Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)





Скачать 123.28 Kb.
НазваниеУрока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)
Дата публикации21.09.2014
Размер123.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
МОУ «Катромская средняя общеобразовательная школа»

Харовского района

Методическая разработка разновозрастного урока

литературного чтения по темам:

М.М.Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)

М.М.Пришвин «Выскочка» (4 класс)

Автор – составитель:

Башмакова Зинаида Сергеевна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

2009 год

Пояснительная записка.

Методическая разработка урока составлена по программе Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Н.В.Головановой. Урок из разделов « О братьях наших меньших»

(2 класс) и «Природа и мы» (4 класс), 2 четверть.

К этому времени второклассники имеют представление о тексте, знают, что такое заголовок, тема, содержание. Учатся определять основную мысль прочитанного, находить смысловые части, овладевают тремя уровнями понимания, темп чтения вслух 40 – 45слов в минуту. Ребята четвёртого класса наращивают скорость чтения вслух и молча, продолжают учиться определять авторское и своё отношение к героям, их поступкам, событиям, идёт развитие умения различать изобразительные средства в произведении. Исходя из этого, поставлены цели и задачи урока.


2 класс

4 класс

Цель урока:

подготовить детей к пересказу произведения

Задачи:

- познакомиться с содержанием рассказа;

-проанализировать содержание по вопросам;

- учить выделять смысловые части;

- составить план рассказа;


Цель урока:

обеспечение глубокого понимания содержания произведения.

Задачи:

- познакомиться с содержанием рассказа;

-определить главную мысль;

-найти в тексте художественные средства, используемые автором;


- развивать навык чтения, познавательный интерес, интерес к жизни и творчеству

писателя, наблюдательность;

- расширять читательский кругозор и словарный запас;

- формировать умение работать самостоятельно и в парах;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Чтобы младшие школьники были активными и осознанными участниками урока литературного чтения, были вовлечены в учебное творчество, использована методика обучения средствами субъективизации. Урок посвящён творчеству одного и того же писателя и темы произведений близки, поэтому он располагает благоприятными возможностями для совместной работы учащихся.

На основании совместной коллективной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока, используя опорные фразы, определяют задачи урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу.

Продолжается совместная работа и в подготовительной части урока. Учащиеся вместе читают и объясняют лексическое значение слов, в случае затруднения, обращаются к толковому словарю. Четвероклассники вспоминают алгоритм составления плана и рассказывают его второклассникам (помогают младшим в роли учителя). На творческой основе организуется работа по ознакомлению с биографическим материалом.

Навыки самостоятельного учебного труда второклассников в чтении, анализе, в по подготовке к пересказу вырабатываются в процессе следующих заданий:

- отметить карандашом части текста;

- восстановить порядок плана (деформированный план)

- объяснить значение указанных слов.

На уроке использованы различные виды чтения: вслух, молча, выборочное

чтение, чтение по цепочке.

Применение дидактических раздаточных материалов позволяет не только уплотнить по по содержанию самостоятельную работу, но и провести ее дифференциацию, согласуя об объем с возможностями каждого ученика.

На материале читаемых произведений решаются воспитательные задачи. Для этого используется задание - собери пословицы, которое акцентирует внимание детей на поступки героев произведений. Разновозрастной диалог в паре располагает возможностями более глубоких нравственных оценок, более широких обобщений.

Методическая разработка урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 класс

4 класс

I. Организационный момент. 1 мин.

Проверяет готовность к уроку.

Кто с работой дружен

Нам сегодня нужен?

Кто с учёбой дружен

Нам сегодня нужен?

С книгами кто дружен

Нам сегодня нужен?

Таким ребятам хвала и честь!

Такие ребята в классе есть?

Да!
Да!
Да!
Да!

II. Мобилизующий. 2 мин.

Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями из разделов «О братьях наших меньших» и «Природа и мы».

Прочитайте с доски фамилии писателей, ответив на мои вопросы, вы узнаете фамилию автора, с произведениями которого мы будем работать на уроке.
- Назовите писателя – баснописца?

- Назовите писателя, который жил в Ясной поляне и открыл школу для крестьянских детей?

- Назовите писателя – автора поэтических сказок?


Совместная коллективная работа.

Определяют фамилию автора произведения.


Л.Н.Толстой, И.А.Крылов, М.М.Пришвин, А.С.Пушкин.


И.А.Крылов

Л.Н.Толстой
А.С.Пушкин

На доске остаётся фамилия- М.М. Пришвин.



III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

3 мин.

Организует работу со 2 классом.
Прочитайте названия животных и по первым буквам слов составьте название произведения.

Записывает названия произведений на доске.

Сформулируйте тему и цели урока.



Определяют название произведения.

Выполняют задание по карточке

Рысь, енот, белка, ящерица, тетерев, акула, иволга, утка, тигр, ястреб, таракан, аист.


Работают в парах (Приложение1)

Установить соответствие.


Формулируют тему и цели урока, используя опорные слова.

Тема урока М.М.Пришвин и его произведения «Ребята и утята», «Выскочка». Цели урока -

совершенствовать знания о М.М. (Пришвине)

-учиться правильно и (выразительно читать его произведения) и (анализировать их).


IV. Подготовительный. 6 мин.

Познакомимся с некоторыми сведениями из жизни М.М.Пришвина. Положите перед собой карточку № 3

Я буду рассказывать сведения из биографии писателя по частям.

( приложение 2) После каждой части сделаю небольшую паузу. Во время паузы второклассники должны найти подходящий пункт плана и обозначить его цифрой, т. е. восстановить правильный порядок.

Четвероклассники должны сами составить план.

Проверяет выполненную работу.

-Как составить план текста?

Раздаёт памятки 2 классу по составлению плана.

(Приложение 4)

Прочитайте слова и выражения с доски, объясните их лексическое значение.


По названию произведений и словам,

постарайтесь предугадать, о чём пойдёт речь в произведениях.



Восстанавливают правильный порядок плана.

(приложение 3)



Составляют план.

1.

2.

3.

4.

Сравнивают свой план с планом второклассников.





Дети отвечают на поставленный вопрос, обобщение делают четвероклассники.


Читают слова с доски, объясняют их лексическое значение (старшие помогают младшим)

Верста – старинная мера длины, чуть больше километра.

Вода спала – ушла в берега

Величайшее волнение – очень сильное волнение.

Паровое поле – поле, оставленное на одно лето незасеянным.

Выводок – птенцы, ещё живущие с матерью.

Срам – позор, стыд.

Выскочка – (разг. жанр) человек, который, выскакивает вперёд, суетится, с желанием выказаться , выслужится (В.И.даль)

Кинжал – остроконечный, обоюдоострый нож

Мгновение – очень короткий промежуток времени
Ответы детей.


V. Первичное восприятие текста. 3 мин.

Читает произведение.

-Чьё предположение оказалось более точным?

-Какие чувства вы испытали при слушании этого произведения?




Слушают.

Отвечают на вопросы.


Самостоятельная работа.

Читают текст, отвечают на вопросы 1-6 (приложение 5).

VI. Анализ произведений.

18 мин.

- Почему уточка так далеко устроила гнездо?

- Зачем мальчики стали ловить утят?

- Что сказал автор, когда увидел, что они делают?

- Что он приказал сделать?

-Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят?

- На сколько частей можно поделить текст?

- О чём будет говориться в первой, второй, третей, четвёртой частях?

Прочитайте текст самостоятельно и попробуйте его разделить на четыре части.

Физминутка.



Отвечают на вопросы


На четыре части



Продолжение самостоятельной работы

Фронтальная беседа с 4 классом.

-Согласны ли вы с автором, именно так озаглавившим рассказ?

- Оправдались ли ваши предположения?

-Придумайте своё название и объясните, почему именно так вам захотелось назвать произведение?

Проверка работы по карточке.



Самостоятельное чтение рассказа про себя, деление на части, используя памятку.

Ответы детей.

Подготовительная работа перед выразительным чтением рассказа «Ребята и утята»

- Как автор разговаривал с мальчиками?

- С какой интонацией будем читать его слова?

- Как прочитаем слова автора в конце рассказа?

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её.

Записывает план на доске.

По составленному плану попробуйте пересказать первую и вторую части рассказа. Первую часть рассказывает один, слушает и оценивает сосед по парте и наоборот.


Строго, очень сердито.
Радостно, весело.

Продолжение работы по карточке, ответы на вопросы 7-14.

Проверка работы по карточке с 4 классом. Выборочное чтение.


Работа в парах, взаимооценивание.

Пользуются выборочным чтением, для подтверждения своих суждений.


VII. Творческая работа. 4мин.

Соберите пословицы,

и определите, какая подходит к каждому рассказу (приложение 6)



Работа в разновозрастных парах, диалог.

VIII. Итог урока, рефлексия.

3 мин.

Назовите составленные пословицы.

Какие из них, на ваш взгляд подходят по смыслу к рассказам.

-Чему учит рассказ «Ребята и утята»?

- Докажите, что произведение «Выскочка» познавательное.

(При подведении итогов урока, учитель обращает внимание учеников на выполнение поставленных ими в начале урока целей, оценивает их работу на уроке)
Всему живому на земле нужен свет, тепло, которое даёт солнце.
У вас на партах лежат «солнышки». Нарисуйте «весёлое солнышко», если вам урок понравился, было легко справиться с заданиями и «грустное солнышко», если вам было трудно и нужна помощь.

Домашнее задание:




Жизнь дана на добрые дела. Поспешишь – людей насмешишь.

Любить всё живое.
Раскрыл собачьи повадки, птичью тактику.

Пересказать рассказ Разделить рассказ на «Ребята и утята» кадры для мультфильма,

определить, какие слова

рассказчика будут звучать

за кадром.


Приложение 1.

Задание: установите соответствия (автор и его произведение).
И.А.Крылов «Сказка о мёртвой царевне»

Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравей»

М.М.Пришвин «Как мужик убрал камень»

А.С.Пушкин «Выскочка»

Приложение 2.

М.М.Пришвин

Родился Михаил Михайлович Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельцы. Жилось семье трудно – мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в «золотую страну Азию» - его вернули обратно, но затем из гимназии всё-таки исключили.

В Германии Пришвин окончил университет, стал агрономом. Работал по специальности в городе Луге, в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. Писал статьи, заметки, книги по агрономии, но к тридцати годам твёрдо решил стать писателем.

Пришвин решил писать о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи.

Особенно нравилась Михаилу Михайловичу природа средней полосы Росси. Дом, где жил писатель в последние свои годы,- в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, - давно стал музеем.

Приложение3.

Восстанови правильный порядок плана.
Пришвин - агроном.

Детство писателя.

Дом – музей.

Собаки – герои рассказов Пришвина.


Приложение 4.

Алгоритм составления плана.


  1. Прочитай рассказ.

  2. Раздели текст на части.

Одна часть заканчивается, и начинается другая часть, если происходит:

- смена событий;

- смена места;

- смена времени;

- смена героев.

3. Определи тему части.

4. Подбери заголовок.

5. Запиши заголовок.

6. Проверь себя: отражают ли заголовки темы частей, не

повторяются ли названия.

Приложение 5.

Ответьте на вопросы.

  1. Кто такая Вьюшка?

  2. Откуда и как появилась эта кличка?

  3. Что произошло с Вьюшкой?

  4. Что вы узнали о Выскочке? Какое чувство вызвала она у вас?

  5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к Вьюшке?

  6. Какой момент в рассказе самый напряжённый?




  1. Найдите, как Пришвин описывает Вьюшку?

  2. Какие художественные средства использует автор и с какой целью?

  3. Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода».

  4. Что сороке говорят её сородичи?

  5. Что об этой сороке думает автор?

  6. Чем закончилось наступление Выскочки?

  7. Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после нападения.

  8. Можно ли сравнить поведение этой птицы с поведением человека?



Приложение 6.

Собери пословицы.
Жизнь дана людей насмешишь

Каков труд - на добрые дела.

Поспешишь - так и откликнется.

Как аукнется - такова и награда.

Литература.

1. Бершанская О.Н. Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших

школьников. // Начальная школа 2006 - №4

2. Климанова Л.Ф. Программа по литературному чтению.// М. 2007

3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. // М. 2006

4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.// М. 1999

5. Петроченкова Е.А. Работаем по методике Г.А.Бакулиной. // Начальная школа 2006 - №4

6. Чудакова Н.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. // М. 2002

7. Методические рекомендации по организации разновозрастного обучения в начальной школе. // ГОУ ДПО « Вологодский институт развития образования». Кафедра педагогики начального образования

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconУрок литературного чтения по теме М. Пришвин "Ребята и утята"
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М. М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения;...
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconТема: М. М. Пришвин «Ребята и утята» Цель: познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина
Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным...
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconТема. М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М. М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения;...
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconКонспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconКонспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема
Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconТема: Былина «Илья Муромец и Святогор» Жить Родине служить. Тип урока
Представление учителя: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Урок литературного чтения буду вести я
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconКонспект урока литературного чтения
Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка»
Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии...
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconКонспект урока литературного чтения по теме: Б. Заходер «Никто»,...
Цели: формировать умение выразительного и вдумчивого чтения, познавательное и критическое мышление; развивать и обогощать речь уч-ся,...
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconУрок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли»
Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка урока литературного чтения 2 класс по программе «Школа России» к учебнику Л. Ф. Климановой «Родная речь»
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconОлимпиадные задания по русскому языку в 11 классе. Задание 1
Укажите, какие языковые средства использует М. М. Пришвин для описания камня (Пришвин «Камень – сердце»)
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconКонспект урока литературного чтения с элементами инсценировки по программе «Перспектива»
Конспект урока литературного чтения с элементами инсценировки по программе «Перспектива» для 2 класса
Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) iconКонспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск