Скачать 368.85 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии и гуманитарных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе Профессор _________ А.Б. Ходжаян «___»_______________ 20__ г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ» Направление подготовки бакалавров 06.03.01 – Биология
Всего ЗЕТ 3 Всего часов –108, из них: аудиторных занятий – 54 часа, из них: - лекций –18 часов - семинарских занятий – 36 часов Самостоятельная работа –54 часа Форма контроля: Зачёт, 6 семестр г. Ставрополь, 2014 Рабочая учебная программа по дисциплине «Социология» разработана в соответствии с: - ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01– Биология, утвержденным приказом Министерствам образования и науки РФ № 944 от 7 августа 2014 года; - рабочим учебным планом по направлению подготовки 06.03.01 – «Биология», утвержденным Ученым советом университета 27 августа 2014 года, протокол №1. Составители рабочей учебной программы - к.ф.н., ст. преп. Сказко А.С., к.ф.н., ст. преп. Костина Г.В. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин « 28 » августа 2014 года протокол №_1_. Зав. кафедрой, проф. ____________________ Сергеева Т.Б. Одобрена цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин «__» __________ 2014 года Председатель ЦМК по бакалавриату, доцент Н.К. Маяцкая Согласовано: Декан факультета гуманитарного и медико-биологического образования, профессор Н.А. Федько Начальник учебно-методического управления Н.П. Вышковский Руководитель ЦУКО, доцент С.В. Новиков Пояснительная записка Дисциплина «Социология», являясь частью гуманитарной подготовки студентов наряду с другими гуманитарными дисциплинами, призвана обеспечить полноту базовых гуманитарных знаний, а также сформировать у студентов представления о развитии общества как социальной системы, о социальных процессах в современной России и мировом сообществе, формировании личности и взаимоотношениях человека, этноса и общества. Содержание учебной дисциплины «Социология» представлено в виде совокупности учебных разделов – логически завершенных элементов содержания дисциплины. Такое расположение помогает студенту систематизировать свои знания и умения. Знание различных подходов к основным понятиям социологии как науки, их значимости в контексте функционирования общества способствует формированию целостного мировоззрения личности, умению ориентироваться в исторических вызовах современной России в глобализирующемся мире, толерантности к особенностям различных народов, наций и религий. Обучение дисциплине «Социология» проводится в форме лекционных, семинарских и индивидуальных занятий, дополнительных занятий, консультаций, организации самостоятельной работы, в том числе с привлечением к научной работе путем выполнения докладов (эссе) и рефератов. Освоение дисциплины выполняется в соответствии с рабочей программой, на основании календарного плана, в соответствии с учебными планами лекций и семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов включает изучение основной и дополнительной литературы, методических пособий, материалов, представленных кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, работу в электронной библиотеке СтГМУ, работу в сети Интернет и другие ресурсы. Самостоятельная работа студентов в сети Интернет предполагает работу с тематическими информационными ресурсами, что в конечном итоге дает возможность формировать соответствующие умения и навыки по использованию положений социологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений и практическому применению методик сбора и анализа социологических данных. В учебном процессе наряду с традиционными способами используются различные виды современных интерактивных технологий обучения. Основными требованиями концепции обучения является компетентностный подход (готовность и способность применения знаний, умений, навыков обучаемыми), контекстное обучение (связь с будущей деятельностью, специальностью). Дидактическими принципами обучения являются доступность, научность, наглядность, последовательность, прочность знаний, опора на практику, интерактивность. Перечисленные принципы, подходы и методы направлены на формирование у студентов стремлению к самообразованию, расширению научного мировоззрения, культуры общения, способности работать в команде, развитию критического мышления. Структурирование содержания этой учебной дисциплины является также необходимым условием для функционирования рейтинговой системы. Наличие компьютерной контрольной тестовой программы способствует повышению и унифицированию контроля знаний. Активное использование в учебном процессе компьютерных обучающих и контролирующих технологий способствует формированию умений обучающихся использовать в дальнейшей своей деятельности современные инновационные методы и технологии. 1. Цели и задачи изучения дисциплины Цели: - дать целостное представление о социологии, как о самостоятельной области знания; - сформировать у студентов представления о личной ориентации в современном обществе. Задачи дисциплины: - усвоение студентами необходимых теоретических знаний в области социологии и их применения в профессиональной деятельности (о роли общества в формировании личности, взаимоотношениях человека, этноса и общества, особенностях социологического подхода, основных методологических подходах и методах сбора, обработки и анализа социальной информации); - развитие у студентов навыков критического восприятия любых источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения, развитие умения владеть приемами ведения научной дискуссии, полемики, диалога. 2.Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Социология» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: - специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются; - имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами: история, философия, культурология, профессиональные дисциплины. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6). В результате изучения дисциплины студент должен Знать: 1. Основные направления, проблемы, теории и методы социологии. 2. Содержание современных теорий по проблемам общественного развития. 3. Основные теоретические представления об обществе, социальных изменениях и личности. 4. Понятия, типы социальных конфликтов и способы их разрешения. Уметь: 1. Формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам социологии. 2. Использовать положения и категории социологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений. Владеть: 1. Навыками восприятия и анализа текстов, имеющих социологическое содержание. 2. Приемами ведения дискуссии и полемики. 3. Навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Таблица формирования компетенций
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов)
|
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая социология»... Экономическая социология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 28 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «Социология молодой семьи»... Социология молодой семьи [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с | ||
Программа по дисциплине «Социология массовых коммуникаций» Учебная программа по дисциплине «Социология массовых коммуникаций» составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта... | Рабочая программа по дисциплине «Социология» Рабочая программа по дисциплине «Социология» для студентов юридического факультета. – Кисловодск: Издательский отдел кгти, 2012.... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономика и социология труда»... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Н. О. Автаева Социология журналистики Учебная программа Социология журналистики: Учебная программа. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 19 с | ||
Российской федерации Учебная дисциплина «Социология семьи» относится к профессиональной (вариативная часть) части цикла. Учебная дисциплина «Социология... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Социология лидерства» для... Общественное лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством... | Контрольная работа по дисциплине «Социология» Выполнение и сдача студентами заочного отделения, обучающимися по ооп 080507. 65 «Менеджмент организации», контрольной работы по... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности... Составитель: Логунова Л. Ю.– кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук КемГУ | Рабочая программа по дисциплине Социология Москва пояснительная записка Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие... | ||
Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | Рабочая учебная программа рабочая программа дисциплины «Социология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессиоанального образования | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи... Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма» | Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями... |