Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте





Скачать 70.93 Kb.
НазваниеИсследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте
Дата публикации29.07.2014
Размер70.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Господство млекопитающих на планете Земля

Мочалова Л.С. Синеутесовский филиал МБОУ «Спасская СОШ»

Урок биологии в 7 классе. Учебник В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс.

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи

Деятельностная цель: формирование способностей учащихся к постановке и решению задач урока;

Образовательная цель: расширение понятийной базы, коррекция и тренинг изученных понятий.
Карта-схема урока:



Этап урока

Методические цели

Деятельность

Учителя

Учащихся

1

Открытие

Мотивация на дальнейшее изучение

Занимательная информация (приложение 1)

Читают

2

Путешествие

На основе возникающего интереса с помощью учителя ставят цель урока и пути ее достижения

Предлагает учащимся заполнить таблицу

(приложение 2)

Заполняют таблицу, пользуясь учебником, выдвигают проблему, гипотезу и способы их решения

3

Исследование

Практическое осмысление проблемы на собственном опыте

Организует исследование

(приложение 3)

Самостоятельно работают с текстом учебника, выбирая работу индивидуально

4

Вдохновение

Различные виды деятельности, направленные на связь знаний с другими сферами обучения

Занимательная информация

(приложение 4), сообщаемая учителем устно


Слушают

5

Обратная связь

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке и самооценка учениками собственной учебной деятельности

Организует написание «Романа из шести слов» , отражающего тему урока

Сочиняют , анализируют свою деятельность,

Сдают тетради

6

Домашнее задание

Направлено на расширение кругозора

Поиск информации о рекордах и интересных фактов о млекопитающих

Записывают



Пояснительная записка

Урок спланирован на основе здоровьесберегающих технологий. Это означает, что:

  • Обучение происходит в ходе личностного общения, когда правильная организация общения между участниками процесса устраняет психологический дискомфорт учащихся;

  • Обучение происходит на доступном для каждого учащегося уровне и оптимальном для него темпе;

  • Обучение сопровождается чередованием разного вида деятельности, что снимает утомление;

  • Сокращение до минимума домашних заданий.


Содержание урока.


  1. Открытие.

Учитель раздает материалы о рекордах млекопитающих с целью активизации внимания и интереса к изучаемым организмам (приложение1)
Рекорды млекопитающих
Самое крупное млекопитающее – голубой кит

(длина -26-32 м, в 3 раза больше самого крупного динозавра; весит как 2700 человек, удар хвостового плавника имеет силу 500 лошадей; язык весит больше, чем слон; сердце размером с большой автомобиль; желудок может вместить больше 1 тонны разной еды; не может проглотить предмет больше грейпфрута, так как глотка размером с блюдце)
Самое высокое млекопитающее – жираф

(высота 5,5-6 м, скорость бега 50км/час; сердце -10 кг, сон – 10 минут)
Самое быстрое млекопитающее – гепард - 100 км/час
Самое крупное наземное млекопитающее –африканский саванный слон

(длина 6-7,5 м, высота 2,4-3,5 м, масса 2,8-5 тонн)
Самое тяжелое наземное млекопитающее – белый медведь

(масса 900 кг, длина 3,5 метра)
Самое маленькое млекопитающее нелетающее – бурозубка

(длина 38-53 мм; вес 3 грамма)
Самое маленькое летающее млекопитающее – летучая мышь

(Таиланд, вес едва 1,7-2 грамма, размах крыльев -130-145 мм)
Самое долгоживущее млекопитающее – гренландский кит, живет до 211 лет
Самое медлительное млекопитающее – ленивец

(скорость передвижения по земле 1,8-2,4 метра в минуту; на етвях – чуть побыстрее)





Путешествие

Интерес вызван. Дети поделились эмоциями. Теперь им предлагается задание, выполнив которое они сами найдут противоречие и поставят цель урока

Приложение 2

Таблица

Сравнительные данные о хордовых

Классы

Количество видов

Страница

учебника

Освоили среды жизни

Рыбы

20 тысяч

180-183




Амфибии (Земноводные)




186




Рептилии (пресмыкающиеся)




196




Птицы




204




Млекопитающие




222




Какой вопрос можно поставить, сопоставляя эти данные? Обсудим .

В совместной беседе определяем, что видов млекопитающих меньше всего, но они освоили все среды жизни и всюду они самые приспособленные.

Формулируем тему урока: почему млекопитающие заняли главное место на Земле?

