Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России»





Скачать 78.13 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России»
Дата публикации01.09.2014
Размер78.13 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Право > Методическая разработка


«У нас не может быть другой национальной идеи, кроме народосбережения»

Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» и «Семья и брак».

Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе.

Задачи:

  1. Осмыслить существо сложившейся демографической ситуации в стране, области, районе.

  2. Помочь сделать учащимся выбор в пользу семьи как основы цивилизационного общества.

  3. Продолжить формировать у учащихся ведущие компетенции (учебно-познавательные, информационные и коммуникативные).

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Форма проведения: имитационная деловая игра «Заседание Государственной Думы»

Оборудование:

  • Урок проходит в мультимедийном кабинете;

  • Столы расставлены в две линии напротив друг друга, на столах таблички «Радикалы» и «Либералы»;

  • В центре – стол спикера (учителя);

  • Слайд-фильм «Жизнь - дар Божий» Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России»;

  • Презентации и слайды, приготовленные группами.

Этапы:

  1. Подготовительный:

  1. За две недели учащиеся информируются об уроке, делятся на 2 группы, получают задания по поиску материала по темам (используя материал учебника и дополнительный материал из СМИ и интернета):

  • радикалы:

  1. население Земли (сегодня, прогноз к 2050 г., распределение по континентам);

  2. население России, Костромской области, Солигаличского района (количество, состав, изменения за последние 10-летия);

  3. смертность и рождаемость в России, Костромской области, Солигаличском районе;

  4. факторы, влияющие на уменьшение рождаемости;

  5. распространенность «гражданских браков», увеличение «молодых мам» и опасность данных явлений;

  • либералы:

  1. ценности семьи;

  2. многодетные семьи – традиция России;

  3. преимущества многодетной семьи;

  4. как россияне могут продлить себе жизнь.

  • обе группы:

  1. Государственная демографическая политика РФ (федеральная программа «Жилище», материнский капитал, др.выплаты и программы на уровне страны и области);

  2. Анализ результатов анкеты.

  1. Структурирование материала, его оформление в электронном виде (диаграммы и пр.).

  1. Проведение игры.

  2. Подведение итогов. Рефлексия.

Время проведения игры: 2 учебных часа.

Использованная литература:

  • Обществознание. Учебник для 11 кл. Профильный уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Холодковского. – М.: «Просвещение», 2009.

  • Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьников. – М.: Глобус, 2008.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.организационный

2 мин.

Вступительное слово (фон – слайд-фильм): «Демографическая ситуация в мире и нашей стране в последние 10-летия превратилась в проблему, к тому же проблему глобальную, от решения которой зависит судьба человечества на планете и судьба нашей нации. Мы попытаемся посмотреть на нее с точки зрения участников имитационной игры – представителей либеральной и радикальной фракций Государственной Думы. Эпиграфом нашего разговора будут слова Габора Гараи:

И пусть каждый мечтает

О том, чтоб у каждого на Земле

Место под солнцем было,

О том, чтобы любая тварь на Земле

И все, как одно, растения,

Считали бы Землю местом рожденья,

А не страной вырожденья».




2. основной

65 мин.

«Уважаемые депутаты! Я открываю заседание Государственной Думы, посвященное теме состояния демографии современной России. В работе принимают участие две фракции. И я предоставляю слово представителям радикальной фракции».

Спикер благодарит радикальную фракцию за выступление и продолжает заседание: «Исследуя перспективы и противоречия современных процессов в обществе, ученые считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая. Наше население стремительно стареет, и скоро пенсионеров обеспечивать станет просто некому. В истории любого этноса есть детство, когда нация формируется, юность, когда народонаселение стремительно увеличивается, а затем неизбежно происходит демографический переход – наступает пора зрелости. Именно тогда в этносе устанавливается равновесие: низкая рождаемость «компенсируется» увеличением продолжительности жизни. Такие процессы мы можем наблюдать сегодня в наиболее развитых странах мира. А как обстоят дела с этим в нашей стране?»

Спикер: «Уважаемые депутаты, я думаю, вы согласитесь со мной, что та численность, которую мы имеем сегодня в стране – это следствие голода, сталинских репрессий, раскулачивания и строек века, войны и … беспробудного пьянства. Россияне и сегодня умирают чаще, чем европейцы. Как мы могли бы продлить жизнь?»

Спикер благодарит либералов и продолжает заседание: «Но демографическую проблему не надо сводить только к увеличению рождаемости. Со мной согласятся многие, что главное – это осознание необходимости семьи в жизни человека».

Спикер: «Уважаемые депутаты! Я призываю вас подумать над важнейшей проблемой. О ней писали в своих произведениях многие писатели. Семья – это добро. А добро начинается с детства, с детей. С веселого щебетанья, которым наполняют эти беспокойные создания дом. Вот как писал об этом Л.Н.Толстой в «Утре помещика»: Нехлюдов, один из героев, размышляет: «Я и жена, которую я так люблю, мы всегда живем среди этой спокойной, поэтической деревенской природы с детьми; у нас есть взаимная любовь, любовь к детям, и мы оба знаем, что наше значение – добро». Кто желает высказаться на эту тему?»

Спикер: «Но, к сожалению, в нашей стране получает распространение другая тенденция: так называемые «гражданские браки», малолетние матери-одиночки… Известный русский ученый-правовед, философ и литературный критик Иван Ильин писал: «То, что должно возникнуть из брака есть, прежде всего, духовное единение и единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить горе и радость жизни». Т.е. семья – это ответственность! А так называемые «гражданские браки» - это союзы без всякой ответственности сторон. Не потеряна ли духовность, на которой держалась русская семья?»

Спикер: «И все-таки на государственном уровне осознана необходимость государственной поддержки семьи, материнства и детства. В чем она заключается?»

Спикер обращается к радикалам: «Уважаемые депутаты! Считаете ли вы эту помощь достаточной?»

Спикер: «Проблема, затронутая на сегодняшнем заседании, очень актуальна. И она разрешится, если молодое поколение изменит свое отношение к семье и детям. Что говорят данные социологических исследований?»

Спикер: «Уважаемые депутаты! Я хочу обратиться к вам со стихотворением, в котором говорится, что главный капитал семьи – это дети. Дети – это будущее и надежда родителей и, возможно, их сбывшиеся мечты (фон – слайд-фильм).

Ах, как прекрасно жить на свете,

Когда вокруг тебя есть дети,

Когда любовь царит и нежность,

Забота, ласка, безмятежность…

Когда семья есть у любого,

А в мыслях есть одно лишь слово –

И это слово всем знакомо,

И это слово – счастье дома!

А от меня, от человека,

Ведь и зависит счастье это!

И лишь с семьей ты счастлив будешь,

Когда вокруг родные люди,

Когда горит очаг семейный,

И вечер выдался житейный,

Когда ночные разговоры,

То с папой, а то с мамой споры

О будущем, о дружбе в школе,

Да мало ли о чем мы спорим!

Дом полон смеха и веселья,

Вот первый шаг, а там – качели,

Упали. Плачем, нас подняли…

Все детства сон, короток он.

Ну, кто со мной поспорить хочет?

Семья ведь хлопоты, заботы.

Я откровенно им отвечу:

«Ведь каждый бы хотел на свете,

Чтоб были главными их дети!»

Выступление радикальной фракции: о численности населения на Земле сегодня и по прогнозу к 2050 г.; о численности населения РФ, Костромской области, Солигаличского района (слайды).
Либералы записывают озвученные данные.

Радикалы: о депопуляции и факторах, влияющих на уменьшение рождаемости в России (слайды).
Либералы записывают озвученные данные.

Либералы: о возможностях продления жизни в России.
Радикалы записывают озвученные данные.
Либералы: о ценностях семьи.
Радикалы записывают озвученные данные.

Либералы: о преимуществах многодетных семей и о традиционности их для России (слайды).
Радикалы записывают озвученные данные.


Радикалы: о распространенности гражданских браков и малолетних матерей-одиночек.
Либералы записывают озвученные данные.

Либералы: о федеральных программах и социальной помощи на федеральном и региональном уровнях (слайды).
Радикалы записывают озвученные данные.

Радикалы: критика программ.


Либералы и радикалы: анализ анкет старшеклассников (слайды).


3. заключительный

3 мин.

Спикер: «Заседание Думы подошло к концу. И нам предстоит принять решение. А решением нашим будут слова в защиту детей, которые являются основой семьи. И давайте помнить о том, что у нас не может быть другой национальной идеи, кроме народосбережения».

На цветных лепестках пишут ассоциации со словом «дети» (оформляется на стенде «ромашка»)

4. рефлексивный

10 мин.

Предлагает проанализировать игру.

Оценка деятельности учащихся.

Обращение с просьбой описать свои впечатления.


Самоанализ выступлений групп.

Анализ выступлений оппонентов.


На листочках пишут свои впечатления об уроке: я узнал нового…, особенно произвело впечатление… .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconКонспект урока по русскому языку в 10 б (профильном социально-гуманитарном...
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Типы придаточных в спп»
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconМетодическая разработка урока обществознания в 11 классе по теме...
Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора»
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconКонспект урока по обществознанию в 10-м социально-гуманитарном классе...
Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н....
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconУрока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)
Методическая разработка урока составлена по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Н. В. Головановой. Урок из разделов «О братьях...
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconМетодическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы»
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconМетодическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного...
Компьютер и его применение на уроках необходимое средство обучения. Сегодня с помощью икт можно создать принципиально новые условия...
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconМетодическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы»

Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconУрока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты....
Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» iconДемография россии
Демография России [Текст] : библиогр указ / Сост. Е. П. Попова, Г. А. Хижнякова; ред. И. Н. Гнеушева; отв за вып. Л. Н. Патрина;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск