Тема
| Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
|
Цель
| Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности клеток бактерий
|
Основное содержание темы, термины и понятия
| Содержание темы предполагает изучение строения и процессов жизнедеятельности бактерий.
Бактерии, сине-зеленые (цианобактерии), сапрофиты, паразиты.
|
Планируемые результаты
|
Личностные
- осознавать потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике, отстаивать свою точку зрения.
| Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью
Получать биологическую информацию из различных источников.
Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Познавательные УУД:
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Анализировать и обобщать факты и явления.
Работать микроскопом, с текстом и иллюстрациями учебника.
Определять существенные признаки объекта. Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, парами (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
| Предметные
Ученик научится:
– различать основные царства живой природы (Бактерии: безъядерные)
– характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий;
– характеризовать признаки бактерий: строение, питание, дыхание, размножение;
-работать с микроскопом.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию в Интернет-ресурсах, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи
| Ресурсы
| Формы работы
|
Окружающий мир 3 класс. Тема «Микробы и бактерии».
| Выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», http://files.school-collection.edu.ru.
мультимедийный проектор, микроскоп, чашки Петри с посевами.
| фронтальная -
индивидуальная –
в паре -
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
|
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
|
Цели деятельности
| Ситуативное задание
| Планируемый результат
|
-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «бактерии»;
-мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала;
-прививать культуру личной гигиены;
- прививать навык работы с микроскопом;
- формулировать выводы по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в группе.
| - Все группы получают чашки Петри I гр. – Посев сделан с пальцев грязной руки. II гр. – Посев сделан с рук, промытых водой без мыла. III гр. – Посев сделан с рук, вымытых водой с мылом. IV гр. – Посев сделан с денежной купюры. Работа с микроскопами и микропрепаратами.
Обсуждение в группах, беседа.
-Как вы считаете, что за микроорганизмы образовались в чашках Петри?
- Где обитают данные организмы?
-На каком предмете вы уже имели возможность познакомиться с этими организмами?
-Что вы о них знаете?
- К какому царству относят данные организмы?
- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?
- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии? Хотели бы вы узнать, как устроены эти загадочные микроорганизмы и особенности их жизнедеятельности?
| Личностные:
- проявление интереса к поставленной проблеме
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, парами.
Познавательные:
осуществлять сравнение;
анализировать и обобщать факты и явления;
работать микроскопом, с текстом и иллюстрациями учебника.
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)
|
Цели деятельности
| Учебные задания
и методы работы с информацией
| Планируемый результат
|
-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «бактерии»;
-мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала.
| Учитель, обобщая высказывания обучающихся предлагает им сформулировать тему и цели урока.
Обучающиеся формулируют тему урока и определяют цели.
Учитель дополняет.
Отправимся в путь без сомнений и муки, Чтоб тайны освоить великой науки. Раскроим сегодня бактерий секреты – Без ядер, зато санитары планеты! Их изучали до нас очень многие Открыли секреты заведомо строгие. Придется пройти нам по дебрям науки Желательно только без лени и скуки Но все же она молода, как всегда Красавица в мире наук – биология – Наука о жизни! Вперед, господа!
| Регулятивные:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Личностные:
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме;
- проявлять творческое отношение к процессу обучения.
|
Цели деятельности Строение бактерий
|
-познакомится с историей открытия бактерий;
научить школьников:
-объяснить сходства и различия в строении растительной и бактериальной клетки;
-выявлять особенности строения бактерий;
-анализировать текст учебника и текст ЭОР;
- формулировать выводы по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в паре.
| Демонстрация портрета А. ван Левенгука и рисунка первого микроскопа с кратким рассказом об истории открытия бактерий (слайд презентации). Проанализировать текст учебника со с. 53, текст ЭОР “Общая характеристика бактерий” и дать определение бактериям и науки, изучающей бактерии.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html
В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради.
Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.
Бактериология – наука, занимающаяся изучением бактерий.
-Что вы узнали о строении бактериальной клетки?
Подпишите части бактериальной клетки в рабочей тетради №41 стр.29
Заполнение таблицы «Сходство и различие растительной и бактериальной клетки»
| Предметные:
– различать основные царства живой природы (Бактерии: безъядерные)
– характеризовать особенности строения бактерий;
- находить информацию в Интернет-ресурсах.
Регулятивные:
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
получать биологическую информацию из различных источников.
работать с учебником, рабочей тетрадью.
Познавательные:
осуществлять сравнение, классификацию;
анализировать и обобщать факты и явления;
определять существенные признаки объекта.
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие парами (определять общие цели, договариваться друг с другом).
Личночтные:
- проявлять интерес к поставленной проблеме
|
Цели деятельности
| Форма бактерий
|
|
- давать общую характеристику бактериям;
-познакомиться с разнообразием форм бактерий;
-планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.
| Анализируя ЭОР “Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm
Заполняют в тетради схему “Формы бактерий”, сравнивают изображение схемы на соответствующем слайде презентации, при необходимости – корректируют
| Предметные:
– характеризовать особенности строения бактерий;
анализировать и обобщать факты и явления
Регулятивные УУД:
работая по плану, сверять свои действия с целью
получать биологическую информацию из различных источников.
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Познавательные УУД:
осуществлять сравнение, классификацию.
|
Цели деятельности
| Распространение бактерий
|
|
-вооружить учащихся знаниями о способах распространении бактерий;
- уметь анализировать и составлять схемы.
| В ходе рассказа изобразите схему распространения бактерий на земном шаре, отобразив все особенности
| Предметные:
– характеризовать особенности процессов жизнедеятельности бактерий;
анализировать и обобщать факты и явления
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью;
|
Цели деятельности
| Питание бактерий
|
|
-мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала;
-познакомиться с типами питания бактерий;
-уметь классифицировать бактерии по типу питания
| Изучение текста учебника с. 53 о типах питания бактерий, изучают особенности строения и питания цианобактерий, используя ЭОР “Питание бактерий”.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf
Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР “Типы питания бактерий”.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm
Типы питания бактерий
Автотрофы
| Гетеротрофы
| используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии.
| используют органические соединения для построения органических веществ бактерии.
| Могут использовать энергию солнечного света (цианобактерии).
| Могут использовать энергию неорганических веществ (серобактерии, железобактерии).
| Сапрофиты извлекают питательные вещества из мёртвых тел.
| Паразиты питаются органическими веществами живых тел.
|
| Предметные:
– характеризовать особенности процессов жизнедеятельности бактерий;
– характеризовать признаки бактерий: питание, дыхание.
Регулятивные:
составлять план решения проблемы.
получать биологическую информацию из различных источников.
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Познавательные:
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
анализировать и обобщать;
|
Цели деятельности
| Размножение бактерий. Образование спор
|
|
- выявить особенности способов и условий размножения бактерий;
-объяснить механизм размножения бактериальной клетки;
-познакомиться с особенностями выживания бактерий в неблагоприятных условиях;
-объяснять отличительные особенности споры бактерии от споры растений.
| Просмотрев анимацию ответить на вопросы
. -Как размножаются бактерии? (простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут).
- Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf
Работая с ЭОР выявить особенности приспособления бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях (ЭОР “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf
Учитель знакомит учащихся с отличительными особенностями споры бактерии от споры растений. Обращает внимание, что формирование споры бактерий происходит при неблагоприятных условиях как приспособление к выживанию.
1и 2 группа
- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.
3 и 4 группа
- Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.
- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.
| Предметные:
– характеризовать особенности процессов жизнедеятельности бактерий;
– характеризовать признаки бактерий: размножение.
Регулятивные:
получать биологическую информацию из различных источников.
Познавательные:
осуществлять сравнение, классификацию;
анализировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
|
Диагностика качества освоения темы
|
Цель – установить степень усвоения темы «Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий»
| Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”.
1и 2 группа
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf
3 и 4 группа
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf
-Как размножаются бактерии?
-Благодаря чему имеют возможность выживать в неблагоприятных условиях?
| Планируемый результат Предметные
– различать основные царства живой природы (Бактерии: безъядерные)
– характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий;
– характеризовать признаки бактерий.
Регулятивные:
-умение выполнять задания в соответствии с целью
Познавательные:
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
анализировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
|
IV этап. Рефлексивная деятельность
|
Цели деятельности
| Самоанализ и самооценка
ученика
| Результат деятельности
|
научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
| 1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
-Какие признаки бактерий вы знаете?
2.Рефлексия деятельности:
На партах у вас фишки зеленого цвета (положительное утверждение) и красного цвета (отрицательного утверждения). Работаем с фишками оценивая свою деятельность на уроке.
-На уроке я был увлечен, мне было интересно.
-Я понял изучаемый материал.
-Работая в группах и парах, я принимал активное участие.
2. Оценивание работы учащихся.
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
|
-закрепление знаний по теме «Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий;
- организовывать учебное взаимодействие в группе.
| Домашнее задание
Параграф 11. Тетрадь задание №44.Отчет по группам.
Задания группам на дом (распечатаны карточки): ГРУППА 1 Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки грязных рук. Через несколько дней там образовались колонии бактериальных клеток. Почему? Сделайте вывод. Вывод: На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на грязных руках содержится огромное количество ___________________. Они делятся и образуют группы _____________________. Колоний очень много так как и видов _____________________ на грязных руках тоже велико. Если не мыть руки перед едой, то эти бактерии _________________. ГРУППА 2 Задание: Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки рук, вымытых водой без мыла. Что появилось в чашках Петри? Почему? Сделайте вывод. Вывод: На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на руках содержится большое количество ___________________. Когда мы моем руки водой без мыла, то мы удаляем лишь малую часть _____________________, а большая часть __________________ остается на руках и может попасть в организм человека и вызвать серьезные заболевания. ГРУППА 3 Задание: Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки рук, вымытых водой с мылом. Появились ли колонии бактерий? Почему? Сделайте вывод. Вывод: Питательная среда осталась практически чистой. Когда мы моем руки с мылом, то мы удаляем с них ___________________. Соблюдая правила личной гигиены, мы можем обезопасить себя от многих _____________________. Многие кишечные заболевания называют «болезнью грязных рук» потому что _______________________________
_______________________________________________________________.
ГРУППА 4 Задание: Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки денежной купюры. Появились ли колонии бактерий? О чём это говорит? Сделайте вывод. Вывод: В чашке Петри появились колонии микроорганизмов. Их очень много. Это говорит о том, что на деньгах содержится огромное количество ___________________. Передавая деньги друг другу люди совершают контакт и _____________________ попадают от одного человека к другому, от больного к здоровому. Так может произойти __________________ каким-нибудь заболеванием.
| Предметные:
– характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий;
– характеризовать признаки бактерий
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
составлять в группе план выполнения проекта.
Познавательные:
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
анализировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные
- осознавать потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
|