Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления»





НазваниеМетодическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления»
Дата публикации12.09.2014
Размер53.1 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Информатика > Методическая разработка
ГОУ - основная общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка

при Посольстве России в Дании


Методическая разработка урока по теме

«Двоичная система счисления»

7 класс

Автор - учитель математики и информатики

Аверина Л.В.

Копенгаген 2013г.

Цели урока:

  • дать определение понятия «система счисления», представление о позиционных и непозиционных системах счисления, учить определять основание и алфавит системы счисления;

  • найти алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую, учить анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

Задачи урока:

 - вырабатывать умения сравнивать математические алгоритмы, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии;

 - содействовать воспитанию интереса к информатике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- система счисления, цифра, алфавит, позиционная система счисления, основание, развернутая форма записи чисел/

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1)

Учебные пособия: 

"Информатика и ИКТ», Угринович Н. Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.



ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Стихотворение-загадка А.Н. Старикова "Необыкновенная девочка"

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила – 
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, 
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз 
Рассматривали мир привычно, 
Но станет все совсем обычным, 
Когда поймете наш рассказ.

Чтобы понять, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная система счисления».

Система счисления – совокупность приемов и правил представления чисел с помощью знаков. Все системы счисления можно разделить на группы:

  • позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе ( например, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная – эти системы изучаются в информатике, 24-ричная (сутки);

  • непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе (например, римская система счисления);

  • унарные – простейшие и самые древние системы, в записи которых используют всего один символ (палочку, зарубку), лежащие в основе арифметики.

Количество цифр, используемых в системе счисления для записи чисел, называется ее основанием. (Сообщение о системах счисления )
В ЭВМ используют двоичную систему, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими системами:

  • для ее применения нужны технические элементы с двумя возможными состояниями (есть электрический импульс / нет электрического импульса; включено, выключено и т.д. Одному из состояний ставится в соответствие 1, другому – 0);

  • представление информации посредством только двух состояний очень надежно;

  • упрощается выполнение арифметических действий.

Рассмотрим, как можно перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную систему и обратно. Для этого мы будем выполнять деление с остатком на величину, равную основанию системы счисления, в которую нужно перевести число, т.е. на 2.

Задание:

перевести в двоичную систему счисления числа 27, 110, 256, 353 (Решение первого задания выполняет учитель на доске с подробным объяснением)

Ученики выполняют оставшиеся задания по образцу, формулируют алгоритм действий.

Алгоритм перевода целых чисел в двоичную систему счисления

1) последовательно выполнять деление заданного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим неполное частное, меньшее делителя;

  1. подчеркнуть полученные остатки и последнее неполное частное, меньшее делителя, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления;

  2. записать число в новой системе счисления, начиная с последнего частного.

Заметим следующее: каждое число в знакомой нам десятичной системе счисления можно представить в виде развернутой записи, или в виде суммы разрядных слагаемых или суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления, т.е. на степени числа 10.

Например:

45610=400+50+6=4*102+5*101+6*100 (Вспомнить свойство нулевой степени числа)

Проверим, выполняется ли это свойство для двоичной системы счисления на примере полученного нами числа 1011000012. Вычислим степени основания начиная с 0 (степени записать над цифрами), тогда

1807161504030201102=1*28+0*27+1*26+1*25+0*25+0*24+0*23+0*22+0*21+0*20 =256+64+32+1

Таким образом, можно перевести десятичное число в двоичное, «собрав» его из суммы степеней числа 2. (Таблицу степеней числа 2 записать в тетрадь).

Задание:

  1. Сформулировать алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную

  2. Перевести в десятичную систему счисления числа: 1110110012, 11011010012

  3. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073.

Работа в группах. Проверка выполнения задания.

III. Подведение итогов урока.

Фронтальный опрос:

  • что такое система счисления;

  • какие системы счисления вам известны;

  • дайте определение понятию «основание системы счисления»;

  • как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).

Выставление оценок за урок.

Теперь вспомним и обсудим стихотворение, прозвучавшее в начале урока.

IV. Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconКонспект урока тема: «Двоичная система счисления. Арифметика в двоичной системе счисления»
Моу «сош №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления...
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconУрок по теме «Система счисления»
Цель урока: подготовить учащихся к егэ по информатике по теме «Система счисления»
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconТесты по информатике для учащихся 8 классов по теме «Двоичная система...
Эти тесты очень удобно использовать для самоконтроля
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconКурс факультет информатики Информатика и информация (по материалам рефератов)
Кодирование информации. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатиричная...
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconУрок информатики по теме "Позиционные системы счисления. Перевод...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconМетодическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для...
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconПлан-конспект урока по информатике для 6 класса на тему «Информация...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск