Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гаврилово – Посадская средняя общеобразовательная школа № 1»
155000, Ивановская обл., г. Гаврилов Посад, пос. 9 Января, д. 23, тел.: (8 – 49355) 2-16-64, 2-17-05, E-mail: posadschoоl@yandex.ru
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора
по учебно- воспитательной работе Андрейчева С.Н. /______________/ Протокол от 09.09.2013 г. № 3
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ
«Гаврилово – Посадская СОШ № 1» Петрова О.В. /___________________/ Приказ от 17.09.2013 г. № 78а - о
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Белова Виктора Георгиевича учителя технологии по учебному предмету ТЕХНОЛОГИЯ III уровень
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по направлению «Профессиональное самоопределение и карьера»
Программа «Профессиональное самоопределение и карьера» по технологии для 10-11 классов призвана обеспечить для учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения.
Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей то каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться кновым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни.
Основная цель данной программы - способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку и в частности предпринимательству.
Задачи программы по подготовке учащихся определяются теми общими требованиями, которые предъявляет современное общество к молодым людям, вступающим на трудовой путь, и вытекают из поставленной цели:
создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества,
подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
развитие таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честность и порядочность;
формирование профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;
включение учащихся в реальные производственно-экономические отношения, познание ими основ менеджмента, маркетинга, предпринимательства;
воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельности;
создание условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления.
Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения:
развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;
традиционные методы: беседа, лекция;
информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;
практическая, самостоятельная работа учащихся;
профконсультации.
Практической, самостоятельной работе учащихся в процессе обучения уделяется 60-70 % всего учебного времени.
Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, когда уровень проявления интереса к профессии выражается в обостренном внимании к профессиографическими социально-экономическим проблемам труда, чтении специальной и научно-популярной литературы, выявлении квалификационных и творческих аспектов деятельности, здоровья, способностей и образования для получения избираемых профессий. Сформированность высшего уровня профессионального интереса дает основание говорить о наличии потребностей в конкретной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательного учреждения.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.
Эти подходы взяты за основу в содержании учебного раздела «Профессиональное самоопределение». В ходе преподавания школьники усваивают новые базовые понятия (образ «Я», алгоритм анализа профессий, характеристику профессиональной деятельности и др.), активно работают с методиками по самопознанию. Все это способствует тому, чтобы к моменту окончания школы большинство выпускников имели сформированные личные профессиональные планы. Также обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым социально-экономическим условиям.
Во всех сферах деятельности присутствуют элементы предпринимательства. В настоящее время все больше молодых людей хотят связать свою судьбу с предпринимательством как основной сферой деятельности, являющейся основой основ экономических систем большинства стран мира и нашей страны. Необходимость и возможность изучения основ предпринимательской деятельности в рамках образовательной области «Технология» подтверждается тем, что во многих странах первичные знания и умения учащихся о бизнесе формируются именно в рамках их трудовой и технологической подготовки.
Раздел программы «Основы предпринимательства» дает представление об основных принципах рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и навыки их применения при реализации собственной продукции и услуг; знакомит с различными формами предприятий по производству товаров и услуг, с деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций; с порядком регистрации созданных предприятий, организаций, фирм.
Таким образом, интегрированная программа призвана оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, подготовке их к трудовой деятельности, устройстве своей будущей карьеры.
Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения.
Тематический план программы включает в себя теоретическую и практическую части. Следовательно, учитель может применять контроль теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль может быть промежуточным и итоговым. Теоретические знания контролируются в форме письменной контрольной, устного опроса, итогового тестирования по пройденному материалу. Практические умения и навыки контролируются выполнением индивидуальной работы по изготовлению изделия, выполненного творческого проекта. Результативность
Учащиеся средней (полной) средней школы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами получают общетехнологическую подготовку, овладевают общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.
Требования к уровню подготовкиобучающихся 10 класс
По окончании учебного года учащиеся должны знать:
понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,
чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей
кто может быть участником предпринимательской деятельности,
какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
По окончании учебного года учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;
выдвигать деловые идеи;
характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
11 класс
По окончании учебного года учащиеся должны знать:
уровень развития своих профессиональных качеств;
понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
правила выбора профессии, карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества;
требования к составлению личного профессионального плана;
понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры;
возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
По окончании учебного года учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
пользовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;
анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Тематический план
№ п/п
| Раздел (тема)
| Количество часов
| 10 класс
| 11 класс
| 1.
| Основы предпринимательства
| 16
| 0
| 2.
| Имидж и этикет современного делового человека
| 8
| 0
| 3.
| Информационные технологии
| 10
| 0
| 4.
| Технология решения творческих задач
| 0
| 18
| 5.
| Экологические проблемы. Природоохранные технологии
| 0
| 8
| 6.
| Технология профессионального самоопределения и карьеры
| 0
| 8
|
| Резервное время
| 0
| 0
|
| Итого
| 34
| 34
|
Содержание курса 10 класс
Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели и задачи. Ресурсы и факторы производства.Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда.
Налогообложение в России.Предпринимательская фирма.Нормативная база предприятия.Менеджмент в деятельности предприятия.
Организация и уровни управления на предприятии.
Имидж и дизайн офиса, имидж сотрудников, служебно-деловой этикет.
Техника для телефонной связи. Мобильные средства связи.Офисная оргтехника. Периферийное оборудование ПЭВМ.Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам. Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники.Всемирная компьютерная сеть Internet.Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в маркетинге. 11 класс
Понятие творчества и развитие творческих способностей. Методы решения творческих задач.
Научно-техническая революция и её влияние на окружающую среду. Глобальные проблемы человечества.
Энергетика и экология. Загрязнение атмосферы.Загрязнение гидросферы. Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.Природоохранные технологии. Экологическое сознание и экологическая мораль.
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.
Понятие культуры труда. Профессиональная этика. Профессиональное становление личности.Профессиональная карьера. Подготовка к профессиональной деятельности. Примерный творческий проект.
Календарно-тематический план 10 класс
№ уроков
| Раздел (тема)
| Часов
| Даты
| План
| Факт
| 1-16
| Основы предпринимательства
| 16
|
|
| 1-2
| 1-2
| Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели и задачи
| 2
|
|
| 3-4
| 3-4
| Ресурсы и факторы производства.
| 2
|
|
| 5-6
| 5-6
| Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда.
| 2
|
|
| 7-8
| 7-8
| Налогообложение в России.
| 2
|
|
| 9-10
| 9-10
| Предпринимательская фирма.
| 2
|
|
| 11-12
| 11-12
| Нормативная база предприятия.
| 2
|
|
| 13-14
| 13-14
| Менеджмент в деятельности предприятия.
| 2
|
|
| 15-16
| 15-16
| Организация и уровни управления на предприятии.
| 2
|
|
| 17-24
| Имидж и этикет современного делового человека
| 8
|
|
| 17-18
| 1-2
| Имидж офиса.
| 2
|
|
| 19-20
| 3-4
| Дизайн офиса.
| 2
|
|
| 21-22
| 5-6
| Имидж сотрудников.
| 2
|
|
| 23-24
| 7-8
| Служебно-деловой этикет.
| 2
|
|
| 25-34
| Информационные технологии
| 10
|
|
| 25-26
| 1-2
| Техника для телефонной связи. Мобильные средства связи.
| 2
|
|
| 27-28
| 3-4
| Офисная оргтехника. Периферийное оборудование ПЭВМ.
| 2
|
|
| 29-30
| 5-6
| Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам. Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники.
| 2
|
|
| 31-32
| 7-8
| Всемирная компьютерная сеть Internet.
| 2
|
|
| 33-34
| 9-10
| Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в маркетинге.
| 2
|
|
|
| Резервное время
| 0
|
|
11 класс
№ уроков
| Раздел (тема)
| Часов
| Даты
| План
| Факт
| 1-18
| Технология решения творческих задач
| 18
|
|
| 1-2
| 1-2
| Понятие творчества и развитие творческих способностей.
| 2
|
|
| 3-4
| 3-4
| Метод мозговой атаки (МА).
| 2
|
|
| 5-6
| 5-6
| Метод контрольных вопросов.
| 2
|
|
| 7-8
| 7-8
| Метод обратной мозговой атаки.
| 2
|
|
| 9-10
| 9-10
| Синектика
| 2
|
|
| 11-12
| 11-12
| Морфологический анализ. Морфологические матрицы.
| 2
|
|
| 13-14
| 13-14
| Ассоциации и творческое мышление. Метод фокальных объектов (МФО).
| 2
|
|
| 15-16
| 15-16
| Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
| 2
|
|
| 17-18
| 17-18
| Функционально-стоимостный анализ (ФСА).
| 2
|
|
| 19-26
| Экологические проблемы. Природоохранные технологии
| 8
|
|
| 19-20
| 1-2
| Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду. Глобальные проблемы человечества.
| 2
|
|
| 21-22
| 3-4
| Энергетика и экология. Загрязнение атмосферы.
| 2
|
|
| 23-24
| 5-6
| Загрязнение гидросферы. Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.
| 2
|
|
| 25-26
| 7-8
| Природоохранные технологии. Экологическое сознание и экологическая мораль.
| 2
|
|
| 27-34
| Технология профессионального самоопределения и карьеры
| 8
|
|
| 27-28
| 1-2
| Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.
| 2
|
|
| 29-30
| 3-4
| Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.
| 2
|
|
| 31-32
| 5-6
| Понятие культуры труда. Профессиональная этика. Профессиональное становление личности.
| 2
|
|
| 33-34
| 7-8
| Профессиональная карьера. Подготовка к профессиональной деятельности. Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
| 2
|
|
| |