Формулируем вопрос: а как мы это можем узнать и доказать, какие информационные возможности у нас для этого есть?

(Рассмотрим вариант, что у нас есть только учитель, учебник и учащиеся. Кто будет давать информацию? В психологии есть такое положение: если тебе рассказывает кто-то, то информация быстро забывается, а если информацию добывает человек сам, а потом ее рассказывает кому-либо, то эта информация сохраняется в долговременной памяти. Подводим учащихся к мысли о самостоятельной познавательной деятельности через исследование проблемы)


  1. Исследование.

Для исследования учащиеся получают раздаточные карточки (приложение 3), на которых изображено 14 рисунков органов или систем органов млекопитающих.
Задание: рассмотрите рисунки и на основании их изучения и работы с учебником представьте результат исследования в форме таблицы:

Таблица

Исследование усложнения органа (системы органов) у млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися

Черты строения и образ жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Место обитания







Покровы тела







Органы дыхания







Число камер в сердце







Особенности нервной системы







Температура тела







Особенности размножения









  1. Вдохновение

Чтобы учащиеся передохнули после работы с текстом, учитель рассказывает им немного фактов под рубрикой «А знаете ли вы, что»:

    • Слоны имеют огромные ноги и могут сами весить больше 5 тонн, но их ноги устроены так, что они не оставляют следов. 5 пальцев покрыты мягкой подушкой из кожи: когда они идут по болоту и вытаскиваю ногу, то кожа на подошве свисает в конус, а когда они ступают на твердую поверхность, то подощва ног расплющивается.

    • Коала ест листья эвкалиптов, которые применяют как лекарство от кашля. Коалы так и пахнут, это помогает им спастись от хищников и блох.

    • У землероек так мало жировых отложений, что они выдерживают без еды совсем мало времени и едят в день насекомых по весу в два раза больше своего.

    • Летучие мыши висят вверх тормашками, потому что их кости ног являются слишком тонкими, чтобы поддержать их тела

    • Белые медведи выглядят белыми, но это не так. Его длинные, косматые волосы являются бесцветными и полыми. Под его волосами черная кожа.

    • За последние 4 тысячи лет не было одомашнено ни одно новое животное




  1. Обратная связь .

Учитель предлагает учащимся творческую работу :

Написать роман из 6 слов о господстве млекопитающих на Земле.

(приводит пример: такой роман из 6 слов написал на спор с друзьями известный писатель Эрнст Хемингуей : «Продаются детские ботиночки, никогда не ношенные»)

После написания и прочтения своих «романов» учащиеся обмениваются своими чувствами о работе на уроке


  1. Домашняя работа: поискать интересную информацию о млекопитающих (памятники млекопитающим, рекорды ).




  1. .Литература :


1 .Байкина Л.В. В поисках приемов здоровьесберегающей тезнологии обучения // Химия в школе,4,2012,с 13-14

2 .Доценко О.Н., Корякина Н.И. Обобщающий урок по теме «Водные экосистемы» //Биология в школе, 1,2012,с 48-50

3 .Кононова Г.В. Класс Млекопитающие.// Биология,8,2009,с8 -11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы приглашаем всех желающих бесплатно посетить занятия по йоге разных стилей и почувствовать на собственном опыте, что может дать...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина о развивающем обучении, Г. П. Щедравицкого и Ю. В. Грамыко о мыследеятельностной педагогики. А также...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Егэ и гиа касается меня непосредственно. Я самым лучшим образом отношусь к этой, уже не новой системе сдачи экзаменов. Как я убедилась...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Айкидо — это не философия. Айкидо — это истинное выражение и раскрытие всеобъемлющих функций Вселенной. Именно так выглядит задача...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Так почему же образ твой возник перед глазами, когда я решил восстановить все те подробности, из которых сложился единственный в...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconРеферат-исследование по эпизоду романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Исследование проблемы (поэтапное рассмотрение причин, вызывающих данное явление). Постановка задачи
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практическое исследование экологического состояния района гимназии №7 г. Балтийска Калининградской области
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconМетодическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном...
Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconВ. Г. Редько Институт оптико-нейронных технологий ран
Аннотация. В статье аргументируется, что исследование проблемы эволюционного происхождения интеллекта могло бы внести радикальный...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconПрограмма курса «История донаучной психологии» составлена в соответствии...
Нгу. Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских...
Исследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте iconПрограмма курса «История донаучной психологии» составлена в соответствии...
Нгу. Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск