Согласовано
Руководитель МО
____________________/Ф.И. О.
Протокол № __ от
«_»_________ 20__ г.
| Согласовано
Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия»
_________________________/Ф.И. О.
«_»_________ 20__ г.
| Утверждаю
Директор МОУ «Гимназия»
_______________________/Ф.И. О.
Приказ №__ от
«_»_________ 20__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
МОУ «Гимназия»
г. Мензелинска Республики Татарстан
наименование ОУ
Ханнанова Ф.Ш., учитель I квалификационной категории
Ф. И. О., категория по биологии, 7 класс
предмет, класс и т.п.
| Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол №__ от
«_»_________ 20__ г.
|
2010 - 2011 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы основного общего образования по биологии и
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса « Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Д. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.///
Базисного учебного плана на 2010-2011 учебный год
Учебного плана МОУ «Гимназия» г. МензелинскаРТ на 2010-2011 учебный год
Учебник для общеобразовательных учреждений В.Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Многообразие живых организмов » 7 класс . М.: «Дрофа», 2007 г.
Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия»
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю на протяжении учебного года, 70 часов в год , из них 8 часов на проведение зачетных работ.
Цели и задачи изучения биологии
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.
Содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структура в следующем порядке:
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.
В УМК для 7 класса входит:
1. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин « Биология. Многообразие живых организмов » 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа», 2007 г.
Дополнительная литература
1.В. Б. Захаров, Н. И. Сонин . « Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа», 2008 г.
2.Е. Т. Бровкина, Н.И. Сонин. « Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс . Методическое пособие. М.: Дрофа, 2008.-176с;
3.С.И. Гуленков, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов». Тестовые задания. М.: Дрофа, 2008.-176с;
4. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина .«Биология. Многообразие живых организмов»
5. В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. « Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов » М.: «Дрофа», 2006 г. Цифровые образовательные ресурсы
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004;
2. Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
Содержание программы
Введение. Многообразие живого и наука систематика (1 ч.)
Уровни организации жизни. Систематические категории растений и животных. Понятия естественный отбор, борьба за существование, наследственность, изменчивость.
Царство Бактерии. Прокариоты.(2 ч.)
Царство бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Классификация бактерий.
Царство Грибы. Лишайники.(5ч.)
Строение и функции грибов. Многообразие и систематическое положение грибов. Отдел лишайники. Особенности симбиотических организмов.
Царство Растения (16 ч.)
Основные признаки растений. Высшие и низшие растения. Особенности строения и размножения водорослей. Многообразие водорослей. Отдел Зелёные водоросли, отдел Красные водоросли, отдел Бурые водоросли. Отличительные признаки высших растений
Отдел Моховидные. Особенности строения и систематического положения мхов.
Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Особенности строения и систематического положения хвощей и плаунов.
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и систематического положения папоротников.
Отдел Голосеменные растения. Строение голосеменных. Многообразие и значение голосеменных. Особенности строения и систематического положения голосеменных.
Отдел Покрытосеменные растения. Строение цветка. Размножение покрытосеменных. Характеристики класса Однодольные и класса Двудольные. Особенности строения и систематического положения Цветковых растений.
Царство Животные ( 37 ч.)
Царство Простейшие.
Класс Саркодовые, Инфузории и Эвглены. Особенности строения и функционирования клеток простейших.
Характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. Особенности строения и функционирования губок.
Тип Кишечнополостные. Многообразие Кишечнополостных. Класс Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы. Особенности строения и функционирования многоклеточных организмов.
Тип Плоские черви. Особенности строения и функционирования Плоских червей.
Тип Круглые черви. Особенности строения и функционирования Круглых червей.
Тип Кольчатые черви. Особенности строения и функционирования Кольчатых червей.
Тип Моллюски. Особенности строения и функционирования моллюсков. Многообразие моллюсков. Класс двустворчатые, брюхоногие и головоногие моллюски.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Характеристика внешнего и внутреннего строения представителей класса Ракообразных.
Класс Паукообразные. Характеристика внешнего и внутреннего строения представителей класса Паукообразных. Класс Насекомые. Особенности строения. Многообразие насекомых.
Тип Иглокожие. Особенности строения представителей Типа Иглокожих.
Тип Хордовые. Общие признаки представителей Типа Хордовые.
Надкласс Рыбы. Внутреннее и внешнее строение рыб. Многообразие рыб.
Класс Земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Многообразие и образ жизни земноводных
Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Многообразие и образ жизни рептилий.
Класс Птицы. Процесс развития и размножения птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека.
Класс Млекопитающие. Особенности внутреннего строения млекопитающих. Образ жизни и многообразие млекопитающих. Характеристика основных отрядов млекопитающих.
Царство вирусы (2 ч.)
Повторение (2 ч.) Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков на начало учебного года учащиеся 7 класса:
Знают:
что изучают биология и ботаника
органы растения (корень и побег, части побега)
разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам
признаки живых организмов
термины и понятия:
факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека
биология
ботаника
однолетние
многолетние
двулетние
жизненные формы
деревья
кустарники
травы
орган
корень
побег
спора
семя
среда обитания
факторы среды
увеличительные приборы: строение лупы и микроскопа
строение клетки
жизнедеятельность клетки
правила работы с микроскопом
последовательность приготовления микропрепарата
термины и понятия:
лупа
микроскоп
предметное и покровное стекла
объектив
окуляр
тубус
штатив
предметный столик
зеркало
винты
оболочка
ядро
вакуоль
цитоплазма
пластиды
функции корня
виды корней
типы корневых систем
зоны корня, их функции
почва, ее состав
видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки
побег
части побега
почки вегетативные и генеративные
почки верхушечные и боковые
лист – боковая часть побега
внешнее строение листа: листовая пластинка и черешок
листья простые и сложные
жилкование листьев
листорасположение
внутреннее строение листа: кожица, устьице, мякоть, жилка
видоизменения листьев: усики, колючки
стебель – осевая часть побега
функции стебля
многообразие стеблей
строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, их функции
видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их хозяйственное значение
строение цветка
соцветия, их биологическая роль
типы плодов
значение плодов
распространение плодов и семян
значение семян в жизни растения
строение семян однодольных и двудольных растений
условия прорастания семян
агротехника посева семян
корневое питание
корневое давление
удобрения, их значение и основные виды
воздушное питание (фотосинтез)
испарение, его значение для организма
дыхание растений
размножение и его значение
способы вегетативного размножения:
черенками
отводками
усами
видоизмененными побегами
опыление: перекрестное (ветром), самоопыление
оплодотворение
образование плодов и семян
рост растений в длину и в толщину
развитие растений
Умеют:
распознавать органы цветкового растения
узнавать споровые и семенные растения
пользоваться лупой и микроскопом
готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток
распознавать типы корневых систем
узнавать на рисунках части побега, почки
называть и показывать части листа
определять тип листорасположения и жилкование
отличать простые и сложные листья
узнавать на рисунках и схемах части стебля
узнавать и называть основные части цветка
узнавать на наглядном материале виды соцветий
определять типы плодов
распознавать на рисунках и схемах составные части семян
распознавать по внешнему виду семена основных сельскохозяйственных культур
различать основные виды удобрений
применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление)
наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды
размножать комнатные растения черенками
проводить опыты, доказывающие рост корня
определять возраст дерева по спилу.
Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
строение живой клетки;
царства живой природы;
среды обитания организмов , связь между строением и приспособленностью организма к среде обитания.
Основные системы органов и их характеристики, функциональные особенности организмов (перечислять и кратко характеризовать);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
процессы, происходящие в живом организме.
Уметь:
узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с помощью атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособленности растений и животных к среде обитания, к размножению; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения работы и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для:
определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при несложных травмах.
|