Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы»





Скачать 85.55 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы»
Дата публикации11.07.2013
Размер85.55 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Право > Методическая разработка


Методическая разработка урока обществознания

по теме «Общественное сознание и его формы»


Авторы:

Салова Ирина Аркадьевна, учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 80 с УИОП г. Хабаровска,

Смирнова Елена Аркадьевна, учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 16 с УИОП г. Комсомольска - на- Амуре

Актуальность и обоснование темы:
Тема «Общественное сознание и его формы» впервые включена в кодификацию ЕГЭ по обществознанию 2010 г. В 2008 году она была включена в Программу по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова 11 класс ( базовый и профильный уровень). Данная тема является новой и недостаточно проработанной учителями обществознания. Актуальность данной темы усиливает и то, что с 2009-2010 учебного года включён в учебный план новый курс »Введение в религию» Поэтому разработка методического комплекса уроков по данной теме представляется нам актуальной и своевременной. Данный опыт может быть полезен педагогам – практикам.

Цели и задачи урока:
Формирование ключевых компетенций:

- обобщения, критического мышления,

- сравнения, отбора, аргументации и систематизации фактического материала,

- диалога, дискуссии и коммуникации.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся:

- углубят и обобщат знания о формах общественного сознания,

- научатся соотносить их с типами обществ,

- смогут сравнивать, определять роль форм общественного сознания в обществе,

- смогут отстаивать свою точку зрения, находить аргументы,

- научатся навыкам работы в группе.
Технология проведения урока:

Деятельностные технологии, интерактивный диалог, работа в мини- группах, выполнение исследовательских и проблемных заданий

Оборудование урока:

Маркеры, листы флипчарта, мультимедийный проектор, компьютер.


Ход урока:
1 блок: актуализационно - мотивационный

Предполагает:

  • создание настроя на поиск знаний, на диалог,

  • поиск самими учащимися смыслов изучаемой темы

Вводное слово учителя: Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его формы, и проявления, какую роль они играют? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.

Чтобы урок был продуктивным , мы будем работать в группах.

Что мы понимаем под сознанием? Что такое сознание?

Мозговой штурм: назовите ваши ассоциации со словом «сознание»

Учитель предлагает учащимся назвать свои ассоциации, связанные с

понятием «сознание». Все высказывания учащихся озвучиваются и учитель записывает их на листе флипчарте.

Обсуждение, аргументация групп, выработка общего мнения, подведение итогов

Могут быть названы следующие ассоциации:


- знание о мире

- представление

- идеи, образы

- духовный образ

- мышление

- разум

- память

- ценности


Ученики формулируют понятие «сознание». Учитель предлагает сравнить его с определением из словаря .

Приложение№1 - словарь урока.

Определение записывается в тетрадь.

Обобщение учителя: Итак, ребята, мы видим, что сознание не только  активно, но и многопланово. Оно охватывает сферы  рационального 

мышления,  духовно - образного, чувственного восприятия мира, волевые процессы, память, интуицию, воображение, чувства и эмоции. Различные 

уровни и проявления сознания являются предметом изучения таких наук, какфилософия, психология, социология, политология и другие
2 блок : проблемно – дискуссионный.

Предполагает:

  • выполнение групповых поисковых заданий на соотнесение, выявление, обобщение признаков.

  • обмен мнениями, выдвижение аргументов

Учитель: Сознание выступает как личное и как общественное явление. Общественное сознание воплощается в различных формах: в языке, науке, искусстве, 

идеологии, политике и праве, религии, нравственности  и на  различных

 уровнях  ( от обыденного сознания до теоретического мышления).  Оно не 

сводится к сознанию отдельных личностей, а образует особую  духовную систему, которая обладает относительной самостоятельностью и 

активно влияет на жизнь общества и людей, его составляющих. Каковы же основные формы общественного сознания? Каковы их отличительные признаки?
Работа в группах: выполнение задания

соотнести формы общественного сознания и их черты.

Группам предлагается обсудить и отметить стрелками свой выбор. Спикеры групп сообщают результаты, объясняют свой выбор



Форма общественного сознания

Признак, ключевое слово

право

Вера в сверхъестественное

мораль

Оценка с позиции справедливости

религия

Устанавливает закономерности

наука

Создание художественного образа

искусство

Оценка с позиции добра



Работа в группах: выполнение задания; Защитить и обосновать предложенные символы форм общественного сознания.

1 группа - право, наука,

2 группа – искусство, мораль,

3 группа – религия, идеология

Приложение №2

Работа в группах : Как меняется роль различных форм общественного сознания в обществе? Каков статус и роль форм общественного сознания в современном информационном обществе? Выбрать вариант ответа, используя алгоритм «было - стало» и аргументировать его .Обсуждение в группах, представление мнения групп, дискуссия

.

Искусство …………………. часть рынка

Религия ……………………. Частное дело

Мораль ……………………… справедливость

Право ………………………. Права меньшинств

Идеология ………… воздействие, манипуляция

Наука ………………. Относительность истины

Было Стало



Обобщение учителя: таким образом появление форм общественного сознания, их место и роль меняется в различных типах общества. Так наиболее ранние формы общественного сознания – это искусство и религия. Затем появляются мораль и наука. Анализируя понятие справедливость, общество создало такую форму общественного сознания , как право. Наконец, в обществах современного типа складывается интегрированная форма общественного сознания – идеология. Мы убедились, что формы общественного сознания по разному проявляют себя в различных типах общества.
3 блок обобщающий.

Предполагает:

  • выполнение тестовых, проблемных и обобщающих заданий.


Групповая работа: задание Группам предлагается определить символы религий и высказать свою позицию.



Религии: буддизм, ислам, синтоизм. христианство, иудаизм, конфуцианство
Групповая работа: оценить выражения по алгоритму «согласен -не -согласен» Группы обсуждают и выбирают позицию. Спикер группы объявляет выбор группы и обосновывает его

Предлагаемые выражения:

  • Моральные ценности в наше время устарели

  • Религия сегодня спасает людей

  • Человек может прожить и без духовной культуры


Обобщение учителя: таким образом, каждая форма общественного сознания ценна и важна для общества. Ведь мы, живём в общении с себе подобными, а значит, имеем общие, постоянные признаки и свойства, сохраняем собственную идентичность. Это и отражается в формах общественного сознания.
4 блок. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Предполагает:

  • обмен мнениями об уроке,

  • оценивание участия каждого в работе группы,

  • оценка работы групп.

Учитель: сегодня на уроке проделана большая работа и мы должны оценить работу групп, каждого в группе.

Обобщение учителя: итак, сегодня мы увидели, что общественное сознание – это многоплановая и сложная духовная система общества. Это огромный пласт , характеризующий общество. На последующих уроках мы продолжим изучение отдельных форм общественного сознания.

Спасибо за активную и творческую работу.
Домашнее задание: выучить определения форм общественного сознания , придумать свой символ для одной из форм общественного сознания и выразить его графически ( компьютерная графика или нарисовать на листе бумаги)

Приложение № 1

Словарь урока.

Сознание   способность человека отражать действительность в идеальных образах; высший уровень психической активности человека как социальногосущества, обеспечивающий эффективность его взаимодействия с природной и социальной средой. 

Индивидуальное сознание – способность человека контролировать, планировать свою деятельность, анализировать опыт, извлекать из него уроки.

Общественное сознание – это общее сознание, включающее единые формы отношения к деятельности и окружающему миру, единые стандарты поведения, единые формы взаимодействия, способы освоения природной среды.

Идеология - система взглядов, в которой осознаются и  оцениваются, отношения людей к действительности и друг другу.
Искусство – это отражение мира в художественных образах. Формы искусства – балет, театр, музыка, живопись, архитектура, кино

Наука – это эмоционально – рассудочная форма общественного сознания, наиболее объективно и доказательно отражающая окружающий мир в его закономерностях и причинно – следственных связях.
Право это система общеобязательных, формально определённых правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством.
Мораль- система норм, правил, действий, которыми руководствуются люди в своем поведении
Религия – система взглядов, в основе которой лежит понятие «священность». Религия - одна из форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворяющая его духовные потребности .

Приложение № 2

Символы форм общественного сознания

религия

наука




идеология

Право

Мораль


Искусство


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка урока обществознания в 11 классе по теме...
Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconРекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации на...
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка урока Урок риторики по теме «Личное официальное письмо»
Целью урока является изучение основных признаков личного официального письма, его структуры, этикетных частей и речевых формул
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора»
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» iconМетодическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном...
Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск