Составлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 138 с. Тематическое планирование 9 класса (Биология) 68 часов
№
| Дата
| Тема урока
| Основные понятия, ученые-естествоиспытатели, научные теории
| Самостоятельные и практические работы
| 1. Эволюция живого мира на Земле (1)
| 1/1 (1ч)
|
| Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов
| Популяция, биогеоценоз, биосфера, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, развитие, онтогенез, филогенез, эволюция
| Работа с текстом учебника, конспект текста
| 2. Развитие биологии в додарвиновский период(2)
| 1/2 (1ч)
|
| Становление систематики
| Принцип иерархичности, Карл Линней
| Работа с текстом учебника, составление кластеров
| 2/3
(1)
|
| Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка
| Жан Батист Ламарк, естественная система классификации, эволюционная теория
| 3. Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора(5)
| 1,2/5
(2)
|
| Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина
| Ч. Лайель, К. Бэр, Чарлз Дарвин
| Работа с текстом учебника, работа по составлению кластеров, конспект текста учебника
| 3/6
(1)
|
| Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе
| Изменчивость, мутация, искусственный отбор
| 4/7
(1)
|
| Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе
| Борьба за существование, естественный отбор
| 5/8
(1)
|
| Формы естественного отбора
| Движущий отбор, стабилизирующий отбор, половой отбор, половой диморфизм
| 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(3)
| 1/9
(1)
|
| Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
| Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия, приспособительное поведение
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/10
(1)
|
| Забота о потомстве
| Ж.А. Фабр, различные способы заботы о потомстве
| 3/11
(1)
|
| Физиологические адаптации
| Физиологическая адаптация
| 5. Микроэволюция(3)
| 1,2/13
(2)
|
| Вид, его критерии и структура
| Вид, репродуктивная изоляция, ареал, популяция
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 3/14
(1)
|
| Эволюционная роль мутаций
| Ген, гетерозиготы, гомозиготы, генофонд, рецессивные гены
| 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция(2)
| 1/15
(1)
|
| Главные направления эволюции
| Ароморфоз, идиоадаптация, специализация, морфофизиологический регресс
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/16
(1)
|
| Общие закономерности биологической эволюции
| Дивергенция, конвергенция
| 7. Возникновение жизни на Земле(3)
| 1,2/18
(2)
|
| Современные представления о возникновении жизни
| Коацерваты
|
| 3/19
(1)
|
| Начальные этапы развития жизни
| Прокариоты, гетеротрофы, автотрофы, энтодерма, эктодерма
| Работа по карточкам, работа у доски – составление схемы симбиотического возникновения эукариот
| 8. Развитие жизни на Земле (6)
| 1/20
(1)
|
| Жизнь в архейскую и протерозойскую эры
| Половой процесс, многоклеточность
| Работа по карточкам
| 2/21
(1)
|
| Жизнь в палеозойскую эру
| Псилофиты, каменноугольный период, кистеперые рыбы, двоякодышащие рыбы, лучеперые рыбы, стегоцефалы
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 3/21
(1)
|
| Жизнь в мезозойскую эру
| Горообразовательные процессы, расцвет голосеменных растений
| 4/22
(1)
|
| Жизнь в кайнозойскую эру
| Обособление морей, установление ровного теплого климата
| 5,6/25
(2)
|
| Происхождение человека
| Антропология, прямохождение, австралопитеки, древнейшие люди, древние люди (неандертальцы), человек разумный, кроманьонцы
| 9. Химическая организация клетки (2)
| 1/26
(1)
|
| Неорганические вещества, входящие в состав клетки
| Диполь, буферность клетки
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/27
(1)
|
| Органические вещества, входящие в состав клетки
| Строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая функция белков, моносахариды, дисахариды, полисахариды, нейтральные жиры, энергетический резервуар, ДНК, РНК
| 10. Обмен веществ и преобразование энергии (3)
| 1,2/29
(2)
|
| Пластический обмен. Биосинтез белков
| Пластический обмен (ассимиляция), триплет, генетический код, специфичность кода
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 3/30
(1)
|
| Энергетический обмен
| Диссимиляция (энергетический обмен), анаэробное дыхание, кислородное расщепление
| 11. Строение и функции клеток (5)
| 1/31
(1)
|
| Прокариотическая клетка
| Кокки, бациллы, спириллы
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/32
(1)
|
| Эукариотическая клетка. Цитоплазма
| Пластиды, гранулы, вакуоли, мембранный принцип строения, полупроницаемость, эндоплазматическая сеть, рибосомы, лизосомы, митохондрии, пластиды, центриоли
| 3/33
(1)
|
| Эукариотическая клетка. Ядро
| Хроматин, центромеры, кариотип, ядрышко
| 4/34
(1)
|
| Деление клеток
| Жизненный цикл клетки, митотический цикл, стадии митоза, митоз
| 5/35
(1)
|
| Клеточная теория строения организмов
| Клетка
| 12. Размножение организмов (2)
| 1/36
(1)
|
| Бесполое размножение
| Митотическое деление клетки, спорообразование, почкование, вегетативное размножение
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/37
(1)
|
| Половое размножение. Развитие половых клеток
| Сперматогенез, овогенез, период размножения, период роста, овоциты, мейоз, кроссинговер, конъюгация, направительные (редукционные) тельца
| 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3)
| 1/38
(1)
|
| Эмбриональный период развития
| Дробление, бластула, гаструла, зародышевые листки, гаструляция, дифференцировка (дифференцирование), гомология зародышевых листков, органогенез
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/39
(1)
|
| Постэмбриональный период развития
| Метаморфоз
| 3/40
(1)
|
| Общие закономерности развития.
| К.Бэр, закон зародышевого сходства, эмбриональная дивергенция, биогенетический закон
| 14. Закономерности наследования признаков (8)
| 1/41
(1)
|
| Основные понятия генетики
| Генетика, наследственность, ген, генотип, фенотип
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/42
(1)
|
| Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя
| Метод скрещивания (гибридологический)
| 3,4/44
(2)
|
| Законы Менделя
| Гибридизация, гибрид, доминирование, доминантный признак, рецессивный признак, закон доминирования, неполное доминирование, закон расщепления, закон чистоты гамет, дигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание
| 5/45
(1)
|
| Сцепленное наследование генов
| Группа сцепления, сцепленное наследование, сцепление генов, закон Томаса Моргана
| 6/46
(1)
|
| Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
| Половые хромосомы (гетерохромосомы), гомогаметный пол, локализация генов в половой хромосоме
| 7/47
(1)
|
| Взаимодействие генов
| Генотип,
| 15. Закономерности изменчивости (2)
| 1/48
(1)
|
| Наследственная (генотипическая) изменчивость
| Наследственная изменчивость, мутации, комбинативная изменчивость, генеративные мутации, соматические мутации, генные (точковые) мутации, хромосомные мутации, геномные мутации, полиплоидия
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/49
(1)
|
| Фенотипическая изменчивость
| Норма реакции
| 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3)
| 1/50
(1)
|
| Центры многообразия и происхождения культурных растений
| Н.И. Вавилов, центры многообразия и просхождения культурных растений
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/51
(1)
|
| Методы селекции растений и животных
| Порода и сорт (чистая линия), массовый отбор, индивидуальный отбор, гетерозис, гибрдная сила
| 3/52
(1)
|
| Селекция микроорганизмов
| Биотехнология
|
| 17. Биосфера, ее структура и функции (10)
| 1/53
(1)
|
| Структура биосферы
| Биосфера, живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество, атмосфера, гидросфера, литосфера, живое вещество
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2,3/55
(2)
|
| Круговорот веществ в природе
| Круговорот воды, круговорот углерода, круговорот азота, круговорот серы, круговорот фосфора
| 4/56
(1)
|
| История формирования сообществ живых организмов
| Автотрофы, гетеротрофы
| 5/57
(1)
|
| Биогеоценозы и биоценозы
| Биогеоценоз, биоценоз, биомасса
| 6/58
(1)
|
| Абиотические факторы среды
| Температура, теневыносливые растения, светолюбивые растения, фотопериод, влажность
| 7,8/60
(1)
|
| Интенсивность действия факторов среды
| Оптимум, верхний и нижний пределы выносливости, ограничивающий фактор
| 9/61
(1)
|
| Биотические факторы среды
| Пищевые отношения, ярусы, цепи питания, правила экологической пирамиды, сети питания
| 10-11/63
(2)
|
| Взаимоотношения между организмами
| Нейтрализм, симбиоз, антибиоз, эпифиты
| 18. Биосфера и человек (5)
| 1-2/65
(2)
|
| Природные ресурсы и их использование
| Антропогенный фактор,ноосфера, неисчерпаемые ресырсы, исчерпаемые ресурсы
| Работа с текстом учебника, конспект текста учебника
| 2/66
(1)
|
| Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды
| Загрязнение воздуха, загрязнение пресных вод, загрязнение Мирового океана, антропогенные изменения почвы, радиоактивное загрязнение биосферы
| 3,4/68
(2)
|
| Охрана природы и основы рационального использования
| Интродукция
|
|
|
|
|
|
Всего 68 часов
|