Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права





Скачать 116.83 Kb.
НазваниеИспользование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права
Дата публикации30.06.2014
Размер116.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Использование материалов средств массовой информации

в преподавании курсов обществознания и права

  1. Актуальность использования материалов СМИ в подготовке уроков права и обществознания в школе

Знания об обществе являются ориентиром в понимании происходящего в конкретном социуме в определенное время. Соответствующие знания являются частью содержания курса обществознания. Однако следует учитывать, что процесс подготовки учебника занимает два-три года, а рекомендация по его использованию дается на пять лет. Таким образом, если даже авторы учебника, завершая работу над рукописью, включили в него самые «свежие» данные, пользователь учебника получает сведения о своей стране и мире трех-семи летней давности. Таким образом, перед учителем встает задача соотнести данные учебника обществознания с фактами, событиями настоящей действительности, подкрепить теоретические положения курса конкретными примерами, фактами общественной жизни. Каковы же пути решения этой проблемы? Одним из таких путей является активное использование материалов средств массовой информации в преподавании курса обществознание.

II Обоснование использования материалов СМИ

Исследования современного социума в общем виде можно разделить на теоретическое и эмпирическое. Эмпирические исследования суммируются, описывают, упорядочивают значимые цифры и факты, фиксируют видимые связи между ними, характеризуя те или иные состояния общества. В теоретических исследованиях выявляются на основе анализа глубинных связей и отношений тенденции развития, характерные для определенного этапа. В учебнике обществознания преимущественно отражены результаты, главным образом теоретических исследований современного общества. А учитель на уроке может использовать материалы эмпирических исследований (например, данные социологических опросов), экспертные оценки тех или иных явлений в соответствии с изучаемой темой. Подобные материалы представлены и в учебниках по обществознанию, однако динамика изменений в различных сферах жизни общества бывает очень высокой. Так, например, раздел курса «Современная российская экономика», в учебнике (последнее издание 2008 года) «Обществознание» 10 класс базовый уровень, автор Л.Н. Боголюбов издательство «Просвещение» бал написан до начала мирового экономического кризиса, который внес существенные коррективы во все сферы общественной жизни, в первую очередь экономическую. При этом основные теоретические положения курса остаются актуальна: рыночная экономика по-прежнему считается наиболее эффективной и отказываться от ее принципов никто не собирается, но в экономические программы вносятся существенные коррективы.

Итак, необходимость включения учителем материалов СМИ при преподавании курса обществознания вызвана следующими факторами:

  1. Материалы СМИ необходимы для актуализации изучаемого на уроке материала, иллюстрируют теоретические положения курса

  2. Работа учащихся с данным источником информации делает их более компетентными в вопросах современного развития общества, что необходимо при формировании гражданских ценностей в рамках правового демократического государства

  3. Привлечение материалов СМИ создают дополнительную мотивацию к изучению курса

  4. Использование материалов СМИ диктуется и Единым государственным экзаменом по обществознанию, так как многие задания (С6, С8, С3-4) требуют иллюстрации учениками примерами тех или иных положений, аргументов и т.п. с опорой на личный опыт учащихся и факты общественной жизни.

  5. Кроме всего вышесказанного отмечаю то, что данная работа позволяет более дифференцированно подходить к преподаванию курса, работа со СМИ может быть использовано и в качестве заданий более высокого уровня сложности или менее сложного.

III. Примеры форм работы с материалами средств массовой информации на уроках и во внеурочной деятельности

  1. Использование учителем материалов СМИ для иллюстрации теоретического материала курса. В качестве примера приводится фрагмент урока по теме «Способности человека как проявление индивидуальности» (Приложение А)

  2. Применение данных, опубликованных в официальных СМИ по проблемам социально-экономического развития страны для формирования умений анализировать статистические данные, формирования собственного мнения, собственной позиции по тем или иным вопросам современной политики, экономике, социальным вопросам

В качестве примера приводится презентация к уроку в 11 классе по теме «Социальная политика, социальное государство», в содержание которой включены современные данные о прожиточном минимуме в России, минимальном размере оплаты труда, потребительской корзине и др. В учебнике 11 класса данные ограничены 2007 годом. Однако формулировать объективные выводы, опираясь на только них, невозможно, Россия переживает период экономического кризиса, который существенно скорректировал ее социально-экономическую политику. (Приложение Б)

  1. В проблемном обучении очень важно так сформулировать проблему в начале урока, что бы она была понятна ученикам, настроила их на изучение материала, вызывала стремление ее разрешить. Для постановки проблемы могут быть использованы материалы средств массовой информации.

В качестве примера привожу фрагмент урока в 11 классе (профильная социально-экономическая группа) по теме «Перспективы Российской экономики» (Приложение В)

  1. В средствах массовой информации представлены разные точки зрения и аргументы на те, или иные события, происходящие в России и мире. Привлечение данных материалов позволяет организовать в классе дискуссию

Пример – вопросы изучения Государственных символов Российской федерации, в частности Государственного гимна РФ (Приложение Е)



  1. На уроках права материалы СМИ могут быть использованы для поиска и анализ аналогичных правовых ситуаций. Примером является работа на уроке «Право и справедливость: необходимая оборона». После того как ученики на уроке познакомятся с понятием «необходимая оборона» и проанализируют ситуацию, предложенную учителем, им предлагается найти примеры подобных ситуаций в газетах, журналах, интернет-ресурсах и высказать свое экспертное мнение




  1. Организация исследовательской и проектной деятельности по обществоведческим вопросам невозможно без использования материалов СМИ, особенно если речь идет об актуальных проблемах современности.

Примеры исследовательских работ, выполненных моими учащимися за последние два года с опорой на материалы СМИ как основной источник:

  • «Борьба с курением: или почему не работает закон»

  • «Безопасность ребенка в семье: миф или реальность»

  • «События в Южной Осетии: правовой аспект»

Приложение 5 Презентации работ учащихся

Приложение 1

Фрагмент урока по обществознанию в 10 классе

«Способности человека как проявление индивидуальности»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о способностях как «динамическом явлении»

Задачи:

  1. Усвоение понятий: способности человека, факторы и стадии развития способностей

  2. Развитие умений (компетенций): анализ авторского текста, иллюстрация примерами теоретических положений курса, формулирование выводов по теме

  3. Создание условий для формирование адекватной самооценки уровня своих способностей, понимания того, что способности необходимо развивать

Способы организации учебной деятельности учащихся: работа с неадаптированным авторским текстом, работа по алгоритму, эвристическая беседа, работа с материалами СМИ, опора на свой личный социальный опыт

Материалы СМИ: статья из областной газеты «Хронометр» № 44 от 3.11.2009 года «Трехлетний пианист»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Введение в тему урока.

Учитель предлагает познакомиться с высказыванием Б.М. Теплова «Способности по самому своему существу есть понятие динамическое» и ответить на вопрос, какой смысл высказывания

Постановка целей урока, задач

Предлагают варианты ответа

  1. Изучение нового материала.

  1. Учитель знакомит учащихся с понятием «стадии развития способностей», предлагает учащимся привести примеры

  2. Работа с текстом автора Б.И. Додонов «Стадии развития способностей», выявление ответа на вопрос «что же такое способности, какие факторы определяют уровень развития способностей» (текст в рабочем листе)




Приводят примеры задатков (абсолютный слух, гибкость и т.д.), примеры талантливых людей, примеры гениальности

Учащиеся определяют факторы: природных задатков человека, «тренированности» самих мозговых клеток Способности - это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.

  1. Работа с материалом из газеты (в рабочем листе). Вопрос: какие факторы являются определяющими в формировании музыкальных способностей мальчика - героя статьи

Знакомятся со статьей, определяют, что главные факторы: социальная среда (влияние родителей), деятельность (занятие музыкой) и задатки (абсолютный слух)

  1. Опора на личный опыт

Учитель просит учащихся продумать ответ на вопрос, какие у ребят есть способности и под влиянием каких факторов они формируются

С опорой на личный опыт отвечают на вопрос

  1. Решение задач на закрепление изученного материала (в рабочем листе)

Решение задач, взаимопроверка (работа в парах)

  1. Подведение итогов работы на уроке, беседа:

  1. Какие факторы являются определяющими в развитии способностей

  2. Возвращение к высказыванию Теплова, какой смысл вложен в высказывание автора

Отвечают на вопросы,


Рабочий лист к уроку: «Способности человека как проявление индивидуальности»

Стадии развития способностей

Мы думаем, что наличие знаний и умений человека, рассматриваемые не как их простая сумма, а как их определенная система, и есть то психологическое образование, которое делает его в первую очередь в той или иной мере способным как к усвоению новых знаний и умений, так и к решению с их помощью многообразных теоретических и практических проблем. Не случайно для тех исследователей, которым приходится не просто теоретизировать относительно способностей, а практически определять их, «нереальным представляется исключение из интеллекта прошлого опыта, т.е. тех знаний и умений, которыми располагает индивид». Уровень же этих способностей зависит от трех факторов. Во-первых, от качества отдельных элементов этих знаний и умений (верные и неверные, твердые и нетвердые и т. д.) и от их объединения в единое целое, от качества структуры этого целого. Образно говоря, в одном случае оно может напоминать хорошо организованную библиотеку, в другом - склад книжной макулатуры. Во-вторых, от природных задатков человека, с которыми ребенок уже рождается. В-третьих, вероятно, от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

Способности - это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.

(Б.И. Додонов)

Вопросы к тексту:

  1. Укажите три фактора, определяющих, по словам автора, уровень способностей, и проиллюстрируйте действие одного из факторов с помощью примера.

  2. Что является определяющим в развитии способностей человека - биологическое или социальное? Как на этот вопрос ответил бы автор? Подтвердите ответ словами текста. Каково ваше собственное мнение? Приведите аргумент в его обоснование


Задача № 1 Известно, что возможность проявления способностей человека зависит от общественных условий. Но, реализуясь в соответствующей деятельности, способности не только выявляются, но и формируются, развиваются. Приведите три примера, иллюстрирующих зависимость развития способностей от общественных условий

Задача № 2 Психологи считают, что абсолютный слух как способность не существует у ребенка, пока перед ним не встала задача узнавать частоту звука. Опираясь на знания курса, приведите три объяснения данного утверждения.

Задача № 3 Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психологам. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные условия решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?
Задача № 4



Приложение 3

Фрагмент урока по обществознанию в 11 классе (профильная группа)

«Проблемы и перспективы современной Российской экономики»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понимания необходимости модернизации российской экономики как важнейшего фактора дальнейшего развития страны
Способы организации учебной деятельности учащихся: выявление проблемы (в том числе по материалам СМИ), эвристическая беседа, проектная деятельность

Материалы СМИ: статья из российской газеты Аргументы и факты от 10.11.2009 года «Объятия дракона» и статья из областной газеты «Костромская народная газета» № 47 от 25.11.2009 год «Президент озадачил, Кострома ответила: «есть!».

Ход урока:

  1. Постановка проблемы. Учащимся предлагается познакомиться с данными, опубликованными в статье российской газеты Аргументы и факты от 10.11.2009 года «Объятия дракона», где представлены данные о структуре наших экономических отношений с Китаем



Вопросы для обсуждения: какие проблемы, связанные с развитием российской экономики поднимает автор в своей статье? С чем они связаны? К каким последствиям для России могут привести, если не будут решаться.
Учащимся предлагается познакомиться с отрывком из ежегодного Послания Президента РФ Федеральному собранию, Правительству РФ и народу России о развитии экономики «Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы»

Вопросы для обсуждения: имеется ли взаимосвязь между данными, приведенными в статье «Объятия дракона» и словами Президента?
Учащимся предлагается познакомиться с отрывком из статьи из областной газеты «Костромская народная газета» № 47 от 25.11.2009 год «Президент озадачил, Кострома ответила: «есть!» об успехах модернизации на предприятиях Костромской области

Итог: формулируется проблема урока: представители власти понимают и озвучивают проблемы, связанные с развитием российской экономики, однако предпринимаемые меры, судя по данным СМИ к реальным положительным результатам не приводят. Почему? Какие трудности связаны с модернизацией экономики страны? Какие шаги необходимо предпринимать немедленно.

Ответы на данные вопросы ученикам и предлагается оформить в виде проекта: «Мои предложения по модернизации экономики России» (работа над проектом в группах)

Приложение 4

Материал из СМИ для организации обсуждения вопросов, связанных с изучением государственного символа

Государственный гимн РФ

17 ноября 2009 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект, предлагающий исключить из текста Государственного гимна России слова «хранимая Богом родная земля», поскольку они противоречат атеистическому мировоззрению. Как передает корреспондент «Аргументов и фактов», автор проекта, депутат Госдумы от КПРФ Борис Кашин предлагает заменить в гимне слова «хранимая Богом родная земля» на «хранимая нами родная земля». «Россия  — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», — считает депутат. Он также заявил, что значительная часть граждан «не исповедует никакой религии и относит себя к атеистам и с этой точки зрения, слова действующей редакции гимна не соответствуют основам их мировоззрения», — подчеркнул Кашин2 Он так же заявил, что в случае принятия проекта «ущерб исторической памяти народа нанесен не будет», поскольку редакция текста гимна «была предложена сравнительно недавно» (газета «Московский комсомолец» 21.11.2009 год)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconПамятка редколлегии для работы над выпуском. Положение о школьных...
Выдержка из Закона «О средствах массовой информации». Права и обязанности журналиста
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconМассовой информации
Стилей речи, изучение системы жанров pr-текстов и форм их подачи в средства массовой информации. Кроме того, дисциплина содержит...
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Целью курса является формирование у студентов понимание основ массовой информации, функционирования конкретных средств ее распространения...
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconТеория и практика массовой информации
Политическая история российских сми. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Роль сми...
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconРеферат «Использование средств массовой информации на уроках физики»
Благодаря открытиям в данной области науки и ее дальнейшему развитию, сформировалась общая физическая картина мира, которую можно...
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconУказания на сайты для подготовки к нему
Практическое пособие для развития информационной компетентности учащихся 10-11 классов с использованием материалов иноязычных средств...
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconПриказ от 21. 05. 2010 №366-од­­ Об итогах XIII городского конкурса...
Об итогах XIII городского конкурса детских и юношеских средств массовой информации
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconПримерная программа дисциплины техника и технология средств массовой...
Ситников Виталий Павлович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры техники газетного дела и средств информации...
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconПлан проведения Всероссийской информационной кампании против насилия...
В средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации на территории
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconМой коммунальный стандарт обзор средств массовой информации 10-14 ноября, 2011 год
Приуральский район и Регламента предоставления информации на официальный сайт Администрации муниципального образования Приуральский...
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconПри центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест
Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной...
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права icon«Информационная безопасность»
Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconМониторинг средств массовой информации 22 октября 2013 года
Конференция о доступности энергетической инфраструктуры пройдет в Екатеринбурге 5
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconРабочая программа Теория и практика массовой информации
Сеть является важнейшим источником информации. И в то же время размещение в Интернете материалов может оказаться доступным способом...
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права icon«роль средств массовой информации в развитиии олимпийского движения»
«Международное спортивное и Олимпийское движение» Квалификация (степень) выпускника Магистр
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права iconМониторинг средств массовой информации 17 апреля 2014 года
Голикова считает эффективным контроль за бюджетными средствами, выделенными "РусГидро" 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск