Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение





Скачать 115.85 Kb.
НазваниеУрок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение
Дата публикации01.10.2013
Размер115.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Методическая разработка темы «Размножение».

Количество уроков: 5.

Биология 6 класс
По программе основного общего образования

по биологии. VI-XI классы.

Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова.

(70часов, 2 часа в неделю).


Выполнила: учитель биологии

МОУ «Тургужанская ООШ»

Ефремова А.А.


Содержание:

Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Урок 2 (49). Вегетативное размножение растений.

Урок 3 (50). Половое размножение животных.

Урок 4 (51). Половое размножение растений.

Урок 5 (52). Обобщающий урок по теме «Размножение».

Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение.
Цели: познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения;

показать биологическое значение размножения; продолжить формирование умений распознавать органы растений на рисунках и таблицах, а также органоиды простейших.

Тип урока. Комбинированный урок

Оборудование. Компьютер, проектор,CD диск «Биология. Живой организм. 6 класс».

Методическое обеспечение:

  • Учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2006г.

  • Рабочая тетрадь для учащихся. Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2007г.

  • Альбом-задачник к учебнику. Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. Москва «Дрофа» 2006г.

  • Дидактические карточки-задания к учебнику. Н.И. Сонин, В.Н. Кириленкова. Москва «Дрофа» 2005г.


Ход урока:


  1. Проверка знаний.

Регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система, особенности ее строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

    1. Фронтальный опрос по заданиям рубрики «Какие утверждения верны?» (учебник, стр. 120)

  1. Жизнедеятельность растительного организма координирует нервная система.

  2. Нейрон – нервная клетка.

  3. Регуляция жизнедеятельности у растений осуществляется только с помощью химических веществ.

  4. Гормон – вещество, выделяемое железами внутренней секреции в кровь.

  5. Ростовые вещества – это гормоны животных.

  6. Впервые нервная система появляется у кишечнополостных.

  7. У кишечнополостных сетчатая нервная система.

  8. Нервная система позвоночных состоит из головного мозга и нервов.

  9. Головной мозг позвоночных состоит из переднего, среднего и заднего мозга.

  10. Мозжечок ответственен за ориентацию тела в пространстве.

  11. У млекопитающих наиболее развит передний мозг.

  12. Гормоны – это вещества, без которых невозможно существование животных.

  13. Щитовидная железа – железа внешней секреции.

Верные утверждения: 2,3,4,6,7,9,10,11,12.

    1. Индивидуальная дифференцированная работа.

  • на «удовлетворительно» - работа по «Альбому-задачнику»





  • на «хорошо» и «отлично» - работа по карточкам.




  1. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

Способность к размножению – важное свойство всех живых организмов. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому не прерывается нить жизни. В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа - бесполое и половое. В бесполом размножении принимает участие только одна особь. Дочерние организмы, возникающие из материнского, являются его точной копией. Таким путем размножаются бактерии, одноклеточные организмы, грибы, гидры, некоторые черви, многие растения. Но большинство живых организмов, обитающих на Земле, размножаются половым путем. Главное его отличие от бесполого – участие в размножении двух особей, при этом происходит слияние двух половых клеток – оплодотворение.

Сегодня мы более подробно познакомимся с бесполым размножением живых организмов.

2. Работа в группах.

Учащиеся в группах работают с материалом учебника и соответствующими рисунками на стр.122-123. Затем один ученик из группы рассказывает материал.

1 группа - деление

2 группа – почкование дрожжей

3 группа - почкование гидры

4 группа – спорообразование.

После выступления представителей каждой группы учащиеся смотрят соответствующий видеофрагмент с СД «Биология. Живой организм. 6 класс»


  1. Закрепление знаний.

Учащиеся получают карточки со схемой, которую нужно заполнить. Проверка правильности выполнения работы идет в группах.

Образец схемы:


IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Задание на дом.

Д.з.: § 18, стр. 122-123, РТ № 93, 94 на выбор.


Урок 2 (49). Вегетативное размножение растений.
Цели: расширить знания учащихся о размножении живых организмов, раскрыть особенности вегетативного размножения цветковых растений; показать разнообразие видов вегетативного размножения, использование прививки в практике сельского хозяйства; сформировать умения и навыки по размножению комнатных растений с помощью вегетативных органов.

Тип урока. Комбинированный урок

Оборудование. Компьютер, проектор,CD диск «Биология. Живой организм. 6 класс», комнатные растения.

Методическое обеспечение:

  • Учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2006г.

  • Рабочая тетрадь для учащихся. Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2007г.

  • Альбом-задачник к учебнику. Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. Москва «Дрофа» 2006г.

  • Дидактические карточки-задания к учебнику. Н.И. Сонин, В.Н. Кириленкова. Москва «Дрофа» 2005г.


Ход урока:


  1. Проверка знаний.

Размножение живых организмов, способы размножения, особенности бесполого размножения (деления, почкования, спорообразования). Индивидуальная дифференцированная работа.


  • на «удовлетворительно» - работа по «Альбому-задачнику»




  • на «хорошо» и «отлично» - работа по карточкам.



  1. Изучение нового материала.


1. Рассказ учителя.

Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из подземных или надземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь и, надеюсь, в будущем будете использовать у себя в огороде, саду или дома.
2. Работа с СД

Учащиеся смотрят видеоматериал по теме.
3. Фронтальная беседа по вопросам:

      • Почему размножение называют вегетативным?

      • Какие органы цветковых растений называют вегетативными?

      • Где и когда используют вегетативное размножение?

      • Какое значение имеет вегетативное размножение в природе?

В ходе беседы учитель на доске заполняет таблицу, комментируя каждый способ размножения.

Корень

Побег

Лист

  • Корневые черенки (Гусиные лапки)

  • Корневые отпрыски (Малина)

  • Корневище (Ландыш)

  • Клубень (Картофель)

  • Луковица (Тюльпан)

  • Ползучие побеги (Земляника)

  • Отводки (Смородина)

  • Побеговые черенки (Крыжовник)

  • Прививка (Яблоня)

  • Листовые черенки (Бегония)

  • Листовые почки (Каланхоэ)




  1. Закрепление знаний.

Учащиеся выполняют практическую работу «Черенкование комнатных растений» по плану:

  • Срежьте стеблевые черенки с 3-4 листьями комнатного растения.

  • Удалите с них 2 нижних листа и поместите в стакан с теплой водой. Поставьте черенки в теплое, освещенное место.

  • Каждые 3-4 дня меняйте воду в стакане (вода должна отстояться)

  • Когда придаточные корешки достигнут 2 см, высадите растение в горшок с почвой.

  • Накройте черенки стеклянной банкой и поставьте на рассеянный свет, пока почки не тронутся в рост.

  • Ведите наблюдение за ростом и развитием. Данные заносите в таблицу.




Название растения




Начало опыта




Появление придаточных корней




Посадка в цветочные горшки




Начало роста побегов





IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Задание на дом.

Д.з.: § 18. РТ № 95.
Урок 3 (50). Половое размножение животных.

Цели: познакомить учащихся с понятием «половое размножение животных», с половыми железами, их функциями, с процессом оплодотворения, его видами и преимуществом полового размножения перед бесполым, продолжить формирование умений распознавать органы и системы органов на рисунках, таблицах.

Тип урока. Комбинированный урок

Оборудование. Компьютер, проектор,CD диск «Биология. Живой организм. 6 класс».

Методическое обеспечение:

  • Учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2006г.

  • Рабочая тетрадь для учащихся. Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2007г.

  • Дидактические карточки-задания к учебнику. Н.И. Сонин, В.Н. Кириленкова. Москва «Дрофа» 2005г.

  • Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Пасечника «биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» Л.Д. Парфилова. Москва «Экзамен» 2005г.


Ход урока:


  1. Проверка знаний.

Вегетативное размножение растений, его виды и биологическое значение.


  • работа по карточкам




  1. Изучение и закрепление нового материала.

Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа 19 (по пунктам), смотрят соответствующий сюжет видеоматериала и выполняют задания в РТ, стр. 37.

      1. Преимущество полового размножения. РТ № 96

      2. Половые клетки, их функции. РТ № 97

      3. Разнополые и обоеполые организмы. РТ № 98-99

      4. Оплодотворение. РТ № 100



IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Задание на дом.

Д.з.: § 19. карточки 71-73 на выбор.


Урок 4 (51). Половое размножение растений.

Цели: раскрыть особенности полового размножения растений, строения цветка как органа полового размножения, образования половых клеток, сущность процессов оплодотворения и опыления, а также показать биологическое значение полового размножения; совершенствовать умения распознавать органы цветковых растений.

Тип урока. Комбинированный урок

Оборудование. Компьютер, проектор,CD диск «Биология. Живой организм. 6 класс».

Методическое обеспечение:

  • Учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2006г.

  • Рабочая тетрадь для учащихся. Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2007г.

  • Дидактические карточки-задания к учебнику. Н.И. Сонин, В.Н. Кириленкова. Москва «Дрофа» 2005г.


Ход урока:


  1. Проверка знаний.

Половое размножение животных.

    1. Фронтальный опрос по заданиям рубрики «Какие утверждения верны?» (учебник, стр. 132)

  1. Размножение – характерное свойство всех живых организмов.

  2. Половое размножение происходит только у животных.

  3. У простейших также наблюдается половое размножение.

  4. Половые клетки называются гаметами.

  5. В сперматозоиде находится запас питательных веществ для зародыша.

  6. Яйцеклетки – это подвижные половые клетки.

  7. В половом размножении обычно принимают участие две особи: мужская и женская.

  8. Птицы и млекопитающие – раздельнополые животные.

  9. Дождевой червь – гермафродит.

  10. Процесс слияния половых клеток называется партеногенезом.

  11. У рыб происходит внутреннее оплодотворение.

  12. Для пчел, дафний характерен партеногенез.

Верные утверждения: 1,3,4,7,8,9,12.


    1. Индивидуальная работа по «Альбому-задачнику»







  1. Изучение и закрепление нового материала.


1. Рассказ учителя.

У растений, как и у животных, имеются обе формы размножения: бесполое и половое. Сегодня мы познакомимся с тем, как растения разных систематических групп размножаются половым путем.

В чем суть полового размножения? (в слиянии двух половых клеток) этот процесс характерен и для полового размножения растений.

2. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Учащиеся самостоятельно работают с материалами учебника, видеоматериалами. Затем один ученик из группы рассказывает материал всему классу. По ходу его выступления учащиеся выполняют соответствующие задания из РТ.

1 группа – размножение хламидомонады, РТ № 101;

2 группа – размножение кукушкина льна, РТ № 102;

3 группа - двойное оплодотворение у цветковых растений, РТ № 103.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Задание на дом.

Д.з.: § 20. РТ № 105.

Урок 5 (52). Обобщающий урок по теме «Размножение» (из резерва).
Цели: обобщить и систематизировать знания по теме «Размножение»: бесполое размножение, вегетативное размножение растений, половое размножение животных и растений.

Тип урока. Контрольно-обобщающий урок

Оборудование. Компьютер, проектор,CD диск «Биология. Живой организм. 6 класс», комнатные растения.

Методическое обеспечение:

  • Учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» Н.И. Сонин. Москва «Дрофа» 2006г.

  • Дидактические карточки-задания к учебнику. Н.И. Сонин, В.Н. Кириленкова. Москва «Дрофа» 2005г.

  • Биологические лабиринты «Биология. Живой организм. 6 класс» А.А. Наумов, П.Е. Старцев. Москва «Дрофа» 2001г.



Ход урока:


  1. Проверка знаний.

Половое размножение растений разных систематических групп, особенности двойного оплодотворения у цветковых растений.


Учащиеся выполняют работу по карточкам по вариантам:
1 вариант – размножение хламидомонады;

2 вариант - размножение кукушкина льна;

3 вариант - двойное оплодотворение у цветковых растений.





  1. Повторение и обобщение знаний.

Учащиеся, глядя на тему урока, формулируют цели и задачи урока.

Повторение и обобщение материала проводится с помощью слайдовой презентации «Размножение».

На 2 слайде перечислены виды полового и бесполого размножения растений и животных. Ученики дают определения и рассказывают материал по данным вопросам. При помощи гиперссылок можно выйти на соответствующие слайды, где предложен материал, с которым учащиеся работали на предыдущих уроках. Это позволит актуализировать знания учащихся по теме и подготовит их к зачету.


  1. Контроль знаний.

Контроль знаний проводится с помощью биологических лабиринтов. Учащиеся работают по вариантам:

1 вариант – размножение растений,

2 вариант – размножение животных.


IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Задание на дом.

Д.з.: учащиеся по желанию готовят сообщение о любом из видов размножения.

Литература:


  • Учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» Н.И. Сонин. Москва «Дрофа», 2006г.

  • Рабочая тетрадь для учащихся. Н.И. Сонин. Москва «Дрофа», 2007г.

  • Методическое пособие «Биология. Живой организм. 6 класс» Н.И. Сонин, Е.Т. Бровкина. Москва «Дрофа», 2001г.

  • Методическое пособие «Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина. Москва «Экзамен», 2006г.

  • Рабочая тетрадь для учителя «Биология. Живой организм. 6 класс» Н.И. Сонин, Е.Т. Бровкина. Москва «Дрофа», 2001г.

  • Дидактические карточки-задания к учебнику. Н.И. Сонин, В.Н. Кириленкова. Москва «Дрофа», 2005г.

  • Альбом-задачник к учебнику. Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. Москва «Дрофа», 2006г.

  • Биологические лабиринты «Биология. Живой организм. 6 класс» А.А. Наумов, П.Е. Старцев. Москва «Дрофа» 2001г.

  • Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Пасечника «биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» Л.Д. Парфилова. Москва «Экзамен», 2005г.

  • Лучшие нестандартные уроки. 6 класс. Пособие для учителя. Н.И. Сонин. Москва «Айрис пресс»,2004г.

  • Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Москва «Дрофа», «Физикон», 2006г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconКонспект урока размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное...
Цель урока: познакомиться с разнообразием способов размножения и особенностями бесполого размножения; раскрыть особенности вегетативного...
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconУроках биологии Открытый урок по теме «Бесполое и половое размножение»
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок биологии «Размножение и развитие птиц. Влияние невесомости на размножение и развитие птиц»
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Вегетативное размножение покрытосеменных растений» в рамках декады естественно -математического цикла. Зайцевой Дианой и Леухиной...
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconУрок по теме «Половое размножение растений»
Вид урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений»
Повторение пройденного материала. На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали : как...
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconМодульный урок «Размножение в природе»
Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. «Общая биология. 10-11 класс». Главы 6 и М.: Дрофа, 2002
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение растений»
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconТема урока: Бесполое размножение
Обучающие. Познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения, особенностями бесполого размножения;...
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconЗадачи урока
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconРуководство по усвоению материала уз-0
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconПоложение о творческом конкурсе
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconV всероссийская межвузовская конференция молодых ученых
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Урок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение iconПредмет Биология Класс шестой Тема
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск