Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста»





Скачать 48.65 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста»
Дата публикации31.08.2014
Размер48.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 3»
им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова

Открытый урок по русскому языку

в 9 «А» классе

по теме:

«Сжатое изложение.
Приемы компрессии текста»


Выполнила: Павлис Н.Н.

учитель русского языка и литературы

г. Дзержинский 2012

Цель: обучение написанию сжатого изложения

Задачи:

  • повторить изученные речеведческие понятия;

  • познакомить с новыми сведениями о жанровых признаках текста, схемой текста;

  • формировать умение отобрать в исходном тексте основное и существенное, сокращать текст разными способами, логично излагать свои мысли, использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.



Ход урока

Организационный момент.

1. Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся с сжатому изложению, к основным языковым приёмам компрессии исходного текста. Напоминаю, что задача сжатого изложения - кратко передать содержание текста,отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения, основные мысли автора, логическую последовательность событий. Нельзя путать изложение с сочинением, т.к.фантазирование расценивается как фактическая ошибка и ведёт к снижению баллов.

2. Обратимся к основным языковым приёмам компрессии исходного текста.

Практикум.

а) Обобщение или объединение (слайд 1).



При этом приёме сжатия необходимо найти в тексте мелкие факты, объединить их на основе общего, а потом сформулировать получившиеся предложение. Ребята, у вас на столе лежат бланки с текстами. Маркером уберите ненужный материал , применяя приём обобщения (текст №1).

Полученный вариант запишите на бланке. Проверяю результат.

б) Исключение (слайд 2).



При исключении необходимого выделить основную мысль текста, убрать ненужные подробности, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. Данное задание выполните по тексту №2.

Проверяю полученный вариант сжатия.

в) Замена (слайд 3).



При этом способе сжатия нужно найти слова, смысловые части, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением. Сформулировать получившееся предложение.

Задание выполняется по тексту № 3.Проверяю полученный вариант сжатия.

С текстом № 4 на бланке, ребята, примените разные приемы сжатия. Помните, что нельзя удалять из текста! (слайд 4).



Проверяю полученный вариант текста.

Ребята, у вас на столе лежит инструкция "Как писать сжатое изложение" (слайд 5).



Еще раз внимательно ее прочтите и запомните.

Я надеюсь, что мы провели достойную подготовку к написанию сжатого изложения.

Текст для изложения подобран с небольшим количеством слов(140), т.к. мы не успеем выполнить полностью работу в течение следующего урока.

Объем вашей работы -70 слов.

Методика проведения изложения:

а) читаю текст первый раз; ученики стараются понять и запомнить текст, пересказывают его с целью понять, что они не запомнили (5-7 мин.);

б) повторное чтение текста.

Ученики обращают внимание на пропущенные места, пересказывают текст еще раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формулируют главную мысль...

После этого учащиеся пишут сжатое изложение (напоминаю критерии оценивания).

1. Примените приём обобщения.

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Примените приём исключения (исключите второстепенную информацию).

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании - короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие " знатоки " ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Примените приём замены.

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Примените разные приёмы сжатия.

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине хх века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 1. Изложение

Текст для прослушивания

Ещё с давних времён умению выступать на публике придаётся огромное значение. От манеры держать себя во многом зависит судьба не только политиков, артистов, учёных, но и представителей многих других профессий. Мастерство публичного выступления - это целое искусство, которому нужно учиться. Вот несколько советов, которые помогут повысить уровень успешности вашего выступления.

Для начала необходимо знать лимит времени вашего доклада. Если его не устанавливает организатор, рассчитывайте в среднем на 5 - 10 минут. Определитесь с основной идеей и целью доклада, составьте план, по которому будете писать речь. Чем подробнее будет план, тем легче будет писать текст.

Не бойтесь вопросов, они означают, что ваш доклад заинтересовал слушателей. Если вы не можете дать ответ - не расстраивайтесь. Признайтесь слушателям, что данные вопросы вы не рассматривали, но обязательно осветите их в следующий раз. Главное помните, что значительную роль в публичном выступлении играет не столько тема доклада, сколько способность выступающего преподнести себя и материал публике.

(145 слов)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconРабочая программа по русскому языку (элективный курс)
Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать...
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconУрок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение»
Цели урока: 1 формировать умение учащихся сжимать информацию, используя способ «исключение»
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconУрок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс»....
Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconСжатое изложение "Старый пень" 5 класс
Уметь: формулировать основную мысль текста,выделять в тексте главную и второстепенную информацию,сокращать текст, сохраняя основную...
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconПрезентация. Приемы компрессии исходного текста делятся на содержательные и языковые
Цель: Познакомить детей с разными способами сжатия текста. Формирование коммуникативно-речевых умений
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconСжатое изложение повествовательного текста по готовому плану
Цели урока: Показать учащимся основные приёмы сжатой передачи содержания рассказа. Развивать умения правильно передавать развитие...
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
Сжатое изложение (обучающая работа – упр. 154) (урок 17). Написание изложения (урок 18)
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconУрок-путешествие по русскому языку для 5–6-х классов
Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconПриёмы компрессии текста Цель урока
Дайте лексическое значение слова – Сжатие газа в цилиндре двигателя, воздуха в компрессоре
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconТематическое планирование по русскому языку 8 класс
Подробное изложение текста публицистического характера. Коррекция знаний и умений
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconОтветы к олимпиаде по русскому языку. 5 Класс (школьный этап) I тур сумма баллов за диктант-20
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconИ. П. Цыбулько и председателем научно-методического совета по русскому...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconУрок русского языка в 9 классе Тема : Подготовка к гиа. Обучение сжатому изложению
Цель: Показать комплексную работу с текстом, итогом которой будет сжатое изложение по этому тексту
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип: комбинированный (обобщение сведений о сложноподчинённом и сложносочинённом предложении, работа с текстом, приёмы компрессии...
Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» iconПравила работы над рефератом реферат
Реферат – сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме – изложение, в котором выражается и отношение к этой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск