Скачать 123.28 Kb.
|
МОУ «Катромская средняя общеобразовательная школа» Харовского района Методическая разработка разновозрастного урока литературного чтения по темам: М.М.Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) М.М.Пришвин «Выскочка» (4 класс) Автор – составитель: Башмакова Зинаида Сергеевна учитель начальных классов, высшая квалификационная категория 2009 год Пояснительная записка. Методическая разработка урока составлена по программе Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Н.В.Головановой. Урок из разделов « О братьях наших меньших» (2 класс) и «Природа и мы» (4 класс), 2 четверть. К этому времени второклассники имеют представление о тексте, знают, что такое заголовок, тема, содержание. Учатся определять основную мысль прочитанного, находить смысловые части, овладевают тремя уровнями понимания, темп чтения вслух 40 – 45слов в минуту. Ребята четвёртого класса наращивают скорость чтения вслух и молча, продолжают учиться определять авторское и своё отношение к героям, их поступкам, событиям, идёт развитие умения различать изобразительные средства в произведении. Исходя из этого, поставлены цели и задачи урока.
На основании совместной коллективной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока, используя опорные фразы, определяют задачи урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Продолжается совместная работа и в подготовительной части урока. Учащиеся вместе читают и объясняют лексическое значение слов, в случае затруднения, обращаются к толковому словарю. Четвероклассники вспоминают алгоритм составления плана и рассказывают его второклассникам (помогают младшим в роли учителя). На творческой основе организуется работа по ознакомлению с биографическим материалом. Навыки самостоятельного учебного труда второклассников в чтении, анализе, в по подготовке к пересказу вырабатываются в процессе следующих заданий: - отметить карандашом части текста; - восстановить порядок плана (деформированный план) - объяснить значение указанных слов. На уроке использованы различные виды чтения: вслух, молча, выборочное чтение, чтение по цепочке. Применение дидактических раздаточных материалов позволяет не только уплотнить по по содержанию самостоятельную работу, но и провести ее дифференциацию, согласуя об объем с возможностями каждого ученика. На материале читаемых произведений решаются воспитательные задачи. Для этого используется задание - собери пословицы, которое акцентирует внимание детей на поступки героев произведений. Разновозрастной диалог в паре располагает возможностями более глубоких нравственных оценок, более широких обобщений. Методическая разработка урока.
Приложение 1. Задание: установите соответствия (автор и его произведение). И.А.Крылов «Сказка о мёртвой царевне» Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравей» М.М.Пришвин «Как мужик убрал камень» А.С.Пушкин «Выскочка» Приложение 2. М.М.Пришвин Родился Михаил Михайлович Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельцы. Жилось семье трудно – мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в «золотую страну Азию» - его вернули обратно, но затем из гимназии всё-таки исключили. В Германии Пришвин окончил университет, стал агрономом. Работал по специальности в городе Луге, в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. Писал статьи, заметки, книги по агрономии, но к тридцати годам твёрдо решил стать писателем. Пришвин решил писать о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи. Особенно нравилась Михаилу Михайловичу природа средней полосы Росси. Дом, где жил писатель в последние свои годы,- в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, - давно стал музеем. Приложение3. Восстанови правильный порядок плана. Пришвин - агроном. Детство писателя. Дом – музей. Собаки – герои рассказов Пришвина. Приложение 4. Алгоритм составления плана.
Одна часть заканчивается, и начинается другая часть, если происходит: - смена событий; - смена места; - смена времени; - смена героев. 3. Определи тему части. 4. Подбери заголовок. 5. Запиши заголовок. 6. Проверь себя: отражают ли заголовки темы частей, не повторяются ли названия. Приложение 5. Ответьте на вопросы.
Приложение 6. Собери пословицы. Жизнь дана людей насмешишь Каков труд - на добрые дела. Поспешишь - так и откликнется. Как аукнется - такова и награда. Литература. 1. Бершанская О.Н. Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников. // Начальная школа 2006 - №4 2. Климанова Л.Ф. Программа по литературному чтению.// М. 2007 3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. // М. 2006 4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.// М. 1999 5. Петроченкова Е.А. Работаем по методике Г.А.Бакулиной. // Начальная школа 2006 - №4 6. Чудакова Н.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. // М. 2002 7. Методические рекомендации по организации разновозрастного обучения в начальной школе. // ГОУ ДПО « Вологодский институт развития образования». Кафедра педагогики начального образования |
Урок литературного чтения по теме М. Пришвин "Ребята и утята" Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М. М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения;... | Тема: М. М. Пришвин «Ребята и утята» Цель: познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным... | ||
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М. М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения;... | Конспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева | Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор» Жить Родине служить. Тип урока Представление учителя: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Урок литературного чтения буду вести я | ||
Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка» Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу | ||
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие... Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии... | Конспект урока литературного чтения по теме: Б. Заходер «Никто»,... Цели: формировать умение выразительного и вдумчивого чтения, познавательное и критическое мышление; развивать и обогощать речь уч-ся,... | ||
Урок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли» Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении | Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка урока литературного чтения 2 класс по программе «Школа России» к учебнику Л. Ф. Климановой «Родная речь» | Олимпиадные задания по русскому языку в 11 классе. Задание 1 Укажите, какие языковые средства использует М. М. Пришвин для описания камня (Пришвин «Камень – сердце») | ||
Конспект урока литературного чтения с элементами инсценировки по программе «Перспектива» Конспект урока литературного чтения с элементами инсценировки по программе «Перспектива» для 2 класса | Конспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея |