«У нас не может быть другой национальной идеи, кроме народосбережения»
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном 11 классе по темам «Демография современной России» и «Семья и брак».
Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе.
Задачи:
Осмыслить существо сложившейся демографической ситуации в стране, области, районе.
Помочь сделать учащимся выбор в пользу семьи как основы цивилизационного общества.
Продолжить формировать у учащихся ведущие компетенции (учебно-познавательные, информационные и коммуникативные).
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Форма проведения: имитационная деловая игра «Заседание Государственной Думы»
Оборудование:
Урок проходит в мультимедийном кабинете;
Столы расставлены в две линии напротив друг друга, на столах таблички «Радикалы» и «Либералы»;
В центре – стол спикера (учителя);
Слайд-фильм «Жизнь - дар Божий» Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России»;
Презентации и слайды, приготовленные группами.
Этапы:
Подготовительный:
За две недели учащиеся информируются об уроке, делятся на 2 группы, получают задания по поиску материала по темам (используя материал учебника и дополнительный материал из СМИ и интернета):
население Земли (сегодня, прогноз к 2050 г., распределение по континентам);
население России, Костромской области, Солигаличского района (количество, состав, изменения за последние 10-летия);
смертность и рождаемость в России, Костромской области, Солигаличском районе;
факторы, влияющие на уменьшение рождаемости;
распространенность «гражданских браков», увеличение «молодых мам» и опасность данных явлений;
ценности семьи;
многодетные семьи – традиция России;
преимущества многодетной семьи;
как россияне могут продлить себе жизнь.
Государственная демографическая политика РФ (федеральная программа «Жилище», материнский капитал, др.выплаты и программы на уровне страны и области);
Анализ результатов анкеты.
Структурирование материала, его оформление в электронном виде (диаграммы и пр.).
Проведение игры.
Подведение итогов. Рефлексия.
Время проведения игры: 2 учебных часа.
Использованная литература:
Обществознание. Учебник для 11 кл. Профильный уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Холодковского. – М.: «Просвещение», 2009.
Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьников. – М.: Глобус, 2008.
Ход урока: Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1.организационный
2 мин.
| Вступительное слово (фон – слайд-фильм): «Демографическая ситуация в мире и нашей стране в последние 10-летия превратилась в проблему, к тому же проблему глобальную, от решения которой зависит судьба человечества на планете и судьба нашей нации. Мы попытаемся посмотреть на нее с точки зрения участников имитационной игры – представителей либеральной и радикальной фракций Государственной Думы. Эпиграфом нашего разговора будут слова Габора Гараи:
И пусть каждый мечтает
О том, чтоб у каждого на Земле
Место под солнцем было,
О том, чтобы любая тварь на Земле
И все, как одно, растения,
Считали бы Землю местом рожденья,
А не страной вырожденья».
|
| 2. основной
65 мин.
| «Уважаемые депутаты! Я открываю заседание Государственной Думы, посвященное теме состояния демографии современной России. В работе принимают участие две фракции. И я предоставляю слово представителям радикальной фракции».
Спикер благодарит радикальную фракцию за выступление и продолжает заседание: «Исследуя перспективы и противоречия современных процессов в обществе, ученые считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая. Наше население стремительно стареет, и скоро пенсионеров обеспечивать станет просто некому. В истории любого этноса есть детство, когда нация формируется, юность, когда народонаселение стремительно увеличивается, а затем неизбежно происходит демографический переход – наступает пора зрелости. Именно тогда в этносе устанавливается равновесие: низкая рождаемость «компенсируется» увеличением продолжительности жизни. Такие процессы мы можем наблюдать сегодня в наиболее развитых странах мира. А как обстоят дела с этим в нашей стране?»
Спикер: «Уважаемые депутаты, я думаю, вы согласитесь со мной, что та численность, которую мы имеем сегодня в стране – это следствие голода, сталинских репрессий, раскулачивания и строек века, войны и … беспробудного пьянства. Россияне и сегодня умирают чаще, чем европейцы. Как мы могли бы продлить жизнь?»
Спикер благодарит либералов и продолжает заседание: «Но демографическую проблему не надо сводить только к увеличению рождаемости. Со мной согласятся многие, что главное – это осознание необходимости семьи в жизни человека».
Спикер: «Уважаемые депутаты! Я призываю вас подумать над важнейшей проблемой. О ней писали в своих произведениях многие писатели. Семья – это добро. А добро начинается с детства, с детей. С веселого щебетанья, которым наполняют эти беспокойные создания дом. Вот как писал об этом Л.Н.Толстой в «Утре помещика»: Нехлюдов, один из героев, размышляет: «Я и жена, которую я так люблю, мы всегда живем среди этой спокойной, поэтической деревенской природы с детьми; у нас есть взаимная любовь, любовь к детям, и мы оба знаем, что наше значение – добро». Кто желает высказаться на эту тему?»
Спикер: «Но, к сожалению, в нашей стране получает распространение другая тенденция: так называемые «гражданские браки», малолетние матери-одиночки… Известный русский ученый-правовед, философ и литературный критик Иван Ильин писал: «То, что должно возникнуть из брака есть, прежде всего, духовное единение и единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить горе и радость жизни». Т.е. семья – это ответственность! А так называемые «гражданские браки» - это союзы без всякой ответственности сторон. Не потеряна ли духовность, на которой держалась русская семья?»
Спикер: «И все-таки на государственном уровне осознана необходимость государственной поддержки семьи, материнства и детства. В чем она заключается?»
Спикер обращается к радикалам: «Уважаемые депутаты! Считаете ли вы эту помощь достаточной?»
Спикер: «Проблема, затронутая на сегодняшнем заседании, очень актуальна. И она разрешится, если молодое поколение изменит свое отношение к семье и детям. Что говорят данные социологических исследований?»
Спикер: «Уважаемые депутаты! Я хочу обратиться к вам со стихотворением, в котором говорится, что главный капитал семьи – это дети. Дети – это будущее и надежда родителей и, возможно, их сбывшиеся мечты (фон – слайд-фильм).
Ах, как прекрасно жить на свете,
Когда вокруг тебя есть дети,
Когда любовь царит и нежность,
Забота, ласка, безмятежность…
Когда семья есть у любого,
А в мыслях есть одно лишь слово –
И это слово всем знакомо,
И это слово – счастье дома!
А от меня, от человека,
Ведь и зависит счастье это!
И лишь с семьей ты счастлив будешь,
Когда вокруг родные люди,
Когда горит очаг семейный,
И вечер выдался житейный,
Когда ночные разговоры,
То с папой, а то с мамой споры
О будущем, о дружбе в школе,
Да мало ли о чем мы спорим!
Дом полон смеха и веселья,
Вот первый шаг, а там – качели,
Упали. Плачем, нас подняли…
Все детства сон, короток он.
Ну, кто со мной поспорить хочет?
Семья ведь хлопоты, заботы.
Я откровенно им отвечу:
«Ведь каждый бы хотел на свете,
Чтоб были главными их дети!»
| Выступление радикальной фракции: о численности населения на Земле сегодня и по прогнозу к 2050 г.; о численности населения РФ, Костромской области, Солигаличского района (слайды). Либералы записывают озвученные данные.
Радикалы: о депопуляции и факторах, влияющих на уменьшение рождаемости в России (слайды). Либералы записывают озвученные данные.
Либералы: о возможностях продления жизни в России. Радикалы записывают озвученные данные. Либералы: о ценностях семьи. Радикалы записывают озвученные данные.
Либералы: о преимуществах многодетных семей и о традиционности их для России (слайды). Радикалы записывают озвученные данные.
Радикалы: о распространенности гражданских браков и малолетних матерей-одиночек. Либералы записывают озвученные данные.
Либералы: о федеральных программах и социальной помощи на федеральном и региональном уровнях (слайды). Радикалы записывают озвученные данные.
Радикалы: критика программ.
Либералы и радикалы: анализ анкет старшеклассников (слайды).
| 3. заключительный
3 мин.
| Спикер: «Заседание Думы подошло к концу. И нам предстоит принять решение. А решением нашим будут слова в защиту детей, которые являются основой семьи. И давайте помнить о том, что у нас не может быть другой национальной идеи, кроме народосбережения».
| На цветных лепестках пишут ассоциации со словом «дети» (оформляется на стенде «ромашка»)
| 4. рефлексивный
10 мин.
| Предлагает проанализировать игру.
Оценка деятельности учащихся.
Обращение с просьбой описать свои впечатления.
| Самоанализ выступлений групп.
Анализ выступлений оппонентов.
На листочках пишут свои впечатления об уроке: я узнал нового…, особенно произвело впечатление… .
| |