Скачать 108.79 Kb.
|
Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям. Методическая разработка может представлять собой: Разработку конкретного урока; Разработку серии уроков; Разработку темы программы: Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета; Разработку общей методики преподавания предметов; Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета. К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д. Требования, предъявляемые к методической разработке:
Структура методической разработки.
Структура текста методических указаний 1. На титульном листе методической разработки приводится: наименование учреждения (ГБОУ СПО «Новороссийский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края); заглавие (название) работы; вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание - специальность, курс);составитель данной работы (указывается ученая степень, звание, должность, ФИО составителя); данные о рассмотрении на заседании цикловой комиссии (№ протокола, дата рассмотрения); место и год издания. 2. Пояснительная записка состоит из обоснования темы и ее актуальности. 3. Стандарт по теме включает учебные цели:
6. Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.). 7. Литература: основная; дополнительная. В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов. Нормативные требования к структуре учебно - методического пособия (Всероссийский учебно - методический центр) 1.Место проведения занятия, оснащение: Кабинет, аудитория, лаборатория, больница и др.; необходимое оснащение:
2. Продолжительность изучения темы: Количество часов, отведенное на изучение данной темы. Если тема изучается в рамках различных организационных форм (лекции, семинары, практические занятия и др.), то необходимо структурировать тему. 3.Актуальность темы, мотивация к ее изучению: Обоснование значимости темы для формирования специалиста. Возможно представление в виде графлогической структуры или логико - дидактической структуры темы. 4. Формирование профессиональной компетенции (учебная цель), развитие общих компетенций (воспитательная и развивающая цели) через:
Учебная цель - достижение конкретной, конечной цели занятия - формирование компетенций. Конкретизируется в виде задач, которые формулируются в терминах деятельности студента и являются одинаковыми и для педагога и для студента. При задании цели необходимо учитывать следующие требования:
Развивающие цели - развитие общих компетенций - позновательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию, работать в команде, формирование системного мышления. Воспитательная цель - формирование ценностных установок и профессиональных качеств, осознанного отношения к профессии, понимания ее значимости. Задачи позволяют обеспечить определенность диагностичость цели, т.к. выражаются в терминах деятельности студента: Студент должен
5.Межпредметные и внутрипредметные связи. Графическое изображение того, где могут быть использованы полученные в ходе занятия знания, связь с другими дисциплинами(ПМ) , значимость изучаемой темы. 6.Задания для самоподготовки. Необходимы для управления самостоятельной работой студента при подготовке к занятию. Задания должны быть предложены в виде выполнения творческих работ. Литература, рекомендуемая для самоподготовки
Вопросы для самоподготовки
Этапы занятия и контроль их усвоения
Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока). Дидактические методы (по Лернеру И.Я.) 1.Информационно-рецептивный. 2.Репродуктивный. 3.Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский. Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.): 1.Фронтальный. 2.Индивидуальный. 3.Парный. 4.Коллективный. Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков) , воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.). Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок. Данные методические рекомендации содержат описание технологии и процедур составления учебно-методической разработки для обеспечения реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения. Учебное пособие предназначено для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования. |