Скачать 49.31 Kb.
|
Приёмы компрессии текста Цель урока: усвоение и закрепление новых знаний Задачи урока: Учебные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход урока1. Оргмомент. Ребята, сегодня у нас урок необычный. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока… Запишем число в тетради.2. Орфографическая минутка. Компрессия (compressio, лат) сжатие - Подберите однокоренные слова – компресс, компрессор, компримировать (сжимать), - Дайте лексическое значение слова – Сжатие газа в цилиндре двигателя, воздуха в компрессоре. 3. Мотивация - Но сжимать можно не только газ. Например, иногда требуется сжато изложить какой-то материал, статью, отрывок. В таких случаях нам нужно использовать приёмы компрессии текста. Предлагаю изучить новый материал, используя презентацию Power Point. - Запишите тему урока «Приёмы компрессии текста». Слайд 1 - Поставьте для себя цели к уроку. Что должны сделать на уроке? Слайд 2 4. Новая тема. «Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей». Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. Слайд 3 Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста: 1) исключение подробностей и деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3)упрощение синтаксических структур. Слайд 4 Приём - исключение. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности):
При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст:
Упрощение синтаксических структур подразумевает:
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста. 5. Закрепление изученного. Коллективная работа. Работа с презентацией. Один из учащихся выходит к доске, зачёркивая мелом «лишние» слова. Класс может помогать ученику, если тот затрудняется. После работы всплывает подсказка с возможным вариантом ответа. Учащиеся у доски меняются с каждым новым заданием. Исключение Слайды 6 - 7 Обобщение Слайды 8 – 9 Физкультминутка для глаз Упрощение Слайд 10 Индивидуальная работа. Слайд 11. Перед учащимися карточки с текстом слайда 11 (смотри Приложение 1). Учащиеся самостоятельно определяют на своих карточках какие приёмы сжатия текста здесь уместны. Коллективная проверка (ответ на слайде). Работа в парах. Слайд 12 Перед учащимися карточки с текстом слайда 12 (смотри Приложение 2 ). Учащиеся, работая в парах, на карточках применяют изученные приёмы компрессии и записывают полученный текст в тетрадях. Задание для первой пары (средний уровень): Сократите текст на одну треть. Задание для второй пары (сложный уровень): Сократите текст, передав его содержание в четырёх предложениях. Задание для третьей пары (слабый уровень): Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения. Задание для четвёртой пары (средний уровень): Сократите текст вдвое. Проверка для второй пары Слайд 13 6. Домашнее задание: Упражнение № по выбору: А) сократите текст вдвое Б) сократите текст на одну треть 7. Подведение итогов, рефлексия, оценки. Приложение 1 Укажите, какие приёмы компрессии текста можно использовать в этом фрагменте. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. Приложение 2 Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это — книга. Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру. Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений — всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (По материалам энциклопедии) (248 слов) |
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс».... Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста | Презентация. Приемы компрессии исходного текста делятся на содержательные и языковые Цель: Познакомить детей с разными способами сжатия текста. Формирование коммуникативно-речевых умений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип: комбинированный (обобщение сведений о сложноподчинённом и сложносочинённом предложении, работа с текстом, приёмы компрессии... | Урок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста» Нельзя путать изложение с сочинением, т к фантазирование расценивается как фактическая ошибка и ведёт к снижению баллов | ||
Конспект урока русского языка "Признаки текста" Тема урока: Признаки текста Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество | Пояснительная записка к методической разработке В., Разумовская М. М., другие – и является одним из компонентов подготовки к гиа. Также элементы этого урока могут использоваться... | ||
Рабочая программа по русскому языку (элективный курс) Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать... | Работа с фрагментами текста ... | ||
Лингвометодический аспект обучения аспирантов реферированию научных текстов В этих условиях популярными и довольно эффективными в методическом плане становятся и такие разновидности компрессии текста, как... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: обучение составлению текста, моделирование текста; выработка навыки использования в тексте художественных средств | ||
Урока. Организационный момент Цель: развитие связной речи учащихся, совершенствование умения определять тему и основную мысль текста, подробно излагать содержание... | Тема урока : «Письменные приемы вычитания четырехзначных чисел» Цели урока Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же | ||
Урок-сказка по математике. 4-й класс Тема. Умножение и деление на... Цель урока: 1 Воспроизвести приемы умножения и деления на 10 и 100 и закрепить умение выполнять умножение и деление в этих случаях;... | Урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Письменная нумерация в пределах 1000» Цель урока: Повторить приемы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых | ||
Сжатое изложение повествовательного текста по готовому плану Цели урока: Показать учащимся основные приёмы сжатой передачи содержания рассказа. Развивать умения правильно передавать развитие... | Конспект урока «Тема, идея, проблема текста» Цель урока: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания |