Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока:
«Сложносочинённое предложение. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении».
Тип: комбинированный (обобщение сведений о сложноподчинённом и сложносочинённом предложении, работа с текстом, приёмы компрессии текста).
Цели:
Знать различие между сложносочинённым и сложноподчинённым предложением, различать подчинительные союзы и союзные слова.
Уметь применять на практике пунктуационные правила сложного предложения, различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения, пользоваться приёмами сжатия текста.
Привить интерес к исследовательской работе через использование на уроке ИКТ, научить применять приёмы структурирования информации.
Оборудование: мультимедийный проектор , компьютер, материалы «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия», тексты для работы по сжатию, составление кластера «Виды придаточных предложений, схема «Союзы и союзные слова», таблица «Объективная и субъективная информация для сжатия текста.
Ход урока
Организационный момент. Отсутствующие. Наличие домашнего задания, текстов для работы на уроке. Вопросы по домашнему заданию.
Актуализация знаний. Необходимы сведения о сложносочинённом, сложноподчинённом предложении, приёмы сжатии текста. Слайд 1.
Работа с мультимедийным уроком, опрос по вопросам домашнего задания:
Отличие сложноподчинённого от сложносочинённого предложения.
Слайд 2.
Смысловые отношения и место придаточного предложения по отношению к главному. Слайд 3.
К чему может относиться придаточное предложение? Смысловые отношения предикативных частей в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Средства связи предикативных частей сложноподчинённого и сложносочинённого предложений. Составление схемы «Союзы и союзные слова».
1
Союзы
|
| Союзные слова
| Сочинительный
| Подчинительный
| Местоименные наречия и относительные местоимения
| Функция: связь однородных членов предложения и предикативных частей сложносочинённого предложения.
| Функция: связь предикативных частей сложноподчинённых предложений.
| Кто, что (если является членом предложения), который, сколько.
| Не являются членами предложения
| Не являются членами предложения
| Являются членами предложения (в именительном падеже - подлежащее, в косвенном падеже - дополнение, местоименные наречия - обстоятельства).
|
Виды придаточных предложений. Составление кластера на основе работы со слайдами 4,5,6.
Средства связи предикативных частей сложноподчинённого предложения. Различение союзов и союзных слов. Указательные слова. Дополнение к таблице. Слайды 7,8.
Дополнение к кластеру «Виды придаточных предложений. Слайды 9, 10. Классификация академика Востокова. Аналогия придаточный предложений и второстепенных членов предложения.
Закрепление первичное. Слайды 11, 12.
Практикум: характеристика сложноподчинённого предложения с использованием
слайда 13.
Вывод. Слайд 14.
Контроль: тест. Закончена работа с «Виртуальной школой». Открывается материал из папки «ГИА РЯ» (таблица)
Поисково-исследовательская работа. Закрепление.
Работа с текстом. Прочитайте текст. Назовите сложноподчинённые предложения. Аргументируйте ответ. Какие средства связи использованы в названных предложениях? Сгруппируйте предложения (выпишите только номера) по признаку «подчинительный союз - союзное слово»:
Не так давно учёные считали, ЧТО успех жизни (на)прямую связан с нашими интеллектуальными способностями.
Профессиональные перспективы определяются не только тем, ЧТО нам удалось узнать в школе.
Через сопереживание человек ощущает свою сопричастность к тем, КТО живёт рядом с ним, участвует в том, ЧТО происходит вокруг.
К необходимому для жизни эмоциональному переживанию способен человек, КОТОРЫЙ получает удовольствие от живописных и скульптурных образов, чувствует красоту стиха, мелодии, ощущает ритм узора.
Учёные не сомневаются в том, ЧТО эти переживания необходимы.
Вывод: союзные слова в отличие от подчинительных союзов являются членами предложения, от них и к ним можно поставить смысловые вопросы. Выделите и озаглавьте повествовательными или вопросительными предложениями микротемы.
Составьте двухчастный дневник:
-
Объективная информация (основные сведения, события, действия).
| Субъективная информация (авторская оценка, субъективные авторские определения, эмоционально-оценочная лексика)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Назовите отрывки из текста, при сжатии которых можно применить следующие приёмы:
Таблица «Приёмы сжатия текста»
Содержательные приёмы сжатия текста
| Языковые приёмы сжатия текста
| Исключение: разделение информации на главную (объективную) и второстепенную (субъективную), исключение несущественной информации.
| Замена:
-однородных членов обобщающим словом;
-фрагмента предложения синонимичным выражением;
-части предложения указательным местоимением, определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением или местоименным наречием;
-сложноподчинённого предложения простым.
| Обобщение: свёртывание исходной информации за счёт обобщения, перевода частного в общее.
| Исключение:
-повторов;
-фрагмента, содержащего второстепенную информацию;
-синонимов.
| Упрощение исходной информации.
| Слияние нескольких предложений в одно
|
|
|
Домашнее задание: создать сжатый текст, применив приёмы сжатия. На полях отметить, в каком месте и какой приём использован.
|