ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изучению биологии в 7-х классах
Преподавание курса «Биология. Многообразие живых организмов» в 7 классе ведётся по «Программе для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы», опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений и допущенной Министерством образования и науки РФ в 2008 году. Программа определяет базовый уровень содержания образования по биологии. По своей структуре она концентрическая.
Тематическое планирование составлено в соответствии с:
Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
вышеназванной программой;
примерной программой по биологии для основной общеобразовательной школы;
Базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения биологии в 7 классе 2 часа в неделю;
Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ и требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в структуре федерального компонента государственного стандарта общего образования (см. Вестник образования России, июль № 13, 2004 год, или «Сборник нормативных документов. Биология». – М.: Дрофа, 2004);
САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
При составлении планирования использованы методические рекомендации авторов программы, а именно – учитель вправе обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучения в пределах выделенного лимита времени. Последовательность изучения тем в планировании не изменена, а резервное время (4 часов) добавлено на изучение вопросов следующих разделов программы: «Царство Растения» - 2 часа, «Царство Животные» - 1 час.
Согласно рекомендациям автора программы, изучение темы «Тип Иглокожие» вынесено на самостоятельное изучение.
Практическая часть заложена в тематическое планирование строго в соответствии с программой. Проведение лабораторных работ предусматривает подробный инструктаж и ознакомление учащихся с установленными правилами техники безопасности. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрены демонстрации.
Планированием предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по теме, для достижения результатов уровня обученности.
Тематическое планирование включает региональный компонент. Примерное количество времени, отводимое на изучение вопросов регионального содержания – 10% от всего учебного времени. Часть вопросов регионального компонента носит экологовалеологичесую направленность. Региональный материал диффузно распределён в содержание тем курса, используется для расширения основных базовых компонентов.
Преподавание курса «Биология. Многообразие живых организмов» в 7 классе ведётся на основе учебно-методического комплекса, составленного на основе обязательного федерального перечня учебников и методических пособий. Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Для учащихся:
В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Для учителя:
1. Биология.7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина/ авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Н.И.Сонин, Е.Т.Бровкина. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Рабочая тетрадь для учителя – М.: Дрофа, 2001.
3. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
MULTIMEDIA – поддержка курса: . Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнидеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Календарно-тематическое планирование
курса биологии
«Многообразие живых организмов»
7 класс.
№ п/п
| Дата
| Кол-во часов
| Тема урока.
Содержание учебного материала
| Практическая часть
| Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
| Требования к уровню подготовки выпускников
| Инструментарий
| Домашнее задание
|
| фак
| план
| 3
| Введение
|
|
|
|
|
| 1
|
|
| 1
| Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого.
|
| Признаки живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные живые организмы.
| Знать: признаки биологических объектов.
| См. УМК 7.1, 7.5
| с.5-6, понятия,.
* сообщение о Ч.Дарвине
| 2
|
|
| 1
| Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе.
|
| Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.
| Объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.
|
| С.6-9, сообщение
| 3
|
|
| 1
| Естественная система живой природы как отображение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
|
| Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность.
| Определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
| См. УМК 7.1., 7.2.
| С.9-10, повт.раздел
|
|
|
| 3
| Раздел 1. Царство Прокариоты.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
| Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.
|
|
| Объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию прокариотов.
Знать признаки биологических объектов: бактерий.
Знать сущность биологических процессов.
Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.
Анализировать и оценивать: воздействие факторов риска на здоровье.
|
|
| 4
|
|
| 1
| Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий.
|
| Царство Бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Усложнение организмов в процессе эволюции.
| См. УМК
7.1.,, 7.4
| С.12-16, сообщение задание 5 - 6 в Р.т
| 5
|
|
| 1
| Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Их роль в природе и практическое значение.
|
|
| С.16-17, тв.зад., задание 7 в Р.т.,
| 6
|
|
| 1
| Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение
|
| См. УМК 7.1., 7.2., 8.1
| С.18-19, вопросы 8 – 11 «Проверь свои знания»
|
|
|
| 4
| Раздел 2. Царство Грибы.
|
|
| Объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию грибов.
Знать признаки биологических объектов: грибов.
Знать сущность биологических процессов.
Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать, рассматривать на готовых препаратах. Анализировать и оценивать: воздействие факторов риска на здоровье.
|
|
|
|
|
| 3
| Тема 2.1. Общая характеристика грибов.
|
|
|
|
| 7
|
|
| 1
| Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение. Схемы строения представителей.
| Демонстрация.
| Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Усложнение организмов в процессе эволюции.
|
| С.22-25, слова задание 11, 13 в Р.т.
| 8
|
|
| 1
| Отдел Настоящие грибы. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей
| Демонстрация.
Лабораторная работа № 1.
| Царство Грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
| См. УМК 7.1., 7.5.
| С.25-28, сообщение
Термины в словарики.
| 9
|
|
| 1
| Базидиомицеты и Несовершенные грибы, отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.
Строение плодового тела шляпочного гриба.
Различные представители царства Грибов.
|
Лабораторная работа № 2.
| Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
| См. УМК 7.1., 7.2., 7.4, 8.1.
| С. 28 - 30
|
|
|
| 1
| Тема 2.2.Лишайники
|
|
|
|
|
|
| 10
|
|
| 1
| Общая характеристика лишайников.
| Демонстрация.
| Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Роль лишайников в природе, жизни человека.
| Знать признаки биологических объектов: лишайников.
Знать сущность биологических процессов.
| См. УМК 7.1., 7.2., 7.4, 8.1.
| С.32-36, задания 16 – 20 в Р.т. творческое задание.
|
|
|
| 18
| Раздел 3. Царство Растения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема 3.1. Общая характеристика растений.
|
|
|
|
|
| 11
|
|
| 1
| Общая характеристика царства Растений.
Строение растительной клетки.
| Демонстрация.
Лабораторная работа № 3.
| Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
| Знать признаки биологических объектов: растений.
Знать сущность биологических процессов.
| См. УМК 7.1., 7.5.
| С.38-39, термины, тв.задание
|
|
|
| 3
| Тема 3.2. Подцарство Низшие растения.
|
|
|
|
|
| 12
|
|
| 1
| Общая характеристика водорослей. Строение одноклеточной водоросли.
| Демонстрация. Лабораторная работа № 4.
| Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
| Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать, рассматривать на готовых препаратах. Знать признаки биологических объектов: растений.
Знать сущность биологических процессов. Объяснять: роль организмов в природе, деятельности человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды.
| См. УМК 7.1., 7.2., 7.4
| С.40-41, задание 21 в Р.т., тв.задание
| |