2.В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3.Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её. Воспитанию любви к родному краю.

Программа разработана с учётом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.

Основные цели и задачи курса:

1.Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

2.Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

3.способствовать развитию биолого-экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

4.Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической частности.

5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

6.Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

7.Научить детей чувствовать красоту природы.

8.Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

9.Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу, музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса по биологическому краеведению.

Учащиеся должны знать:

  • методы краеведческой работы;

  • географическую характеристику области;

  • природные сообщества области;

  • растительный мир области;

  • животный мир области;

  • прошлое, настоящее и будущее области;

  • историю развития органического мира;

  • влияние человека на природные объекты;

  • природоохранную деятельность в Саратовской области.

Учащиеся должны уметь:

  • вести наблюдения;

  • работать с картографическим материалом;

  • давать краткую географическую характеристику области;

  • давать характеристику природным сообществам;

  • объяснять связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками;

  • давать характеристику животному и растительному миру;

  • объяснять влияние человека на природные объекты.


Календарно - тематическое планирование.





п/п

Тема урока.

Тип урока.

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Измерители

Элементы дополнительного содержания.

Домашнее задание




Тема I. ВВЕДЕНИЕ – 1 час.





1.

Введение.

Краеведение - наука о местности, в которой мы живём.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Краеведение. Науки связанные с краеведением. Краеведческая работа в области. Учёные краеведы области.

Знать термин краеведение. Знать направления краеведческой работы. Объяснять, с какими науками связано краеведение. Знать учёных краеведов области.

Беседа по вопросам. Работа с диском.

Важнейшие краеведческие музеи.

Конспект урока.

С.3-6 учебного пособия.




Тема II. МЕТОДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ – 2 часа.





2.

Методы краеведческой работы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Методы работы: литературный, метод полевых наблюдений, картографический метод, статистический, анкетирования, фотографирование и киносъёмка.

Знать методы краеведческой работы. Уметь применять методы на практике.

Беседа по вопросам. Работа с тетрадью на печатной основе с.2-4.




Конспект урока.

3.

Практическая работа со школьными атласами – определителями растений и животных.

Урок – практикум.




Атласы определители растений и животных.

Уметь работать с атласами определителями.

Беседа по вопросам. Работа с диском.




Повторить конспекты урока.




Тема III. КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЛАСТИ – 4 часа.





4.

Краткая географическая характеристика области.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Рельеф области. Геологическая структура и важнейшие полезные ископаемые. Внутренние водоёмы. Климат области. Основные природные зоны.

Уметь давать краткую географическую характеристику области. Знать особенности рельефа, климата, основные природные зоны.

Работа с дополнительной литературой, географическими атласами и картами.

Пойменные природные объекты.

Конспект урока.

5.

Характеристика природных сообществ.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Основные природные сообщества области.

Знать основные природные сообщества области, своей местности. Уметь давать характеристику природному сообществу.

Работа с дополнительной литературой и диском.




Конспект урока.

6.

Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками.

Комбинированный урок.




Фауна. Флора. Связь фауны и флоры. Взаимоотношения живых организмов в разных экосистемах.

Знать термины: флора, фауна. Объяснять связь флоры и фауны с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. Приводить примеры взаимоотношений живых организмов в разных экосистемах.

Беседа по вопросам. Работа с диском.




Конспект урока.

7.

Изучение местных экосистем. Экскурсия.

Урок – практикум.




Местные экосистемы: лес, лесополоса, степь (луг, поляна), водоём (река, пруд).

Знать местные экосистемы. Уметь различать экосистемы. Уметь давать характеристику местным экосистемам.

Беседа по вопросам.

Наблюдения.




Задание в тетради.




Тема IV. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР – 8 часов.





8.

Флора Саратовской области.

Грибы. Споровые растения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Флора Саратовской области. Грибы. Водоросли. Лишайники. Моховидные. Плауновидные. Хвощевидные. Папоротниковидные.


Знать термин флора. Знать грибы и споровые растения Саратовской области. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных. Знать споровые растения и особенности их строения. Приводить примеры грибов и представителей споровых.

Тетрадь с печатной основой с.4 – 7. Беседа по вопросам. Работа с диском.

Красная книга области: грибы и споровые растения.

П.1.1, с.7 -11.

9.

Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.

Комбинированный урок.




Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.

Знать представителей голосеменных и покрытосеменных растений. Объяснять их значение в природе и жизни человека.

Работа в тетради с печатной основой с.8 -14. Работа с дисками.

Фитотоксины.

П.1.2. Вопросы.

10.

Растительность Саратовской области.

Лесная растительность.

Комбинированный урок.




Лесная растительность.

Знать представителей лесной растительности. Давать характеристику представителям лесной растительности. Знать виды лесов, особенности их состава.

Рабочая тетрадь с печатной основой с.15 - 18. Работа с дисками.

Функции лесов.

П.1.3. Вопросы.

11.

Степная растительность. Полупустынная растительность.

Комбинированный урок.




Степная растительность. Полупустынная растительность.

Знать представителей степной и полупустынной растительности. Приводить примеры растений. Знать условия обитания растений данных групп.

Рабочая тетрадь с.19 – 22. Работа с дисками.

Господствующие травы.

П.1.4. Вопросы.

12.

Луговая растительность.

Комбинированный урок.




Луговая растительность.

Знать представителей луговой растительности. Приводить примеры растений лугов. Знать условия произрастания растений лугов.

Рабочая тетрадь с печатной основой с.22 -23. Работа с дисками.

Травостой.

П.1.5. Вопросы.

13.

Прибрежно – водная растительность.

Комбинированный урок.




Прибрежно – водная растительность.

Знать представителей прибрежно – водной растительности. Знать условия произрастания растений. Приводить примеры растений. Знать значение растений в природе.

Рабочая тетрадь с печатной основой с.24-25. Беседа по вопросам. Работа с дисками.

Высшие водные растения.

П.1.6. Вопросы.

14.

Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.

Комбинированный урок.




Растения меловых и песчаных пород.

Знать растения, обитающие на меловых и песчаных породах. Знать особенности условий существования растений этих групп. Приводить примеры растений, обитающих на меловых и песчаных породах.

Рабочая тетрадь с печатной основой с.25 – 26. Работа с дисками. Беседа по вопросам.

Карбонатные степи. Псаммофилы.

П.1.7.

Вопросы.

15.

Растения засоленных почв.

Комбинированный урок.




Растения засоленных почв.

Знать растения засоленных почв. Знать причины засоления почв. Приводить примеры растений засоленных почв.

Рабочая тетрадь с печатной основой с.27 – 28. Беседа по вопросам.

Солончаки. Галофиты.

П.1.8.

Написать рефераты об интересных растениях




Тема V. ЖИВОТНЫЙ МИР ОБЛАСТИ – 8 часов.





16.

В лесу.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Животные леса: копытные, хищные, пресмыкающиеся, амфибии, насекомые.

Знать животных, обитающих в лесу. Объяснять взаимоотношения, складывающиеся между животными леса. Приводить примеры животных леса.

Тетрадь с печатной основой с.29 – 32. Беседа по вопросам. Работа с дисками.

Плотоядные животные.

П.2.1. Вопросы.

17.

В степи.

Комбинированный урок.




Животные степи: копытные, хищники, пресмыкающиеся, птицы, насекомые.

Знать животных, обитающих в степи. Объяснять взаимоотношения, складывающиеся между животными степи. Характеризовать условия жизни обитателей степей. Приводить примеры животных степи.

Тетрадь с печатной основой с.32 -34. Беседа по вопросам. Работа с дисками.




П.2.2. Вопросы.

18.

Около водоёма. Водные животные.

Комбинированный урок.




Животные обитающие вблизи водоёмов. Водные животные.

Знать животных , обитающих вблизи водоёмов и в водной среде. Приводить примеры животных. Объяснять особенности строения животных, связанные с водным образом жизни.

Тетрадь с печатной основой с.34 – 38. Работа с дисками.

Промысловые рыбы.

П.2.3; 2.4. Вопросы.

19.

Беспозвоночные.

Комбинированный урок.




Беспозвоночные суши, водные.

Знать представителей беспозвоночных. Описывать среды обитания беспозвоночных.

Объяснять роль беспозвоночных в природе и жизни человека.

Тетрадь с печатной основой с.40 -42. Работа с дисками.

Биоиндикаторы.

П.2.5. Вопросы.

20.

Опасные животные.

Комбинированный урок.




Опасные животные.

Знать представителей опасных животных. Приводить примеры опасных животных. Объяснять роль опасных животных в природе и жизни человека.

Тетрадь с печатной основой с.44. Работа с дисками.




П.2.6. Вопросы.

21.

Сельскохозяйственные животные.

Комбинированный урок.




Сельскохозяйственные животные.

Знать представителей сельскохозяйственных животных. Объяснять значение сельскохозяйственных животных. Знать отрасли животноводства.

Тетрадь с печатной основой с.45. беседа по вопросам.

АПК.

П.2.7.

22.

Вредители сельского хозяйства.

Комбинированный урок.




Вредители сельского хозяйства.

Знать вредителей сельского хозяйства. Объяснять вред приносимый вредителями с/х. Приводить примеры мер борьбы с вредителями с/х.

Тетрадь с печатной основой с.42-43. Работа с дополнительной литературой.

Ядохимикаты.

П.2.8. Вопросы.

23.

Животные города.

Комбинированный урок.




Животные города: птицы, млекопитающие, декоративные, беспозвоночные.

Знать животных, обитающих в городе. Объяснять их роль в городе и жизни человека.

Тетрадь с печатной основой с.38 - 39.

Бродячие собаки. Бездомные кошки.

П.2.9. Вопросы.




Тема VI. ЖИВОЕ ПРОШЛОЕ САРАТОВСКОГО КРАЯ - 6 часов.





24.

Основные понятия о геохронологии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Геохронология. Абсолютный возраст. Относительный возраст. Геохронологическая шкала.

Периоды жизни.

Знать термин геохронология. Уметь работать с геохронологической шкалой.

Тетрадь с печатной основой с.48 -49. Беседа по вопросам.

Стратиграфическая шкала.

П.3.1. Вопросы.

25.

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

Комбинированный урок.




Ископаемые беспозвоночные животные. Ископаемые растения. необычные названия.

Знать термин палеонтология. Объяснять происхождение необычных названий животных и растений. Приводить примеры ископаемых беспозвоночных и растений.

Тетрадь с печатной основой с.49 – 51. Беседа по вопросам. Работа с диском.

Фоссилии.

П.3.2. Вопросы.

26.

Ископаемые позвоночные.

Комбинированный урок.




Ископаемые животные: костистые и хрящевые рыбы; рептилии, млекопитающие.

Знать ископаемых позвоночных животных. Приводить примеры животных. Объяснять, почему скелеты крупных позвоночных находят очень редко, чаще разрозненные кости.

Тетрадь с печатной основой с.52 – 55.




П.3.3.

Вопросы.

27.

Ранняя история Земли. Палеозойская эра.

Комбинированный урок.




Ранняя история Земли. Палеозойская эра: кембрийский , ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский периоды.

Знать раннюю историю Земли. Знать периоды палеозойской эры. Характеризовать периоды, отмечая особенности каждого. Уметь отличать периоды по растительному и животному миру.

Тетрадь с печатной основой с.56 -57. Заполнение таблицы.

Кристаллический фундамент. Метаморфизм.

П.3.4. Вопросы.

28.

Мезозойская эра.

Комбинированный урок.




Мезозойская эра. Периоды: триасовый, юрский, меловой.

Знать периоды мезозойской эры. Характеризовать особенности каждого из периодов. Описывать растительный и животный мир периодов.

Тетрадь с печатной основой с.57 – 58. Заполнение таблицы.




П.3.5. Вопросы.

29.

Кайнозойская эра.

Комбинированный урок.




Кайнозойская эра. Периоды: палеоген, неоген, четвертичный.

Знать периоды кайнозойской эры. Характеризовать особенности каждого из периодов. Описывать растительный и животный мир периодов кайнозойской эры.

Тетрадь с печатной основой с.59 - 60. Беседа по вопросам. Заполнение таблицы.

Время межледниковья.

П.3.6. Вопросы.




Тема VII. ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ - 2 часа.





30.

Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Антропогенные факторы: промышленные предприятия, предприятия энергетики.

Знать антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области.

Приводить примеры воздействий со стороны человека. Уметь находить решения проблем.

Беседа по вопросам. Работа с периодической печатью.




Конспект урока.

31

Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Антропогенные факторы: сельское хозяйство, транспорт, свалки.

Знать антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области.

Приводить примеры воздействий со стороны человека. Уметь находить решения проблем.

Беседа по вопросам. Работа с периодической печатью.

Проблемы, связанные с ликвидацией химического оружия.

Конспект урока.




Тема VIII. ОХРАНА ПРИРОДЫ - 3 часа.





32.

Красная книга Саратовской области.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Красная книга Саратовской области.

Знать структуру Красной книги Саратовской области. Уметь работать с Красной книгой.

Беседа по вопросам.

Тетрадь с печатной основой с.61 - 62.




П.4.1. Вопросы.

33.

Особо охраняемые природные территории.

Комбинированный урок.




Охраняемые территории.

Знать охраняемые территории Саратовской области.

Беседа по вопросам.

Тетрадь с печатной основой с. 63 -64.

Памятники природы.

П.4.2. Вопросы.

34.

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба».

Урок практикум.










Защита рефератов.








Учебно – методический комплект.

1.Литература:

  • Программа для 7 класса общеобразовательных школ авторы Н.В.Дмитриева, В.Ю. Крестьянинов. Саратов.

  • Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 кл./ Сост. В.Б. Сельцер, Л.П.Худякова, Н.В.Дмитриева, Р.Л.Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2008.-96 с.

  • Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 кл. Дмитриева Н.В., Сосновская Л.Р.-

Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2008.- 64 с.

2.Библиотека электронных наглядных пособий .


  • Диск «Биологическое краеведение».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа по литературе в 7б классе Жуковой Марины Николаевны
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2011г.), федерального компонента государственного...
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа по литературе в 7 классе Жуковой Марины Николаевны
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2011г.), федерального компонента государственного...
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconАдрес опыта инновационной педагогической деятельности учителя математики...
Тема: «Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом»
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconДоклад начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля...
Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Сахалинской таможне
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учителя начальных классов моу «Бубровская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А. М. Никандрова» Соловьевой...
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconПоэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла
Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Марины Ивановны Цветаевой, проверим качество усвоения материала. Вопросы...
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРомановой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год пояснительная записка...
Заместитель директора по ур мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconАнастасия Николаевна Романова загадка великой княжны Анастаси́я Никола́евна...
Милицы Николаевны и Анастасии Николаевны прибыл некий Филипп, француз по национальности, объявивший себя гипнотизёром и специалистом...
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа по литературе в 10 классе учителя Смирновой Елены Николаевны
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа по английскому языку в 6 классе Шубиной Татьяны Николаевны
Планирование составлено на основе Федеральный компонент государственного стандарта. М.: Дрофа, 2008
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа по английскому языку в 9 классе Шубиной Татьяны Николаевны
Планирование составлено на основе: Федеральный компонент государственного стандарта. М.: Дрофа, 2008
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны iconРабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск