Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: "Геометрический смысл производной"





Скачать 194.14 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: "Геометрический смысл производной"
Дата публикации09.07.2014
Размер194.14 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Информатика > Методическая разработка
МОУ «СОШ №12 с УИИЯ» г. о. Электросталь Московской области

Методическая разработка урока

в 11 классе социально-гуманитарного профиля



Тема: "Геометрический смысл производной"

Автор учебника: Алимов Ш.А.

Разработала:

учитель математики

Балабанова Н. Г.


2011 учебный год

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ

НЕПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
Переход современной школы на профильное обучение, широкое применение в образовательной практике информационных технологий в значительной мере способствует формированию и развитию способностей школьников, востребованных в их дальнейшем образовательном и профессиональном развитии. Новые условия развития образования требуют от современного учителя создания условий, позволяющих ученику раскрыть и реализовать собственный потенциал при консультационной поддержке учителя. Для реализации новых задач учителю, выступающему в новом качестве, необходимо осваивать новые приемы и формы организации учебной деятельности, в том числе информационно-коммуникационные технологии, применение которых в практике современного урока поможет найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса. Компьютер и его применение на уроках необходимое средство обучения. Сегодня с помощью ИКТ можно создать принципиально новые условия для работы с классом, дифференциации заданий, индивидуализации образовательных маршрутов учащихся.

Работа по апробации и внедрению в практику уроков математики новых форм и приемов использования ИКТ начинается с четкого определения цели их применения (с целью объяснения нового материала, закрепления изученного, обобщения на уровне сквозной темы, для проведения контроля знаний, для организации проектной деятельности и т.д.). Существует ряд вариантов использования ИКТ в практике урока.

Первый предполагает работу с применением мультимедийного комплекса (компьютер + проектор в учебном кабинете).

Второй вариант использования ИКТ - работа в компьютерном классе, дает возможность использования сети компьютерного класса для работы с мультимедийными дисками, электронными тренажерами. Ресурсы Интернет позволяют вести обучение с применением сборников самостоятельных работ, электронных пособий по разделам математики, электронных справочников, библиотек.

Второй вариант использования ИКТ (работа в компьютерном классе) требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать как групповую, так и индивидуальную работу учащихся.

Во-первых, учащиеся должны иметь четкое представление о последовательности действий при выполнении задания, предложенного учителем, (например, примерный алгоритм действий, план работы и т.д.).

Во-вторых, для каждого этапа урока учителю необходимо четко определить границы использования ресурса для выполнения задания (например, задание: заполнить таблицу и т.д.).

Правило третье: учащиеся должны четко представлять, каким будет итог выполнения задания на каждом этапе урока или в процессе изучения темы, которое проходит с применением ИКТ. Возможно, это будет небольшая самостоятельная работа, или схема, предложенная учителем в начале урока, и заполненная учеником в процессе работы.

Третий вариант использования ИКТ предполагает применение компьютера, ресурсов Интернет для организации проектной и исследовательской работы по предмету с консультационной поддержкой учителя. Применение мультимедийного комплекса создает широкие возможности для использования в практике урока мультимедийной презентации, приемы работы с которой необычайно широки.

Во-первых, презентация может быть подготовлена как учителем, так и группой учеников (учеником) по заданию учителя или собственной инициативе и может использоваться при объяснении, закреплении, обобщении материала, представлять самый сложный блок нового материала. Бесспорным достоинством использования презентации является то, что с ее помощью можно очень точно, полно и наглядно изучить самые большие и сложные темы учебной программы, а авторам, создающим ее, помогает научиться выделять главное, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, то есть развивать обобщенные умения учащихся. Если урок или фрагмент урока строится с использованием презентации, учителю необходимо продумать деятельность учащихся на каждом этапе урока с использованием презентации, учитывая требования к развитию умений, в первую очередь составляющих информационную компетентность. Также на основе презентаций для уроков математики можно создавать опорные схемы (алгоритмы) по алгебре, конспекты по геометрии (их еще называют «эйдос-конспекты»). Для создания эйдос-конспектов могут широко применяться цветовые, графические, художественные приемы наполнения презентаций. Составление алгоритмов и конспектов для организации и поддержки деятельности учащихся на уроке также создает широкие возможности для создания проблемной ситуации и ее решения на основе алгоритмов, приведенных в эйдос-конспекте.

В профильной школе проекты с применением ИКТ рассматриваются как учебно-познавательная деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата, что направлено на развитие информационной и других ключевых компетентностей.

В самом начале проекта с применением ИКТ нужно определить единые требования и условия по порядку предоставления материалов и их обработке, четко отслеживать выполнение общих требований на всех этапах реализации проекта. Иначе могут возникнуть большие сложности с дополнительной обработкой материалов (это потребует больших затрат времени и сил со стороны участников, которые на стадии завершения проекта занимаются переводом материалов в электронный вид и окончательной «доводкой» проекта).

Работа над проектом с самого первого шага требует четкой организации, обязательного выполнения общих договоренностей между всеми участниками проекта, поэтому уже на первом сборе проектной команды необходимо:

  • Сделать презентацию будущего проекта, определить его цели, обозначить этапы, провести коллективное обсуждение;

  • Сформировать группы по интересам;

  • Определить количество групп и количество участников в каждой группе (предпочтительно 3-5-7 человек, в зависимости от задач, которые поставлены перед каждой группой);

  • Распределить функции, четко определить задачи для каждой группы и каждого участника проектной группы;

  • Договориться об использовании и принципах отбора источников информации для «наполнения» проекта;

После старта проекта, его координаторам рекомендуем отслеживать работу каждой группы, придерживаясь примерного плана:

1. Сбор информации;

2. Аналитическая работа по обработке материалов;

3. В начале проекта и на каждом новом этапе - консультации и рекомендации учителя по дальнейшей работе для каждой группы и участника;

4. Корректировка материалов;

5. Дальнейший поиск и обработка информации;

6. Начало работы групп, отвечающих за разработку дизайна и перевод информации в электронный вид;

7. Анализ вновь подготовленных материалов - обсуждение в группах - консультация учителя;

8. Обобщение материалов, корректировка дизайна;

9. Окончательное оформление материалов;

Все это позволит успешно провести два завершающих этапа проекта: «защита» (презентация) проектной работы и этап самоанализа деятельности групп в проекте, а также представить первые итоги внешней оценки. Эта часть проектной работы особенно важна: анализ сильных и слабых сторон организации и качества итоговых материалов поможет избежать сложностей и возможных ошибок при организации и проведении следующего проекта.

Разработка урока в 11 классе

Тема: "Геометрический смысл производной"

Урок по теме "Геометрический смысл производной" проводится после изучения производных некоторых элементарных функций. По программе на неё отводится 3 часа. Разработка первого урока включает в себя изучения нового материала, повторение свойств линейной функции, первичное закрепление. При актуализации знаний предлагаются задания из материалов ЕГЭ.

Цели урока:

  • Образовательные

  • познакомить с геометрическим смыслом производной;

  • закрепить навыки нахождения производных элементарных функций;

  • работа по составлению уравнения касательной к графику функции;

  • проверить знания таблицы производных и правил дифференцирования.

  • Развивающие

  • Развитие логического мышления;

  • Развитие познавательного интереса;

  • Развитие обобщения;

  • Развитие навыков анализа;

  • Развитие самостоятельности.

  • Воспитывающие




  • Воспитание самодисциплины, культуры умственного труда,
    интереса к знаниям;

  • Воспитание внимательности;

  • Способствовать развитию навыков самоконтроля при выполнении самостоятельной работы в форме ЕГЭ.


Вид урока: урок теоретической работы и практической самостоятельной

работы.

Средства: компьютер, проектор, Power Point презентация и тест, учебник, раздаточный материал.

Формы организации педагогической деятельности: фронтальная, парная,

индивидуальная.

План урока:

♦ Приветствие. Организационный момент. (3 мин).

♦ Проверка пройденного материала (10 мин).

♦ Объяснение нового материала (10 мин).

♦ Закрепление материала (10 мин)

♦ Обучающая самостоятельная работа (7 мин).

♦ Общий итог по теме (5 мин).

Ход урока:

Учитель


Ученики

Средство

Здравствуйте! Откройте тетради и запишите тему урока: Геометрический смысл производной.

Сегодня на уроке мы поучимся составлять уравнение касательной к графику функции в точке.

Записывают тему.

PowerPoint презентация. Слайд проектора.

А сейчас вам предстоит оценить свои знания, умения и навыки по теме «Таблица производных элементарных функций и правила дифференцирования», в этом вам поможет компьютер, на котором вы пройдете тестирование и получите отметку.


Ученики по группам в 12 человек проходят тест (т.к. в компьютерном зале 12 компьютеров). Остальным задаются вопросы на повторение по теме «Линейная функция».

Компьютер, PowerPoint тест.

(предварительно создать папку «test» на диске C)

Постройте график функции:

1) y = х – 1;

2) y = -2x + 1.

Найти тангенс угла, образованного построенной прямой с осью Оx. Выяснить, является ли эта функция возрастающей, убывающей.

Ученики в тетрадях выполняют задание.

PowerPoint презентация.

Слайды с графиками данных функций.

Учитель


Ученики

Средство

Итак, графиком линейной функции

y = kx + b является прямая. Число k = tg называют угловым коэффициентом пря­мой, а угол  — углом между этой прямой и осью Ох.

Если k>0, то  - острый угол; в этом слу­чае функция возрастает и, говорят, что прямая направлена вверх.




Если k<0, то  - тупой угол; в этом случае функция y = kx + b убывает и, говорят, что прямая направлена вниз.




Ученики слушают.

PowerPoint презентация. Динамические слайды

Объяснение нового материала.

Выясним геометрический смысл производной дифференцируемой функции y = f(x). Пусть точки А и М принадлежат графику функ­ции

y = f(х).



Пусть х и x+h — абсциссы точек А и М, тогда их ординаты равны f (х) и f(x+h). Из треугольника АСМ, где С (x+h; f(x)), найдем угловой коэффициент k прямой AM, который зависит от h (его можно рассматривать как функцию k(h)).

Тогда , где МС =

= f(x + h) — f(x), AC = h, т. е.

k(h)= .

Пусть число х фиксировано, а h0, тогда точ­ка А неподвижна, а точка М, двигаясь по графику, стремится к точке А. При этом прямая AM стремится занять положение некоторой пря­мой, которую называют касательной к графику функции y = f(x), потому что , существу­ет и равен

f '(х). Итак,
f'(x)= tg 


Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.

k = tg a = f ' (х0)

ЗАДАЧА

Написать уравнение касательной к параболе у = х2 в точке (1; 1).


РЕШЕНИЕ

Производная функции f(x) = x2 равна

f ' (х) = 2х. Если y = kx + b — уравнение прямой АВ, то k = tg  = 2, т. е. уравнение касательной имеет вид у = 2х + b. Подставляя в это уравнение координаты точки (1; 1), получаем 1 =21 + b, откуда b = — 1. Сле­довательно, у = 2х—1 уравнение искомой ка­сательной.

Аналогично тому, как это сделано в задаче, вы­ведем уравнение касательной к графику диффе­ренцируемой функции в точке (х0; f(xQ)).

Если y = kx + b — искомое уравнение, то по фор­муле (2) находим k = tg a = f ' 0),

т. е. уравнение касательной имеет вид

y = f ' 0) х + b. Подстав­ляя в это уравнение координаты точки (x0 ; f0)), получаем

f 0) = f ' 0) х0 + b , откуда

b = f(x0) — f '(xo)xo.

Итак, уравнение касательной

y = f '(xo)x+f (x0)—f '(xo)xo, или

y = f (x0) + f '(xo)(x - xo).




Слушают, записывают в тетради задачу.

PowerPoint презентация. Динамические слайды

АЛГОРИТМ

Пусть задана функция y = f(x),

где f(x) - формула

  1. Записать в общем виде уравнение касательной y = y (xo) + y '(xo)(xxo)

  2. Вычислить y o)

  3. Найти y ' (х)

  4. Вычислить y '(xo)

  5. Подставить в него заданное значение xo и вычисленные значения y o)

и y ' (хo), затем полученное уравнение преобразовать к виду y = kx + b.

ЗАДАЧА


Выполнить по алгоритму: написать уравнение каса­тельной к графику функции у = 2х2 - 1, в точке с абсциссой х0 = 3.

РЕШЕНИЕ:

1)у'=4х

2) у' (3) = 4·3 = 12

3)у(3) = 2·32-1 = 17

4)у= 17+ 12(х-3)

у=12х-19


Записывают в тетради алгоритм составления уравнения касательной к графику функции в точке.

PowerPoint презентация. Слайд проектора.

Учебник.

Сейчас мы потренируемся составлять уравнение касательной. Откройте учебник на странице 251. Выполним упражнения:

№ 860 (1).

Ученик у доски и выполняет задание.

ОБУЧАЮЩАЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ

ПО МАТЕРИАЛАМ ЕГЭ

С

А 1

оставить уравнение касательной к графику функции, заданной формулой в точке с абсциссой x0:



1)

y = -17x + 2

2)

y = -x + 12

3)

y = 17x - 2

4)

y = 17x - 26


А 2






1)

y = 4x + 40

2)

y = -18x - 10

3)

y = 18x + 8

4)

y = 8x +18


А 3






1)

y = 33x + 24

2)

y =- 24x + 63

3)

y = 24x + 33

4)

y = 24x - 63


А 4






1)

y =- 2x - 4

2)

y = - 16x -18

3)

y = 4x + 2

4)

y = 2x + 10

А 5





1)

y = -6x + 14

2)

y = 6x - 14

3)

y = 14x - 6

4)

y = 6x + 18



А 6






1)

y = 14x - 12

2)

y = -14x - 12

3)

y = 14x + 12

4)

y = 16x + 32


А 7






1)

y = 42x + 42

2)

y = 24x - 24

3)

y = - 24x + 24

4)

y = 42x - 6


А 8






1)

y = 5x - 12

2)

y = 11x - 5

3)

y = 8x + 12

4)

y = - 5x + 11


А 9






1)

y = 5x - 5

2)

y = 28x - 53

3)

y = -12x + 19

4)

y = 12x - 19


А 10









1)

y = -26x - 20

2)

y = 20x + 26







3)

y = -20x - 26

4)

y = -8x - 34




А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

3

3

4

1

2

2

3

4

3




Ученики в тетрадях выполняют самостоятельную работу по материалам ЕГЭ и записывают решение в бланках ответов.


PowerPoint презентация.

Проверка ответов самостоятельной работы по слайду проектора.

Итак, сегодня на уроке мы:

  • познакомились с геометрическим смыслом производной;

Вопрос: в чём он заключается?

  • закрепили навыки нахождения производных элементарных функций;

  • поработали по составлению уравнения касательной к графику функции;

Вопрос: кто запомнил вид этого уравнения?

  • проверили знания таблицы производных и правил дифференцирования.

По результатам, прошедшего сегодня

тестирования, каждый ученик получает оценку.


Ученики отвечают.

PowerPoint презентация. Динамические слайды

Если остаётся время, учитель даёт задание из дополнительного материала учебника:

№865 (1)

Ученики решают.

Учебник

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: учебник §48 (задача 1, задача 2), упражнения № 860(2), 868

Ученики записывают домашнее задание.

PowerPoint презентация. Слайд проектора.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconЛ. Сердюкова, г. Сочи, Краснодарский край ~ ~ В8 Геометрический смысл производной. Ф. И. Часть 1
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconУрока: Обобщающее повторение. Геометрический смысл производной
Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Закрепить знания о зависимости между значениями...
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconКонспект урока Тема урока: «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной»
Цель урока: Научить проводить анализ условия задачи, выделять главный вопрос задачи, научить выстраивать шаги решения, конструировать...
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель сообщает план урока, используя презентация к уроку Геометрический смысл производной функции (слайд №1-2) (приложение №1)
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconУрок по теме «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной»
Цель урока: Научить проводить анализ условия задачи, выделять главный вопрос задачи, научить выстраивать шаги решения, конструировать...
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Касательная к графику функции. Понятие о производной, ее геометрический и механический смысл. Правила дифференцирования суммы, произведения,...
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconУрока по математике в 6 «А» классе по теме «Решение уравнений, содержащих модуль»
Повторить определение модуля, противоположного числа, геометрический смысл модуля
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconКонспект урока алгебры и начала анализа «Поговорим о производной»....
Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей выполнения работы
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconЗадачи на механический смысл производной. Учитель математики Бобрус В. А
Однако целесообразно внедрять задачи на физический смысл производной на других уроках, на факультативных занятиях, т к это способствует...
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconМетодическая разработка урока английского языка во 2 классе. Тема урока: «Мои друзья животные»
Развивать умения монологической и диалогической речи учащихся с использованием схем
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconМетодическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном...
Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconРазработка урока по алгебре и началам анализа в 10-м классе Тема:...
Учащиеся: При а?0 выражение ах не всегда имеет смысл, например, не имеют смысла выражения
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconМетодическая разработка урока в 9-м классе Тема урока «Синтез искусств:...
Характеристика учащихся: Общеобразовательный класс, с устойчивой учебной мотивацией, вокальные данные детей хорошие
Методическая разработка урока в 11 классе социально-гуманитарного профиля Тема: \"Геометрический смысл производной\" iconУрок» номинация: Методическая разработка урока тема: «Смысл названия...
Подобная организация урока позволяет учащимся проявить интеллектуальные и творческие способности, фантазию детей. Изучаемое произведение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск