Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок





Скачать 124.67 Kb.
НазваниеР п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок
Дата публикации04.08.2013
Размер124.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

р.п.Новая Майна Мелекесского района

Ульяновской области

Разработка урока на Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Урок-2020»

в номинации «Среднее общее образование»

по биологии в 10 классе на тему:

«Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики».

Автор: учитель биологии и химии

высшей категории

Сутягина Марина Александровна

2012 год

Урок биологии в 10 классе по теме: «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики».

Цели урока:

Обучающие:

  • Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

  • Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.

  • Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.

  • Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.

  • Познакомить с логикой научного открытия.

  • Способствовать формированию ключевых биологических компетентностей.

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.

  • Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.

  • Вырабатывать навыки самооценки.

Воспитательные:

  • Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.

  • Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля.

  • Воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся.

Звучит музыка, на её фоне зачитывается притча.

Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которыми кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…

Что ответил философ?

«Площадь большого круга – это познание мною, а площадь малого круга – познание вами. Как видите, знаний у меня действительно больше чем увас. Но всё вне этих кругов – это непознанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов. На сегодняшнем уроке мы постараемся снять часть из них.

2. Изучение нового материала.

Слайд 1. Тема нашего урока: генетика – наука о …. Ребята, продолжите, о чём это наука? (учащиеся говорят).

Слайд 2. Высвечивается тема и записывается в тетрадь. А какова же наша цель? (учащиеся высказывают своё мнение). На слайде постепенно выходят цели урока:

1. Сформировать знания о генетике как науке, о наследственности и изменчивости организмов.

2. Познакомиться с историей, основными методами и задачами генетики.

3. Раскрыть сущность гибридологического метода.

4. Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемым проблемам генетики.

5. Воспитывать информационную культуру.

Слайд 3. Учитель предлагает план урока, который учащиеся записывают в тетрадь.

  1. Краткая история развития генетики.

  2. Из биографии Грегора Менделя.

  3. Роль других наук в возникновении генетики.

  4. Работы Г. Менделя

  5. Методы генетики.

  6. Сущность гибридологического метода.

  7. Модель генетики как науки, её разделы.

  8. Сравнение классических и современных идей о природе гена.

  9. Значение генетики.

Слайд 4. Ставится проблемный вопрос: Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящий из сходных между собой особей? (выслушиваются мнения ребят).

  1. Слайд 5-6. Раздел «Основы генетики» вы уже изучали в 9 классе. Давайте проверим ваши базовые знания. На слайдах 5 вопросов, за 3 минуты вы выполняете тест.

1.)Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?

А) В. Мишер

Б) А. Уотсон

В) Г.Мендель

2) Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?

А) Цитология

Б) Генетика

В) Дарвинизм

3.)Что такое генетика?
А) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?
Б) Наука, изучающая строение клетки.
В) Наука о жизни.

  1. Что такое ген?

А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.

Б) Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосом

В) Совокупность внешних и внутренних признаков.

5) Что такое гибрид?

А) Родительская особь.

Б) F1.

В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.

Слайд 7.Предлагаю теперь вам проверить себя и оценить (на слайде правильные ответы и критерии оценок).

1-В

2-Б

3-А

4-Б

5-В

Критерии оценок:

Без ошибок- 5

1 ошибка - 4

2 ошибки - 3

3 и более - 2

Слайд 8. А какова же история классической генетики? Давайте её рассмотрим (сообщения учащихся). Остановиться на учёных (на слайде портреты учёных).

Иозеф Готлиб Кельрейтер (1733-1806) – первые исследования по гибридизации в России. Занимался главным образом получением межвидовых гибридов. Не обратил внимание на наследование отдельных признаков, что помешало ему открыть закономерности наследования.

Французский исследователь Сарже (1763-1851)- первый ввёл представление о контрастных, или альтернативных (взаимоисключающих) признаках и построил ряды контрастных пар родительских признаков для некоторых видов растений.

Грегор Мендель - чешский исследователь. В 1866 году вышел в свет его труд «Опыты над растительными гибридами», в котором изложены закономерности наследования, открытые им в результате восьмилетних исследований на различных сортах гороха.

1900 год - официальная дата рождения науки, когда сразу в 3-х лабораториях

Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга «переоткрыли законы наследования признаков, установленные Грегори Менделем.

- Как вы думаете, каковы же причины, приведшие к успеху Менделя? Поработайте с учебником на странице 138 и найдите ответ.

  • Личностные качества (аккуратность, скрупулёзность, педантичность, аналитический ум)

  • Впервые применил математические методы и статистическую обработку материала в биологии.

  • Удачный выбор объекта.

Слайд 9. Ребята, а почему именно горох посевной был выбран объектом исследований Менделя? (ответы учащихся, найденные в учебнике)

- имеет короткий жизненный цикл;

- большое количество потомков;

- особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;

-наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);

- возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.

Слайд 10. О горохе даже слагались стихи, вот одно из них. Давайте его прочитаем.

А.Кушнер

Вот кто поработал во славу науки - горох!

Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

Вот кто для генетики мок под дождями и сох

Под ветром, кого увлекала и грела идея!

И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

В наследственность верил и гибко считал варианты.

И ежели друга найти в поколенье другом

Не смог, не печалься, быть может, найдешь его

Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.

Слайд 11.На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки (сообщение ученика).

Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.

Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.

Статистика - раздел математики.

Слайд 12.А логика любого научного открытия такова (на слайде схема).

Ипрямая со стрелкой 1прямая со стрелкой 2прямая со стрелкой 3прямая со стрелкой 4дея Факты и явления Гипотезы Законы Теории

Слайд 13.– В чём же заключается вклад Менделя?

  1. Показал, что наследуются не признаки, а факторы (задатки).

  2. Показал, что наследственность не слитная, а дискретная.

  3. Вывел первые законы.

  4. Ввёл новые понятия (доминантность, рецессивность).

  5. Ввёл буквенные обозначения и запись схемы скрещивания.

  6. Ввёл новый методический подход: упростил проведение эксперимента, выбрав альтернативные признаки. Изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал правильную биологическую интерпретацию. Впервые применил гибридологический метод.

Слайд 14. Любая наука имеет свои методы исследования (схема на слайде с классификацией методов).

Методы делятся на специфические (гибридологический метод) и неспецифические (цитогенетический, иммуногенетический, онтогенетический, популяционно-статистический и генеалогический).

Учитель даёт пояснение каждому методу.

Слайд 15. – В чём же сущность гибридологического метода? (на

странице 139 учебника найдите характеристику этого метода и его этапы)

Гибридологический метод - это анализ, характеристика наследования признака с помощью скрещиваний. Этот метод включает в себя несколько этапов:

  1. Проверка признака на константность в течение 2-3-х лет.

  2. Изучение отдельных альтернативных признаков.

  3. Строгий количественный учёт всех потомков в каждом поколении по каждому признаку.

  4. Индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.

Слайд 16. Современная генетика- наука комплексная и имеет следующие разделы:

  • Биохимическая;

  • Физиологическая;

  • Экологическая;

  • Эволюционная;

  • Генетика микроорганизмов;

  • Популяционная генетика;

  • Молекулярная генетика и др.

Слайд 17. Итак, генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. А какова же модель этой науки? Попытайтесь её нарисовать в своих конспектах (приложение 1).Один учащийся выходит к интерактивной доске и рисует схему на пустом слайде.

Слайд 18. Сегодня на уроке мы с вами повторили очень много основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, гены. Это наш понятийный аппарат урока.

Слайд 19.Задание для учащихся (им раздаются листочки с текстом)

Сравните классические и современные идеи о природе гена и сформулируйте современное определение гена.

Классические идеи о природе гена.

Ген в свете молекулярной генетики

  1. Ген - морфологический объект, участок хромосомы.

  2. Ген - единица мутации. Функции и рекомбинации.

  3. Ген- неделимая единица.

  4. Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов.

  5. Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов.

  1. Ген - физико-химический объект. Участок молекулы ДНК.

  2. Ген – единица функции, мутации, и рекомбинаций; последней подвергаются и более мелкие единицы.

  3. Ген делим, обладает сложной структурой.

  4. Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах.

  5. Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

  6. Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах (у прокариотов).

Ген - это материальная и функциональная единица наследственности, которая определяет развитие признака или функции.

А теперь выполним терминологический диктант. Необходимо соотнести определения с терминами.

Внимательно прочтите определения и вставьте номера правильных терминов в таблицу:

  1. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости –

  2. Совокупность всех генов организма –

  3. Совокупность всех признаков организма –

  4. Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –

  5. Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –

  6. Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении –

  7. Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении –

  8. Наследственный фактор –

  9. Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака –

  10. Основоположник генетики –

Термины:

  1. Ген

  2. Генетика

  3. Гомозигота

  4. Гетерозигота

  5. Доминирование

  6. Фенотип

  7. Генотип

  8. Рецессивный ген

  9. Аллели

  10. Г. Мендель

Слайд 20.Высвечиваются ответы и критерии оценки (взаимопроверка).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

7

6

5

8

3

4

1

9

10

Слайд 21.Проблемный вопрос учащимся

Почему многим учёным в течение длительного времени не удавалось выяснить закономерности наследования признаков от родительских форм к потомкам, не смотря на то, что они проводили большое количество опытов по гибридизации растений и животных?

Слайд 22. Формулируется домашнее задание.

  1. Проработать параграф 3.10

  2. Составить тест или кроссворд, используя генетические термины.

  3. Подготовить сообщения:

- Значение генетики для медицины.

-Значение генетики для сельского хозяйства.

- Значение генетики для микробиологической промышленности и биотехнологии.

Слайд 23.Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.

  1. Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и значимыми?

  2. Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?

  3. Какой материал данной темы нуждается в дополнительной доработке?

  4. По каким вопросам вы хотели бы получить дополнительные сведения, новейшую научную информацию?

  5. Какие вопросы вы сами хотели бы включить в изучение по данной теме?

Слайд 24. Подводятся итоги урока, и зачитывается стихотворение.

Как вы понимаете смысл этих строчек?

Слайд 25. Уходя с урока, учащиеся размещают свои рожицы на витках спирали ДНК, чем выше, тем выше их уровень знаний, полученных на уроке.

Список использованной литературы:

1. Спирина Е.В. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Трудные вопросы цитологии и генетики. УИПК ПРО г. Ульяновск 2009 год – 82 с.

2. Киселёва З.С. и Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 класса. М., «Просвещение», 1977 год – 176 с.

3.Лобашев. М.Е. Генетика. - Л.: Университет.1967.- 750с

4.Петров Д.Ф. Генетика с основами селекции. – М.: Высш. шк.- 1976.-416 с.

овал 6Приложение 1 (схема модель науки генетики)

овал 9

овал 7овал 8овал 10овал 11овал 12овал 13


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Степная Васильевка Мелекесского района Ульяновской...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области-...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconПроект правительство ульяновской области постановление
Внести в постановление Правительства Ульяновской области от 21. 12. 2012 №611-п «О мерах по реализации Программы поддержки занятости...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconЗакон Ульяновской области от 9 марта 2010 года №14-зо «О внесении...
Вопрос №1: «Об итогах проведения Года учителя на территории Ульяновской области в 2010 году»
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учредителем конкурса педагогических работников общеобразовательных учреждений Ульяновской области «Через урок к правовому просвещению»...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconОтчет о работе Министерства труда и социального развития Ульяновской...
Основные проблемы, задачи структурного подразделения Правительства Ульяновской области, исполнительного органа
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconРешение Об утверждении порядка рассмотрения и утверждения проекта...
Ерации, Федеральным законом от 06. 10. 2003 n 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные проблемы, задачи структурного подразделения Правительства Ульяновской области, исполнительного органа государственной власти...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconРежим работы мкоу сош №2 р п. Новая Майна
Учебная нагрузка и режим занятий составлен согласно санитарно–гигиеническим требованиям к организации образовательного процесса и...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconПриказ №03-пр Об утверждении Административного регламента исполнения...
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconДоклад Губернатора Ульяновской области С. И. Морозова об основных...
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Культура России (2012 2018 годы)» (далее Программа)
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconМуниципального образования Тосненский район Ленинградской области
Ерации, Федеральным законом от 06. 10. 2003 n 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование отрасли...
Директор Областного государственного бюджетного учреждения «Электронный Ульяновск»
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconОб утверждении программы «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2013-2020 годы»
Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconКнига VIII «Новая цивилизация», ч. 1
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Р п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области Разработка урок iconКомплексный анализ текста при подготовке к гиа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новая Кармала муниципального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск