Урок по теме «Двоичная система счисления» с использованием кейс-метода (информатика 9 класс).
Цели урока:
Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала.
Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи;
Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный, продолжительность 40 минут.
Возраст учащихся: 9 класс.
Оборудование урока:
Компьютер с видеопроектором;
Презентация ЦОР;
Карточки с заданиями;
Листы для решения заданий.
Ход урока.
1. Организационный момент. (2мин.)
2. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация. (33 мин.)
Сегодня на уроке вы узнаете, почему иногда 1+1=10, сможете проявить навыки не только по информатике, но и по математике и попробовать себя в роли учителя.
Учитель
| Ученики
| Компьютер
| 1. С каким универсальным техническим устройством мы работаем на уроках информатики?
| Это устройство называется компьютер.
|
| 2. Для чего была изобретена ЭВМ?
| ЭВМ изобретена для работы с числами
|
| 3. Зачем нужны числа?
| Для практически
|
| 4. На каком школьном учебном предмете вас учат работать с числами?
| С числами работаем на математике.
|
| 5. Сколько цифр используется для представления чисел?
| 10
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
|
| 6. Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются?
| включено, выключено; 0,1
|
| 7. Сколько цифр используется?
| Это двоичная система счисления.
|
| 9. Тема сегодняшнего урока?
| “Двоичная система счисления”
|
| 10. Попробуйте поставить задачи урока.
| Научиться работать с двоичными числами:
Переводить из двоичной в десятичную СС;
Переводить из десятичной в двоичную СС;
Изучить арифметику двоичных чисел (сложение и вычетание).
|
| 11. Вспомним принцип записи числа в десятичной СС. Число 333
Представьте это число в виде суммы разрядных единиц
Этот факт выражаем равенством: 33310=3*102 +3*101+3*100
Это развернутая форма записи многозначного числа. Договорились основание записывать подстрочно. (Презентация, слайд 4)
| 333=300+30+3
|
| 12. Для реализации поставленных нами сегодня целей мы с вами разделимся на четыре группы. Каждая группа реализует свою задачу:
Первая группа познакомится с переводом из двоичной СС в десятичную СС, вторая – с переводом из десятичной в двоичную, третья с арифметикой двоичных чисел (сложение), четвертая - с арифметикой двоичных чисел (вычитание). Для этого каждая группа занимает место за компьютером, на котором вам предлагается ознакомиться с примерами решения поставленных задач. Ваша задача разобраться в этом решении, самим решить два примера и сделать вывод. На это вам отводится 10-12 минут. Можно приступить к работе. ( Учитель во время работы учеников в группах подходит к каждой группе и консультирует их по возникшим вопроса. По истечению времени один представитель из группы выходит к доске и представляет результат их работы с объяснением решения. Остальные ученики записывают алгоритм решения к себе в тетрадь.)
| Чтобы перевести из двоичной СС в десятичную СС, нужно записать развернутую запись числа и произвести арифметические действия.
Решение:
111012=1*24+ 1*23 +1*22+0*21+ 1*20 =16+8+4+1=2910
10010012=1*26 +0*25+0*24+ 1*23 +0*22+0*21+ 1*20
Чтобы перевести из десятичной СС в двоичную СС, нужно разделить это число на 2, остаток обвести в кружок, затем те же действия произвести над частным, до тех пор, пока частное не будет меньше 2.
Решение:
Чтобы уметь складывать двоичные числа нужно знать правила сложения в двоичной СС.
Решение:
Чтобы уметь вычитать двоичные числа нужно знать правила сложения в двоичной СС.
Решение:
| 1 группа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/9_110.swf
Решить самостоятельно:
111012 =Х10
100102= Х10
2 группа:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf
Решить самостоятельно:
3710=Х2
192 =Х2
3 группа:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf
Решить самостоятельно: 101012 +1012 =? 11112 +112 =?
4 группа:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf
Решить самостоятельно: 101012 -1012 =? 11112 -112 =?
| III. Рефлексия (5 мин.)
Учитель
| Ученики
| Что такое двоичные числа?
| Числа, в записи которых используется только 0 и 1.
| Как перевести из десятичной СС в двоичную СС
| Чтобы перевести из десятичной СС в двоичную СС, нужно разделить это число на 2, остаток обвести в кружок, затем те же действия произвести над частным, до тех пор, пока частное не будет меньше 2.
| Как перевести из двоичной СС в десятичную СС
| Чтобы перевести из двоичной СС в десятичную СС, нужно записать развернутую запись числа и произвести арифметические действия.
| Сегодня все активно работали, поэтому можно поставить вам отличные оценки.
Домашнее задание: пар. 16 стр. 100 (номера 4,5,6 письм.)
Спасибо за урок.
| Запись домашнего задания.
| Литература:
Учебник Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. 9 класс М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Семакин И.Г. и др. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
|