Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации»





НазваниеПояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
страница1/7
Дата публикации16.04.2015
Размер0.88 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7

  1. Пояснительная записка

Учебно–методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» составлен в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 350400 «Связи с общественностью». Данный курс, направлен на ознакомление студентов с методами маркетинговых исследований, которые используются в деятельности специалистов по связям с общественностью, с учетом специфики современных экономических условий. Курс построен на описании комплексного подхода в маркетинговых исследованиях и предлагает базовые рекомендации по ведению исследования согласно данному подходу.

Ознакомившись с материалами курса, студенты получат базовый набор теоретических знаний и базовых навыков по анализу внутренней и внешней среды организации средствами маркетинга.

Цели и задачи курса.

Целью курса – является формирование у студентов понимание основ массовой информации, функционирования конкретных средств ее распространения – периодической печати, радиовещания, телевидения, Интернет–СМИ.

Задачи курса – познакомить студентов с понятием информации и связанных с ней категорий, историей развития массовой информации, системой средств массовой информации, организацией информационного производства – сбором и обработкой массовой информации, характером и условиями журналистского труда, системой профессиональных обязанностей сотрудника редакции, структурой творческого процесса, стадиями создания журналистского произведения, особенностями работы над текстами; дать учащимся конкретные навыки создания материалов для СМИ в информационных, аналитических, художественно–публицистических жанрах.

Освоив содержание курса, студент должен свободно разбираться в системе понятий и терминов, связанных с функционированием средств массовой информации, понимать типологические характеристики периодических изданий, радио– и телепрограмм, ориентироваться в структуре и функциях редакционного коллектива и его подразделений, планировании работы редакции, ее взаимодействии с аудиторией. Он должен также владеть методикой сбора материала и написания журналистского текста в различных жанрах.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения данного курса студент будет:

– иметь: представление об организации комплексной исследовательской активности маркетинговой среды коммерческой компании;

– знать: типологию маркетинговых исследований, методологию маркетинговых исследований, оптимальное приложение соответствующих методик к практической ситуации;

– уметь: организовать исследование силами собственной организации, отбирать исследовательские компании для организации масштабной исследовательской деятельности, контролировать ход выполнения исследовательских работ фирмы подрядчика, оценивать результаты исследовательской деятельности.

Место курса в системе социогуманитарного образования.

«Теория и практика массовой информации» – это междисциплинарный предмет, сочетающий в себе научные изыскания и практический опыт в области связей с общественностью, менеджмента, психологии, социологии и т.д.
2. Организационно – методический отдел

Информационный пакет для студентов 5 курса

специальности 350400 (030602.65) «Связи с общественностью»


Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудитор. занятия

Лек.

Сем.

Сам. работа

КСР

Очная форма обучения

ОПД.Ф.09

ОПД.Ф.09

380

(зачет

в 6 сем., курсовая работа, экзамен в 7 сем.)

136

68

68

244

24

Очно–заочная форма обучения

ОПД.Ф.09

ОПД.Ф.09

380

(зачет

в 6 сем., курсовая работа, экзамен в 7 сем.)

68

34

34

312

26

Заочная форма

ОПД.Ф.09

ОПД.Ф.09

380

(зачет

в 6 сем., курсовая работа, экзамен в 7 сем.)

12

8

4

368

2


Выписка из ГСО по специальности: 350400 –

– Связи с общественностью


ОПД.Ф.09

Теория и практика массовой информации
Социально–политические реформы общества и возникновение журналистики; развитие массовой прессы; процесс монополизации прессы; особенности информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран; глобализация информационных процессов; понятие информационного общества.

Особенности и основные этапы развития журналистики в ХХ веке; современные СМИ России; законодательное обеспечение свободы слова и информации в постсоветский период.

Массовая информация и ее роль в современном мире. Средства массовой коммуникации: печать, радио и телевидение; организация работы редакции; журналистский корпус; источники информации, информационные агентства, агентства в сфере общественных связей, корреспондентская сеть, Интернет, редакционные базы данных.

СМИ как предприятие; рынок современной прессы; позиционирование издания; распространение издания; ценообразование, себестоимость; оценка спроса, стимулирование сбыта; рынок типографских услуг; стандарты качества информации; финансовая политика; кредитование; государственные дотации средствам массовой информации. Связи с общественностью в редакционной структуре.

Теория и методика журналистского творчества; журналистское творчество как профессиональная деятельность; Интернет и его использование журналистом; технические средства в процессе журналистского творчества. Журналистское произведение как текст – жанровые разновидности.

Профессионально–этические правила и нормы; законодательство в сфере журналистики. Понятие «компромата»; проблема «скрытой» рекламы; проблема факта и комментария. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности.

Технические средства массовой коммуникации. Полиграфическая техника и полиграфические процессы; верстка и печать; дизайн полиграфических изданий; основные технологические схемы выпуска газетно–журнальной продукции. Фотография, техника фотосъемки.

Технические средства радио и телевидения. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение.

Компьютерная техника в производстве современной прессы, в работе редакций. Электронные версии современных газет.


Виды занятий и методики обучения

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса – 18 час. Семинарские занятия проводятся по группам.

Общий объем семинарских занятий – 16 час. На практических (семинарских занятиях, практических работах и т.д.) занятиях по дисциплине могут применяться следующие методики и методы обучения: опрос, «круглый стол», дискуссия, мастер–класс, имитационные игры.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Изучение дисциплины подразумевает комплексную работу над освоением необходимого объема знаний для развертывания активности по исследованию рынка. Успешное усвоение материала требует планомерной подготовки состоящей из: самостоятельного чтения источников являющихся обязательными при изучении дисциплины, чтения конспекта лекционных материалов и его постоянное обновление, подготовки рефератов, изучения соответствующей терминологии и активного участия в дискуссиях и прочих формах учебной активности на практических занятиях

Изучение дисциплины осуществляется в соответствии с учебно–тематическим планом. Указанные темы в необходимом объеме представляются в теоретической части курса и подкреплены практическими занятиями, которые необходимы для закрепления материала и для разъяснения специфики применения теоретических знаний на практике с учетом соответствующей специфики.

На практических занятиях изучаются различные тенденции рынка маркетинговых исследований на основании анализа раздаточного материала, организации имитации аспектов активности исследовательской организации, дискуссий и.т.д. В начале семестра в семинарских группах распределяются вопросы из списка контрольных работ, и каждый студент обязан в соответствующее время представить рефераты и доклады по заявленным темам.

После сдачи работы в конце семестра осуществляется тестирование знаний студентов и определение уровня готовности к сдаче итоговой формы контроля. При успешной работе на семинарских занятиях и своевременной сдаче необходимых работ и теста студент допускается до зачета.
Методические указания к семинарским занятиям

В целях углубления теоретических знаний со студентами проводятся семинарские занятия. Семинарские занятия проводятся по наиболее сложным вопросам и темам разделов дисциплины и имеют своей целью: закрепить знания, полученные во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой; расширить и углубить представления студентов по наиболее актуальным проблемам проведения маркетинговых исследований; сформировать и развить практические навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности; осуществить контроль за качеством усвоения студентами учебной программы.

Подготовку к семинару следует начинать сразу же после лекции по данной теме или консультации преподавателя. Вначале необходимо изучить план семинара, содержание основных вопросов, список рекомендованной литературы и дополнительные задания, которые могут быть даны преподавателем. При этом следует спланировать самостоятельную работу к занятию, следующим образом, по какой проблеме, какие источники, где и когда следует найти и изучить; по каким вопросам подготовить краткие письменные ответы, выступления или доклады.

Семинар представляет собой активную форму обучения. В отличие от лекции, где основную нагрузку несет преподаватель, на семинаре требуется одинаковая активность, как преподавателя, так и студентов.

При проведении семинарских занятий особое внимание обращается на: углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов над учебной и научной литературой, развитие студентами навыков творческого мышления при поиске, обобщении и изложении учебного материала, применение полученных знаний при решении учебных задач. На семинарах, наряду с вопросно–ответными методами могут применяться дискуссии, ролевые игры, тренинги и другие методы активизации мыслительной деятельности студентов.

Подготовка к семинару обычно включает в себя:

– уточнение плана проведения семинара;

– обеспечение занятия необходимыми учебно–методическими и наглядными пособиями, техническими средствами обучения;

– формулировку темы выступлений,

– определения докладчика (докладчиков) и работу с ним преподавателя в период подготовки к семинару.

Структуру семинара можно представить следующим образом:

Структура семинара

Цель и задачи семинара

1. Вступительное слово преподавателя (3–5 – мин.)

– показать место и роль изучаемой темы, отметить особенности и цели занятия;

– указать порядок проведения занятия;

– призвать слушателей к активному обсуждению вопросов семинара.

2.Обсуждение вопросов семинара

– заслушивание доклада и его обсуждение;

– постановка и обсуждение основных и дополнительных вопросов;

– создание атмосферы творческой дискуссии, обеспечение живого обмена мнениями;

– формулирование кратких выводов.

3.Заключительное слово преподавателя (10 – мин.)



– оценка научного, методического уровня докладов;

– характеристика активности и подготовленности группы, выделение слушателей, показавших высокий уровень знаний и активность на занятиях;

– ответы на вопросы студентов;

– советы по дальнейшему изучению темы;

– определение заданий к следующему занятию.

В соответствии с этой структурой, а так же с учётом темы семинара и подлежащих обсуждению на нём основных вопросов преподаватель составляет для себя в произвольной форме рабочий план семинара, который в общем, виде может содержать:

  • название темы семинара;

  • цели занятия (учебные и воспитательные);

  • основные вопросы, их содержание и примерное время на обсуждение

каждого из них;

  • перечень дополнительных вопросов для развёртывания обсуждения;

  • практическое задание для самостоятельной работы;

  • тезисы вступительного слова;

  • перечень наглядных пособий, технические средства обучения, которые

необходимо использовать на семинаре.

Преподаватель, сам, готовясь к занятиям, проявляет заботу и о подготовке к семинару студентов: выдаёт рекомендации по написанию доклада, оказывает помощь в индивидуальном порядке в случае возникновения непредвиденных трудностей, организовывает консультации, осуществляет контроль за самостоятельной работой студентов.
Методические указания по организации самостоятельной работы

Большая роль в изучении учебной дисциплины принадлежит самостоятельной работе студентов, которые обязаны готовиться к предстоящим занятия, семинарам, работать с рекомендованной литературой, дорабатывать конспекты лекций. Самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления студентов.

Самостоятельная работа студентов, включаемая в процесс обучения, – это такая работа, которая выполняется без не­посредственного участия преподавателя, но по его заданию. В процессе самостоятельной работы студенты стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и действий.

Сущность этого метода заключается в том, что овладе­ние новыми знаниями осуществляется самостоятельно каж­дым студентом путем вдумчивого изучения материала по рекомендованной литературе и а также предложенным вопросам для самостоятельной работы и полученным заданиям.

Для этого на каждом занятии студенты получают конкретное задание для самостоятельной работы и весь необходимый для его выполнения методический материал. В частности, могут быть использованы так называемые «Бланк–задания». Каждое такое «Бланк–задание» представляет собой алгоритмизированное описание определенного способа профессионально значимого способа деятельности. При этом важно, чтобы бланк содержал некоторые обобщенные представления по учебной дисциплине. Для этого в центр бланка помещается модельное представление ситуации деятельности, на основе которого студент и призван организовать собственную мыслительную деятельность по привлечению знаний к осуществлению заданного действия.

В случае если изучение курса или учебной дисциплины предполагает выполнение самостоятельных работ, необходимо наладить планирование прохождения этих работ через все этапы подготовки и рецензирования. Для этого целесообразно составить график поэтапного прохождения этой работы с выделением контрольных рубежей и сроков. Для организации самостоятельной работы студентов могут быть разработаны специальные методические пособия.

Для организации самостоятельной работы студентов им также выдаются планы подготовки к семинарским и практическим занятиям. Помимо этого в целях организации деятельности обучаемых им могут быть предоставлены списки рекомендованной литературы, задания на разработку курсовых и дипломных работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

Итогом самостоятельной работы студентов является конспект учебных материалов, реферат, выступление, доклад и т.д. которые представляются преподавателю. В процессе обучения преподаватель осуществляет систематический контроль успеваемости студентов и уровень их теоретической и практической подготовки.
Методические указания по написанию реферата или письменной контрольной работы

Написание реферата или письменной контрольной работы обычно используется для более глубокой проработки студентами учебного материала по читаемой дисциплине. Темы рефератов и письменных могут быть предложены преподавателем или сформулированы студентом. Выбранная студентом тема реферата должна отличаться научной актуальностью и значимостью, отражать наиболее существенные проблемы изучаемой дисциплины.

Основными этапами работы над рефератом являются:

– определение темы, поиск и изучение литературы по теме исследования (не менее 5–7 работ);

– составление списка литературы, выделение наиболее значимых источников;

– анализ и обобщение информации, ее систематизация;

– формирование проблемы по теме исследования, определение ее актуальности и место данной проблемы в социологической науке и практике;

– разработка структуры (плана) реферата;

написание реферата;

– представление рукописи и публичное изложение содержание реферата.

Структура реферата должна включать в себя:

– титульный лист;

– содержание (оглавление);

– введение (обоснование актуальности данной темы);

– основная часть (описание проблемы в исследованиях различных авторов, изложение собственной позиции автора реферата)

– заключение (общие выводы, полученные из проведенного исследования);

– список литературы;

– приложение (программа, анкеты, материалы исследований и т.д.).

В соответствии с предъявляемыми требованиями к оформлению научных работ, реферат оформляется в виде очерка объемом 18–25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала, 14 шрифтом.
3. Тематический план

Учебно–тематический план для очной, очно–заочной

и заочной форм обучения


№ п\п

Название темы

Всего

Сам. р.

Аудиторные часы







лекции

семинары

1

Тема 1. Понятие информации*


12

6

2

4

2

Тема 2. Социальная информации*


8

6

2

3

Тема 3. Массовая информация


12

6

2

4


4

Тема 4. Формирование массовой информации*


8

6

2

5

Тема 5. Рукописные издания – предшественники печати*


14

8

2

4

6

Тема 6. Изобретение книгопечатания. Первые печатные периодические издания

8

6

2

7

Тема 7. Сравнительно–исторические характеристики развития СМИ


8

6

2

8

Тема 8. Создание системы периодических изданий*


12

6

2

4

9

Тема 9. Радиовещание


13

8

1

4

10

Тема 10. Телевидение


6

6

1

11

Тема 11. Интернет как новая коммуникативная среда


12

6

2

4

12

Тема 12. Специфика Интернет–СМИ*


8

6

2

13

Тема 13. Процесс организации информационного производства и формы его финансирования*

14

8

2

4

14

Тема 14. Редакция как организатор информационного* производства


12

6

2

4

15

Тема 15. Сегментирование рынка прессы


12

6

2

4

16

Тема 16. Позиционирование информационного товара на рынке


18

12

2

4

17

Тема 17. Бизнес–планирование информационной деятельности*


8

6

2

18

Тема 18. «Жизненный цикл» периодического издания


8

6

2

19

Тема 19. Выбор темы


6

6

2



20

Тема 20. Методика сбора информации*


12

6

2

4

21

Тема 21. Аудитория как источник информации


12

6

2

4

22

Тема 22. Особенности и виды журналистской деятельности


8

6

2

23

Тема 23. Структура редакции*


10

6

1

4

24

Тема 24. Система редакционного планирования*


8

6

2

25

Тема 25. Работа над текстом



20

12

2

6

26

Тема 26. Информационные жанры*


8

6

2

27

Тема 27. Аналитические жанры*


8

6

2

28

Тема 28. Художественно–публицистические жанры*

8

6

2

29

Тема 29. Публицистические жанры в СМИ*


8

6

2

30

Тема 30. Рынок потребителей информации


20

12

2

6

31

Тема 31. Потребительские параметры информационной*

8

6

2

32

Тема 32. Формы и методы распространения информации


12

10

2

33

Тема 33. Дополнительные информационные услуги


11

6

1

34

Тема 34. Модели развития СМИ*


8

6

2

35

Тема 35. СМИ в социально–политическом управлении обществом*


12

6

2

4

36

Тема 36. Аудитория СМИ как субъект журналистской деятельности

8

6

2




Всего:

380

244

68

68


* Темы, читаемые преподавателями для очно–заочной и заочной формы бучения, остальные темы изучаются самостоятельно.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

(для студентов, обучающихся по специальности

350400- « Связи с общественностью»)

Основное содержание учебного курса

Раздел 1. Информация и ее виды.

Тема 1. Понятие информации

Понятие, сущность информации и связанных с ней категорий (информатика, информатизация, информирование, массовая информация, информационное общество, информациология). Общество и информация. Информационные процессы в обществах с различным экономическим укладом и политическим строем. Коммуникация и информация: тождество и различие. Коммуникация как социальная реализация информации и важнейшая проблема гуманистического развития общества. Проблема объективности в передаче фактов и сообщений и субъективности их творческого освещения. Проблема общественного мнения и нравственной индивидуальной позиции коммуникатора. Политическая целесообразность и интересы человеческого сообщества. Коммерческая выгода и интересы человека, его экологическая и информационная безопасность. Медиаобразование как защита от вредной информации.

Тема 2. Социальная информация
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине...
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Гражданско-правовых дисциплин протокол №
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconТеория и практика массовой информации
Политическая история российских сми. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Роль сми...
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационное право»...
Тема средства массовой информации: виды, особенности правового регулирования
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconКафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный...
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconТеория и практика социальной работы
Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теория информации Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика перевода»
Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода. Проблема переводимости и адекватности...
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «международное экономическое...
Пояснительная записка
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика связей...
«Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности») и направлению подготовки
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика массовой информации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика перевода»...
Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода. Проблема переводимости и адекватности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск