Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»





Скачать 250.51 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»
Дата публикации29.09.2013
Размер250.51 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Биология > Методическая разработка
Управление образования администрации г.Валуйки и Валуйского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников

Методическая разработка
«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»


Исполнитель: Коваленко Ирина Генриховна

Адрес: Белгородская область г. Валуйки

улица Степана Разина , 10, ВГСЮТ
2010 год

План

  1. Основы обучения творческому конструированию из бумаги

  2. Этапы формирования творческого конструирования

  3. Эффективность новой системы обучения конструированию из бумаги

  4. Список используемой литературы

  5. Приложение

Конструирование из бумаги относится к художественной дея­тельности.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скру­чивание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две явля­ются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике. Начиная с дошкольного возраста дети успешно овла­девают ими. Однако, с удовольствием используют эту тех­нику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая от­дельные элементы поделки: бантик у клоуна, куклы; цветы в кор­зине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Назы­вается она оригами («ори» — сгибать, «гами» — бумага). В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги, как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Техники оригами и киригами отличаются большой трудо­емкостью, они требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура (еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги) заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бу­маги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хоро­шо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика по­строена на наглядном и подробном объяснении процесса изго­товления каждой конкретной игрушки. В результате у детей фор­мируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.

Главными условиями развития творческого конструирования
из бумаги являются:

  1. использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);

  2. формирование обобщенных способов конструирования в про­цессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами,
    объемная скульптура).

В целях реализации последнего, прежде всего, необходимо по­мочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого сначала отра­батывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления цело­го ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоя­тельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоя­тельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.

На основе такой общей стратегии обучения конструированию из бумаги мы предлагаем систему педагогической работы, включающую разные технологии конструирования.

Обучение детей необходимо начинать со знакомства с разными свойствами бумаги (мягкость - жесткость, толщина, прочно­сть, всевозможный окрас; и с ней можно по-разному действовать: мять, рвать, скручивать, клеить и создавать разные формы.) С этой целью орга­низуются занятия игрового характера, где создаются условия для практического экспериментирования с бумагой. Этот этап работы является как бы подготовительным.

На первом занятии детям раздают разную цветную бумагу (в основном мягкую): гофрированную, писчую, газетную, столовые салфетки, рулоны туалетной бумаги (тоже разных цветов), папи­росную и т.п. При этом их внимание обращают на особенности каждой и предлагают ее пощупать, помять, порвать, прошуршать ею и определить, какая бумага громче шуршит, какая легче рвет­ся и мнется и т. п.

Дети, как правило, занимаются этим с удовольствием. Они на­слаждаются производимым шу­мом, изменением формы бумаги. В результате одни дети рвут из мяг­кой бумаги длинные полоски, дру­гие скатывают из нее маленькие комочки, третьи пытаются сделать большой ком, сминая плотную бу­магу, но он распрямляется и об­разует какую-то фигуру (рис.1).

Рис.1Конструирование из бумажных комочков,

полосок и жгутиков

В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает результаты деятельности с целью их «опредмечивания».

Например, трое детей нарвали много длинных полосок разной ширины. Педагог, подойдя к ним, спрашивает: «Что это такое?» В рас­прямившемся белом комке педагог помогает детям увидеть птичку, сжав один конец в форме хвоста, а другой — в форме клюва; пингвина, дорисовав глазки и сделав лапки. Мячики дру­гих детей складывает в коробку и т.д.

На втором занятии дети из мягкой цветной бумаги (гофриро­ванная, газетная, салфеточная) делают путем сминания разные по величине шарики (величина задается размером бумаги). Готовые разноцветные шары педагог подвешивает на ни­точках. Дети подпрыгивают, пытаясь дотянуться до них, дуют вслед за педагогом на игрушки и любуются тем, как они вертятся (рис. 2).

Рис.2. Поделки из мятой и рваной бумаги

На третьем занятии дети украшают одежду клоуна, делают для него разные предметы: султанчики, шары и т. п. (Приложение 1. Примерный конспект занятия «Цирковой клоун»). Очень важно, что целостную форму, которую они создавали ранее, дети используют здесь в качестве деталей общей композиции.


Рис. 3. Композиция «Корзинка с цветами
На следующем занятии перед детьми располагают­ся силуэты корзинки и де­рева, сделанные из скручен­ной мягкой бумаги. Педагог говорит детям, что он приготовил дерево, которое может стать красивой ябло­ней, если дети постараются и сделают для нее листочки и яблочки, а под ней — траву и корзинку для красивых цветов, которые можно сделать самим (рис. 3). Затем дети решают, что бы они хотели сделать, сами выбирают цвет и размер бумаги. Потом, сминая и разрывая бумагу, гото­вят детали общей композиции. А далее составляют вначале одну композицию «Корзина с летами», а затем другую композицию — «Яблоня».

На четвертом и пятом занятиях, дети, используя разную бумагу, разную технику работы с ней, а также элементы рисования, создают общие композиции на темы: «Зима» и «Лето», как бы оживляя предварительный рассказ педагога (Приложение 2. Примерный конспект занятия «Вот и лето пришло»)

На последующих занятиях дети начинают осваивать более слож­ную технику: оригами и киригами — и самые простые, но мно­гофункциональные ее способы. Их два: складывание квадрата по диагонали и складывание квадрата по прямой пополам с совмещени­ем противоположных сторон и углов (рис. 4).



(Рис.4.) Способы складывания квадрата: а – по диагонали, б – с совмещением противоположных сторон

Каждое занятие по освоению нового способа необходимо обыг­рывать. При этом важно, чтобы игровые ситуации создавались как, в первой части занятия (при ознакомлении с новым способом), так и во второй (когда дети сами используют способ для изготовле­ния разных поделок). Педагог включает процесс способообразования как в сказочные, так и бытовые ситуации, облеченные в повествовательную или стихотворную форму. Для примера опишем один из вариантов проведения занятия по освоению способов новой техники. (Приложение 3. Игровая ситуация «как Гном чинил свой дом»)

Далее идет знакомство с новой техникой — киригами. С этой це­лью используют один из известных детям способов — складывание квадрата пополам по прямой ли­нии — освоенный на предыдущем занятии.

Вначале педагог располага­ет на доске заранее при­готовленные формы. Это разноцветные прямоугольники (квадраты, сло­женные пополам) с вырезами раз­ной формы по совмещаемым сто­ронам (туловища) и вырезанные из бумаги мордочки животных (по­росенка, кошки, собаки, медведя, тигра, лисы и др.).

Затем детям предлагается по мордочке определить жи­вотное и найти подходящее для него туловище. Дети делают это путем практического опробования, прикладывая мордочки к прямоугольникам разного цвета и с раз­ными вырезами.



Рис. 5. Последовательность изготовления фигурок животных с туловищем на

прямоугольной основе.

Следующий этап – «Объемная скульптура» Сюда входят такие виды работы: закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.

Закручивая прямоугольник (полученный из квадрата) в цилиндр и добавляя детали по своему выбору, дети получают интересные поделки: бусы, божью коровку, бабочку, дерево, фонарик и др. (рис. 6).



Рис.6. Последовательность изготовления цилиндра из прямоугольников (слева) . Поделки на основе цилиндра.

Чтобы цилиндр получился ровным, квадрат можно разрезать пополам (по линии сгиба), и каждый из прямоугольников перед склеиванием предварительно либо намотать на карандаш, либо провести им по краю стола (так можно выпрямлять и скрученную бумагу).

Таким образом, дети, используя одну и ту же основу и дополнительные детали, на каждом занятии сами создают разные поделки. При этом одни из них строят образ путем только мысленного объединения основы и деталей, а другие — путем практического примеривания, прикладывания разных деталей. (Приложение 4. Конспект занятия «Волшебные цилиндры»)

Изучая темы: закручивание круга в конус (низкий) и закручивание полукруга в конус (высокий), дети сначала осваивают сам способ – вне создания конкретной игрушки. А затем самостоятельно на их основе создают разные конструкции (рис.7. рис.8.)



Рис.7. Изготовление низкого Рис.8. Изготовление высокого

Конуса (слева). Поделки на основе конуса (слева). Поделки на основе

Низкого конуса (справа) высокого конуса (справа)
При этом они изменяют основные способы, комбинируют их, дополняют полученную основу самостоятельно изготовленными деталями. Для знакомства с новыми способами используются игровые ситуации – загадочное превращение плоской формы в объемную. (Приложение № 5. «Волшебные превращения круга»)

На последующих занятиях (освоение способов преобразования квадрата в куб и брусок) используют бумажные образцы. Каждый из них фиксирует очередной промежуточный результат видоизменения квадрата с целью получения коробочек кубической и брусковой формы. Серия таких образцов задает детям своеобразную «схему» действий, приводящих к конечному результату. Ребенок, глядя на каждый предыдущий и последующий образец, мысленно определяет операции способообразования, обеспечивающие последовательный переход от одного из них к другому.



Рис.9. Изготовление коробочек брусковой и кубической формы (слева) Поделки

из коробочек (справа)

Все описанные выше способы являются продуктивными, они используются детьми многофункционально, что позволяет получить на основе одной поделки несколько разных.

Целью следующего этапа работы является фор­мирование умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных кон­струкций. Для этого на заня­тиях детям предлагают задачи про­блемного характера. Решение этих за­дач требует не только прямого пере­носа знакомых способов в новые ус­ловия, но и их комбинирования и трансформирования.

Так, вначале детям предъяв­ляют готовые образцы новых для них поделок, которые они вместе с вос­питателем анализируют и выделяют общий способ их изготовления; затем дети сами выбирают понравившуюся им поделку и выполняют ее. В конце занятия педагог с детьми рассматривает и обсуждает все работы, обращая особое внимание на оригинальность отдельных поделок, на новые сочетания уже знакомых деталей, на удачное использование дополнительных материалов (краски, карандаши, нитки, тесьма и т.п.). Важно, чтобы в процессе такого обсуждения дети имели возможность рассказать о своих поделках.

На одном из таких занятий педагог дает образцы новых поделок: рыбку, пароходик, кувшинку, птичку (рис. 10.), не объясняя процесса их изготовления , дети сами должны обнаружить основной, уже известный им способ, найти приемы его изменения: отгибание углов, вторичное складывание фигуры и др., а также изготовить дополнительные детали для передачи образа.



Рис.10. Образцы новых поделок – дети должны установить способ их изготовления.

Решение постепенно усложняющихся задач проблемного характера способствует развитию самостоятельного и творческого конструирования. Учащиеся сами анализируют предложенные взрослым условия, находят необходимые способы решения, подбирают соответствующий материал, определяют последовательность выполнения работы. Все это является чрезвычайно важным для дальнейшего обучения.

На заключительном этапе обучения необходимо организовать конструирование по собственному замыслу. Этому можно посвятить несколько занятий, на которых дети создают коллективные композиционные работы, используя весь свой опыт, в том числе и конструкторский.

Педагог помогает детям включать поделки в разные виды деятельности, побуждая их к созданию новых, дающих возможность наиболее полно раскрыть игровой сюжет, театрализованное действие и др. такое включение полезно организовывать на каждом занятии (а не только на занятии по замыслу), причем важно постоянно создавать композиции из отдельных поделок, сделанных детьми. Так, например, включение фигурок забавных животных в игру побуждает детей к созданию дополнительных поделок: избушки, мостика через реку, колодца и др. готовые поделки объединяют в общую композицию (рис. 11)



Рис.11. Сюжетная композиция

Поделки детей, выполненные по замыслу, отличаются оригинальностью, выразительность, эстетичностью. Дети испытывают большое удовлетворение, как от полученных результатов, так и от самого процесса.
Как показал анализ детского конструирования, в результате такого обучения у детей было сформировано самостоятельное творческое конструирование. Его показатели: умение создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрослым); находить нестандартные решения, используя существенные изменения известных операций и разнообразное их комбинирование, часто приводящее к изобретению детьми новых способов: подбирать материал по фактуре и цвету, форме и величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее говорит о возникновении художественного «характера» деятельности (что было невозможно при традиционном подходе) и о влиянии такого обучения на эстетическое развитие детей.
Список используемой литературы


  1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002

  2. Парамонова Л.А. теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: «Академия», 2002

  3. Покровская А.Т. Формирование у младших школьников представлений о геометрических фигурах. – М., 2003

  4. Ремезова Л.А. Учимся конструировать.- М.: «Школьная пресса», 2004

  5. Селевко Г.К. Технология развивающего обучения. – М.: Школьные технологии, 1986

  6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2000

  7. Тюфанова.И.В. Мастерская юных художников.- Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002

  8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия, - М., 2005



Приложение 1

Примерный конспект занятия

«Цирковой клоун»

Программное содержание. Продолжить знакомство с техникой сминания и разрывания бумаги. Показать, что эта техника может быть использована для изготовления не только целостных предметов, но и их деталей. Формировать умение выбирать размер и цвет бумаги в соответствии с назначением поделки.

Подготовка к занятию. Из расчета на каждого ребенка педагог готовит мягкую бумагу типа папиросной, салфеточной, туалетной, гофрированной разных цветов и размеров; картонную фигурку кло­уна высотой не менее 40—50 см; корзинку высотой 12—15 см.

Ход занятия.

Звучит музыка В.Шаинского «Цирк», под которую появляется фигурка клоуна.

Педагог обращается к детям: «Кто это? Откуда он к нам пришел? Кто-нибудь видел клоуна в цирке? Кто может сказать, что он там дела­ет? («Показывает фокусы, скачет на лошади, бросает разноцветные ша­рики» — отвечают дети. «В общем веселит взрослых и детей»,- подытожива­ет руководитель.)

Вот и сегодня клоун пришел, чтобы поиграть с нами. Для начала он предлагает нам отгадать загадки».

Загадка первая. Во что я одет? (Колпачок, курточка, башмаки, штаны и туфли.) А для чего я принес большую корзину? (Для разноцветных шаров, которые бросают в зрителей.)

Загадка вторая. А чего не хватает в моем костюме? (На курточке — пуговиц, воротничка; на колпачке — помпона; на туфлях — бантиков.)

Педагог: «Все это вы можете сделать сами из бумаги. Вспомните, что вы делали с бумагой? (Сминали, разрывали.) Если смять бумагу, то что для клоуна можно сделать? (Пуговицы, помпон, цветные шары.) А если разорвать ее»? (Волосы, воротничок, «султанчики», которыми он размахивает, когда скачет на лошади.)

Если дети затрудняются, то педагог говорит, обращаясь к ним: «Посмотрите на колпачок, хорошо бы к нему сделать помпон, а на кур­точке — пуговицы-шарики» и т.п.

Затем он предлагает детям рассказать, кто из них, что будет делать, самим выбрать цвет и размер бумаги. В случае необходимости помогает.

Все выполненные детьми поделки приклеиваются к фигурке клоуна, шары помещают в корзину. Педагог обращает их внимание на то, что все поделки сделаны сминанием и разрыванием бумаги.

Снова звучит музыка В.Шаинского «Цирк», и воспитатель предлага­ет детям поиграть с клоуном и друг с другом в разноцветные шары.После занятия фигурку клоуна и корзину с шарами ставят в доступ­ное для детей место, и они, если захотят, могут усовершенствовать свои поделки либо сделать новые и поиграть с ними.

Приложение 2

Примерный конспект занятия

«Вот и лето пришло»

Программное содержание. Учить создавать образ с опорой на рассказ педагога, используя простые знакомые детям способы: сминание, разрывание, дорисовывание. Формировать умение включать свою поделку в структуру общей композиции.

Подготовка к занятию. Педагог готовит большой картон­ный квадрат бледно-зеленого цвета размером 2 х 1,5 м. На каждого ре­бенка — мягкую бумагу типа салфеточной, туалетной, папиросной, гоф­рированной разных цветов; наборы карандашей и красок.

Ход занятия.

Педагог: «Дети, вы любите лето? А каким оно вам запомнилось? (Солнечным, теплым, ласковым, зеленым и т.п.) Я хочу рассказать вам небольшую летнюю историю. Был летний жаркий день. Ярко светило солнце, показавшееся из-за белых облаков. На зеленом лугу бегали желтые цыплята, малень­кие и пушистые. Им очень нравились одуванчики, которые весело качали белыми и желтыми головками. По оду­ванчикам весело порхали бабочки, а на один из них даже забралась божья коровка. Вот какой замечательный был летний день.

А теперь давайте вместе попробу­ем нарисовать такую летнюю картинку на большом зеленом листе бумаги, но не обычным способом, а с помо­щью бабочек, травки, одуванчиков, облаков, солнца и др., которые вы сде­лаете из бумаги разного цвета. Нужно договориться, кто, что и как будет де­лать».

Дети определяют тематику поде­лок, и затем каждый из них делает свою, которая станет частью общей композиции. При составлении после­дней можно обсудить с детьми, где разместить их поделки, для чего воспитатель, например, спрашивает: «А на какой одуванчик ты хочешь посадить свою бабочку», «А где бы спрятался твой цыпленок?» и т.п.

Путем практических проб дети находят местоположение поделок, а затем совместно с воспитателем приклеивают к картону и дорисовыва­ют красками недостающие детали (клюв, лапки у цыпленка; усики и узоры у бабочки; точки у божьей коровки и т.п.).

Приложение 3

Игровая ситуация: «Как Гном чинил свой дом»

Педагог на доске располагает картонные фигурки Гнома и Куклы. Рядом помещает плоский квадратный домик соответствующих размеров, квадрат- заготовку для треугольной крыши и деревья, а затем вводит детей в игровую ситуацию: «Живет в лесу Гномик. А Кукла — его подру­га — поселилась в нашем классе, многому здесь научилась и часто помогает Гномику разными советами».



Композиция на доске к игровой ситуации «Как Гном чинил свой дом»

Сказал однажды Кукле Гномик:

«Построил я квадратный домик,

Но в дождик с крыши — вот беда —

Стекает в комнату вода.

Повсюду плавает посуда,

Меня измучила простуда,

А мой жилец и друг Паук

Сушиться убежал на юг».

«Постройки с треугольной крышей, —

Сказала Кукла, — суше, выше.

К тому же, Гном, для Паука

Нет места лучше чердака».

Глаза у Гнома загорелись,

Воскликнул он: «Какая прелесть!

Ты, Кукла, можешь подсказать,

Где мне такую крышу взять?»

И Кукла помогла советом:

Не маленький — размером с дом.

Нашел? Теперь запомни, Гном:

Квадрат сгибаем осторожно,

Чтоб пара противоположных

Углов сложилась, и смотри —

Углов-то сколько стало? Три!

Теперь на домик ставим крышу…

Постой, я чей-то топот слышу!»

И Гном сказал: «Паук — друг мой

Уже торопится домой».

Во время чтения стихотворения педагог показывает про­цесс складывания квадрата по диагонали. После этого он предлагает детям сложить имеющиеся у них квадраты, повто­ряя 2—3 раза описание способа (выделенное четверостишие). Важ­но, чтобы дети запомнили это описание и могли пользоваться им в дальнейшем для воспроизведения данного способа складывания квадрата в других ситуациях.

А потом, после того как все дети сложат квадрат, педагог предлагает вместе с ними определить, что можно сделать для Куклы и Гнома из полученных треугольников. Он приставляет этот сложенный квадрат к разным частям тела предложенных игрушек (голова, лицо, туловище) и при этом говорит детям: «Для Куклы можно сделать косынку, воротничок и фартучек; для Гнома — шапку и бороду». Затем педагог дает каждому ребенку плоскостную фигурку (Гном или Кукла) и предлагает сделать для нее одну из названных поделок — «опредметить» полученную фигурку. Например, чтобы получить косынку или воротничок, нужно «надеть» треугольник на голову или плечи Куклы и склеить его углы, а для изготовле­ния шапки, бороды Гнома — приставить треугольник к голове или подбородку и сначала отогнуть его углы назад, потом склеить их; так же отгибаются назад и склеиваются углы. Поделки из квадрата сложенного по диагонали

Помимо этих фигурок педагог раздает детям еще несколь­ко дополнительных деталей: мелко нарезанную бахрому, блестки из фольги, мелкие разноцветные бумажные кружки — и спраши­вает, как все это можно применять в их поделках. Некоторые дети предлагают использовать бахрому для бороды Гнома; блестки для фартука Куклы; кружки для украшения фартука и косынки (как горошки); блестки на бороду Гнома — будет как Дед Мороз, бах­рому на фартучек и т.п.

Педагог поддерживает все предложения детей и просит их наклеить дополнительные детали. Используя одни и те же детали

Приложение 4

Примерный конспект занятия

«Волшебные цилиндры»

Программное содержании: Познакомить со способом закру­чивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство с техникой бу­мажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндричес­ких) элементов.

Подготовка к занятию: Педагог создает на доске предметно-игровую среду: плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. За­ранее готовит фигурки цирковых животных, выполненные на основе ци­линдра. Также подбирается ряд поделок-образцов. Для каждого ребенка готовится следующий материал: квадраты из пис­чей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется вос­питателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать раз­личные поделки.

Ход занятия.

Педагог обращает внимание детей на фигуры, расположенные на доске и начинает рассказ.

В поселке том, где жили гномы,

Все было плоско: водоемы,

Дома, поляны и дубы,

И грядки, и в лесу грибы.

Коровы, козы, даже кошки —

И те смотрелись как лепешки...

И вот сюда из-за морей

Приехал как-то Цирк зверей.

А в нем слоны, собаки, выдры

Похожи были на цилиндры.

Увидев их, подумал Гном,

Что зверь такой украсит дом.

Послал он Кукле телеграмму,

Где слезно просит эту даму

Решить задачу: как ему

Цилиндры сделать самому.

И Кукла Гному отвечала

«Берем простой квадрат сначала,

Прямоугольник мастерим.

Теперь работать будем с ним.

Прямоугольник, не сминая,

В цилиндр закрутим, понимая,

Что две коротких стороны

Друг друга перекрыть должны».

«Пустяк», — подумал Гном. В субботу

Он смело взялся за работу.

Собачку сделал. И она

Была размером со слона.



Читая стихи, педагог показывает фигурки животных, имеющие цилиндри­ческую основу, а также поэтапно демон­стрирует преобразование квадрата в пря­моугольник, а затем в цилиндр. Затем предлагает детям самостоятельно повто­рить эти действия и запомнить их словес­ное описание (выделенное четверости­шие), повторяя его два—три раза. Далее показывает заранее приготовленные об­разцы поделок из цилиндров (без объяс­нения и показа процесса их изготовле­ния) для выбора объекта предстоящей ра­боты.

Приложение 5

Примерный конспект занятия

«Волшебное превращение круга»

Программное содержание: Продолжать знакомить со спосо­бами техники бумажной скульптуры. Показать детям способ закручива­ния круга в конус («низкий конус). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение. Совершенствовать умение само­стоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Подготовка к занятию: Педагог располагает на одной стороне доски несколько кругов разной величины (диаметры — 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой — конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по нескольку кругов различного диаметра (от 3 до 5 — 9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходи­мых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие ма­териалы.

Ход занятия.

Педагог обращает внимание детей на геометри­ческие фигуры, расположенные на доске, и начинает рассказы­вать забавную историю.

«Был летний день. Братья круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется интересная фигура — конус. Подкатился он к кру­гам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!». Удивились круги и спраши­вают: «Какие же мы с тобой братья?». Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус».

«Как же тебе это удалось?» — спросили круги. «Очень просто», — отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:

Есть у бумажного кружочка

Как раз посередине точка.

Надрез к ней сделай, мой дружок,

И в конус скручивай кружок.

(Показывает этот процесс).

И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?». А ма­ленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».

Затем педагог предлагает детям закрутить круг в конус, опреде­лить, какие поделки можно сконструировать из полученных «низких» конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее педагог показывает несколько готовых поделок.
По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.

Анкета

Участника II этапа областного конкурса методических разработок

( работа на 1 этапе заняла 1-е место)

1. Фамилия, имя, отчество (полностью)

Коноваленко Ольга Викторовна__________________________________

2. Название методической разработки

«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

3. Должность Педагог дополнительного образования

4. Полное название образовательного учреждения, его номер

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников

5. Адрес образовательного учреждения

Белгородская область г.Валуйки ул.Степана Разина 10

6. Домашний адрес с почтовым индексом

309996 Белгородской обл. г.Валуйки ул.Народная 12
Председатель оргкомитета (подпись)

«24» ноября 2005 года

М.П.

Рецензия

на методическую разработку

1. Фамилия, имя отчество рецензента (полностью)

Коноваленко Ольга Викторовна

2. Должность, место работы

Педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Валуйской городской станции юных техников

3. Название методической разработки

«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

4. Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Коноваленко Ольга Викторовна

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Полное название образовательного учреждения, его номер

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников

7. Адрес образовательного учреждения

Белгородская область г.Валуйки ул.Степана Разина 10

Отзыв рецензента.




Рецензент _________________

«25» декабря 2006 года _________________
Анализ

рецензирования и оценки методической разработки

«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

Коноваленко Ольга Викторовна

Педагог дополнительного воспитания Муниципального образовательного

учреждения Валуйской городской станции юных техников




п/п

Характеристика методической разработки

оценка в баллах

1.

Новизна и современность




2.

Глубина раскрытия темы




3.

Направленность на рационализацию образовательного процесса, активизацию познавательной деятельности обучающихся




4.

Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся




5.

Творческий подход к составлению разработки с учетом личного или заимствованного опыта, подкрепленного конкретными примерами.




6.

Возможность применения в образовательном процессе (общественно полезная направленность)




7.

Наличие иллюстрированного материала, его целесообразность, содержание и качество исполнения




8.

Краткость, аккуратность, стиль изложения, отсутствие стилистических и грамматических ошибок




9.

Наличие плана разработки




10.

Наличие рецензии




11.

Наличие списка использованной литературы







Итого





«___» января 2006 года Рецензент ________________





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconКонспект занятия по конструированию из бумаги тема
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка занятия кружка «квиллинг» тема: «бумажная...
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного...
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка система работы учителя по развитию умений...
Обучение творческому письму требует особого внимания, разработки специальной системы упражнений и времени на уроке. Кроме того необходимо...
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconPedagogical technologies of juridical education
Ключевые слова: система обучения фундаментальным основам юридических наук, имитационные упражнения, методическая система обучения...
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию
«Методика обучения конструированию» является специальной дисциплиной вуза. Данный курс направлен на подготовку квалифицированных...
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка по дисциплине «Мировая экономика»
Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине...
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка конспекта на межмуниципальный семинар «Духовно-нравственное...
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская...
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя...
Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комплексное занятие по развитию речи и конструированию из бумаги в средней группе
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка
Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги» iconМетодическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления»
Гоу основная общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск