Скачать 85.55 Kb.
|
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» Авторы: Салова Ирина Аркадьевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 80 с УИОП г. Хабаровска, Смирнова Елена Аркадьевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 16 с УИОП г. Комсомольска - на- Амуре Актуальность и обоснование темы: Тема «Общественное сознание и его формы» впервые включена в кодификацию ЕГЭ по обществознанию 2010 г. В 2008 году она была включена в Программу по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова 11 класс ( базовый и профильный уровень). Данная тема является новой и недостаточно проработанной учителями обществознания. Актуальность данной темы усиливает и то, что с 2009-2010 учебного года включён в учебный план новый курс »Введение в религию» Поэтому разработка методического комплекса уроков по данной теме представляется нам актуальной и своевременной. Данный опыт может быть полезен педагогам – практикам. Цели и задачи урока: Формирование ключевых компетенций: - обобщения, критического мышления, - сравнения, отбора, аргументации и систематизации фактического материала, - диалога, дискуссии и коммуникации. Ожидаемые результаты: Учащиеся: - углубят и обобщат знания о формах общественного сознания, - научатся соотносить их с типами обществ, - смогут сравнивать, определять роль форм общественного сознания в обществе, - смогут отстаивать свою точку зрения, находить аргументы, - научатся навыкам работы в группе. Технология проведения урока: Деятельностные технологии, интерактивный диалог, работа в мини- группах, выполнение исследовательских и проблемных заданий Оборудование урока: Маркеры, листы флипчарта, мультимедийный проектор, компьютер. Ход урока: 1 блок: актуализационно - мотивационный Предполагает:
Вводное слово учителя: Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его формы, и проявления, какую роль они играют? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке. Чтобы урок был продуктивным , мы будем работать в группах. Что мы понимаем под сознанием? Что такое сознание? Мозговой штурм: назовите ваши ассоциации со словом «сознание» Учитель предлагает учащимся назвать свои ассоциации, связанные с понятием «сознание». Все высказывания учащихся озвучиваются и учитель записывает их на листе флипчарте. Обсуждение, аргументация групп, выработка общего мнения, подведение итогов Могут быть названы следующие ассоциации: - знание о мире - представление - идеи, образы - духовный образ - мышление - разум - память - ценности Ученики формулируют понятие «сознание». Учитель предлагает сравнить его с определением из словаря . Приложение№1 - словарь урока. Определение записывается в тетрадь. Обобщение учителя: Итак, ребята, мы видим, что сознание не только активно, но и многопланово. Оно охватывает сферы рационального мышления, духовно - образного, чувственного восприятия мира, волевые процессы, память, интуицию, воображение, чувства и эмоции. Различные уровни и проявления сознания являются предметом изучения таких наук, какфилософия, психология, социология, политология и другие 2 блок : проблемно – дискуссионный. Предполагает:
Учитель: Сознание выступает как личное и как общественное явление. Общественное сознание воплощается в различных формах: в языке, науке, искусстве, идеологии, политике и праве, религии, нравственности и на различных уровнях ( от обыденного сознания до теоретического мышления). Оно не сводится к сознанию отдельных личностей, а образует особую духовную систему, которая обладает относительной самостоятельностью и активно влияет на жизнь общества и людей, его составляющих. Каковы же основные формы общественного сознания? Каковы их отличительные признаки? Работа в группах: выполнение задания соотнести формы общественного сознания и их черты. Группам предлагается обсудить и отметить стрелками свой выбор. Спикеры групп сообщают результаты, объясняют свой выбор
Работа в группах: выполнение задания; Защитить и обосновать предложенные символы форм общественного сознания. 1 группа - право, наука, 2 группа – искусство, мораль, 3 группа – религия, идеология Приложение №2 Работа в группах : Как меняется роль различных форм общественного сознания в обществе? Каков статус и роль форм общественного сознания в современном информационном обществе? Выбрать вариант ответа, используя алгоритм «было - стало» и аргументировать его .Обсуждение в группах, представление мнения групп, дискуссия . Искусство …………………. часть рынка Религия ……………………. Частное дело Мораль ……………………… справедливость Право ………………………. Права меньшинств Идеология ………… воздействие, манипуляция Наука ………………. Относительность истины Было Стало Обобщение учителя: таким образом появление форм общественного сознания, их место и роль меняется в различных типах общества. Так наиболее ранние формы общественного сознания – это искусство и религия. Затем появляются мораль и наука. Анализируя понятие справедливость, общество создало такую форму общественного сознания , как право. Наконец, в обществах современного типа складывается интегрированная форма общественного сознания – идеология. Мы убедились, что формы общественного сознания по разному проявляют себя в различных типах общества. 3 блок обобщающий. Предполагает:
Групповая работа: задание Группам предлагается определить символы религий и высказать свою позицию. Религии: буддизм, ислам, синтоизм. христианство, иудаизм, конфуцианство Групповая работа: оценить выражения по алгоритму «согласен -не -согласен» Группы обсуждают и выбирают позицию. Спикер группы объявляет выбор группы и обосновывает его Предлагаемые выражения:
Обобщение учителя: таким образом, каждая форма общественного сознания ценна и важна для общества. Ведь мы, живём в общении с себе подобными, а значит, имеем общие, постоянные признаки и свойства, сохраняем собственную идентичность. Это и отражается в формах общественного сознания. 4 блок. Подведение итогов урока. Рефлексия. Предполагает:
Учитель: сегодня на уроке проделана большая работа и мы должны оценить работу групп, каждого в группе. Обобщение учителя: итак, сегодня мы увидели, что общественное сознание – это многоплановая и сложная духовная система общества. Это огромный пласт , характеризующий общество. На последующих уроках мы продолжим изучение отдельных форм общественного сознания. Спасибо за активную и творческую работу. Домашнее задание: выучить определения форм общественного сознания , придумать свой символ для одной из форм общественного сознания и выразить его графически ( компьютерная графика или нарисовать на листе бумаги) Приложение № 1 Словарь урока. Сознание способность человека отражать действительность в идеальных образах; высший уровень психической активности человека как социальногосущества, обеспечивающий эффективность его взаимодействия с природной и социальной средой. Индивидуальное сознание – способность человека контролировать, планировать свою деятельность, анализировать опыт, извлекать из него уроки. Общественное сознание – это общее сознание, включающее единые формы отношения к деятельности и окружающему миру, единые стандарты поведения, единые формы взаимодействия, способы освоения природной среды. Идеология - система взглядов, в которой осознаются и оцениваются, отношения людей к действительности и друг другу. Искусство – это отражение мира в художественных образах. Формы искусства – балет, театр, музыка, живопись, архитектура, кино Наука – это эмоционально – рассудочная форма общественного сознания, наиболее объективно и доказательно отражающая окружающий мир в его закономерностях и причинно – следственных связях. Право – это система общеобязательных, формально определённых правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством. Мораль- система норм, правил, действий, которыми руководствуются люди в своем поведении Религия – система взглядов, в основе которой лежит понятие «священность». Религия - одна из форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворяющая его духовные потребности . Приложение № 2 Символы форм общественного сознания религия наука идеология Право Мораль Искусство |
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка урока обществознания в 11 классе по теме... Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Рекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации на... Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий... | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | ||
Методическая разработка урока Урок риторики по теме «Личное официальное письмо» Целью урока является изучение основных признаков личного официального письма, его структуры, этикетных частей и речевых формул | Урока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение... Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий... | Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора» | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном... Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе |