Скачать 268.58 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ ГОУ СПО БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Н.В.ЛИ-Ю-КУН МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ» ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» Улан-Удэ 2010 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ ГОУ СПО БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Н.В.ЛИ-Ю-КУН МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ» ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» Улан-Удэ 2010 УДК 004 ББК 74.263.2 Рецензент: Петрова В.П.- учитель высшей категории по предмету информатики МУК №1 Ли-ю-кун Н.В.Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» - Улан-Удэ: Изд-во БРКТиП, 2010г.-стр.35 В данной методической разработке представлены план, конспект и приложения к открытому уроку по поиску информации наиболее распространённых систем в сети Интернет, которыми должны владеть обучающиеся в условиях постоянно пополняющихся информационных ресурсов и в связи с постоянным изменением информации в сети. © Ли-Ю-Кун Н.В,2010 © Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства,2010 Содержание Методическое обоснование урока…………………………………………..…4 План открытого урока……………………………………………………….... 6 Конспект урока…………………………………………………………….…... 8 Литература ……………………………………………………………………..17 Приложение 1………………………………………………………………..….18 Приложение 2……………………………………………………………….…..29 Приложение 3…………………………………………………………………. 30 Приложение 4………………………………………………………………….. 31 Методическое обоснование урока Пополнение информационных ресурсов Интернета происходит высокими темпами, и найти необходимую информацию становится всё труднее. Различные печатные справочники устаревают ещё до выхода в свет. Единственным надёжным способом поиска информации является использование различных поисковых систем, которые постоянно отслеживают изменение информации в сети. За время существования Интернета предпринимались различные попытки организации поисковых средств. Многие из этих попыток оказались неудачными, другие же привели к созданию удобных средств поиска информации. Наиболее удачные проекты появились в последние пять лет. Мною рассмотрен поиск информации во Всемирной паутине с помощью нескольких наиболее распространённых систем поиска, на примере урока по теме «Поиск информации в сети Internet». Главная дидактическая цель урока: -сформировать основные приемы поиска информации с помощью различных поисковых систем в сети Интернет; - систематизировать знания по использованию текстового редактора, для решения поставленной задачи. Урок развивает потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию, осмыслению поискового материала, к развитию логики, мышления и коммуникативных способностей. Главным показателем урока стало достижение образовательных, воспитательных, развивающих целей в соответствии с требованием программы и ее содержанием. Тип урока - комбинированный, в его структуре присутствовали все основные элементы обучения. По структуре занятие построено в виде последовательного обобщения пройденного материала с помощью технических средств обучения, смены и различных форм деятельности учащихся. При актуализации знаний был использован электронный тест, результаты которого показали, что обучающиеся хорошо владеют пройденным материалом. Актуализацию наиболее целесообразно проводить перед выполнением практической работы, т. к. выполнение работы направлено на применение знаний по теме «Возможности текстового редактора Word». Изучение новой темы включало обзор поисковых систем Интернета, сообщение сопровождалось подробной презентацией с начальными страницами поисковых систем. Основной материал излагался в виде объяснения с наглядным применением материала при помощи мультимедиа проектора. Закрепление было поведено с помощью самостоятельной практической работы на компьютере. На практической работе идет закрепление усвоения материала по составлению запросов в сети Интернет. При выполнении практической работы учащиеся самостоятельно составляют запросы, проявляя творческую активность. Результативность урока высокая. Каждый обучающийся в ходе урока получил несколько оценок: за компьютерное тестирование, за результативный поиск информации, все были награждены новогодними сувенирами – стикерами с благодарностью учителя за работу на уроке. ПЛАН открытого урока Преподаватель: Ли-ю-кун Наталья Васильевна Группа: №231 Профессия: 34.2 Повар, кондитер Предмет: Информатика Тема раздела: «Коммуникационные технологии» Тема урока: «Поиск информации в сети Интернет» Цели урока: Образовательные: - сформировать основные приемы поиска информации с помощью различных поисковых систем в сети Интернет; - систематизировать знания по использованию текстового редактора, для решения поставленной задачи. Развивающие: - развитие информационного мышления обучающихся при отработке умений находить информацию, необходимую для решения проблемы; - развитие логического мышления, умений обобщать, делать выводы; - расширение кругозора обучающихся; - развитие творчества, желания экспериментировать; - формировать умения обобщать, делать выводы; Воспитывающие: - воспитание коллективизма, взаимовыручки; - привитие нравственных и эстетических качеств. Принципы: научность, доступность, системность и последовательность, наглядность. Тип урока: комбинированный. Методы: словесно - наглядный, практический, частично - эвристический. Формы учебной деятельности: групповая (работа в парах) Средства обучения: - ТСО: мультимедиа проектор, компьютеры, плакат. - Изобразительная наглядность: стенд «Идеи», презентация, составленная в PowerPoint «Поиск информации в сети Интернет», шуточные стикеры для награждения, распечатанные на бумаге в виде медалей. - Учебно-методическое обеспечение урока: Методические рекомендации по организации поиска информации в Интернет. МПС: Русский язык, деловая культура, эстетика Ход урока
Тема раздела: «Коммуникационные технологии» Тема урока: «Поиск информации в сети Интернет» Цели урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Организационный момент. Играет мелодия.
Обучающимся предлагается следующая ситуация деловой игры: «В компьютерный класс нашего лицея пришел приказ за №3256 от директора о срочном выпуске новогодней газеты, которая должна быть выпущена в готовом напечатанном варианте уже в 12.00 17.12.2009 г». Вы все сегодня корреспонденты, а я буду выступать в качестве главного редактора. Вы, как корреспонденты газеты, подберите материал, затем предоставьте отчет. Давайте подумаем, что будет находится на станицах этой газеты. Перечислить, записать на листках, прикрепить к стенду «Идеи». Преподаватель предлагает свои варианты (которые не подходят к газете, обучающиеся от них отказываются). стихотворение: Мир виртуальная сетка окутала, Судьбы связала, сплела, перепутала. Сети электронной большое сплетение- Двинемся мы на его покорение. Мысли уверенных станут движением, Всюду, всегда будем в ногу со временем, Компьютер для всех и компьютер всегда! Хорошая истина очень проста. Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении? Сегодня мы будем говорить о поиске информации в сети Интернет. Вы научитесь:
Изучение нового материала Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, и найти нужную информацию среди миллиардов Web-страниц и файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые серверы, которые содержат более или менее полную и постоянно обновляемую информацию о Web-страницах, файлах и других документах, хранящихся на десятках миллионов серверов Интернета. Различные поисковые сервера могут использовать различные механизмы поиска, хранения и предоставления пользователю информации. Поисковые серверы Интернета можно разделить на две группы: • поисковые системы общего назначения; • специализированные поисковые системы. Современные поисковые системы часто являются информационными порталами, которые предоставляют пользователям не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (новостям, информации о погоде, о валютном курсе, интерактивным географическим картам и так далее). Для поиска информации в Интернет можно воспользоваться несколькими способами. Давайте рассмотрим эти способы – (работа со схемой «Способы поиска информации»). Прежде чем приступить к поиску информации необходимо открыть браузер
Чтобы загрузить нужную страницу или сайт необходимо в адресной строке браузера набрать адрес этой страницы или сайта. Каждая Web-страница имеет адрес и расположена на одном из Web-серверов, который тоже имеет адрес (как уже говорили числовой и доменный).
Широко известными русскоязычными (поиск только на русском языке) поисковыми системами являются: www.rambler.ru www.aport.ru www.mail.ru www.yandex.ru www.Google.ru Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными. Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. Пробелы между словами соответствуют логической операции AND, то есть результатом поиска будет список сайтов, на которых присутствуют все вышеперечисленные ключевые слова. В ответ система выведет список адресов Web-страниц, на которых встретились эти ключевые слова. И покажет, сколько страниц нашлось (нашлось 55 тыс. страниц) Искомый сайт «Учебник информатики НПО» занимает первое место в этом списке, так как в наибольшей степени соответствует запросу. Щелчок по ссылке приведет к загрузке титульной страницы сайта. Фронтальный опрос
Физ. минутка Актуализация ранее изученных знаний Применяя компьютерные технологии, в том числе текстовый редактор, поисковые системы, творчески подходите к оформлению вашего задания. В какой программе мы будем оформлять газету? СМТ тест. Давайте вспомним возможности текстового редактора и выполним тест. Обучающиеся отвечают на вопросы. Закрепление. Работа на ПК Обучающиеся садятся за компьютеры и занимаются поиском материала, оформляют его, сохраняют в созданных ими папках на рабочем столе главный редактор копирует материал в общую газету. Защита выполненных работ По одному представителю из группы выходят к плакату и показывают, как выглядит их страница (раздел). Затем газета распечатывается в общем виде. Подведение итогов урока Обучающиеся награждаются. Литература
Приложение 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №12 Преподаватель: Наталья Васильевна Ли- ю- кун Улан – Удэ 2009 Поиск информации в сети Интернет Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, и найти нужную информацию среди миллиардов Web-страниц и файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые серверы, которые содержат более или менее полную и постоянно обновляемую информацию о Web-страницах, файлах и других документах, хранящихся на десятках миллионов серверов Интернета. Различные поисковые сервера могут использовать различные механизмы поиска, хранения и предоставления пользователю информации. Поисковые серверы Интернета можно разделить на две группы: • поисковые системы общего назначения; • специализированные поисковые системы Современные поисковые системы часто являются информационными порталами, которые предоставляют пользователям не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (новостям, информации о погоде, о валютном курсе, интерактивным географическим картам и так далее). Поисковые системы общего назначения Поисковые системы общего назначения являются базами данных, содержащими тематически сгруппированную информацию об информационных ресурсах Всемирной паутины. Такие поисковые системы позволяют находить Web-сайты или Web-страницы по ключевым словам в базе данных или путем поиска в иерархической системе каталогов. Интерфейс таких поисковых систем общего назначения содержит список разделов каталога и поле поиска. В поле поиска пользователь может ввести ключевые слова для поиска документа, а в каталоге выбрать определенный раздел, что сужает поле поиска и таким образом ускоряет его. Заполнение баз данных осуществляется с помощью специальных программ-роботов, которые периодически «обходят» Web-серверы Интернета. Программы-роботы читают все встречающиеся документы, выделяют в них ключевые слова и заносят в базу данных, содержащую URL-адреса документов. Так как информация в Интернете постоянно меняется (создаются новые Web-сайты и страницы, удаляются старые, меняются их URL-адреса и так далее), поисковые роботы не всегда успевают отследить все эти изменения. Информация, хранящаяся в базе данных поисковой системы, может отличаться от реального состояния Интернета, и тогда пользователь в результате поиска может получить адрес уже не существующего или перемещенного документа. В целях обеспечения большего соответствия между содержанием базы данных поисковой системы и реальным состоянием Интернета большинство поисковых систем разрешают автору нового или перемещенного Web-сайта самому внести информацию в базу данных, заполнив регистрационную анкету. В процессе заполнения анкеты разработчик сайта вносит URL-адрес сайта, его название, краткое описание содержания сайта, а также ключевые слова, по которым легче всего будет найти сайт. Сайты в базе данных ранжируются по количеству их посещений в день, неделю или месяц. Посещаемость сайтов определяется с помощью специальных счетчиков, которые могут быть установлены на сайте. Счетчики фиксирует каждое посещение сайта и передают информацию о количестве посещений на сервер поисковой системы. Поиск по ключевым словам. Поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запросов в поле поиска. Простой запрос содержит одно или несколько ключевых слов, которые, по вашему мнению, являются главными для этого документа. Можно также использовать сложные запросы, использующие логические операции, шаблоны и так далее. Через некоторое время после отправки запроса поисковая система вернет аннотированный список URL-адресов документов, в которых были найдены указанные вами ключевые слова. Для просмотра этого документа в браузере достаточно активизировать указывающую на документ ссылку. Если ключевые слова были выбраны неудачно, то список URL-адресов документов может быть слишком большим (может содержать десятки и даже сотни тысяч ссылок). Для того чтобы уменьшить список, можно в поле поиска ввести Дополнительные ключевые слова или воспользоваться каталогом поисковой системы. Наиболее мощными поисковыми системами общего назначения в русскоязычной части Интернета являются серверы Rambler (http://www.rambler.ru), Апорт (http://www.aport.ru), и Яндекс (http://www.yandex.ru), а по всему Интернету — сервер Yahoo (адрес http://www.yahoo.com). www.rambler.ru www.aport.ru www.mail.ru www.yandex.ru Попробуем с помощью российского поискового сервера Яндекс найти сайт «Учебник информатики нпо». В ответ система выведет список адресов Web-страниц, на которых встретились эти ключевые слова. И покажет, сколько страниц нашлось (нашлось 55 тыс. страниц) Искомый сайт «Учебник информатики нпо» занимает первое место в этом списке, так как в наибольшей степени соответствует запросу. Щелчок по ссылке приведет к загрузке титульной страницы сайта. Специализированные поисковые системы Специализированные поисковые системы позволяют искать информацию в других информационных «слоях» Интернета: серверах файловых архивов, почтовых серверах и Поиск файлов. Для поиска файлов на серверах файловых архивов существуют специализированные поисковые системы двух типов: поисковые системы на основе использования баз данных и каталоги файлов. Для поиска файла в системе с использованием базы данных достаточно ввести имя файла в поле поиска и поисковая система выдаст URL-адреса мест хранения данного файла. В базе данных российской файловой поисковой системы (http://www.filesearch.ru) содержатся сведения о 6 миллионах файлов, размещенных на двух тысячах серверов файловых архивов российской части Интернета. Поиск адресов электронной почты. Специализированные поисковые системы позволяют искать адрес электронной почты по имени человека или, наоборот, имя человека, хозяина определенного адреса электронной почты. Примером такой системы может служить поисковая система WhoWhere? (КтоГде?), расположенная по адресу: http://www.whowhere.com. Интерактивное общение в Интернете В последнее время все более широко распространяется интерактивное общение в Интернете в реальном режиме времени. Увеличившаяся скорость передачи данных и возросшая производительность компьютеров дают пользователям возможность не только обмениваться текстовыми сообщениями в реальном времени, но и осуществлять аудио и видеосвязь. Серверы интерактивного общения. В Интернете существуют тысячи серверов Internet Relay Chat (IRC), на которых реализуется интерактивное общение. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и начать общение с одним из посетителей этого сервера или участвовать в коллективной встрече. Поиск информации в Интернете В настоящее время Всемирная сеть Интернет хранит более миллиарда информационных объектов, таких как Web-документы, файловые архивы, архивы телеконференций и т.д. Очевидно, что для эффективности использования информационного ресурса такой сложности от пользователя сети требуются определенные знания, навыки и умения в области организации и проведения поиска информации в Интернете. Что представляет собой процедура поиска информации в Интернете? Обычно выделяют следующие этапы:
Рассмотрим подробнее этапы поиска информации в Интернете. Этап 1. Формализация информационной потребности. Чтобы объяснить поисковой службе, что необходимо найти, пользователь вынужден некоторым образом формализовать свою информационную потребность. Наиболее очевидный способ форматизации — выявление набора понятий и терминов, характеризующих информационную потребность. Однако получение простого списка понятий предметной области — это далеко не все, что необходимо сделать на данном этапе. Необходимо также провести анализ выбранных терминов, поскольку, с одной стороны, они могут оказаться слишком широкими, а с другой стороны, они, как и любые слова языка, могут означать различные понятия. Следовательно, во-первых, с каждым кпючевым понятием необходимо связать уточняющую информацию; во-вторых, каждое понятие должно быть проанализировано с точки зрения таких лексических явлений, как многозначность и наличие для данного термина слов, совпадающих с ним по написанию и звучанию, а также слов, совпадающих по написанию, но различающихся по звучанию. Кроме того, для расширения объема получаемых данных необходимо для каждого понятия указать синонимы. Этап 2. Выбор информационного ресурса Интернета. На данном этапе пользователь должен выбрать информационный ресурс и, следовательно, службу (сервис), которая обеспечивает работу с данным ресурсом. Этот этап очень важен, поскольку он определяет дальнейшую технологию поиска. Однако в подавляющем большинстве программ обучения обычно работают с сервисом WWW (World Wide Web). WWW - это сервис, одной из главнейших концепций которого является концепция универсальной читаемости (Universal readership). Это означает, что с помощью Всемирной паутины можно осуществлять доступ к большому числу разнородных информационных объектов: Web-документам, файлам графических изображений, аудио- и видеороликам, документам Microsoft Office или PDF-документам, компьютерным анимациям и т.д. Естественно, что по различным, в том числе и техническим, причинам не все объекты могут быть получены в процессе проведения поиска. Поэтому надо четко ориентироваться в том, какого вида материалы могут быть найдены с помощью выбранного ресурса и какие из них могут представлять интерес с точки зрения поисковой задачи, т.е. что следует искать. Поиск Web-документов и текстовых файлов осуществляется обычным, хорошо известным способом, а для поиска иллюстраций часто требуется строить запрос специальным образом, указывая, например, что ключевые слова должны присутствовать только в подписях к рисункам, или связывая с ключевыми словами определенные уточняющие понятия. Это необходимо для того, чтобы снизить число выдаваемых информационно-поисковой системой документов, не относящихся к представлению иллюстративного материала. Этап 3. Выбор информационно-поисковой системы. Это наиболее известный этап проведения поиска. Большинство пользователей Интернета считают его первым этапом. Что же необходимо знать на данном этапе? Главное — это типы и соответствующие возможности систем, а также адреса конкретных систем. Очевидно, что вопрос о том, какая система является лучшей, является бессмысленным. Поиск желательно производить с помощью нескольких систем, поскольку какие-то системы могут при использовании определенных запросов не дать удовлетворительного результата. Наиболее популярны следующие поисковые системы: Яндекс, Рамблер, Апорт, Опера, Google. Этап 4. Построение запроса. На этом этапе необходимо использовать языки запросов для выражения установленных на этапе формализации связей между ключевыми понятиями, а также уметь учитывать особенности поиска объектов различных типов, список которых определен на втором этапе (например, для WWW — Web-документов, файлов изображений и т.д.). Однако даже хорошие знания языка запросов какой-либо поисковой системы иногда могут не привести к желаемому результату, если выбранная система не может выдать удовлетворительных результатов по предъявляемым запросом. Этап 5. Проведение поиска и получение результата. С одной стороны, этот этап наиболее простой, поскольку требует от пользователя знаний: «где ввести» и «на что нажимать». С другой стороны, он относительно сложен, так как при получении результата нужно отсеять лишние материалы (шум), а на основе остальных — принять решение, как корректировать запросы и стоит ли менять поисковую систему для следующей итерации поиска или же следует детально проанализировать найденную информацию и придать решение потом. Получить необходимые для этого этапа навыки с точки зрения технического обучения достаточно легко, а с точки зрения работы с документами — нелегко, поскольку пользователю требуется хорошо понимать предметную проблему, в рамках которой проводится поиск. Этап 6. Анализ источников материалов. Данный этап предназначен для окончательного отбора материалов, которые будут использоваться при создании предметной работы. Помимо умения ориентироваться в предметной области на данном этапе обычно требуется проанализировать источник информации, т.е. понять, что собой представляет сайт, на котором опубликован материал, и кто является его автором. С этой целью удобно с каждым из документов, который отбирается для дальнейшего использования, по возможности, связать следующую информацию:
бот этих авторов (если возможно найти). Приложение 2 Инструкция по правилам оформления текстового документа В течение одного часа вашей группе необходимо подготовить к публикации в газету материал. Для выполнения этой работы вам необходимо:
Требования к оформлению материала:
Приложение 3 Стикеры для награждения Приложение 4 Тест (на актуализацию знаний) Время тестирования: 15 мин. |
Грициненко А. В. Мбоу «Центр образования с. Лаврентия» поиск информации... Поиск информации в Интернете является крайне неопределенным понятием: в силу бесконечного разнообразия материалов Сети, — как по... | Методические рекомендации по изучению курса «поиск информации в сети... «Поиск информации в сети Интернет для использования в процессе обучения». Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы... | ||
Элективный курс по информатике и икт поиск информации в сети интернет 9 класс Поиск нужной информации в Интернете иногда оказывается сложным. Почему так происходит? Интернет большой организм, живущий по своим... | Конспект урока. Класс: 10 Тема: Поиск информации в сети Интернет Методы: Компьютерный практикум, наглядно-иллюстративный, эвристическая беседа, фронтальный опрос | ||
Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете» Интернет и Всемирная паутина, урок 5 в разделе «Передача информации в компьютерных сетях» | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Реферат тема: Поиск информации в сети Интернет Краевое государственное бюджетно образовательное учреждение среднего профессионального образования | Ресурсы сети Интернет для родителей и их описание С помощью современных поисковых систем можно проводить поиск самых разных электронных ресурсов сети Интернет, использование которых... | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Правила использования сети Интернет Регламент работы учащихся, учителей... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. "Встреча зимы" Общеучебные – поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение... | ||
Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения... |