Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии»





Скачать 51.57 Kb.
НазваниеУрок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии»
Дата публикации24.09.2014
Размер51.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Урок естествознания №4

Тема «Царство Бактерии»


Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е.

По форме клеток они могут быть округлыми (кокки), палочковидными (бациллыклостридиипсевдомонады), извитыми

(вибрионыспириллы,спирохеты), реже — звёздчатыми, тетраэдрическими, кубическими, C- или O-образными. Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ.

Вся необходимая для жизнедеятельности бактерий генетическая информация содержится в одной ДНК (бактериальная хромосома), чаще всего имеющей форму замкнутого кольца.

Бактериальных жгутиков может быть от 0 до 1000
Часть из них может синтезировать все необходимые им органические молекулы из неорганических соединений (автотрофы), другие же требуют готовых органических соединений, которые они способны лишь трансформировать (гетеротрофы).
Некоторые бактерии не имеют полового процесса и размножаются лишь равновеликим бинарным поперечным делением или почкованием.

Многие бактерий способны выдерживать 10-минутное кипячение при 100 °C, высушивание в течение 1000 лет и, по некоторым данным, сохраняются в почвах и горных породах в жизнеспособном состоянии миллионы лет.

Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,9—3,5 млрд лет назад. Одними из древнейших бактерий являются цианобактерии – фотосинтезирующие организмы.

Многие бактерии вызывают болезни человека, животных и растений, другие играют исключительно важную роль в функционировании биосферы, например, лишь бактерии способны ассимилировать азот атмосферы. Бактерии являются одними из наиболее просто устроенных живых организмов, одноклеточные, не имеют ядра. Бактерии способны расти как в присутствии свободного кислорода (аэробы), так и при его отсутствии (анаэробы). Участвуют в формировании структуры и плодородия почв, в образовании полезных ископаемых и разрушении растительной и животной массы; поддерживают запасы углекислого газа и кислорода в атмосфере.

Патогенными называются бактерии, паразитирующие на других организмах. Бактерии вызывают большое количество заболеваний человека. Опасность бактериальных заболеваний была сильно снижена в конце XIX века с изобретением метода вакцинации, а в середине XX века с открытием антибиотиков.

Многие бактерии находятся в симбиотических отношениях с другими организмами. Растения, например, выделяют значительную долю созданной в процессе фотосинтеза органики поверхностью корней. Преобразованная таким образом часть почвы благоприятна для развития бактерий, в том числе азотфиксирующих. Увеличение интенсивности азотфиксации улучшает условия минерального питания растений. Бактерии-азотфиксаторы обитают также в клубеньках бобовых и других групп растений. Бактерии населяют желудочно-кишечный тракт животных и человека и необходимы для нормального пищеварения. Особенно они важны для травоядных, которые питаются не столько растительной пищей, сколько продуктами её бактериального преобразования.

Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сырайогуртакефирауксуса, а также квашения.

Наиболее широкое применение получила Bacillus thuringiensis, выделяющая токсины (Cry-токсины), действующие на насекомых. Помимо бактериальных инсектицидов, в сельском хозяйстве нашли применение бактериальные удобрения.

Благодаря быстрому росту и размножению, а также простоте строения, бактерии активно применяются в научных исследованиях по молекулярной биологиигенетикегенной инженерии и биохимии. Самой хорошо изученной бактерией стала Escherichia coli. Информация о процессах метаболизма бактерий позволила производить бактериальный синтез витаминов, гормонов, ферментов, антибиотиков и др.

Перспективным направлением является обогащение руд с помощью сероокисляющих бактерий, очистка бактериями загрязнённых нефтепродуктами почв и водоёмов.

В кишечнике человека в норме обитает от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 1 кг, а численность их клеток на порядок превосходит численность клеток человеческого организма. Они играют важную роль в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии.

По данным южнокорейского Бюро защиты прав потребителей, количество бактерий на ручках (без антибактериального покрытия) тележек крупных магазинов достигает 1100 колоний на 10 см². Второе место занимают компьютерные «мышки» в интернет-кафе (690 колоний на ту же площадь). Ручки кабинок общественных уборных содержат лишь 340 колоний вредных микроорганизмов на 10 см².

Для того, чтобы уберечься от всех видов микроорганизмов, которые были обнаружены на предметах общественного пользования в ходе исследования, достаточно регулярно мыть руки с мылом.

А теперь, ребята, ответьте на вопросы!

Жду интересных и полных ответов.

  1. Имеют ли бактерии ядро?



  1. Сколько бактерий уместится на поверхности, соответствующей поставленной карандашом точке?


  1. Разгадайте ребус «Отношения между организмами». Дайте определение отгаданному понятию.




  1. 1).  Стремясь перенести неблагоприятные условия, бактерии образуют:

А)  цисту;

Б)  зиготу;

В)  мицелий;

Г)  спору.

2) Размеры клеток бактерий:

А)  Гораздо меньше обычных растительных клеток.

Б)  Такие же, как и у растительных клеток.

В)  Больше растительных клеток.

Г)  Могут быть больше и меньше растительных клеток в зависимости от

условий существования.



  1. Перечислите среды обитания. В какой среде бактерий больше всего?




  1. Японские исследователи из Национального института инфекционных болезней в Токио создали пасту с содержанием бактерии. Как вы думаете какую функцию эти бактерии будут выполнять?




  1. Зачем дворянские дети, которых приписывали к полкам, уходили в армию с серебряной посудой? 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconЦарство Бактерии
Царство Бактерии (Дробянки) включает два подцарства: бактерии и сине-зеленые водоросли. Подцарство бактерии включает эубактерии и...
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрок 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. Урок 2 Ч....
...
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрок по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. Задачи
Ребята мы с вами знаем, что нас окружает мир живой и неживой природы: царство растений и царство животных
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрок в 5 классе Тема: Шляпочные грибы
Ребята! Вы много раз слышали из сказок о «тридевятом царстве» в которое можно попасть при помощи волшебных персонажей живой природы-волка...
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconДавайте вспомним, где, по учению Иисуса Христа, находится Царство Божие?
Царство Божие внутри нас, в нашем сердце. Царство Божие – это когда Бог живет в твоем сердце
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы»
Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрок «Я и Украина» Тема: Царство животных
ПК, слайдовая презентация, комплекты разрезных фигур (по теме “Животные”); карточки с разноуровневыми заданиями желтого, зеленого...
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconТема Бактерии
Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрок окружающего мира, 4 класс Тема: «Царство растений» Урок
Чтобы заинтересовать обучающегося, учитель задаёт проблемные вопросы, плавно подводит к выводу: что же дают растения человеку. Для...
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрок по окружающему миру и информатике. Тема «Царство грибов»
Цель: Познакомить детей с особенностями царства грибов. Прививать бережное отношение к родной природе. Развивать логическое мышление...
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрок естествознания №3 Тема "Папоротникообразные"
Провести 23-30 марта 2012 года соревнования Камчатского края по баскетболу памяти В. А. Корячихина
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Царство кесаря» и «Царство Божие». «Все дороги ведут в Рим». Новая кар-тина мира
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» Продолжительность: урок...
Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconУрок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»
...
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Воздушное питание», урок №1 (58) в теме «Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники»
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме «Бактерии: строение и жизнедеятельность», урок №2 в теме «Многоообразие живых организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск