Урок по теме «Система счисления»





Скачать 45.62 Kb.
НазваниеУрок по теме «Система счисления»
Дата публикации31.08.2014
Размер45.62 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Обобщающий урок по теме «Система счисления»
Учитель информатики МОУ
«Гимназия» п.г.т.Богатые Сабы
Зигангараева Рамзия Накиповна


Цель урока: подготовить учащихся к ЕГЭ по информатике по теме «Система счисления»;
Задачи урока.

Образовательная: систематизировать знания учащихся и показать методы решения заданий ЕГЭ;

Развивающая: развитие логического, алгоритмического мышления, внимания.

Воспитательная: воспитание умения работать с тестовыми заданиями.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, презентация (Приложение).
Основные этапы урока

Ход урока

Время (мин.)

1. Организационный момент

1

2. Цели и план работы на уроке

1

3. Справочный материал

5

4. Разбор заданий

15

5. Задания для самостоятельной работы

22

6. Итоги урока

1


1. Организационный момент:

Приветствие, проверка подготовки к уроку, психологическая подготовка.
2. Цели и план работы на уроке:

Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Системы счисления”. Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал. Вам нужно показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий ЕГЭ.
3. Справочный материал (слады 2-13):

Система счисления – совокупность приемов и правил для обозначения чисел и действий над ними. Системы счисления принято делить на две основные группы: позиционные и непозиционные.

Алфавит системы счисленияэто упорядоченное множество всех символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления.

Позиционная система счисления - это система счисления, в которой величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции в числе.

Например, десятичное число 555. В нем первая цифра 5 означает пять сотен, вторая – пять десятков, а третья – пять единиц.

То есть его можно записать вот так:

555 = 5 × 100 + 5 × 10 + 5 × 1 или

555 = 5 × 102 + 5 × 101 + 5 × 100.

547,25 = 5 × 102 + 4 × 101 + 7 × 100 + 6 × 10-1 + 5 × 10-2
Любое число в позиционной системе счисления имеет вид:

Aq = ±an-1qn-1 + an-2qn-2 +...+ a0q0 + a-1q-1 + a-2q-2 + a-mq-m,

Aq – само число, q –основание системы счисления,
ai – цифры данной системы счисления.

Перевод чисел в десятичную систему счисления

Пример 1. Найти сумму чисел 1112 + 1118 + 11116.

Решение

1112= 1х22 + 1х21 + 1х20 = 4 + 2 + 1 = 710;

1118= 1х82 + 1х81 + 1х80 = 64 + 8 + 1 = 7310;

11116= 1х162 + 1х161 + 1х160 = 256 + 16 + 1 = 27310.

1112 + 1118 + 11116 = 7 + 73 + 273 = 35310.
Пример 2. Перевести в десятичную систему счисления по схеме Горнера числа 1038; 101012.

Решение

1038 = (1х8 + 0)х8 + 3 = 6710.

101012 = (((1х2 + 0)х2 +1)х2 + 0)х2 + 1= 2110.
Перевод чисел из десятичной в другие системы счисления.
Алгоритм перевода целого десятичного числа N в позиционную систему с основанием p


  1. Разделить нацело число N на p.

  2. Полученный остаток от деления дает цифру, стоящую в нулевом разряде p-ичный записи числа N .

  3. Полученное частное снова разделить нацело на p и снова запомнить полученный остаток – это цифра первого разряда, и.т.д.

  4. Такое последовательное деление продолжается до тех пор, пока частное не станет равным нулю.

Цифрами искомого числа являются остатки от деления, выписанные слева направо, начиная с последнего полученного остатка.
Пример1. Перевести в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления число 1011000010,00110012.

Решение

Разобьем исходное число на группы по 3 цифры, начиная от десятичной запятой, и заменим триады восьмеричными цифрами:

001 011 000 010 , 001 100 100 – двоичное число;

1 3 0 2 , 1 4 4 - восьмеричное число.

Разобьем число на группы по 4 цифры, начиная от десятичной запятой, и заменим тетрады шестнадцатеричными цифрами:

0010 1100 0010 , 0011 0010 - двоичное число;

2 С 2 , 3 2 - шестнадцатеричное число.

Результат: 1011000010,00110012 = 1302,1448 = 2С2,3216.
Пример2. Заменить числа 2607,348 и 6В07,D416 равными им двоичными значениями.

Решение

Заменим каждую цифру числа 2607,348 восьмеричной триадой:

2 6 0 7 , 3 4 – восьмеричное число;

010 110 000 111, 011 100 – двоичное число.

Результат: 2607,348 = 10110000111,0111002.

Заменим каждую цифру числа 6В07,D416 шестнадцатеричной тетрадой:

6 B 0 7, D 4 – шестнадцатеричное число;

0110 1011 0000 0111, 1101 0100 –двоичное число.

Результат: 6В07,D416 =110101100000111,1101012

  1. Разбор заданий (слайды 13-16):


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г.

А1. Дано А=9D16, В=2378. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе, соответствует условию A
1) 100110102 2) 100111102 3) 100111112 4) 110111102

Решение. (1 способ).

Через десятичную систему А=9D16=9·161 + 13·160= 144 + 13=157, В=2378=2·82 + 3·81 + 7·80=128 + 24 + 7=159.

Ответы запишем в десятичной системе:

1) 100110102 =1·27 + 1·24+ 1·23+ 1·21=128+16+8+2=154

2) 100111102 = 1·27 + 1·24+ 1·23 + 1·22 + 1·21 =128+16+8+4+2=158

3) 100111112 = 1·27 + 1·24+ 1·23 + 1·22 + 1·21 + 1·20 = 128 + 16 + 8 + 4 + 2+1=159 4) 110111102 = 1·27 + 1·26+ 1·24 + 1·23 + 1·22 + 1·21 = 128 + 64 + 16 + 8 +4+2= 222. Между 157 и 159 будет число 158.

Значит, ответ – 2.
А4.Чему равна сумма чисел Х и Y, если Х=1101112 и Y=1358.

Результат представьте в двоичном виде.

1) 110101002 2) 101001002 3)100100112 4) 100101002

Решение.

Х=1101112 Y=1358 = 10111012

Сумма: 1101112 + 10111012 = 100101002

таким образом, верный ответ – 4 .

B31. Укажите, сколько всего раз встречается цифра 2 в записи чисел 10, 11, 12, …, 17 в системе счисления с основанием 5.

Решение:

переведем все указанные числа в систему счисления с основанием 5:

10 = 205, 11 = 215, 12 = 225, 13 = 235, 14 = 245, 15 = 305, 16 = 315, 17 = 325 .

считаем цифры 2 – получается 7 штук

таким образом, верный ответ – 7 .

5. Задания для самостоятельной работы (слайды 17-19):

Внимательно прочитайте каждое задание. Устно или в черновике произведите необходимые расчеты. В бланк ответов рядом с номером задания необходимо записать полученный результат в строчку.
6. Итоги урока.
Литература.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином Лаборатория знаний, 2008г.

[1] - Источники заданий:http://kpolyakov.narod.ru






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Система счисления» iconУрок информатики по теме "Позиционные системы счисления. Перевод...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Урок по теме «Система счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления...
Урок по теме «Система счисления» iconУрок. Системы счисления
Познакомить учащихся с различными системами счисления и алгоритмами перевода чисел из одной системы счисления в другую
Урок по теме «Система счисления» iconКонспект урока тема: «Двоичная система счисления. Арифметика в двоичной системе счисления»
Моу «сош №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области
Урок по теме «Система счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Десятичная система счисления. Понятие натурального числа, десятичной системы счисления
Урок по теме «Система счисления» iconУрок №5 Тема урока: “ Перевод чисел из десятичной системы счисления...
Цель урока: познакомить учащихся с правилом перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот; научить переводить...
Урок по теме «Система счисления» iconУрока по теме «Системы счисления. Перевод из двоичной системы счисления...
«Системы счисления. Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления» (7-8 класс)
Урок по теме «Система счисления» iconМетодическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления»
Гоу основная общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка
Урок по теме «Система счисления» iconУрок по дисциплине «Информатика и икт» по теме «Представление информации...
Открытый урок по дисциплине «Информатика и икт» по теме «Представление информации в различных системах счисления»
Урок по теме «Система счисления» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Урок по теме «Система счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обзор учениками материала по теме «Системы счисления»: классификация, основные определения, представление чисел в различных системах...
Урок по теме «Система счисления» iconТема урока «Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления»
Цель использования разработки: Тест предназначен для проверки знаний и для тренинга обучающихся 8-9 классов по данной теме
Урок по теме «Система счисления» iconПлан-конспект урока по информатике для 6 класса на тему «Информация...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Урок по теме «Система счисления» iconУрок «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно»
Цели: научить переводить числа из двоичной системы счисления в системы счисления с основанием 2n (в восьмеричную, шестнадцатеричную)...
Урок по теме «Система счисления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью цифр
Урок по теме «Система счисления» iconУрок по информатике на тему: «Алгоритмы перевода чисел из одной системы...
Образовательные: познакомить с правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую, сформировать умения пользоваться правилами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск