Скачать 53.98 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №36 г. Орла Урок на тему: «Строение и жизнедеятельность бактерий» (урок изучения материала) 6 класс Составила: учитель биологии Логачева Татьяна Ивановна. г. Орел – 2012 год Цели и задачи: изучить строение бактерий, размножение, образование спор, формы бактерий, дать новые понятия: сапротрофы, паразиты, микробиология; развивать навык работы с микроскопом, прививать гигиенические навыки. Оборудование: компьютер, экран, проектор, микроскопы, чашки Петри с выращенными бактериями, презентация. Ход урока.
Доступно для учащихся 6 класса объяснить отличие бактерий от вирусов, ( так как они обычно разницы не видят).
( двое учащихся рассказывают заранее подготовленное стихотворение по ролям) Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Бактерии – это хорошо? Или может плохо?» - Ладно, слушай, расскажу я тебе про это. В мире места нет, сынок, где ты их не встретишь. Только просто так, дружок, ты их не заметишь. Очень разные они: зеленые и мрачные. Правда, в большинстве своем все-таки прозрачные. - Папа, ты мне расскажи, очень они страшные? Ночью мне они приснились грязные, ужасные. - Очень мелкие они и ютятся скопом. Рассмотреть удастся их лишь под микроскопом. Есть безвредные они, имя им – сапрофиты. Те ж, которые вредны, зовутся паразиты. Хоть они совсем малы, очень уж проворные. А опаснее для нас все болезнетворные. Мой совет тебе, сынок, ты же их не бойся. Мойся чаще, зубы чисть и не беспокойся. - Мальчик радостный пошел. - Не нужно их бояться. Надо чаще руки мыть и утром умываться. ( стихи и песенку сочинила мама одного ученика) Дети отвечают на поставленный ранее вопрос. Есть специальная наука, которая занимается изучением микроорганизмов. Микробиология – наука о микроскопических организмах. Хотя первое описание микробов было дано еще в 1695 году голландским биологом Антони Левенгуком, сконструировавшим микроскоп, подлинное становление микробиологии, как науки связано с именем французского ученого Луи Пастера. Основоположниками микробиологии общепризнанны также немецкий ученый Р.Кох, русские ученые И.И.Мечников, Д.И.Ивановский, С.Н.Виноградский (ученики записывают определение и фамилии ученых в тетради). А теперь послушаем сообщение о формах бактерий (показ слайда презентации), Шаровидные – кокки. Стрептококки – цепочка из кокков. Стафилококки – в виде грозди винограда. Бациллы – палочковидные. Вибрионы – в виде запятой. Спириллы – спиралевидные. (Дети заполняют соответствующее задание в тетрадях с печатной основой). Теперь рассмотрим строение бактерий. Обратите внимание на рис.14 учебника. Клетка бактерий покрыта оболочкой, внутри есть студенистое вещество – цитоплазма. Четко оформленного ядра нет, ядерное вещество расположено в центре цитоплазмы (показать на слайде презентации). Условия жизни бактерий разнообразны. Одни из них живут и размножаются только при доступе воздуха, другие – не нуждаются в нем. Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами, так как они не имеют хлорофилла. Лишь немногие способны создавать органические вещества из неорганических, это сине-зеленые или цианобактерии. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере. По способу питания выделяют бактерии сапрофиты (сапротрофы), которые питаются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов. Паразиты – бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, например, болезнетворные. (ученики записывают определения в тетради А теперь посмотрите слайды, после чего вам предстоит ответить на вопросы:
Комментарии к слайдам. Размножаются бактерии при благоприятных условиях простым делением через каждые 20-30 минут, за 5 суток способны создавать массу, которой можно заполнить моря и океаны. Однако в природе это не происходит, так как большинство бактерий погибают при действии солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100 градусов, под действием дезинфицирующих веществ (объяснить). Образование спор (можно дать как работу с учебником). В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры. Спора от греческого «семя». Это приспособление к выживанию. У бактерии оболочка округляется, отходит от материнской оболочки, образует внутри еще более плотную оболочку. Спора долго сохраняется, выдерживает мороз и жару, не сразу гибнет и при кипячении. (Учащиеся отвечают на ранее поставленные вопросы). Послушаем песенку о бактериях, ( на мотив «Остров невезения).
Есть здесь и лишайники, и грибы здесь есть. (потом строчки поются наоборот)
Летают они в воздухе, даже в нас живут.
От болезнетворных сколько разных бед.
И тогда бактерии вовсе не страшны.
И тогда микробы – это ерунда. (можно поместить на слайд слова и музыку и петь всем классом) Домашнее задание: параграф №5, сообщения о бактериях, соответствующие задания в тетрадях с печатной основой. А теперь посмотрим еще раз параграф №5 и ответим на вопросы в конце параграфа. Ну а теперь проверим: как вы усвоили материал? (тест на слайдах, или можно раздать каждому обучающемуся) вопросы теста: 1. Из каких частей состоит бактериальная клетка? а) оболочка, б) ядро, в) пластиды, г) цитоплазма, д) ядерное вещество. 2. Когда в комнате больше бактерий? а) до урока, б) после урока. 3. Бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами отмерших организмов называются: а) паразиты, б) сапрофиты. 4. Для уничтожения бактерий в помещении проводят: а) стерилизацию, б) дезинфекцию. 5. Каким способом размножаются бактерии? а) простым делением, б) половой процесс. 6. Как называются округлые бактерии? а) бациллы, б) кокки, в) спириллы, г) вибрионы, д) спирохеты. 7. Где больше содержится в воздухе бактерий? а) в городе, б) в деревне. 8. Есть ли ядро в клетке бактерии? а) да, б) нет. 9. Какое значение имеет образование спор у бактерий? а) размножение, б) перенесение неблагоприятных условий. 10. Какое строение имеет бактерия сенной палочки? а) одноклеточное, б) многоклеточное. (Можно тест разбить на два варианта по пять вопросов. Если останется время, то можно поработать в тетрадях с печатной основой.) Вторую часть презентации лучше показать на следующем уроке. В конце урока можно детям предложить брать разноцветные жетоны со стола для оценки урока. Красный – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно, синий – плохо. Спасибо! |
Тема Бактерии Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий | Конспект урока Тема «Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий» Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» | ||
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий» 1 фио (полностью)... Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, разнообразие и распространение бактерий | ||
Урок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,... Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме «Бактерии: строение и жизнедеятельность», урок №2 в теме «Многоообразие живых организмов» | ||
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная... | Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 Цель работы: изучить строение и жизнедеятельность различных простейших и сравнить их между собой | ||
Урок естествознания №3 Тема "Ботаника наука о растениях" Бота́ника (др греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии. Ботаника... | Реферат по Биологии Тема: ”Клетка” У многоклеточных форм клетки входят в состав тканей, их жизнедеятельность подчинена координирующему влиянию целостного организма.... | ||
Урок по теме «Бактерии, грибы, лишайники» Материалы, оборудование: классификатор – плакат с кармашками для бактерий, грибов, лишайников; таблички с терминами для 2-го раунда;... | А экология наше призванье! В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма,... | ||
Реферат Устойчивость бактерий к антибиотикам ... | Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» | ||
Урок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана» Задачи: 1 охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить | Урок физики и биологии в 9-м классе по теме "Глаз. Формирование изображения на сетчатке" На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу |