Скачать 405.86 Kb.
|
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
С учетом реализации новой концепции содержания географического образования предполагается переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу. Потому при организации учебного процесса наряду с ранее используемыми УМК считаю необходимым внедрять УМК нового поколения, особенностями которых являются: – переориентация с передачи знаний на формирование ключевых компетенций; – формирование компетентностей на основе системно-деятельностного подхода в обучении; – усиление блока прикладных знаний. Этим требованиям отвечает учебно-методический комплекс по географии, подготовленный единым авторским коллективом под руководством Домогацких Е.М.
Авторский коллектив предлагает программу, разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 9 классе. Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе. Изучение географии направлено на достижение следующих целей и задач:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона); - осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства; - осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб; - осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; • гармонично развитые социальные чувства и качества: - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; - любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями; - уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Общая характеристика организации учебного процесса Учебный процесс при изучении курса географии в 9 классе строится с учетом
-индивидуальная, - внеаудиторная работа. фронтальная, коллективная, индивидуальная. Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический. Формы занятий - Общеклассные формы: урок, практическая работа, урок-презентация; - Групповые формы: групповая работа на уроке; - Индивидуальные формы: работа с литературой и электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий Приемы и методы преподавания - Словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой) - Наглядные методы (работа с картами, мультимедийные презентации) - Практические методы (выполнение практических работ, работа со словарями, ресурсами ИНТЕРНЕТ) Виды деятельности учащихся - самостоятельная деятельность: работа с текстом; со справочной литературой; - практическая деятельность: работа с планом Средства обучения: УМК, методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс. Количество часов: всего- 68 часов, в неделю - 2 часа; Практических работ: 17. В программу внесены изменения: в календарно-тематическом планировании добавлено по 1 часу на изучение темы «Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России», «Население России», «Хозяйство России», «Экономические районы России», «Страны ближнего зарубежья» данные изменения позволяют провести уроки обобщающего повторения по большим темам, что способствует систематизации знаний учащихся. В конце курса добавлены 2 часа на обобщение и систематизацию знаний за курс 9 класса, что способствует выявлению западающих и тем и их корректировки. И еще 5 часов добавлено на изучение экономических районов, т.к. объем материала некоторых тем объемный, за один урок нет возможности учащимся усвоить его и выполнить обязательные практические работы. В конце учебного года предусмотрены часы на изучение «Географии своего края». В курсе «Природа и экология Алтайского к края» в 6, 8 классе ребята познакомились с природой Алтайского края. В 9 классе будут знакомиться с «Экономической и социальной географией своего края». Ожидаемый результат: В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:
уметь:
Содержание тем и учебного курса
Примечание: в скобках часы по Домогацкому Е.М., без скобок мои. Введение. Экономическая и социальная география (1 час) Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс - главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом. Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс. Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (8 часов) Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV-XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико - и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия - федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства - основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России. Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» И «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы. Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы. Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран |
Пояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа... Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих... | Пояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе... Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г г. (распоряжение Правительства РФ от 07. 02. 2011 г.... | ||
Рабочая программа по географии для 6 11 классов составила: учитель географии Данные рабочие программы по географии (базовый уровень) реализуются на основе следующих нормативных документов | Программа по технологии на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2012 | Пояснительная записка рабочая программа по немецкому языку в 7 классе... Рабочая программа по немецкому языку в 7 классе на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ мо российской Федерации №373, от 06. 10.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Авторской программы по алгебре к учебнику «Алгебра 9 класс», авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова | ||
Пояснительная записка рабочая программа по географии 6 9 классов... Рабочая программа по географии 6 – 9 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в... Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской... М. 2004г и рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Анализируя данные программы, можно отметить,что содержание... | Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05. 03. 2004г.... | ||
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05. 03. 2004г.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов |