Скачать 57.41 Kb.
|
Урок – исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: 1. Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи. 2. Первичная отработка навыков и умений учиться определять лексическое, грамматическое и словообразовательное значение слова. Учебная задача: рассмотреть слово как знак; выяснить, как устроен словесный знак, какие значения имеет, какими средствами эти значения выражаются. Ход урока
(Доска) В жиз-ни че-ло-ве-ка важ-ну-ю роль иг-ра-ют все-воз-мож-ны-е зна-ки. Сиг-нал све-то-фо-ра, ру-ко-по-жа-ти-е, те-ат-раль-ный би-лет, по-го-ны на мун-ди-ре во-енно-слу-жа-ще-го - все э-то зна-ки, ко-то-рые по-мо-га-ют нам от-ли-чать о-дин пред-мет от дру-го-го, пра-виль-но о-ри-ен-ти-ро-вать-ся в раз-ных си-ту-а-ци-ях. Од-ним из са-мых важ-ных зна-ков яв-ля-ется сло-во.
Преподаватель (П) Здравствуйте! Здравствуй! Что это за слова? Ученик (У) Это приветствие. Слова вежливости. П. Запишите слова, которыми по-другому можно приветствовать человека. У. Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет! Салют! Здорово! П. Каково значение слова здравствуй? У. Я тебе желаю здоровья, приказываю здравствовать. П. Салют – испанское слово: Салюд – здоровье. Подберите однокоренные слова к слову здравствуй. У. Здоровый, здороваться, здоровье, здоровяк, выздороветь… П. Составьте предложение: приветствие с обращением + вопрос или поздравление. У. Здравствуй, дорогой друг, как твое здоровье? П. Итак, слово, как и любой знак, имеет значение. Одно? Два? Сколько и какие? О чем сообщает вам слово медведица? У. Работа с Толковым словарем. (хищное животное, живущее в лесах или горах). П. Это лексическое значение слова. О чем еще сообщило это слово? У. Это слово женского рода. П. Чем отличается значение слов медведица, медведь, медвежонок? У. Эти три слова называют животное одного и того же вида – у них общее лексическое значение; разные: 1 животное – самка - самец - детеныш П. А какое из этих слов появилось первое? У. Медведь П. А как появилось другое? У. Медведь + иц (а) ж + онок П. Если слово образовалось от другого, значит, оно имеет словообразовательное значение. А у слова медведь есть словообразовательное значение? У. Нет, оно ни от чего не образовалось П. Это основное слово. Его можно употреблять и для названия самки и детеныша. О чем еще сообщает слово медведица? У. Она одна, на это указ. П. Значение числа (один – много) есть у любого имени существительного. Значения, которые обязательны для слов какой-либо части речи, называются грамматическими. Какие еще грамматические значения есть у этого слова? У. Значение рода – жен. р., падежа – И.п. П. Род и падеж указывают на особенности этого предмета, но не главное значение. Обобщение. Какие же значения и сколько имеет слово как знак? У. 3 значения: лексическое, грамматическое и словообразовательное. Отдых. Разгадывание ребусов. Пе Яц Л Пенал овёс заяц П. Сколько и какие значения у слова медведица? У. 5 значений: Л., С и 3 Г: род,. число. падеж. П. Давайте запишем это как математическое выражение: (медведь + самка + одна) + (ж. р. + И. п) Почему так скобки? У. В 1 скобке 3 основных, главных значения для этого слова П. Давайте посмотрим, сколько значений у других слов: Стол ик (стол + маленький + один) + (м.р + И.п) За зеленела (зелень + появилась + одна) + (ж. р + прош. вр) Итак, у большинства русских слов 3 группы значений. Их изучением занимаются специальные разделы науки о языке: - Лексикология (раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова) - Грамматика (раздел науки о языке, который изучает грамматические значения слова) - Словообразование (раздел науки о языке, который изучает словообразовательное значение слова) Что изучают эти разделы? У. Высказывают свои предположения П. Дает точные определения. Запись определений в конспект.
Задание: определить значение слов: Конь – (лошадь) сущ. Л. – крупное домашнее однокопытное животное; с. – конь г. – ед. ч., м. р, И. п. - 4 значения Синие – прил. Л.– один из цветов солнечного спектра с. – синий г. – мн. ч, И. п. – нет значения рода - 3 значения читаю - глаг. Л. – произносить вслух или про себя с .– а ю (выражено суффиксом) г. – ед.ч, 1 лицо, наст. Вр., изъявит. накл. - 6 значений П. Что написано ? ( изба) - образуйте однокоренные существительные. избушка, избенка, избища П. Порассуждайте: что общего между этими словами и в чем различие У. общее – лексическое значение – жилище, дом. грамматические значения – ж. р, ед.ч, Им .п различие – словообразовательное значение выражено разными суффиксами : - ушк, - енк, -ищ П. Придумайте с каждым из слов такое предложение, которое оправдывало бы употребление данного слова. У. Стоит избушка на курьих ножках. Старая изба покосилась. Избенка не имела вида. Построили не избу, а избищу.
П. Какие новые знания вы получили сегодня? У. Связный рассказ. Узнали, что слово – это тоже знак, т.к. у него есть значение. Но в отличие от других знаков – зарубка, билет, у которых 1 значение, - у слова 3 основных значения – лексическое, словообразовательное и грамматические, эти значения изучаются в специальных разделах науки о языке: лексикология, словообразование и грамматика.
Упражнение 10. |
Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно... Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала | Значение проблемы философии языка для марксизма глава первая Проблема идеологического знака. Идеологический знак и сознание. Слово как идеологический знак par excellence. Идеологическая нейтральность... | ||
Программа разработана в соответствии Цель: организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лексикология» для специальности... Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое... | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак Цели: 1 создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий... | Утверждаю проректор по научной работе Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое... | ||
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое... | Конспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: организовать деятельность учащихся по осмыслению слова как языковой единицы и средства воздействия на человека, способного... | Урок математики в 6 классе Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность... | ||
Конспект урока биологии в 8 классе Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность... | Регулятивные : определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя Цель: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о признаках родственных слов, умения различать родственные... | ||
Основная образовательная программа Начального общего образования Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое... | Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое... | Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного... Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое... |