Скачать 99.93 Kb.
|
Тема урока: Отражение звука. Эхо. Физика 9 класс. Цели урока:
Тип урока: Формирование новых знаний и умений. Формы работы учащихся на данном уроке: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: металлические приборы (миска, тарелка), будильник или сотовый телефон. Средства обучения: компьютер с мультимедийным проектором и выходом в интернет, презентация урока, карточки с тестами и задачами. Ход урока I.Организационная часть Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой. И всюду звук и всюду цвет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Чтобы любовью не звучало. А.Толстой. II. Актуализация знаний и повторение материала.
III. Самостоятельная работа Вариант I 1. Какие колебания называются ультразвуковыми? а) механические колебания, частоты которых выше 20000 Гц; б) механические колебания с частотой выше 16 Гц; в) механические колебания, частоты которых лежат в пределах от 16 до 20000 Гц. 2. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве? а) могут, например, звук выстрела в безвоздушном пространстве; б) не могут: звуковые волны распространяются только в веществе; в) могут, если звуковые волны поперечные. 3. От каких величин зависит высота тона? а) от амплитуды; б) от частоты; в) от громкости; г) от скорости распространения звука. 4. Как распространяется звук в однородной среде? а) звук распространяется прямолинейно с постоянной скоростью в одном направлении; б) звук распространяется по всем направлениям, скорость уменьшается с расстоянием; в) звук распространяется прямолинейно и с постоянной скоростью во всех направлениях. 5. Какая характеристика звука является объективной? а) громкость; б) спектр звука, звуковое давление, сила звука; в) только громкость, высота звука, тембр. 6. От чего зависит скорость звука в воздухе? а) от громкости звука; б) от высота звука; в) от температуры; г) от скорости движения источника звука. Вариант II 1. От чего зависит высота звука? а) от амплитуды колебаний; б) от длины волны; в) от частоты колебаний источника звука. 2. Чему равна длина звуковой волны в воде, если ее скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц? а) 0,5 м; б)2 м; в) 4 м. 3. Частота звука увеличилась в 2 раза. Как изменится скорость звука в одной и той же среде? а) увеличится в 2 раза; б) уменьшится в 2 раза; в) останется неизменной. 4. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве? а) могут, если волна поперечна; б) могут, если волна продольна; в) не могут, т.к. они распространяются только среде, 5. Что такое инфразвук? а) колебания ниже 16 Гц; б) колебания выше 16 Гц; в) колебания выше 20000 Гц. 6. Поперечные упругие волны возможны: а) только в твердых телах; б) только в газах; в) в газах, твердых телах и жидкостях. - Физкультминутка - «метка на стекле» - проводится после самостоятельной работы. IV. Новый материал Учитель - Как звали горную нимфу, которая по легенде была безответно влюблена в Нарцисса. От тоски по возлюбленному она высохла и окаменела так, что от неё остался только голос, повторяющий окончания произнесённых в её присутствии слов. (Эхо) Звуковая волна, распространяясь в некоторой среде, рано или поздно доходит до границы этой среды, а за ней начинается другая среда, состоящая из других частиц, в которой и скорость звука другая. На такой границе происходит явление отражения звуковой волны. Отражение происходит потому, что колебания, принесенные волной к границе, передаются частицам второй среды, и они становятся сами источником новой звуковой волны. Эта вторичная волна распространяется не, только во второй среде, но и в первой, откуда пришла первичная волна. Это и есть отраженная волна. С явлением отражения звука связано такое явление как эхо. Оно состоит в том, что звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник. И если первичный звук и звук отраженный доходят не одновременно, то он слышит звук дважды. В комнате первичный звук и отраженный доходит одновременно. Кроме того шторы и мебель частично поглощают отраженный звук, поэтому звуки не искажаются эхом и звучат четко и разборчиво. Но в больших залах звуки речи отражаются от стен, потолков, воспринимаются как отдельные. В результате этого каждый слог растягивается, и речь становится малоразборчивой. Для улучшения звуковых свойств больших залов и аудиторий их стены часто облицовывают звукопоглощающими материалами. V. Первичное закрепление новых знаний. 1. Ответить на вопросы:
- Как можно улучшить звуковые свойства большого зала? 2. Проведение фронтального эксперимента: опустив в металлическую миску будильник(издающий звук) и выполняя некоторые манипуляции с тарелкой пронаблюдать за отображением звука. (ЦОР "Отражение звука") VI. Решение задач Задача 1 Какое утверждение верно?
(Ответ: Верно первое утверждение, т.к. ухо человека воспринимает в виде звука колебания определенных частот - от 16 Гц до 20000 Гц. Остальные колебания не являются звуковыми, поэтому не всякое колеблющееся тело звучит.) Задача 2 Судья соревнований по ходьбе стоит на финише. Когда он должен пустить в ход свой секундомер: когда увидит дым стартового пистолета или услышит выстрел? (Ответ: Известно, что скорость света равна 300000 км/с, а скорость звука в воздухе 340 м/с. Скорость света значительно больше скорости звука. Поэтому судья должен включить свой секундомер, когда увидит дым стартового пистолета.) Задача 3 Может ли возникнуть эхо в степи? (Ответ: Эхо - это звуковая волна, отраженная какой-либо преградой и возвращающаяся туда, откуда начала распространяться. Для возникновения эха должно быть препятствие, от которого могла отразиться звуковая волна. В степи нет предметов, от которых мог бы отражаться звук, поэтому эхо не возникает.) Задача 4 Звук взрыва, произведенного в воде вблизи поверхности, приборы, установленные на корабле и принимающие звук по воде, зарегистрировали на 45 с раньше, чем он прошел по воздуху. На каком расстоянии от корабля произошел взрыв? (Ответ: S = 20,2 км.) Задача 5 На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде 1500 м/с. (Ответ: S = 2,25 км.) Задача 6 Длина волны в воздухе 17 см (при скорости 340 м/с). Найти скорость распространения звука в теле, в котором при этой же частоте колебаний длина волны равна 1,02 м. (Ответ: vT = 2040 м/с.) VII. Поддержание положительной мотивации и интереса к теме Это интересно! Как разыскивать эхо? Никто его не видывал, А слышать — всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, Без языка — кричит. Некрасов Среди рассказов американского юмориста Марка Твена есть смешная выдумка о злоключениях коллекционера, возымевшего мысль составить себе коллекцию... чего бы вы думали? Эхо! Чудак неутомимо скупал все те участки земли, где воспроизводились многократные или чем-либо иным замечательные эхо. “Прежде всего он купил эхо в штате Георгия, которое повторяло четыре раза, потом шестикратное в Мериленде, затем 13-кратное в Мэне. Следующей покупкой было 9-кратное эхо в Канзасе, дальнейшей — 12-кратное в Тенесси, дешево приобретенное, потому что нуждалось в ремонте: часть утеса обвалилась. Он думал, что его можно починить достройкой; но архитектор, который взялся за это дело, никогда еще не страивал эхо и потому испортил его в конец, — после обработки оно могло годиться разве лишь для приюта глухонемых...” Это, конечно, шутка; однако замечательные многократные эхо существуют в различных, преимущественно горных, местностях земного шара, и некоторые издавна приобрели всесветную известность. Перечислим несколько знаменитых эхо. В замке Вудсток в Англии эхо отчетливо повторяет 17 слогов. Развалины замка Деренбург возле Гальберштадта давали 27-сложное эхо, которое, однако, умолкло с тех пор, как одна стена была взорвана. Скалы, раскинутые в форме круга возле Адерсбаха в Чехословакии, повторяют, в определенном месте, троекратно 7 слогов; но в нескольких шагах от этой точки даже звук выстрела не дает никакого эхо. Весьма многократное эхо наблюдалось в одном (ныне несуществующем) замке близ Милана: выстрел, произведенный из окна флигеля, повторялся эхом 40 — 50 раз, а громкое слово — раз 30. Не так просто отыскать место, где эхо отчетливо слышно и один раз. У нас, впрочем, найти подобные места сравнительно легко. Есть много равнин, окруженных лесами, много полян в лесах; стоит громко крикнуть на такой поляне, чтобы от стены леса донеслось более или менее отчетливое эхо . Рис. 1. Эхо отсутствует. В горах эхо бывает разнообразнее, чем на равнинах, зато встречается гораздо реже. Услышать эхо в горной местности труднее, чем на окаймленной лесом равнине. Вы сейчас поймете, почему это происходит. Эхо — не что иное, как возвращение звуковых волн, отразившихся от какого-либо препятствия; как и при отражении света, угол падения “звукового луча” равняется углу его отражения. (Звуковой луч — направление, по которому бегут звуковые волны.) Теперь вообразите, что вы находитесь у подножия горы (рис. 1), а препятствие, которое должно отразить звук, помещается выше вас, например в АВ. Легко видеть, что звуковые волны, распространяющиеся по линиям Са, Cb, Cc, отразившись, не достигнут вашего уха, а рассеются в пространстве по направлениям аа, bb, cc. Другое дело, если вы поместитесь на уровне препятствия или даже чуть выше него (рис. 2). Звук, идущий вниз по направлениям Са, Сb, возвратится к вам по ломаным линиям СааС или СbbС, отразившись от почвы один или два раза. Углубление почвы между обоими пунктами еще более способствует отчетливости эхо, действуя как вогнутое зеркало. Напротив, если почва между точками С и В выпукла, эхо будет слабое и даже совсем не достигнет вашего уха: такая поверхность рассеивает лучи звука, как выпуклое зеркало. Рис. 2. Отчетливое эхо. Разыскивание эхо на неровной местности требует известной сноровки. Даже найдя благоприятное место, надо еще уметь эхо вызвать. Прежде всего, не следует помещаться чересчур близко к препятствию: надо, чтобы звук прошел достаточно длинный путь, иначе эхо вернется слишком рано и сольется с самим звуком. Зная, что звук проходит 340 м в секунду, легко понять, что, поместившись на расстоянии 85 м от препятствия, мы должны услышать эхо через полсекунды после звука. Хотя эхо родит “на всякий звук свой отклик в воздухе пустом”, но не на все звуки откликается оно одинаково отчетливо. Эхо не одинаково, “ревет ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит ли гром, поет ли дева за холмом”. Чем резче, отрывистее звук, тем эхо отчетливее. Лучше всего вызвать эхо хлопаньем в ладоши. Звук человеческого голоса для этого менее пригоден, особенно голос мужчины; высокие тона женских и детских голосов дают более отчетливое эхо. VIII. Итог урока: 1.Какие две модели колебательных систем вы можете назвать? (нитяной маятник; пружинный маятник) 2.Правда ли, что свободные колебания – затухающие? (да) 3.Где достигается наибольшая скорость звука: в газах, жидкостях или твёрдых телах? (В твёрдых телах) 4.Название волн, которые используются для измерения глубины моря и различных навигационных задач?(ультразвук) 5.Звуковые волны, находящиеся в газах и жидкостях – продольные или поперечные? (Продольные) 6.Может ли передаваться звук в безвоздушном пространстве? (нет) 7.Явление, при котором происходит резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний. (резонанс) 8.Искусственный источник звука, стандартная частота которого 440 Гц. (камертон) 9.Волны, с помощью которых можно заранее узнать о приближающемся шторме? (инфразвуковые) Выставление оценок ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 39 учить. Повторить формулы, подготовиться к к/р. Список использованной литературы: 1. В. А. Волков. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С. В. Громова и А. В. Перышкина. 9 класс. Изд. 2-е исп. и доп. - М.: ВАКО, 2005.-68 с.- (В помощь школьному учителю); 2. Занимательная физика; книга 1/ Я.И.Перельман – Москва: «Наука», 1986; 3. Физика в природе; книга для учащихся / Л.В.Тарасов – Москва : «Просвещение», 1988; 4. Что? Зачем? Почему? большая книга вопросов и ответов / Пер. К.Мишиной, А.Зыковой – Москва: «ЭКСМО – Пресс», 2002; 5. Теория звука 2 том/ Р э л е и Д ж. пер. с англ. - Москва, 1955; 6. Эхо в жизни людей и животных/ Г р и ф ф и н Д. пер. с англ.- Москва, 1961; 7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; 2 CD – 2002; 8. Европейские поэты Возрождения. – Москва ;: Художественная литература; 1974. 9. Учебник физики 9 класс / А.В.Перышкин, Е.М.Гутник - Москва : «Дрофа», 2004. Информационные ресурсы: 1. Классная физика для любознательных: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru/. 2. Единая коллекция ЦОР: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2224ecd1-68eb-4c20-9454-5cac88312a8b/9_34.swf. |
Тема: Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Цели Оборудование: камертоны на резонаторных ящиках-2; шарик на нити, рупор, глубокая чашка, тарелка, часы | Тема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Цель урока Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика... | ||
Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина | Распоряжение Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Красноярский край Шарыповский район. Громкость и высота звука. Эхо Слуховые ощущения, которые у нас вызывают различные звуки, во многом зависят от амплитуды звуковой волны и её частоты. Амплитуда... | Преддипломная штурманская Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Конспект воспитательного мероприятия * Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | Реализация программ здоровьесбережения в доу Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина | Бюллетень новых поступлений в библиотеку игма за IV квартал 2012 года Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Бюллетень новых поступлений в библиотеку игма за I квартал 2013 года Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский... Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Конспект занятия №1 по физическому воспитанию в суо для студентов III курса в осеннем семестре Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | Программа модуля «Нарушение речи у слабослышащих детей» Направление:... Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... |