Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия





Скачать 250.35 Kb.
НазваниеИзложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия
страница1/2
Дата публикации22.11.2017
Размер250.35 Kb.
ТипИзложение
100-bal.ru > Биология > Изложение
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.В. Кучменко. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе.

Если в 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Биология" предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших

областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения,

экологии и др.).

То в курсе биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения)

осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с

процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При

этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются осно-

вополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотрен-

ные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобре-

тенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требо-

ваниями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней

школе на базовом уровне.

Интегрирование материалов различных областей науки биологии в

ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней

организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность

делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств

живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются

структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия

свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класс Преподавание курса «Общая биология» в 10- 11 классах ведётся на основе учебно-методического комплекса, составленного на основе обязательного федерального перечня учебников и методических пособий.

Учебно-методический комплекс


Класс

Образовательная область

Учебный

курс

Учебная программа

Учебник

Учебное пособие для учащихся

1

2

3

4

5

6

10-11

Естествознание

Общая биология

Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Автор И.Н.Пономарева и др. Базовый уровень.


И.Н.Пономарева и др.

« Общая биология». Учебники для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений Изд. Вентана-Граф 2010 года.


1. Рабочая тетрадь к учебнику 10 класса.

Н.Ф.Бодрова.
2.Рабочаятетрадь к учебнику 11 класса.

Н.Ф.Бодрова.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «1 С репетитор. Биология Варианты ЕГЭ»; «Тренажер по биологии»; Большой биологический энциклопедический словарь»; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»2005 ;


Усвоение программы рассчитано на 138 часов

10 класс - 70 часов (2 часа в неделю),

11класс - 68 часов (2 часа в неделю),

В программу внесены изменения. Из компонента образовательного учереждения добавлено по одному часу в 10-11 классах. Увеличено количество часов в 10 классе по темам «Введение» (6+6), «Биосферный уровень жизни» (9+6), «Биогеоценотический уровень жизни» (8+9), «Популяционно-видовой уровень жизни» (11+13)\ В 11 классе соответственно: «Организменный уровень жизни» (17+19), «Клеточный уровень жизни» (9+11), «молекулярный уровень жизни» (8+3). д

Они проводятся отдельными уроками и отображены в поурочном планировании. Практическая часть предусматривает проведение лабораторных работ, практических работ, экскурсий. Практическая часть состоит :

10 класс: лабораторные работы-3

Экскурсии-6

11 класс: лабораторные работы-3


Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (базовый уровень)
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать: Понятие биосистема; учение В.И. Вернадского о биосфере; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценоз как биосистему и экосистему; агроэкосистему и их структурные компоненты, пищевые связи их значение в круговороте вещества и потоке энергии в экосистеме; правило 10% в экосистеме; причины устойчивости и смены биогеоценозов, меры сохранения экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции ее результатах; видообразовании как процесса увеличения видов; происхождении человека; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации растительного и животного мира; закономерности эволюции; основные царства органического мира их роль в природе;

- должны уметь

сравнивать (распознавать, узнавать определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы агробиоценозы;

обосновывать (объяснять сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; влияния антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; вредное влияние загрязнений природной среды мутагенами на наследственность человека;

-применять знания по биологии для формирования картины мира; для гуманного , этического поведения в природе; в деле охраны природы, редких и исчезающих видов; для доказательства уникальной ценности жизни и сохранения своего здоровья; в суждениях по культурологическим проблемам;

-владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями в научной и популярной литературе; составлять развернутый план и тезисы текста, конспектировать текст, составлять схемы и готовить рефераты.

Владеть компетенциями (обозначенными следующими знаками):

Коммуникативной.

Рефлексивной.

Личностного саморазвития.

Ценностно-ориентационной.

Смыслопоисковой.

Профессионально-трудового выбора.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для грамотного оформления результатов биологического исследования;

-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусов (в том числе ВИЧ инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

-оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

-определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении)

основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, теория гена, эволюционная теория Ч. Дарвина); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого вещества в биосфере); законов (расщепления, независимого наследования Г. Менделя); правил (правило доминирования Г. Менделя); закономерностей изменчивости;

особенности биологических процессов: матричное воспроизводство белков; размножение; действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособленности; образование видов; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

особенности строения биологических объектов: клетки; хромосом; вида и экосистем (структура);

причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.
Уметь (владеть способами деятельности):
Приводить примеры: наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; значения генетики для развития селекции и медицины;

приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, эволюции, используя основные положения биологических теорий; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой;

оценивать: последствия влияния мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий;

аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;

выявлять: приспособления у организмов к среде обитания; взаимосвязи организмов в экосистеме (на отдельных примерах); мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами.

правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.);

использовать различные источники (в том числе Интернет, средства массовой информации) для получения необходимой информации о биологических системах и применять ее в собственных исследованиях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранении собственного здоровья):
Соблюдать и обосновывать меры профилактики вирусных и других заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
Календарно тематическое планирование 10 класс.

1. Введение в курс общебиологических явлений. 11час.



п/п

Тема.

Кол-

во

час.

Лаб.,

Практ.

Работы

Средства обучения

Сроки проведения.

Задание на дом

1.

Организменный уровень жизни: Значение и роль в природе.

1







01.09.

§1

2.

Организм как биосистема

1







02.09.

§2 с 6-10

3.

Процессы жизнедеятельности одноклеточных.

1







08.09.

§2 с 13-16

4.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

1.







09.09.

§3

5.

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

1.




Табл.

15.09.

§4.


6.

Значение практической биологии

1




Табл.

16.09.

§5

7.

Методы биологических исследований

1




Оборудование к л.р.

22.09.

§6

8.

Определение видов животных и растений

1.

Л.р.1.Описание особей вида.

Обор. к л.р.

23.09.

§7

9.

Значение биологических знаний

1.




Рис. Плакаты

29.09.

§8 вопр.с.32-33

10.


Экскурсия в природу «Многообразие видов, сезонные изменения в природе»

1




Задания для групп

30.09.

Отчет

11.

Обобщающий урок по теме. « Введение в курс общебиологических явлений».

1







06.10




2. Биосферный уровень организации жизни. 14 час.

1.

Учение В.И.Вернадского о биосфере

1




Табл.

07.10

§10

2.

Функции живого вещества в биосфере

1




Обор. к л.р.

13.10

§11

3.

Происхождение живого вещества

1




Портреты уч

14.10

§12

4.

Физико-химическая эволюция в развитии биосферы

1.




Рис.11, 12,13.

20.10

§13

5.

Биологическая эволюция в развитии биосферы

1




Табл., схемы

21.10.

§14

6.

Историческое развитие жизни на Земле

1







27.10

§15

7.

Биосфера как глобальная экосистема

1.




Таб.круговорот в-в.

28.10.

§16

8.

Механизмы устойчивости биосферы

1.




Схемы на доске.

03.11

§17

9.

Человек как житель биосферы

1.




Рисунки.

17.11

§18

10.

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на земле

1.







24.11

§19

11.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

1




Геогр. карта полез. ископ.

25.11

§20

12.


Экскурсия в природу «Многообразие видов и сезонные изменения в природе»

2.




Карточки для групп.

01.12

Отчет

13.

Подготовка к зачету. Повторение темы

1







02.12

Подгот. к зач.

14.

Зачет по теме «Биосферный уровень организации жизни».

1.







08.12




3. Биогеоценотический уровень организации жизни. 15час.

1.

Биогеоценоз – как особый уровень организации жизни

1




Табл.

09.12.

§22

2.

Биогеоценоз как био и экосистема

1







15.12

§23

3.

Строение и свойства биогеоценоза

1




Табл.

16.12

§24

4.

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе

1.




Обор. к л.р.

22.12

§25

5.

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

1




Табл. Рис.

23.12

§26

6.

Механизмы устойчивости биогеоценозов

1




Цепи пит.

29.12

§27

7.

Зарождение и смена биогеоценозов

1.




Рис.34




§28

8.

Суточные и сезонные изменения в биогеоценозах

1.




Табл.

12.01.

§29

9.

Многообразие водных биогеоценозов

1.




Табл. Рис.

13.01.

§30

10.

Многообразие биогеоценозов суши

1




Табл. Рис.

19.01.

§31

11.

Сохранение многообразия биогеоценозов

1.







20.01.

§32

12.

Природопользование в истории человечества

1.







26.01.

§33

13.

Экологические законы природопользования

1.







27.01.

§34

14.

Урок – семинар по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни».

1







02.02.

Подгот. к к.р.

15.

Контрольная работа по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни».

1.







03.02.




4. Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни. 30 час.

1.

Биологический вид: характеристика и структура

1.

Л.р.2 выявление изменчивости у особей одного вида.

Обор. к л.р.

09.02.

§36

2.

Популяция – как форма существования вида

1.




Табл.

10.02.

§37

3.

Популяция как структурный компонент биогеоценоза

1.







16.02.

§38

4.

Популяция как основная единица эволюции

1




Табл.

17.02.

§39

5.

Видообразование

1




схемы

.22.02

§40

6.

Система живых организмов на земле

1




Табл.

24.02.

§41

7.

Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества

1.

Л.р.3 .Выявление антропогенных изменений в экосистемах.




01.03.

§42

8

Доказательства эволюции органического мира.

1







02.03.

42

9.-10

Человек как уникальный вид живой природы

2




Схема 171

09-10.03.

§43

11.

Особенности популяционно-видового уровня жизни

1




Рис. С.45

15.03

§44

12.

Основные закономерности эволюции

1




Схемы

16.03.

§45

13.

Современные представления об эволюции органического мира

1




Рис. С.172.

22.03.

§46

14.

Естественный отбор и его формы

1




Схемы

23.03.

§47

15.

Искусственный отбор и его значение в увеличении биоразнообразия

1




Табл. Сортов и пород.

05.04.

§48

16

Практическая работа. Сравнение естественного и искусственного отборов.

1







06.04.

отчет

17.

Основные направления эволюции

1






12.04.

§49

18-19.

Прогресс и регресс в эволюции живой природы

2




Табл.

13.04.

19.04.

§50

20

Современное состояние изучения видов

1




С.202, таб.3

26.04.

§51

21.

Значение изучения популяций и видов.

1




С.207,рис.57

27.04.

§52

22

Генофонд и причины гибели видов.

1




Рис.

03.05.

§53

23.

24.

Экскурсия «Выявление способов размножение растений»

2.




Карточки – задан.

04.05.

10.05.

Отчет по экс.

25

26.

Семинар по теме «Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни».

2







11.05.

17.05.

Подгот. к к.р.

27.

Контрольная работа по теме «Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни».

1







18.05.




28-29

Экскурсия на водоем, луг.

2







24.05.

25.05.

отчет

30.

Заключительный урок.

1







30.05.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconРоссийской Федерации Краснодарский университет
Методика проведения: повествовательное изложение материала, объяснение; проблемное изложение материала
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconКраснодарский университет
Методика проведения: повествовательное изложение материала, объяснение; проблемное изложение материала
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconИзложение нового учебного материала, закрепление материала
Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования предусмотрены следующие требования к знаниям и...
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconЛекция должна отвечать следующим
Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное...
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconПовторительно- обобщающий урок в 5 классе по учебнику Кузовлева В. П
Урок начинается с актуализации опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов через игровую ситуацию. Рационально выбрано...
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconРеферат краткое изложение научной проблемы, результатов научного...
Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные...
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием вывода
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе)
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconРеферат (от лат rеfеrо "сообщаю") самостоятельная
Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью программы является оптимальное изложение необходимого учебного материала для его полного усвоения будущими юристами
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconПлан-конспект урока в 1 классе по теме: закрепление изученного материала
Орг. Момент. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи (демонстрация первого...
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconУрок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста»
Нельзя путать изложение с сочинением, т к фантазирование расценивается как фактическая ошибка и ведёт к снижению баллов
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconР е комендаци и по подготовке реферата Обязательным элементом программы учебной практики У
Содержание материала должно носить проблемно-поисковый характер, а изложение материала быть логичным и последовательным
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия icon• изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии
Отдельную специфическую группу составляют методы проверки знаний, умений и навыков у школьников. Без «обратной связи» дидактический...
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconПримерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных...
Пасечника. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В программе распределение...
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия iconПамятка юному исследователю Учимся писать реферат реферат
Реферат – краткое изложение сути исследуемой проблемы, где автор приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск