Скачать 0.54 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии факультета «___» ________2011 г. Протокол № …. Председатель УМК И.Н.Юранева________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «ПОЧВОВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ РАСТЕНИЕВОДСТВА» ВЗ. – Профессиональный цикл В3. В5. Дисциплины профиля «Общая биология». В3. В5.2 – Почвоведение с основами растениеводства Направление подготовки 020400.62 - «Биология» Квалификация выпускника - бакалавр Форма обучения - очная Семестр 5 Всего учебных занятий – 72 часов В том числе: Аудиторных 36 часа, из них: Лекций - 18 часов; Лабораторных работ – 18 часов Самостоятельная работа – 33 часа; Контрольная работа - 1 КСР - 3 Итоговый контроль – зачёт. Сыктывкар, 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии Учебно-методический комплекс Дисциплина «ПОЧВОВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ РАСТЕНИЕВОДСТВА» ВЗ. – Профессиональный цикл В3. В5. Дисциплины профиля «Общая биология». В3. В5.2 – Почвоведение с основами растениеводства Направление подготовки 020400.62 - «Биология» Квалификация выпускника - бакалавр Форма обучения - очная Сыктывкар 2011 Пояснительная записка
Дисциплина «Почвоведение с основами растениеводства» относится к общепрофессиональным дисциплинам регионального компонента Государственного образовательного стандарта. Данная дисциплина предназначена для подготовки бакалавров-биологов. Содержание изложено с учетом современных требований качества и в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020200.62 - Биология. Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основами общего почвоведения, вопросами генезиса и эволюции почвы, с характеристикой морфологических признаков, физических, химических и биологических свойств, плодородия, состава и режимов главнейших типов почв. Задачами освоения дисциплины является изучение почвы, как самостоятельного природного тела и среды, в которой развиваются корневые системы высших растений и с которой связана жизнедеятельность почвенной флоры и фауны, понимание вопросов формирования почвы, путей ее сохранения и повышения плодородия; изучение потенциала урожайности полевых культур в условиях Республики Коми в связи с их биоэкологическими особенностями и технологией возделывания. В результате изучения курса студент должен знать: - схему почвообразовательного процесса; - факторы почвообразования и их взаимосвязь; - морфологические признаки почвы; - физические, химические, биологические свойства почвы; - состав; режимы; закономерности географического распространения почв и их характеристику; - условия повышения плодородия почв; - биоэкологические особенности и технологии возделывания полевых культур в условиях Севера. После изучения курса студент должен уметь: - правильно выделять и характеризовать генетические горизонты в почвенном профиле основных типов почв, - давать названия почвам, используя основные принципы классификации,
Преподавание курса на кафедре предусматривает текущий, промежуточный и итоговый (зачет) контроль знаний и умений студентов. Текущий и промежуточный контроль знаний студентов включает написание контрольных работ, отчеты и сдачу лабораторных работ. Контроль самостоятельной работы осуществляется по результатам написанных рефератов и конспектов (домашних работ). Итоговый контроль предполагает сдачу зачета в виде устного собеседования. К зачету допускаются студенты, прошедшие все стадии текущего и промежуточного контроля. К данной программе прилагаются методические указания к лабораторным работам, в которые включены описания лабораторных работ, формулы для расчетов и дополнительные практические вопросы. В рабочей программе имеется перечень лабораторных работ и указания - в рамках какой темы предполагается проведение работы. Данная программа предполагает, что студенты имеют фундаментальную подготовку по теоретическим и практическим разделам биологических и химических дисциплин в объеме, предусматриваемом утвержденными программами обучения для химико-биологических факультетов. Государственные требования к уровню подготовки бакалавра Рабочая программа «Почвоведение с основами растениеводства» составлена в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования для бакалавров, обучающихся по специальности 020400.62 – «Биология» Бакалавр - биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина является специальной дисциплиной в биологическом образовании и относится к дисциплинам профиля «Общая биология». Программа определяет общий объем знаний по экологии микроорганизмов в соответствии с проектом ФГОС ВПО-3. Дисциплина «Почвоведение с основами растениеводства» относится к циклу дисциплин по направлению 020400.62 – «Биология» Место в учебном плане – цикл Б3. В5.2, дисциплины профиля «Общая биология». В свою очередь курс «Почвоведение с основами растениеводства» является основой для преподавания отдельных специальных дисциплин в соответствии с ООП магистратуры по направлению «Биология». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экология микроорганизмов» Выпускник по направлению подготовки 020400.62 – «Биология» с квалификацией «Бакалавр биологии» в соответствии с целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями. В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины «Почвоведение с основами растениеводства» В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен приобрести следующие навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: ОК-1, ОК-8; ПК-1, ПК-2, ПК-5. ОК-1 — следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека. ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения. ПК-1 — демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы. ПК-2 - использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов. ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Бакалавр-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи: - понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; - уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях; - иметь представление о природе основных физиологических процессов зеленого растения, о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма растения с окружающей средой; - иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне; - знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление о механизмах, определяющих устойчивость биологических систем разных уровней, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основных для экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности человека; - знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране; - иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы; - знать экологические принципы рационального природопользования; - иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях. 5. Структура и содержание дисциплины «Экология микроорганизмов» 5.1. Тематический план Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе лекций – 18 часов, лабораторных работ – 18 часов, самостоятельная работа – 33 часа. Семинарские занятия по учебному плану не предусмотрены. Разделы дисциплины, виды учебной работы отражены в таблице 1. Разделы дисциплины, виды учебной работы по семестрам КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Введение в почвоведение |
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа учебной практики министерство образования и науки российской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... | ||
Магистрской диссертации Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное... В. од. 3 «причины и предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности» | Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное... Использование шин и шинопроводов на электрических станциях и подстанциях и их выбор | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | Министерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |