Скачать 116.83 Kb.
|
Использование материалов средств массовой информации в преподавании курсов обществознания и права
Знания об обществе являются ориентиром в понимании происходящего в конкретном социуме в определенное время. Соответствующие знания являются частью содержания курса обществознания. Однако следует учитывать, что процесс подготовки учебника занимает два-три года, а рекомендация по его использованию дается на пять лет. Таким образом, если даже авторы учебника, завершая работу над рукописью, включили в него самые «свежие» данные, пользователь учебника получает сведения о своей стране и мире трех-семи летней давности. Таким образом, перед учителем встает задача соотнести данные учебника обществознания с фактами, событиями настоящей действительности, подкрепить теоретические положения курса конкретными примерами, фактами общественной жизни. Каковы же пути решения этой проблемы? Одним из таких путей является активное использование материалов средств массовой информации в преподавании курса обществознание. II Обоснование использования материалов СМИ Исследования современного социума в общем виде можно разделить на теоретическое и эмпирическое. Эмпирические исследования суммируются, описывают, упорядочивают значимые цифры и факты, фиксируют видимые связи между ними, характеризуя те или иные состояния общества. В теоретических исследованиях выявляются на основе анализа глубинных связей и отношений тенденции развития, характерные для определенного этапа. В учебнике обществознания преимущественно отражены результаты, главным образом теоретических исследований современного общества. А учитель на уроке может использовать материалы эмпирических исследований (например, данные социологических опросов), экспертные оценки тех или иных явлений в соответствии с изучаемой темой. Подобные материалы представлены и в учебниках по обществознанию, однако динамика изменений в различных сферах жизни общества бывает очень высокой. Так, например, раздел курса «Современная российская экономика», в учебнике (последнее издание 2008 года) «Обществознание» 10 класс базовый уровень, автор Л.Н. Боголюбов издательство «Просвещение» бал написан до начала мирового экономического кризиса, который внес существенные коррективы во все сферы общественной жизни, в первую очередь экономическую. При этом основные теоретические положения курса остаются актуальна: рыночная экономика по-прежнему считается наиболее эффективной и отказываться от ее принципов никто не собирается, но в экономические программы вносятся существенные коррективы. Итак, необходимость включения учителем материалов СМИ при преподавании курса обществознания вызвана следующими факторами:
III. Примеры форм работы с материалами средств массовой информации на уроках и во внеурочной деятельности
В качестве примера приводится презентация к уроку в 11 классе по теме «Социальная политика, социальное государство», в содержание которой включены современные данные о прожиточном минимуме в России, минимальном размере оплаты труда, потребительской корзине и др. В учебнике 11 класса данные ограничены 2007 годом. Однако формулировать объективные выводы, опираясь на только них, невозможно, Россия переживает период экономического кризиса, который существенно скорректировал ее социально-экономическую политику. (Приложение Б)
В качестве примера привожу фрагмент урока в 11 классе (профильная социально-экономическая группа) по теме «Перспективы Российской экономики» (Приложение В)
Пример – вопросы изучения Государственных символов Российской федерации, в частности Государственного гимна РФ (Приложение Е)
Примеры исследовательских работ, выполненных моими учащимися за последние два года с опорой на материалы СМИ как основной источник:
Приложение 5 Презентации работ учащихся Приложение 1 Фрагмент урока по обществознанию в 10 классе «Способности человека как проявление индивидуальности» Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о способностях как «динамическом явлении» Задачи:
Способы организации учебной деятельности учащихся: работа с неадаптированным авторским текстом, работа по алгоритму, эвристическая беседа, работа с материалами СМИ, опора на свой личный социальный опыт Материалы СМИ: статья из областной газеты «Хронометр» № 44 от 3.11.2009 года «Трехлетний пианист»
Рабочий лист к уроку: «Способности человека как проявление индивидуальности» Стадии развития способностей Мы думаем, что наличие знаний и умений человека, рассматриваемые не как их простая сумма, а как их определенная система, и есть то психологическое образование, которое делает его в первую очередь в той или иной мере способным как к усвоению новых знаний и умений, так и к решению с их помощью многообразных теоретических и практических проблем. Не случайно для тех исследователей, которым приходится не просто теоретизировать относительно способностей, а практически определять их, «нереальным представляется исключение из интеллекта прошлого опыта, т.е. тех знаний и умений, которыми располагает индивид». Уровень же этих способностей зависит от трех факторов. Во-первых, от качества отдельных элементов этих знаний и умений (верные и неверные, твердые и нетвердые и т. д.) и от их объединения в единое целое, от качества структуры этого целого. Образно говоря, в одном случае оно может напоминать хорошо организованную библиотеку, в другом - склад книжной макулатуры. Во-вторых, от природных задатков человека, с которыми ребенок уже рождается. В-третьих, вероятно, от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов. Способности - это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей. (Б.И. Додонов) Вопросы к тексту:
Задача № 1 Известно, что возможность проявления способностей человека зависит от общественных условий. Но, реализуясь в соответствующей деятельности, способности не только выявляются, но и формируются, развиваются. Приведите три примера, иллюстрирующих зависимость развития способностей от общественных условий Задача № 2 Психологи считают, что абсолютный слух как способность не существует у ребенка, пока перед ним не встала задача узнавать частоту звука. Опираясь на знания курса, приведите три объяснения данного утверждения. Задача № 3 Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психологам. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные условия решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека? Задача № 4 Приложение 3 Фрагмент урока по обществознанию в 11 классе (профильная группа) «Проблемы и перспективы современной Российской экономики» Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понимания необходимости модернизации российской экономики как важнейшего фактора дальнейшего развития страны Способы организации учебной деятельности учащихся: выявление проблемы (в том числе по материалам СМИ), эвристическая беседа, проектная деятельность Материалы СМИ: статья из российской газеты Аргументы и факты от 10.11.2009 года «Объятия дракона» и статья из областной газеты «Костромская народная газета» № 47 от 25.11.2009 год «Президент озадачил, Кострома ответила: «есть!». Ход урока:
Вопросы для обсуждения: какие проблемы, связанные с развитием российской экономики поднимает автор в своей статье? С чем они связаны? К каким последствиям для России могут привести, если не будут решаться. Учащимся предлагается познакомиться с отрывком из ежегодного Послания Президента РФ Федеральному собранию, Правительству РФ и народу России о развитии экономики «Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы» Вопросы для обсуждения: имеется ли взаимосвязь между данными, приведенными в статье «Объятия дракона» и словами Президента? Учащимся предлагается познакомиться с отрывком из статьи из областной газеты «Костромская народная газета» № 47 от 25.11.2009 год «Президент озадачил, Кострома ответила: «есть!» об успехах модернизации на предприятиях Костромской области Итог: формулируется проблема урока: представители власти понимают и озвучивают проблемы, связанные с развитием российской экономики, однако предпринимаемые меры, судя по данным СМИ к реальным положительным результатам не приводят. Почему? Какие трудности связаны с модернизацией экономики страны? Какие шаги необходимо предпринимать немедленно. Ответы на данные вопросы ученикам и предлагается оформить в виде проекта: «Мои предложения по модернизации экономики России» (работа над проектом в группах) Приложение 4 Материал из СМИ для организации обсуждения вопросов, связанных с изучением государственного символа Государственный гимн РФ 17 ноября 2009 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект, предлагающий исключить из текста Государственного гимна России слова «хранимая Богом родная земля», поскольку они противоречат атеистическому мировоззрению. Как передает корреспондент «Аргументов и фактов», автор проекта, депутат Госдумы от КПРФ Борис Кашин предлагает заменить в гимне слова «хранимая Богом родная земля» на «хранимая нами родная земля». «Россия — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», — считает депутат. Он также заявил, что значительная часть граждан «не исповедует никакой религии и относит себя к атеистам и с этой точки зрения, слова действующей редакции гимна не соответствуют основам их мировоззрения», — подчеркнул Кашин2 Он так же заявил, что в случае принятия проекта «ущерб исторической памяти народа нанесен не будет», поскольку редакция текста гимна «была предложена сравнительно недавно» (газета «Московский комсомолец» 21.11.2009 год) |
Памятка редколлегии для работы над выпуском. Положение о школьных... Выдержка из Закона «О средствах массовой информации». Права и обязанности журналиста | Массовой информации Стилей речи, изучение системы жанров pr-текстов и форм их подачи в средства массовой информации. Кроме того, дисциплина содержит... | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине... Целью курса является формирование у студентов понимание основ массовой информации, функционирования конкретных средств ее распространения... | Теория и практика массовой информации Политическая история российских сми. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Роль сми... | ||
Реферат «Использование средств массовой информации на уроках физики» Благодаря открытиям в данной области науки и ее дальнейшему развитию, сформировалась общая физическая картина мира, которую можно... | Указания на сайты для подготовки к нему Практическое пособие для развития информационной компетентности учащихся 10-11 классов с использованием материалов иноязычных средств... | ||
Приказ от 21. 05. 2010 №366-од Об итогах XIII городского конкурса... Об итогах XIII городского конкурса детских и юношеских средств массовой информации | Примерная программа дисциплины техника и технология средств массовой... Ситников Виталий Павлович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры техники газетного дела и средств информации... | ||
План проведения Всероссийской информационной кампании против насилия... В средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации на территории | Мой коммунальный стандарт обзор средств массовой информации 10-14 ноября, 2011 год Приуральский район и Регламента предоставления информации на официальный сайт Администрации муниципального образования Приуральский... | ||
При центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной... | «Информационная безопасность» Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации | ||
Мониторинг средств массовой информации 22 октября 2013 года Конференция о доступности энергетической инфраструктуры пройдет в Екатеринбурге 5 | Рабочая программа Теория и практика массовой информации Сеть является важнейшим источником информации. И в то же время размещение в Интернете материалов может оказаться доступным способом... | ||
«роль средств массовой информации в развитиии олимпийского движения» «Международное спортивное и Олимпийское движение» Квалификация (степень) выпускника Магистр | Мониторинг средств массовой информации 17 апреля 2014 года Голикова считает эффективным контроль за бюджетными средствами, выделенными "РусГидро" 4 |