Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации01.07.2013
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии факультета

«___» ________2011 г.

Протокол № ….

Председатель УМК

И.Н.Юранева________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина «ПОЧВОВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ РАСТЕНИЕВОДСТВА»

ВЗ. – Профессиональный цикл

В3. В5. Дисциплины профиля «Общая биология».

В3. В5.2 – Почвоведение с основами растениеводства

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная
Семестр 5

Всего учебных занятий – 72 часов

В том числе:

Аудиторных 36 часа, из них:

Лекций - 18 часов;

Лабораторных работ – 18 часов

Самостоятельная работа – 33 часа;

Контрольная работа - 1

КСР - 3

Итоговый контроль – зачёт.


Сыктывкар, 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии

Учебно-методический комплекс

Дисциплина «ПОЧВОВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ РАСТЕНИЕВОДСТВА»

ВЗ. – Профессиональный цикл

В3. В5. Дисциплины профиля «Общая биология».

В3. В5.2 – Почвоведение с основами растениеводства

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011

Пояснительная записка

  1. Цели и задачи преподавания дисциплины

Дисциплина «Почвоведение с основами растениеводства» относится к общепрофессиональным дисциплинам регионального компонента Государственного образовательного стандарта.

Данная дисциплина предназначена для подготовки бакалавров-биологов. Содержание изложено с учетом современных требований качества и в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020200.62 - Биология.

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основами общего почвоведения, вопросами генезиса и эволюции почвы, с характеристикой морфологических признаков, физических, химических и биологических свойств, плодородия, состава и режимов главнейших типов почв.

Задачами освоения дисциплины является изучение почвы, как самостоятельного природного тела и среды, в которой развиваются корневые системы высших растений и с которой связана жизнедеятельность почвенной флоры и фауны, понимание вопросов формирования почвы, путей ее сохранения и повышения плодородия; изучение потенциала урожайности полевых культур в условиях Республики Коми в связи с их биоэкологическими особенностями и технологией возделывания.

В результате изучения курса студент должен знать:

- схему почвообразовательного процесса;

- факторы почвообразования и их взаимосвязь;

- морфологические признаки почвы;

- физические, химические, биологические свойства почвы;

- состав; режимы; закономерности географического распространения почв и их характеристику;

- условия повышения плодородия почв;

- биоэкологические особенности и технологии возделывания полевых культур в условиях Севера.

После изучения курса студент должен уметь:

- правильно выделять и характеризовать генетические горизонты в почвенном профиле основных типов почв,

- давать названия почвам, используя основные принципы классификации,

  • выбирать правильные мероприятия для регулирования плодородия почв, водного, воздушного, теплового режимов почв;

  • владеть методами определения морфологического, химического состава почвенных образцов.

Преподавание курса на кафедре предусматривает текущий, промежуточный и итоговый (зачет) контроль знаний и умений студентов. Текущий и промежуточный контроль знаний студентов включает написание контрольных работ, отчеты и сдачу лабораторных работ. Контроль самостоятельной работы осуществляется по результатам написанных рефератов и конспектов (домашних работ). Итоговый контроль предполагает сдачу зачета в виде устного собеседования. К зачету допускаются студенты, прошедшие все стадии текущего и промежуточного контроля.

К данной программе прилагаются методические указания к лабораторным работам, в которые включены описания лабораторных работ, формулы для расчетов и дополнительные практические вопросы. В рабочей программе имеется перечень лабораторных работ и указания - в рамках какой темы предполагается проведение работы.

Данная программа предполагает, что студенты имеют фундаментальную подготовку по теоретическим и практическим разделам биологических и химических дисциплин в объеме, предусматриваемом утвержденными программами обучения для химико-биологических факультетов.

Государственные требования к уровню подготовки бакалавра

Рабочая программа «Почвоведение с основами растениеводства» составлена в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования для бакалавров, обучающихся по специальности 020400.62 – «Биология»

Бакалавр - биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина является специальной дисциплиной в биологическом образовании и относится к дисциплинам профиля «Общая биология». Программа определяет общий объем знаний по экологии микроорганизмов в соответствии с проектом ФГОС ВПО-3. Дисциплина «Почвоведение с основами растениеводства» относится к циклу дисциплин по направлению 020400.62 – «Биология» Место в учебном плане – цикл Б3. В5.2, дисциплины профиля «Общая биология».

В свою очередь курс «Почвоведение с основами растениеводства» является основой для преподавания отдельных специальных дисциплин в соответствии с ООП магистратуры по направлению «Биология».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экология микроорганизмов»

Выпускник по направлению подготовки 020400.62 – «Биология» с квалификацией «Бакалавр биологии» в соответствии с целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины

«Почвоведение с основами растениеводства»

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен приобрести следующие навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: ОК-1, ОК-8; ПК-1, ПК-2, ПК-5.

ОК-1 — следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека.

ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения.

ПК-1 — демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы.

ПК-2 - использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов.

ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Бакалавр-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

- понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

- уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

- иметь представление о природе основных физиологических процессов зеленого растения, о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма растения с окружающей средой;

- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

- знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление о механизмах, определяющих устойчивость биологических систем разных уровней, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основных для экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности человека;

- знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране;

- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

- знать экологические принципы рационального природопользования;

- иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.
5. Структура и содержание дисциплины «Экология микроорганизмов»

5.1. Тематический план

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе лекций – 18 часов, лабораторных работ – 18 часов, самостоятельная работа – 33 часа. Семинарские занятия по учебному плану не предусмотрены. Разделы дисциплины, виды учебной работы отражены в таблице 1.

Разделы дисциплины, виды учебной работы по семестрам

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование

разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор.

работа

1.

Раздел 1. Введение в почвоведение

Тема 1. Введение. Предмет и задачи почвоведения. Почва как природное естественно-историческое тело. Глобальные биосферные функции педосферы.

Тема 2. История развития учения о почве.

4
2
2

2
2
-

2
2
-

-
-
-

-
-
-

-
-
-

2
-
2

2

Раздел 2. Почвообразовательный процесс и факторы почвообразования

Тема 3. Общая схема почвообразовательного процесса. Элементарные почвенные процессы. Учение о факторах почвообразования: роль климата, живых организмов, материнской горной породы и рельефа. Влияние антропогенного фактора. Происхождение почв. Выветривание горных пород (физическое, химическое, биологическое) и почвообразование. Возраст почв.



6

6



4

4



4

4



-

-



-

-



-

-



2

2

3

Раздел 3. Морфология почв

Тема 4. Морфологическое строение почвенного профиля. Почвенные генетические горизонты. Окраска почв, гранулометрический состав, структура, сложение, порозность, новообразования и включения.

12

12

10

10

2

2

-

-

-

-

8

8

2

2

4

Раздел 4. Главные компоненты почв

Тема 5. Минералогический и химический состав почв. Органическое вещество почв.


22



20


8



-




-



12



2


4

Гипотезы гумификации. Гумусное состояние почв. Экологическая роль гумуса.

Тема 6. Поглотительная способность почв. Почвенный поглощающий комплекс. Кислотность и щелочность почв. Буферная способность почв.



9

13



8

12



4

4



-

-



-

-



4

8



1

1

5

Раздел 5. Свойства почв

Тема 7. Гидротермические и физико-механические свойства почв. Режимы почвообразования: водный, тепловой, воздушный, окислительно-восстановительный.

Тема 8. Плодородие почв. Факторы плодородия. Оценка плодородия. Особенности требований культурных растений к почвам.

11

8

3

8

6

2

4

2

2

-

-

-

-

-

-

4

4

-

3

2

1

6

Раздел 6. Типы почв и их систематика.

Тема 9. Основы систематики почв. Принципы диагностики почв. Оценка режимов почвообразования. Закономерности географического распространения почв. Широтная зональность и высотная поясность почвенного покрова. Структура почвенного покрова. Характеристика типов почв: тундровой, таежной, лесной, лесостепной, степной зон. Интразональные почвы.


16

16


14

14


10

10


-

-


-

-


4

4


2

2

7

Раздел 7. Основы растениеводства.

Тема 10. Факторы жизни растений и законы земледелия. Принципы и системы рационального землепользования. Понятие о системе земледелия.


9
3


6
2


6
2


-
-


-
-


-
-


3
1

7

Тема 11. Рациональные системы удобрений. Агротехническая защита почв от эрозии. Мелиорация и рекультивация земель.

Тема 12. Управление развитием растений, урожаем и качеством продукции. Научные основы программирования урожаев.


3


3


2


2


2


2


-


-


-


-


-


-


1


1




Итого:

72

36

18

-

-

18

33

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение в почвоведение

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной практики министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМагистрской диссертации
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное...
В. од. 3 «причины и предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное...
Использование шин и шинопроводов на электрических станциях и подстанциях и их выбор
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск