Название урока Ознакомление с окружающим миром
| Значение кровеносной системы. Состав крови. Класс
| Учебник, программа
| Вариант учебного плана
| 4
| Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. учебник «Мы и окружающий мир» для 4 класса - Самара: Корпорация «Федоров», 2005
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Мы и окружающий мир» - Самара: Корпорация «Федоров», 2005
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Методическое пояснение к курсу «Мы и окружающий мир» 4 класс - Самара: Корпорация «Федоров», 2005
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы по системе Л. В. Занкова – «Учебная литература», 2005
| БУП 2004
| Познакомить учащихся с составом крови, её значением в организме человека.
| Повторить пройденный материал (нервная система)
| Познакомить учащихся с составом крови, её значением в организме человека._________
| Развивать речь учащихся, мышление, познавательный интерес, умения работать в парах, группах.
| Воспитывать любовь к предмету, бережное отношение к человеческому телу, его здоровью
| Групповая «Энциклопедия современных образовательных технологий» Г.К.Селевко Том 1. Москва НИИ Школьные технологии 2006, стр.390-391
| Работа в группах.
| Самостоятельная индивидуальная работа.
| Работа в парах.
| Фронтальная работа.
|
|
| Орг. момент
| 1
| мин
|
| Актуализация пройденного материала.
| 6
| мин
|
| Постановка целей урока.
| 2
| мин
|
| Введение в тему урока. Подготовка к выполнению группового задания
| 2
| мин
|
| Изучение нового материала.
| 22
| мин
|
| 5.1Знакомство с материалом. Работа в парах.
| 3
|
|
| 5.2Планирование работы в группе.
| 3
|
|
| 5.3 Групповое выполнение задания. Обсуждение результатов работы в группе.
| 9
|
|
| 5.4. Подведение итогов выполнения задания.
Представление выводов. Сообщение о результатах работы в группе
| 5
|
|
| 5.5 Выслушивание дополнительных сообщений о правилах поведения при порезах, кровотечении. (индивидуальные домашние задания)
| 2
|
|
| Итог урока.
| 4
| мин
|
| Рефлексия. Общественный анализ выполнения задачи группами.
| 2
| мин
|
| Домашнее задание
| 1
| мин
| Оборудование урока Оформление доски. Задания для повторения пройденного материала, тема урока, слова – помощники для изучения значения кровеносной системы, домашнее задание. В ходе урока на доске появляется экран – схема «Состав крови». План работы групп с текстом.
Использование технических средств: компьютер (для подготовки карточек для экрана схемы, )
Использованы групповые алгоритмы ответов на вопросы , сигнальные карточки для рефлексии деятельности.
Пункт плана №1. Орг. момент
| Работа учителя
| Работа учащихся
| Учитель приветствует учащихся, организовывает рабочий настрой на урок.
| Учащиеся организованно начинают урок. Проверяют готовность всей группы и каждого отдельного ученика. Настраиваются на добросовестную работу.
| Пункт плана №2. Актуализация пройденного материала.
| Работа учителя
| Работа учащихся
| В ходе фронтальной беседы и выполнении индивидуальных заданий, повторяются знания по теме: «Нервная система»
| Двое учащихся работают индивидуально у доски.
1 учащийся выполняет задание: восстановить схему «нервная система». На доске чертится схема.
2 учащийся
Подумайте, на какие группы можно разделить все слова. Составьте группы.(Слова на карточках прикреплены к доске, учащийся группирует их)
Вкус
Глаза
Осязание
Уши
Обоняние
Ноги
Голова
Зрение
Кожа
Слух
Язык
Нос Остальные учащиеся принимают участие во фронтальной беседе. Дают развернутое объяснение слов на доске. Связывают их с темой предыдущего урока
И.П. Павлов
1300-1500г
Вестибулярный аппарат Н. И. Пирогов
| Организовывается проверка индивидуальной работы у доски.
-Что можно сказать о работе учеников?
- Все ли согласны с результатами работы?
| Учащихся, работающие индивидуально, отчитываются о проделанной работе. Остальные учащиеся класса по мере необходимости дополняют их ответы или поясняют. товарищей.
| В целях обобщения полученных знаний, озвучивается связный ответ о последовательности работы нервной системы.
- Пользуясь схемой «Нервная система»,
составленной вами, восстановим
последовательность работы нервной системы.
- Существует ли связь между словами,
которые вы разделили на группы?
-Восстановим эту связь.
|
Учащийся индивидуально озвучивает связный ответ о последовательности работы нервной системы. Далее учащиеся устанавливают связь между органами чувств и частями тела человека. Высказываются разные варианты ответов.
Органы чувств - части тела человека.
| Пункт плана №3 Постановка целей урока.
| Работа учителя
| Работа учащихся
|
Организовывается работа по постановке целей на урок.
-Прочитайте тему урока.
-Все ли слова понятны?
-Поставим цели на урок.
| Учащиеся читают тему урока, записанную на доске. Выясняют, все ли им слова понятны. Особое внимание уделяется слову «Значение». Формулируются цели на урок . Обращается внимание на то, что тема состоит из двух частей. Поэтому учащиеся формулируют 2 цели на урок.
Примерные ответы:
Мы должны узнать, какое значение имеет кровеносная система для человека.
Узнать, какие частицы входят в состав крови.
| Пункт плана №4. Введение в тему урока. Подготовка к выполнению группового задания Постановка проблемы.
| Работа учителя
| Работа учащихся
| Подготовка к введению нового материала осуществляется с опорой на жизненный опыт учащихся, искусственно организовывается проблемная ситуация
-Давайте выясним, какими знаниями мы уже обладаем по теме : «Кровь»
-Что вы знаете о крови? Какая она? (вкус, цвет)
- Расскажите, для чего делают анализы
крови?
Долго ли из ранки течёт кровь?
| Во время фронтальной беседы дети рассказывают, что они знают о крови. Характеризуют её на вкус, цвет.
Во время ответов на вопросы: А почему кровь именно красного цвета и соленая на вкус? Почему происходит свертывание крови? у учащихся возникает проблема с ответом.
Четвероклассники решают дополнить постановленные цели на урок.
Примерные ответы:
-Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, почему кровь красного цвета и солёная на вкус и почему кровь сворачивается.
| Пункт плана №5. Изучение нового материала. Работа в группах.
| Работа учителя
| Работа учащихся
| 5.1 Первичное углубление в тему. Знакомство с материалом. Работа в парах.
Работа по значению крови для организма строится с опорой на иллюстрацию в учебнике.
- Не случайно на прошлом уроке мы изучали нервную систему. Нервная система руководит работой всего организма. Все клетки организма работают, подчиняясь её приказам. Но для того, чтобы работать, клеткам нужно дышать и питаться. Всё необходимое клеткам приносит кровь. Кровь называют разными словами.( открывается схема на доске)
- Прочитайте себе.
Все ли слова понятны?
-Что значит транспортировщик?
-Как понимаете слово снабженец?
-Что такое кондиционер? -Почему кровь так называют?
- О какой части темы урока мы сейчас вели речь?
Сделаем вывод о значении крови для организма.
|
Дети читают слова, записанные на доске:
Кровь - транспортировщик.
Кровь - снабженец.
Кровь - уборщик.
Кровь – защитник.
Кровь - кондиционер.
Выясняют значения слов: транспортировщик, снабженец, кондиционер.
Далее, работая в парах, учащиеся выясняют, почему кровь так называют. Готовятся дать развернутые ответы по каждому пункту. Обсуждают, делают предположения.
После обсуждения учащиеся вслух представляют выводы о значении крови.
Примеры ответов:
Кровь транспортирует или перевозит по организму полезные вещества.
Снабжает клетки кислородом.
Убирает вредные вещества. Помогает телу поддерживать температуру тела.
Защищает от микробов и вирусов.
Возвращаясь к теме урока и поставленным целям, делают выводу о проделанной работе.
Принимается решение продолжить работу.
| 5.2Углубление в тему. Планирование работы в группе .
Работа над составом крови строится по тексту учебника.
- Переходим ко второй части темы.
-Люди с глубокой древности изучают кровь. Прошли столетия и учёные-медики узнали состав крови, текущей по сосудам. Посмотрим, как выглядит капельки крови по микроскопом, стр. 34.
-Какие клетки входят в состав крови?
-Кровь состоит из 4 видов клеток, а у нас 4
рабочих группы.
Каким образом сможем
продолжить работу?
-Капитанов групп прошу взять карточки с
заданиями, выясним, над какими клетками
будет работать каждая группа.
-Составим план работы.
|
Учащиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике. Делают выводы , что кровь не однородная жидкость красного цвета. В её состав входят разные клетки.
Во время обсуждения составляется первичная экран – схема «Состав крови».
Определив, что клеток в составе крови 4 вида, работу предлагается продолжить по группам.
Капитан команды получает карточки – алгоритмы ответов на вопросы.
Знакомятся с группой клеток, за которыми будут наблюдать.
Планируется работа в группах.
План работы появляется на доске.
Прочитай текст учебника стр. 34-35.
Найди ответы на вопросы, подчеркни их карандашом.
Обсуди в группе, как ответили твои товарищи. Придите к общему мнению.
Запишите ответы в карточки .
Приготовьтесь устно отвечать.
.
| Групповое выполнение задания. Обсуждение результатов работы в группе.
Во время работы в группе учитель помогает решить возникшие вопросы, дает необходимые пояснения, советы.
| Ученики читают текст с стр. 34-35 в парах , находят ответы на вопросы , обсуждают их в группах , вписывают ответы в карточки. Готовятся к устному ответу.
| 5.4. Подведение итогов выполнения задания.
Представление выводов. Сообщение о результатах работы в группе.
- Проверим вашу работу.
|
Представители каждой группы рассказывают о клетках , которые входят в состав крови, опираясь на подготовленные вопросы.
Каждая группа дополняет экран – схему «Состав крови» необходимой информацией.
Опираясь на составленный экран, дети без труда отвечают на вопросы:
-Благодаря каким тельцам кровь красного цвета?
- Почему она солёная на вкус?
- Какие клетки защищают организм от инфекций?
-Какие отвечают за свёртываемость крови?
|
5.5 Выслушивание дополнительных сообщений о правилах поведения при порезах, кровотечении. (индивидуальные домашние задания)
|
Выслушиваются индивидуальные сообщения детей.
Для закрепления четвероклассники рассказывают, что нового узнали из сообщений.
| Пункт плана №6 Итог урока.
| Работа учителя
| Работа учащихся
| На этапе обобщения организуется работа с опорой над проблемными вопросами,.
- Какие цели ставили на урок? На какие проблемные вопросы нашли ответы?
-Докажите, что мы их достигли.
-Чего про кровь вы не знали, но узнали сегодня?
| Учащиеся возвращаются к целям, поставленным на урок. Делаются выводы о достигнутых целях.
Вспоминают проблемные вопросы, на которые не могли дать ответы на уроке. Отвечают на вопросы, опираясь на экран – схему.
Почему кровь именно красного цвета и соленая на вкус?
Почему происходит свертывание крови?
Высказывают мнения о новых знаниях, полученных на уроке.
| Пункт плана №7 Рефлексия Общественный анализ выполнения задачи группами.
| Работа учителя
| Работа учащихся
| Учитель организовывает оценивание с опорой на мнения учащихся .
- Оцените свою работу на уроке.
-Кого из своей группы и за что вы хотите похвалить?
Кого похвалите за работу на уроке?
|
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Высказывают мнения о работе в группах, хвалят товарищей, которые отличились во время работы в группе, а также на разных этапах урока. Оценивают в целом работу в группах.
Выставляют полученные оценки в дневники.
| Пункт плана № 8 Домашнее задание
| Работа учителя
| Работа учащихся
| Учитель выслушивает мнения детей о домашнем задании.
-Как вы думаете, какое у вас будет домашнее задание.
| Учащиеся поясняют, что они будут делать дома. Подготовить пересказ параграфа.
Стр. 32-36
Объясняют, чем будут пользоваться при подготовке к уроку.
| Литература: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. учебник «Мы и окружающий мир» для 4 класса - Самара: Корпорация «Федоров», 2005
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Мы и окружающий мир» - Самара: Корпорация «Федоров», 2005
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Методическое пояснение к курсу «Мы и окружающий мир» 4 класс - Самара: Корпорация «Федоров», 2005
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы по системе Л. В. Занкова – «Учебная литература», 2005
|