Скачать 185.2 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. ГЕРПЕТОЛОГИЯ Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Профиль подготовки «Зоология» Специализация «Зоология позвоночных» Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол«______» ____________2011 г. Зав. кафедрой Н.С. Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии ________________________ Рабочая программа по курсу «Герпетология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». Приказ Министерства образования и науки № 101 от 04 февраля 2010 года. Общий объем курса 72 часа. Из них – лекции 14 ч., семинарские занятия – 24 ч, самостоятельная работа студентов – 34 ч. Экзамен в пятом семестре. Общая трудоемкость курса - 2 зач. ед. Авторы: Куранова Валентина Николаевна, к. б. н., доцент Рецензент: Сучкова Н.Г. , к. б. н., доцент
Цель освоения дисциплины «Герпетология» - вооружить студентов-бакалавров современными знаниями по батрахологии, герпетологии и зоотоксинологии, которые необходимы в научной и практической деятельности. В задачи учебного курса входит: 1 - рассмотрение особенностей организации и экологии земноводных и пресмыкающихся, систематики, происхождения и филогении, а также значения их в природе и жизни человека; 2 – знакомство с историей науки, современными проблемами и направлениями в развитии батрахологии и герпетологии, вопросами рационального использования и сохранения биоразнообразия земноводных и пресмыкающихся. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Дисциплина «герпетология» является компонентом вариативной части профессионального цикла компонента Б.3 учебного плана подготовки бакалавра по направлению 020400 - «Биология». Читается на третьем году бакалавриата, в пятом семестре. Для успешного освоения курса студенты предварительно проходят подготовку по дисциплинам «зоология позвоночных», «методики зоологических исследований» и «малый анатомический практикум», где приобретают необходимые профессиональные компетенции по особенностям анатомической организации, происхождению, эволюции, образу жизни и систематике хордовых животных, а так же экологии, физиологии и биохимии и эмбриологии животных. Герпетология является одной из специальных дисциплин по направлению «зоология позвоночных» и «экология». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Герпетология»: В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра биологии: 1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Проявлять зоологическую и экологическую грамотность и использовать ее в области биологии в жизненных ситуациях (ОК-1, ОК-8); 2. Демонстрировать базовые представления о разнообразии земноводных и пресмыкающихся (ПК-1), закономерностях воспроизводства и индивидуального развития (ПК-8). Использовать методы наблюдения, описания, классификации земноводных и пресмыкающихся (ПК-2). Знать принципы мониторинга, оценки численности ресурсных видов, их использования и охраны (ПК-12). Заниматься просветительской деятельностью среди населения (ПК-23). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: 1 - особенности организации и образа жизни, происхождение и эволюцию земноводных и пресмыкающихся; 2 – строение ядовитых аппаратов, химическую природу и молекулярную структуру токсинов, механизмы их поражающего действия; 3- вопросы охраны и рационального использования земноводных и пресмыкающихся; 4 – знать современную литературу в области батрахологии и герпетологии. Уметь применять теоретические знания в профессиональной и практической деятельности. Владеть методами планирования и проведения батрахологических и герпетологических исследований. 4. Структура и содержание дисциплины «Герпетология» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Темы и краткое содержание дисциплины Тема 1. Введение в курс «Герпетология». Практическое значение земноводных и пресмыкающихся. Герпетология, ее задачи, принципы, методы и направления исследований. Деление на собственно герпетологию и батрахологию. Взаимосвязь с другими учебными дисциплинами: зоологией позвоночных, сравнительной анатомией, эмбриологией, экологией, большим зоологическим практикумом и зоотоксинологией. Значение амфибий и рептилий в жизни людей. Земноводные и пресмыкающиеся как объекты научных исследований. Экономическое значение амфибий и рептилий. Тема 2. Краткий очерк истории герпетологии. Интерес к амфибиям и рептилиям у людей в доисторический период и накопление сведений о них на протяжении исторического развития общества. Первые научные сведения о земноводных и пресмыкающихся в работах античного времени (Аристотель, Плиний Старший и др.) дальнейшее развитие изучения амфибий и рептилий: К.Геснер (XVI в.), У. Альдовани (XII в.), Дж. Рей (XVI в.), К. Линней (XVIII в.). Становление герпетологии как самостоятельного раздела зоологии в XVII – первой полoвине XX веков. Исследования И. Лаурентия, И. Мюллера,Т. Гексли, Дж. Буленджера, К. Гофмана, Б. Дюригена, Э. Шрейбера, А. Брема, К. Шмидта, Р. Мортенса, А. Себа. Значение русских и советских ученых в развитии герпетологии. Первые академические экспедиции (П.С.Паллас, И.И. Лепехин и другие); фаунистические и экологические исследования в области герпетологии в XIX – начале XX вв.: работы Э.А. Эверсмана, И.А. Криницкого, А.А. Штрауха, А.М. Никольского, Я.В. Бедряги, Л.А. Лентца, А.А. Браунера. Развитие герпетологии в СССР и России в ХХ-ХХI вв.: преобладание фаунистических и экологических работ на начальном этапе. Основные направления герпетологических исследований: систематика, фаунистика (С.А.Чернов, Г.Ф. Сухов, П.В.Терентьев, И.С. Даревский, Н.Н. Щербак), экология (Б.А. Красавцев, И.С. Емельянов, А.Г. Банников, А.К. Рустамов, С.С. Шварц), палеонтология (Л.И. Хазацкий, Л.И. Татаринов, Л.А. Несов, В.М. Чхиквадзе). Тема 3. Современные проблемы и направления в развитии герпетологии. Основные направления современной герпетологии. Перспективы герпетологических исследований. Новые направления в изучении земноводных и пресмыкающихся: амфибии и рептилии как объекты изучения микроэволюционного процесса, морфо-физиологические исследования органов чувств как основа для создания аппаратов и приборов в технике; изучение амфибийных и змеиных ядов. Тема 4. Происхождение земноводных и филогения отдельных групп.Морфобиологическая характеристика класса, как группы, обитающей «на границе воды и суши». Соотношение земноводных с различными группами рыб, их происхождение и эволюция. Ихтиостеги и герперогерпетон как промежуточноые группы между рыбами и земноводными. Стегоцефалы. Деление на подклассы Дугопозвонковых и Тонкопозвонковых. Эволюция в ряду Лабиринодонтов. Вопрос о происхождении хвостатых и бесхвостых земноводных. Критическая оценка теории Лиссамфибий. Современные представления о проблеме выхода позвоночных на сушу (исследования А.Н. Северцева, Ш.И. Шмальгаузена, А. Ромера, Д. Уотсона, Л.П. Татаринова). Филогенетические связи и происхождение отрядов хвостатых, бесхвостых и безногих амфибий. Тема 5. Систематика и географическое распространение земноводных. Систематика амфибий, деление на подклассы. Характеристика современных отрядов. Отряд Хвостатые. Общая характеристика, деление на подотряды и семейства. Биологическая характеристика представителей отдельных отрядов и семейств. Отряд Безногие. Черты строения, отражающие примитивность и специализацию группы. Распространение безногих и краткий очерк их биологии. Отряд Бесхвостые, или Прыгающие. Видовое разнообразие и современное распространение на Земле. Деление на подотряды и семейства. Общая характеристика подотрядов и семейств, биология отдельных представителей. Батрахогеографическая характеристика частей света. Батрахофауна России, ее состав и размещение по ландшафтным зонам. Редкие и исчезающие виды. Тема 6. Морфофизиологические особенности земноводных как примитивных наземных позвоночных. Условия существования и биотопические требования земноводных как группы, обитающей «на границе двух сред». Морфобиологические адаптации к жизни в различных условиях существования. Тема 7. Суточный и сезонный цикл земноводных. Сезонная и суточная цикличность. Миграции. Территориальное поведение и чувство дома (хоминг). Годовой цикл земноводных. Роль абиотических факторов (температура, влажность, свет и др.) в жизни земноводных. Тема 8. Питание. Враги и паразиты. Уродства и болезни. Пищевые объекты и приспособления к поеданию различных типов добычи. Возрастная изменчивость в питании. Каннибализм. Естественные враги. Демонстрационное поведение. Защитные приспособления, предупреждающая и приспособительная окраска. Пищевые цепи. Роль в биоценозах как консументов и продуцентов. Значение изучения питания амфибий. Роль амфибий в поддержании природноочаговых заболеваний. Тема 9. Размножение земноводных. Размножение и смена среды при развитии. Половой диморфизм и его назначение при спаривании. Голосовые реакции земноводных. Брачные сигналы как биологический изолированный механизм. Внутреннее и наружное оплодотворение. Возраст наступления половой зрелости. Яйца и личинки. Плодовитость земноводных. Форма, размеры, окраска кладок. Тема 10. Развитие земноводных. Развитие и рост хвостатых, бесхвостых и безногих амфибий. Внешние факторы, влияющие на эмбриональное и личиночное развитие. Метаморфоз и его биологическое значение. Наземное развитие, яйцеживорождение. Забота о потомстве. Гиногенез и полиплоидия у земноводных. Тема 11. Структура популяций земноводных, численность и ее динамика. Предельный средний возраст разных видов и популяций земноводных. Изменения возрастного состава в пределах одной популяции. Характер приспособительного значения возрастной структуры популяции. Соотношение полов в популяции. Размерно-половая структура популяции. Изменение соотношения полов во время размножения. Основные закономерности динамики численности и биомассы популяций земноводных. Основные причины колебания численности. Тема 12. Эволюционно-морфологические особенности пресмыкающихся. Условия существования, ландшафтное и биотопическое распределение различных групп пресмыкающихся. Морфобиологические адаптации к жизни в различных условиях существования (древесные, водные, болотные, пустынные, горные, роющие и другие жизненные формы). Тема 13. Происхождение пресмыкающихся и их эволюция. Условия жизни на Земле в конце палеозоя и морфо-экологические предпосылки освоения тетраподами суши. Котилозавры и их родственные отношения с рептилиморфными стегоцефаллами. Амфибийные и рептилийные черты в строении сеймурии как формы, занимающей промежуточное положение между земноводными и пресмыкающимися. Эволюция черепа древних пресмыкающихся и деление на группы анапсид, синапсид, диапсид: древнейшие представители каждой из этих групп. Завропсидный и тетрапсидный пути развития. Теории, объясняющие вымирание древних пресмыкающихся в конце мезозоя. Предковые формы и пути происхождения черепах. Предковые формы и теории, трактующие происхождение змей. Тема 14. Систематика и географическое распространение пресмыкающихся Систематический очерк современных пресмыкающихся. Деление на подклассы и отряды. Отряд Черепахи. Своеобразие их организации, современное распространение. Деление на семейства, краткая их характеристика и биология отдельных представителей. Хозяйственное значение некоторых видов. Отряд Клювоголовые. Время возникновения отряда и распространение его в прошлом. Современный ареал клювоголовых. Очерк биологии гаттерии. Отряд Чешуйчатые. Деление его на подотряды: хамелеоны, ящерицы, амфисбены и змеи. Общая характеристика подотрядов, деление их на семейства. Современное распространение отдельных групп на Земле и биология некоторых представителей. Филогенетические связи в отряде Чешуйчатых. Отряд Крокодилы. Особенности их организации, эволюция группы, ареал. Современные семейства и значение их для человека. Герпетологическая характеристика частей света. Герпетофауна России и сопредельных территорий, ее состав, относительное богатство и размещение по ландшафтным зонам. Редкие и исчезающие виды. Тема 15. Годовой цикл пресмыкающихся. Сезонная и суточная цикличность. Зимняя и летняя «спячки», линька, миграции и перемещения. Территориальное поведение и чувство дома (хоминг). Навигация морских черепах и ориентация наземных видов. Температурные адаптации и экологическая терморегуляция. Тема 16. Размножение и развитие пресмыкающихся. Структура популяций. Демонстрационное и брачное поведение. Брачные турниры. Моно- и полигамия. Строение, количество и типы яиц. Яйцеживорождение и живорождение. Причины перехода к живорождению. Партеногенез и полиплоидия у пресмыкающихся. Забота о потомстве. Постэмбриональный рост и продолжительность жизни. Расселение молодняка. Половозрастная и пространственная структура популяций рептилий. Определение возраста. Численность и ее колебания. Тема 17. Питание. Враги. Роль пресмыкающихся в биоценозах. Пищевые объекты и приспособления к поеданию различных типов добычи (адаптации к поеданию птичьих яиц и заглатыванию крупной добычи). Способы охоты. Сезонность питания. Отложение резервных питательных веществ. Роль жировых тел в организме рептилий. Активная и пассивная защита. Эпидемиология змеиных укусов и их профилактика. Предупреждающая и защитная окраска. Мимикрия. Способность к изменению окраски. Естественные враги пресмыкающихся. Роль в биоценозах как продуцентов и консументов. Тема 18. Вопросы охраны и рационального использования земноводных и пресмыкающихся. Проблема охраны амфибий и рептилий. Изменение условий их существования в результате хозяйственной деятельности человека. Прямое истребление животных людьми. Вопросы рациональной организации промысла отдельных видов, разведение животных в условиях питомников и специальных ферм. Создание зоокультуры амфибий и рептилий. Охрана редких и исчезающих видов. Международная деятельность в деле охраны амфибий и рептилий. 5. Образовательные технологии 5.1 Классические технологии обучения: лекции, семинары, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов; 5.2 Другие методы, включающие:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины. 6.1. Темы рефератов:
6.2. Примеры темы проведения письменных контрольных работ:
3. Питание пресмыкающихся. Приспособления к добыванию пищи.
6.3. Образцы экзаменационных билетов: - 5 семестр: Билет 1 1. Географическое распространение земноводных и пресмыкающихся. 2. Подотряд Скрытошейные черепахи (характеристика, представители). Билет 2
Билет 3 1. История отечественной герпетологии (вторая половина ХХ века; С.А. Чернов, П.В. Терентьев, А.А. Емельянов, Л.И. Хазацкий, И.С. Даревский, Н.Н. Щербак и другие) 2. Семейство Ложноногие змеи (рода Анаконда, Питоны, Удавы, Удавчики) Билет 4
Билет 5
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Герпетология» Основная:
Дополнительная:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. Компьютерный атлас-определитель земноводных России. http://zoometod. mybb.ru 2. American Museum of Natural History, New York, USA http://research.amnh.org/vz/herpetology/amphibia/. 3. Мировой герпетологический конгресс. http://worldcongressofherpetology. org 4. Хвостатые амфибии. http://caudata.org 5. AmphibiaWeb. URL – http://amphibiaweb.org/cgi-bin/amphib_query?where-genus=Salamandrella&where-species=tridactyla. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обучение по дисциплине «Герпетология» осуществляется на базе: - лекционная аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием для демонстрации презентаций, слайдов и компьютерной анимации (аудитория № 037 главного учебного корпуса ТГУ). |
«утверждаю»: Директор института /В. И. Семенова Методические рекомендации предназначены для студентов направлений бакалавриата | «Утверждаю» Директор Института социальных технологий г Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова | ||
Г о. Самара «Согласовано» «Утверждаю» Председатель Директор гимназии... Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 21. 04. 2011, протокол №1 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 21. 04. 2011. Протокол №1 | Утверждаю директор сош №58 План учебно-воспитательной работы сош №58 на IV четверть 2010-2011 учебного года | ||
«Утверждаю» Директор школы «05» 09. 2011 года Рассмотрено и принято на педагогическом совете №35 ... | Отчет о самообследовании негосударственного образовательного учреждения... На основании решения Ученого совета Института (протокол №1/18 от 02. 11. 2011г.) в период с 02. 11. 2011 по 15. 11. 2011 комиссией,... | ||
Руководитель группы разработчиков Шадриков В. Д Д. психол н., профессор, директор Института содержания образования Института развития образования | Анализ работы школы 2010-2011 учебный год Утверждаю Директор школы: О. В. Кузьмина Педагогический совет – одна из форм коллегиального управления организацией образования | ||
Тьюторское сопровождение студентов Института психоанализа Методический комплекс Е. В. Гайманова, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра тьюторского сопровождения Института психоанализа | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель преподавание курса: сформировать у студентов основы налогообложения, информировать студентов об уплате налогов и других обязательных... | ||
Реферат Цель проекта поддержка мониторинговых исследований миграций... Биологического нии санкт-Петербургского университета. В ходе выполнения проекта использовались оригинальные методики прижизненного... | «Утверждаю» «Согласовано» Директор моу гимназии №14 Директор моу дпо Выступление зам директора по увр моу гимназии №14 Е. Л. Варламовой «Компетентностно-ориентированное образование –основа для эффективного... | ||
Утверждаю директор цит | Утверждаю директор гоши |