РУССКИЙ ЯЗЫК 4класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии
с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Развивающая система обучения Л.В. Занкова),
примерной программой для четырёхлетней начальной школы,
федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
авторского тематического планирования учебного материала,
базисного учебного плана
с учётом возрастных особенностей и уровнем обученности учащихся.
Учебная литература: Учебник 4 класс. Под ред. Поляковой А. В.
Тетради по русскому языку для 4 класса. Под ред. Поляковой А. В. Цель: организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной речевой деятельности в устной и письменной формах, в том числе и включение в проектноисследовательскую деятельность.
Планирование содержания всего курса русского языка с 1го по 4й класс выполнено таким образом, чтобы основной программный языковой материал дети изучили в 1–3м классах.
В 4м классе к новым обязательным темам относятся:
спряжение глагола и правописание безударного окончания глагола,
мягкого знака в окончаниях ешь, ишь, в сочетании ться. Вводится понятие «вид глагола», с которым на практическом уровне (различение глаголов по вопросам) дети ознакомились в 3м классе, как и с понятием «неопределенная форма глагола»;
при работе с темами «Обращение», «Сложное предложение», «Местоимение», «Личное местоимение» обобщаются наблюдения детей, организованные с 1го по 3й класс, над существенными признаками этих понятий;
материал тем «Склонение местоимений», «Наречие» не является обязательным для начальных классов, это возможность на новом материале более глубоко осознать основной программный материал и подготовить детей к восприятию в дальнейшем этих достаточно трудных тем.
Содержание образования
/. Развитие речевой деятельности
Устная речь
Практика устного общения в повседневном общении и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие средств устного общения речевой ситуации.
Речь - отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека.
Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
Соответствие речи орфоэпическим нормам.
Письменная речь
Стили речи. Анализ научного (учебного) текста: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение), смысловые связи между частями, научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова, способы выражения авторской позиции при сравнении с текстами художественного и делового стилей.
Монолог. Диалог. Предложения с прямой речью. Реплики, слова автора.
Опыт самостоятельного составления планов, аннотаций, конс- пектов, рефератов, отзывов с последующим сопоставлением разных вариантов. Составление инструкций, словарных статей (добавление к работе с другими малыми жанрами).
Репродуктивные и творческие сочинения, написанные без подготовки и с предварительной подготовкой материала, сочинения -результат индивидуальной и групповой работы. Методика сбора материалов для сочинений (выводится учениками). Редактирование. Использование письменных ученических работ в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов, выставки детских работ.
Лексическая работа обогащается ознакомлением с иноязычными словами, а также со старославянизмами (без введения понятия) в связи с ознакомлением с «полногласием, неполногласием».
Работа со словарями, справочной литературой, журналами.
//. Система языка
Предложение. Обращение (ознакомление). Знаки при обращении (запятая, восклицательный знак). Сложное предложение (ознакомление), его отличие от простого предложения.
Обобщение сведений о видах предложений: простые, утвердительные, отрицательные, нераспространенные, распространенные, простые с однородными членами, простые с обращениями, сложные. Различение предложений по цели высказывания и интонации.
Оформление предложений с прямой речью (ознакомление).
Синтаксический и морфологический анализ предложения.
Словосочетание. Ознакомление с типами связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.
Части речи. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Понятие о неопределенной форме глагола.
Спряжения глаголов. Глаголы-исключения (разноспрягаемые). Правописание личных окончаний глаголов. Правописание ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, в глаголах 3-го лица с возвратным значением (тся), в неопределенной форме глагола (ться). Словосочетание типа примыкания.
Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе. Правописание безударных окончаний прилагательных.
Состав слова. Правописание приставок на -з-, -с-. Обобщенное правило написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов -ик-, -ек.
Повторение фонетического материала к соответствии с изучаемыми правилами правописания. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных и согласных в корне слов.
Полногласие, неполногласие (оро-ра, оло-ла, пере-пре).
Требования к уровню подготовки
обучающихся к концу 4 класса
Обучающиеся должны
иметь представление:
о правилах поведения во время диалога (беседы, спора), о построении связного монологического высказывания;
о стилистических вариантах выражения мысли (разговорном, книжном: научном, деловом, художественном; просторечном, литературном);
об особенностях делового общения (во время урока, репетиции) и общения бытового;
о плане, аннотации, отзыве;
о признаках текста: целостность, связность, законченность;
о синонимах, антонимах, многозначности, фразеологизмах;
получить представление об обращении и знаках при обращении;
получить опыт собственных письменных высказываний: текстов малых форм, сочинений репродуктивных и творческих; составления плана к собственному и чужому текстам;
знать:
виды предложений;
изменение имен прилагательных по падежам, начальную форму, склонение, падежные окончания прилагательных;
изменение личных местоимений по лицам, числам, падежам;
неопределенную форму глагола, спряжение глагола в настоящем и будущем времени, изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам, правило правописания безударных окончаний, ь в неопределенной форме и в окончании глагола;
уметь:
группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям; восполнять в языковом материале недостающие данные, выявлять и избыточные данные;
выбирать при устном общении средства, адекватные ситуации с учетом индивидуальных особенностей учеников (интонацию: мелодику речи, логическое ударение, паузу; силу, тембр голоса, темп речи; мимику, жесты, движения);
использовать речевой этикет в повседневном общении;
в связной устной речи осмысливать содержание прочитанного, услышанного, высказывать собственное мнение, выделять в тексте главное;
ориентироваться в словарях и справочной литературе;
производить разбор простого предложения (в пределах изученного);
устанавливать связи слов в предложении по вопросам;
различать, словообразование и словоизменение;
производить разбор слова как самостоятельной части речи (в пределах изученного);
производить разбор слова по составу;
производить письменный фонетический разбор слова;
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать диктанты с изученными орфограммами: безударные окончания глаголов; ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, в глаголах 3-го лица с возвратным значением (тся), в неопределенной форме глагола (ться); безударные окончания имен прилагательных; приставки на -з-, -с-; и, ы после ц в корне, ы в окончании; суффиксы -ик-, -ек-\ полногласные сочетания (оро, оло, пере), а также слова с непроверяемыми написаниями.
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка
Планирование составлено на основе государственной общеобразовательной программы.
№
| Тема урока
| Содержание образования
| 1 четверть
| Что нужно для общения. (15 часов)
| 1
| Соответствие средств устного общения речевой ситуации.
| Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование. Сочинение продолжения заданной речевой ситуации. Актуализация языковых знаний: разделы языка; части речи и члены предложения, однородные члены предложения и знаки препинания при них, предложение и словосочетание, состав слова, склонение имени существительного и прилагательного. Морфологический разбор имени существительного. Грамматические признаки глагола. Связь местоимения и глагола. Решение орфографических задач (орфограммы гласного и согласного). Систематизация знаний по темам русского языка
| 2
| Составление текста телеграммы.
| Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Текст: стиль, типы, жанры. Телеграмма как жанр текста. Составление и редактирование текста телеграммы. Актуализация знаний: алфавит, лексическое значение слова, состав слова. Решение орфографических задач: правописание слов с непроверяемыми гласными (словарные слова). Окончание как средство связи слов в предложении и как грамматический показатель. Заимствованные слова, способы определения лексического значения заимствованных слов
| 3
| Стиль, тип и тема текста.
| Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения. Грамматическая и лексическая сочетаемость. Орфоэпические и орфографические нормы. Словосочетания: сущ. + прилаг., сущ. + сущ., гл. + сущ. Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных.
Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм . Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения.
| 4
| Заголовок и основная мысль текста.
| Текст: тема, заголовок, основная мысль. Лексическая работа: значение слова, синонимы, виды словарей, стилистически окрашенная лексика. Актуализация знаний: фонетика и орфография, склонение существительных, зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков
имени существительного; однородные члены. Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имени существительного и прилагательного, слова
с непроверяемыми орфограммами
| 5
| Работа со словарем и словарной статьей.
| Работа со словарем, словарной статьей. Синонимы, стилистически окрашенные слова.
Литературные нормы и разговорный язык. Письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы. Имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. Решение орфографических задач. Связь: род им. сущ. и род местоимения, на него
указывающего.Словосочетание гл. + мест.
| 6
| Диалог. Зависимость смысла предложения от форм слов и их порядка.
| Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. Выбор темы исследования: «Великие люди России» или «Творчество моего народа».
Данные темы поддерживаются содержанием всего учебника, но возможны и другие те
мы исследования (представление работ по мере их завершения). Словообразование. Глагол и отглагольные существительные. Падеж имен существительных, влияние изменения падежа существительного на смысл предложения.
Актуализация знаний: существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Решение орфографических задач: роль мягкого знака, правописание Ь после шипящих
| 7
| Входная контрольная работа (диктант)
| Диагностика логопедических и грамматических проблем.
| 8
| Работа над ошибками. Обобщение знаний и их систематизация по темам русского языка.
| Обобщение знаний, их систематизация по темам русского языка. Решение орфографических задач: Правописание безударных окончаний имен сущ. и прил., буква удвоенного согласного, Ь в конце слова, в т.ч. после шипящих, буквы парн. согл., непроизносимых согл., безуд. гласн. в корне слова.
Лексическая работа: эпитеты, их роль
| 9
| Описание как тип текста. Роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании.
| Лексическая работа: описание как тип текста, роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании; роль союза «но». Актуализация знаний: члены предложения (главные, второстепенные), однородные члены предложения и знаки препинания при них, части речи. Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имен прилагательных. Грамматические признаки существительных, глаголов. Морфологический и фонетический разбор
| 10
| Роль Ь и Ъ. Словарный диктант.
| Роль Ъ и Ь. Стили: художественный и научнопопулярный (назначение, признаки, сравнение). Работа с репродукциями картин. Глагол и отглагольные (без введения понятия)
существительные. Морфологический и морфемный разбор имени существительного,
сложные слова
| 11
| Правописание безударных окончаний имен существительных.
| Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном
падежах. Разбор текста на предмет его сокращения. Лексическая работа. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Словообразование. Чередование согласных звуков и их букв в корне слова при словообразовании. Актуализация знаний: алфавит, фонетический разбор. Лексическая работа: словарная статья, эпитеты, их роль в тексте, характеристика предмета или явления, составление характеристики, редактирование. Работа с репродукциями картин. Актуализация знаний: разбор слова по составу. Решение орфографических задач: гласные о ё после шипящих и ц, ы и после ц, словарные слова
| 12
| Проверочная работа по теме «Систематизация орфограмм»
| Контроль знаний учащихся после обобщения и систематизации орфограмм, изученных в 1 – 3 классах
| 13
| Работа над ошибками.
Синонимы, стилистические синонимы.
| Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия). Актуализация знаний: словосочетание, падеж и склонение имен существительных. Решение орфографических задач: словарные слова, орфограммы гласного и согласного
| 14
| Определение лексического значения слова.
| Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей.
Актуализация знаний: члены предложения и части речи, склонение и падеж, родственные слова, разбор слова по составу, способы словообразования. Решение орфографических задач: правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова.
Выбор темы исследования. Обсуждение порядка его проведения (см. с. 154–155)
| 15
| Фразеологизмы, их роль в языке.
| Фразеологизмы, их роль в языке. Справочник эпитетов: работа со словарной статьей.
Анализ высказываний. Решение орфографических задач
| Обращения. (10 часов)
| 16
| Выделение обращения в устной и письменной речи.
| Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. Работа с репродукциями картин. Повелительное наклонение глагола в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова
| 17
| Выделение обращения в устной и письменной речи.
| Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Работа со справочным материалом (с. 39). Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм. Актуализация знаний: грамматические
признаки существительного. Этимология слова. Устаревшие слова
| 18
| Выделение обращения в устной и письменной речи.
Словарный диктант.
| Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). Актуализация знаний: фонетический анализ слов, состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач: правописание парных согласных, суффикса ек. Лексическая работа: этимология слова, работа со словарной статьей
| 19
| Средства устного общения.
| Средства устного общения: вежливое поведение, слова вежливого обращения в быту,
в учебной ситуации. Лексическая работа: характеристика человека, составление характеристики, происхождение фамилий. Обособление обращений. Актуализация знаний: члены предложения, части речи, местоимение как часть речи, роль местоимений. Существительные и местоимения, их заменяющие. Грамматическая связь: гл. + мест.
Решение орфографических задач
| 20
| Средства устного общения. Тест.
| Проверка упр. 74. Существительные и местоимения, их заменяющие. Грамматическая связь: гл + мест. Решение орфографических задач: выбор предлога о и об, правописание суффиксов ек, ик. Анализ предложений с обращениями. Этимология фамилий. Актуализация знаний: состав слова, чередование, возникающее при образовании новых слов; фонетический анализ слов. Лексическая работа: синонимы, работа со словарной статьей. Восклицательный знак при обращении (упр. 78) Текст: тема, заголовок, стиль. Лексическая работа: стилистические особенности научного стиля, происхождение фамилий; стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительноласкательных суффиксов)
| 21
| Виды обращения в зависимости от адресата и места общения.
| Актуализация знаний: фонетический анализ слова, склонение существительных. Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения.
Работа с репродукциями картин. Лексическая работа: открытка как вид текста, составление текста открытки. Решение орфографических задач: словарные слова
| 22
| Обращение, состоящее из нескольких слов.
| Выделение обращения в устной и письменной речи. Обращение, состоящее из нескольких слов. Виды обращений в зависимости от ситуации общения. Стилистически
окрашенные обращение, условия их употребления. Актуализация знаний: словосочетание, грамматические признаки существительного и глагола, разбор слова по составу, роль местоимений в речи, изменение местоимений по падежам; определение падежей, склонение существительных.
| 23
| Обращение, состоящее из нескольких слов.
| Решение орфографических задач. Орфоэпические нормы. Текст, тема текста, составление плана; лексическая работа: определение значения слова, синонимы и многозначность слова. На основе текста о Серове составление самостоятельного письменного текста
| 24
| Выделение обращения в устной и письменной речи. Обобщение.
| Обобщение знаний по теме. Решение орфографических задач. Средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: этимология слова, этимологический словарь.
Исторические чередования звуков (букв) в слове
| 25
| Контрольная работа по теме «Обращение»
| Контроль знаний по изученной теме.
| 26
| Работа над ошибками. Части речи: самостоятельные и служебные.
| Части речи: самостоятельные и служебные (актуализация знаний и введение новой ин
формации). Составление монологического устного или письменного сообщения с опорой на заданный текст. Однокоренные слова и части речи. Грамматические признаки частей речи. Решение орфографических задач: словарные слова
| 27
| Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи.
| Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Сфера употребление фразеологизмов в речи. Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи (союзов, частиц).
Лексическая работа: влияние приставки на значение слова. Относительные прилагательные (без введения понятия). Актуализация знаний: склонение, падеж имен сущ.
| 28
| Части речи и их грамматические признаки. Словарный диктант.
| Части речи, их грамматические признаки. Части речи и члены предложения. Лексическая работа: текст, инструкция как вид текста, стилистические особенности инструкции, составление инструкции. Решение орфографических задач
| 29
| Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.
| Актуализация знаний: имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Согласование существительного с прилагательным. Изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Окончания существительных
1, 3 склонения в форме Р., Д., П. падежей. Решение орфографических задач: правописание падежных окончаний существительных, словарные слова. Лексическая работа
| 30
| Правописание окончаний существительных третьего склонения в творительном падеже.
| Окончания существительных 3 склонения в Т.п.
Лексическая работа: текст, тип текста, переносное значение слова, многозначность, лексическая сочетаемость. Фонетический и грамматический анализ слова. Работа с репродукцией картины. Актуализация знаний: обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение.
| |