Скачать 414.05 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова. Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения. Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
Общие принципы, реализующие указанные цели:
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения. В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Круг детского чтения. Тематика 1. Вводный раздел. «Любите книгу всей душой!» (М. Шолохов); «Путешествие по стране Литературия». 2. Жанровый блок. Устное народное творчество: былины; волшебные сказки; мифы в русском фольклоре. «Страницы поэзии» (стихи современных поэтов, классиков русской и зарубежной литературы); мифы Древней Греции и древнего Рима; героические песни, библейские предания. Литература-искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Блоку, С. Есенину, Н. Рубцову, М. Пришвину, Г. Паустовскому. Круг художественных произведений писателей, краткие сведения о жизни и творчестве. 3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее истории, природе родной земли, взаимоотношениям человека с другими людьми и окружающим миром. Произведения патриотической и нравственно-мировоззренческой тематики. Произведения о путешествиях и приключениях, юмористические рассказы и стихи. Научно- познавательная литература. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения 1. Развитие навыка чтения. — Способ чтения: беглое чтение целыми словами, сочетаниями слов. — Увеличение «поля» чтения путём овладения приёмами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз. — Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания. — Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию своё отношение к прочитанному. 2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. — Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. — Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами. — воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием. - Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения. 3. Воспитание культуры речи и чтения. -Культура общения с собеседником; точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником. -Формирование выразительной стороны речи чтения: работа над интонацией (темпом, ритмом, умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д. -Ориентировка в учебной книге по её оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов и заданий к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, подзаголовок. -формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь на собственный интерес, рекомендованный список литературы. Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром. 1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений. — Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства. -Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы и выражать своё настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.— — Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку. -Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях. 2. Слушание художественных произведений. — Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей. -Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединённых общей темой, общим настроением. -Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное. -Слушание литературных произведений ( по выбору учащихся). 3. Перечитывание художественного произведения и его анализ. —Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения. - Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т.д. -Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения. -Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям. -Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нём с помощью учителя сравнения, метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности. -Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст. -Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев. -Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение. 4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. — Драматизация прочитанных произведений ( по выбору). -Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов. - Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.-Х.Андерсена. -Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и. т. д. Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции. -Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета -Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. Былина - героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина-жанр, имеющийся только в русском фольклоре. Рассказ - небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя. Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью. Передаёт чувства, настроение и мысли человека (лирического героя). -Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой. -Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся. -формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения. -Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление обобщённого представления об авторе произведения. Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
Дидактическое и методическое обеспечение
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Учащиеся должны знать: - отличительные особенности произведений различных жанров:сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни; - наизусть 10-12 стихотворений; -5-6 книг по темам детского чтения. Учащиеся должны уметь: - читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту; - читать про себя произведения различных жанров; - читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста; -выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства; -находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет; - находить метафоры и сравнения на примере загадки; -различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов; -пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко; - соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; -составлять план, озаглавливать текст; -различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям; - пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя. Обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием; -выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения; -находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям; -соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль; -находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях; -пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы); -выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг; -определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие. |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по труду рабочая программа... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по информатике для 2 класса... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Миннибаевская средняя общеобразовательная школа» | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ мо российской Федерации №373, от 06. 10.... | Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку в 9... Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05. 03. 2004г.... | Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05. 03. 2004г.... | ||
Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена на основе... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.... | Рабочая программа по английскому языку в 10 классе составлена на... Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа по английскому языку в 9 классе составлена на основе... Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего... | Пояснительная записка рабочая программа по технологии для 10-11 классов... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 05. 03. 2004г |