№/№
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля.
Измерители
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
1
| Введение. Обществознание: задачи и особенности курса
| 1
| Вводный урок
| Повторение. Значение и особенности курса.
Принципы работы на уроках и при самостоятельной деятельности. Общество. Духовная сфера, социальная сфера, экономическая сфера, политическая сфера. Взаимодействие. Право как система
| Знать основные обществоведческие термины. Уметь употреблять их в различных контекстах. Объяснять изученные социальные явления и процессы, приводить примеры
| Работа над понятиями. Беседа
Тестирование диагностическое
| Стр. 4-7
|
|
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ (6 часов)
|
2
| Познание окружающего мира
| 1
| Урок изучения нового материала
| Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Проблема познаваемости мира. Познавательная деятельность человека.
Чувственное и рациональное познание. Научное познание. Методы научных исследований. Особенности научного мышления. Познание: чувственное и рациональное. Деятельность. Исследование
| Знать, что представляет собой процесс познания и особенности чувственного и рационального познания, основные компоненты теоретического уровня научного исследования. Владеть понятиями по теме
| Дифференцированный опрос. Понятийный диктант. Решение проблемной задачи
| §1
|
|
3
| Истина и ее критерии
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие истины, ее критерии. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Истина, ее критерии. Дедукция. Индукция
| Объяснять понимание истины в современной науке и ее отличие от лжи.
Уметь характеризовать научное познание, приводить конкретные примеры использования научных методов при исследовании. Владеть понятиями по теме
| Индивиду-
альные
задания.
Составить
словарик
темы
| §1
|
|
4
| Самопознание
| 1
| Комбинированный урок
| Самопознание, его формы. Виды человеческих знаний
| Знать особенности самосознания, его формы. Уметь проводить самоанализ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
| Тест. Анкетирование
| Конспект
|
|
5-6
| История воззрений на общество
| 2
| Урок изучения нового материала
| Философские и научные представления о человеке и обществе.
Становление и развитие общественных наук. Общественные науки: философия, политология, социология, культурология, этнография, антропология
| Знать взгляды некоторых ученых на сущность общества и особенности его развития. Разъяснять сущность основных общественных наук. Уметь анализировать историю возникновения наук об обществе, знать имена людей, внесших существенный вклад в их становление
| Задания на выделение основных этапов развития наук об обществе. Ответы на вопросы
| §2
|
|
7
| Человек как творец и творение культуры
| 1
| Урок обобщения и повторения
| Повторение, систематизация, обобщение изученного материала
| Знать основные вопросы темы.
Уметь анализировать и обобщать полученные знания
| Тестирование, решение проблемных заданий
| Инд. задания
|
|
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (12 часов)
|
8
| Строение общества
| 1
| Урок изучения нового материала
| Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Общество. Основные сферы общества. Институт общества
| Знать, что такое общество, его отличительные признаки. Уметь анализировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни. Характеризовать основные социальные институты. Владеть понятиями по теме
| Составление словарика темы. Задание на описание 1-2 социальных институтов и их функций
| §3
|
|
9-10
| Цивилизация и общество
| 2
| Комбинированные уроки
| Многовариантность общественного развития. Общественный прогресс и его противоречивость. Цивилизации и формации. Основные этапы эволюции цивилизации. Цивилизация. Теория стадиального развития цивилизаций, теория локальных цивилизаций. Менталитет
| Знать, что такое цивилизация, какие существуют концепции ее понимания. Уметь анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации. Разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории
| Задание на характеристику основных теорий развития цивилизаций. Заполнение таблицы «Характерные черты цивилизаций»
| §4
|
|
11-12
| Современное общество
| 2
| Комбинированные уроки
| Характерные черты современного мира.
Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Закон ускорения истории. Гражданское общество. Индустриальное общество. Урбанизация. Постиндустриальное общество
| Знать особенности современного общества и его характерные черты. Уметь объяснять сущность индустриального и постиндустриального общества.
Уметь анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества
| Дифференцированный опрос. Задание на сопоставление индустриального и постиндустриального обществ. Индивидуальные задания
| §5
|
|
13
| Модернизация
| 1
| Комбинированный урок
| Основные подходы к пониманию модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. НТП. Современные оценки модернизационных процессов. Модернизация: органическая, неорганическая -
| Разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки. Сравнивать на основе конкретных примеров особенности органической и неорганической модернизации. Уметь анализировать современные экономические преобразования с научной точки зрения -
| Заполнение таблицы стр. 53.
Мини-сочинение
«Модернизация - добро или зло»
| §6
|
|
14-15
| Глобализация
| 2
| Урок изучения нового материала. Комбиниро
ванный урок
| Особенности современного мира. Глобализация. Глобальные процессы
| Знать, что такое глобализация и какие факторы способствуют этому процессу, характеризовать глобальные проблемы
| Составить кластер «Глобализация», сравнительную таблицу «Глобализм. Антиглобализм»
| §7
|
|
16
| Мировая система
| 1
| Комбини
рованный урок
| Мировая система и ее составляющие.
Мировая система: «ядро», «полупериферия», «периферия» Страны периферии и их характеристика.
Полупериферийные страны. Общество перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Современные военные конфликты.
Терроризм как угроза современной цивилизации
| Знать, что представляет собой мировая система, из каких частей она состоит. Уметь анализировать отличительные черты стран «ядра», «полупериферии», «периферии». Объяснять роль России в мировой системе обществ
| Составление схемы «Мировая система». Работа с источниками, ответы на вопросы
| §8, подготовка к семинару
|
|
17-18
| Основные проблемы и тенденции развития современного общества
| 2
| Уроки применения знаний (практикум, семинар)
| Сравнительная характеристика доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ: общие и отличительные черты.
Россия как феномен современного общества. Глобальные проблемы и пути их разрешения. Тенденции развития современного общества
| Знать материал по теме, уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой
| Составить сравнительную таблицу «Типы обществ». Задания группам
«Глобальные проблемы и пути их разрешения»
| Повторить §3-8, подготовиться к семинару
|
|
19
| Общество как сложная динамическая система
| 1
| Урок повторения и обобщения
| Систематизация и обобщение изученного материала
| Знать основные вопросы темы.
Уметь анализировать и обобщать полученные знания
| Тестовые проблемные задания
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА (30 часов)
|
20-21
| Рыночное общество
| 2
| Урок изучения нового материала Урок обобщения
и закрепления знаний
| Экономика и экономическая наука.
Спрос и предложение. Рынок.
Рыночное общество. Спрос, предложение
| Знать, что представляет рыночное общество. Уметь анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества. Объяснять закономерности развития рыночной экономики
| Задание на составление сравнительной таблицы «Традиционная, командная, рыночная экономические системы». Индивидуальные задания
| §9
|
|
22
| Эволюция капитализма
| 1
| Урок изучения нового материала
| Основные этапы развития капитализма.
Современный капитализм и его черты
| Знать основные этапы развития капитализма, особенности его современного периода. Уметь сравнивать особенности капиталистических отношений в разных странах
| Ответы на вопросы по теме
| §10
|
|
23-24
| Переход России к рынку
| 2
| Уроки обобщения
и
закрепления знаний
| Особенности перехода России к рынку.
Либерализация, приватизация. «Шоковая терапия». Финансовый кризис. Результаты реформ. Либерализация приватизация. «Шоковая терапия»
| Знать материал по теме,
уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, работать с дополнительной литературой, использовать полученные знания в практических целях
| Работа с нормативными документами, составить таблицу «Реформы России 90-х»
| Индивидуальные задания
|
|
25-26
| Рыночная экономика в условиях современной России
| 2
| Уроки обобщения
и
закрепления знаний
| Закономерности и противоречия рыночного общества. Профессионалы и профессионализм на современном рынке труда
| Уметь объяснять эволюцию
капитализма в России.
Знать особенности
современной экономики России.
Характеризовать
экономическую политику РФ
| Дифференцированный опрос.
Решение
проблемных задач
| Вопросы в
тетради
|
|
27-28
| Отношения между трудом и капиталом
| 2
| Урок изучения нового материала Урок обобщения
и закрепления знаний
| Особенности трудовой деятельности людей в доиндустриальном и индустриальном обществе.
Взаимоотношения труда и капитала.
Квалификация и профессионализм
| Знать основные понятия по теме. Разъяснять сущность специализации труда. Уметь анализировать профессионализм, квалификацию работника, опираясь на научные параметры. Знать особенности взаимоотношений между трудом и капиталом
| Задание на выявление особенностей взаимоотношений между трудом и капиталом.
| §11
|
|
29-30
| Рынок труда
| 2
| Урок изучения нового материала Урок обобщения
и закрепления знаний
| Рынок труда. Безработица. Специализация труда. Квалификация. Профессионализм
| Знать основные направления государственной политики в области занятости. Знать особенности взаимосвязи между трудом и капиталом.
Уметь анализировать профессионализм, квалификацию работника, опираясь на научные параметры
| Понятийный диктант. Работа с документами
| Конспект
|
|
31-33
| Производитель на рынке
| 3
| Урок изучения нового материала Комбинир
ованный
урок Урок обобщения
и закрепления знаний
| Экономика предприятия. ВВП. Закон спроса и предложения. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки.
Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Производство.
Валовый национальный продукт (ВНП). Предприятие. Фирма. Отрасль. Доход. Издержки
| Знать, что такое производство и что составляет его основу.
Характеризовать основные отрасли производства. Разъяснять особенности хозяйственных субъектов. Характеризовать модели поведения производителя на рынке. Знать определения по теме
| Задание на составление схемы, поясняющей сущность ВВП.
Составить словарик темы. Схема «Экономические циклы». Решение задач
| §12
|
|
|
34-35
| Предпринимательство и бизнес
| 2
| Урок изучения нового материала
| Предпринимательство как институт общества. Малый бизнес и его характеристика.
Формы организации бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Предпринимательство. Формы организации бизнеса (корпорации и товарищество)-
| Знать, в чем заключается сущность предпринимательства как социального и экономического института общества.
Знать особенности организации малого бизнеса и его роль в экономике страны
| Индивидуальные задания. Таблица «Малый бизнес: положительные и отрицательные аспекты». Схема «Источники финансирования бизнеса»
| §13
|
|
36
| Менеджмент и маркетинг
| 1
| Урок изучения нового материала
| Менеджмент. Маркетинг
| Знать основные принципы менеджмента и основы маркетинга
| Составить кластеры: «Менеджмент», «Маркетинг»
| Ответы на вопросы к тексту на стр. 97
|
|
37-38
| Инфраструктура рыночной экономики
| 2
| Урок изучения нового материала Комбинир
ованный
урок
| Инфраструктура. Биржи. Брокеры. Дилеры. Рынок ценных бумаг. Акция
| Знать, что включается в понятие «инфраструктура», какова ее основа. Характеризовать разные виды рынков.
Объяснять функционирование различных бирж. Знать понятия по теме
| Сост. словарик темы. Схема «Виды рынков». Решение проблемных задач
| §14
|
|
39
| Банковская система
| 1
| Урок изучения нового материала
| Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Банки. Банковская деятельность. Инфляция
| Давать характеристику банкам и банковской деятельности. Объяснять причины и последствия инфляции
| Задание на описание рыночной инфраструктуры. Таблица «Функции современных банков»
| §14
|
|
40-41
| Роль государства в экономике
| 2
| Урок изучения нового материала Комбинир
ованный
урок
| Роль государства в экономике. Бюджет. Профицит и дефицит бюджета. Государственный бюджет
| Знать, в чем заключается деятельность государства как экономического субъекта. Знать, какие существуют способы воздействия государства на экономику. Знать понятие «государственный бюджет» и его характеристики
| Составить сравнительную таблицу «Профицит и дефицит бюджета»
| §15
|
|
42
| Налоговая система
| 1
| Комбинир
ованный
урок
| Налоговая система. Налоги, уплачиваемые предприятием. Налогообложение
| Характеризовать современную систему налогообложения, функции налогов
| Задание на характеристику основных видов налогов. Групповая работа на заполнение налоговой декларации
| §15
|
|
43-44
| Мировая экономика
| 2
| Урок изучения нового материала Комбинир
ованный
урок
| Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы
| Знать понятия по теме. Знать основы государственной политики в области международной торговли. Уметь характеризовать глобальные экономические проблемы
| Задание на выделение основ государственной политики в области международной торговли. Ответы на проблемные вопросы
| Индивидуальные задания
|
|
45-47
| Предпринимательство и бизнес в современной России
| 3
| Уроки закрепления и обобщения материала
(практикум, лаборатор
ная работа, дискуссия)
| Что нужно знать тому, кто хочет стать предпринимателем. Проблемы банковской системы в нашей стране.
Роль государства в экономике общества. Льготное налогообложение.
Протекционизм в политике государства
| Знать материал по теме, уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой
| Составить тезисный план «Как стать предпринимателем в России», аргументировать каждое положение. Анализ материалов СМИ. Участие в дискуссии
|
|
|
48-49
| Экономика
| 2
| Итоговый
урок Контрольный урок
| Систематизация и обобщение изученного материала
| Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания
| Тестовые задания, решение проблемных заданий. Итоговый опрос (зачет)
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (19 часов)
|
50
| Политическая власть
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятие власти. Типология властных отношений.
Политическая власть. Политика как общественное явление.
Политическая система, ее структура и сущность. Власть. Легитимная власть. Политическая система
| Характеризовать особенности властных отношений. Анализировать государства с точки зрения определенного типа власти. Знать понятия по теме
| Составить сравнительную таблицу «Типы власти», схему «Политическая система»
| §16
|
|
51-52
| Сущность и организация государства.
| 2
| Урок изучения нового материала Комбинир
ованный
урок
| Государство как главный институт политической власти. Признаки и функции государства.
Территориальная организация государства. Государство. Формы государства: унитарное, федеративное, конфедерация
| Знать, что представляет собой государство как институт политической системы общества.
Характеризовать признаки государства.
Описывать особенности территориального устройства государства на конкретных примерах
| Задание на выделение особенностей территориального устройства государств. Таблицы «Признаки и формы государства»
| §17
|
|
53
| Местное самоуправление
| 1
| Урок изучения нового материала
| Сущность и функции местного самоуправления. Из истории местного самоуправления
| Знать сущность местного самоуправления и его роль в обществе.
Характеризовать основные функции местного самоуправления
| Составить схему «Местное самоуправление»
| §18
|
|
54-55
| Модели политической системы современного общества
| 2
| Уроки обобщения и систематизации знаний (семинар)
| Сущность политической власти. Основные модели политических систем
| Знать материал по теме. Уметь:
- анализировать материал, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью;
- слушать, работать с дополнительной литературой
| Участие в семинаре по заявленной проблеме
|
|
|
56-57
| Политическая жизнь
| 2
| Урок изучения нового материала Комбинир
ованный
урок
| Политическая жизнь общества. Политический режим. Типология политических режимов.
Демократия. Ее ценности и признаки.
Выборы в демократическом обществе.
Политическая деятельность. Политические цели и средства. Опасность политического экстремизма
| Знать, что такое политическая жизнь общества. Характеризовать сущность политических режимов государств. Знать признаки демократии.
Уметь выделять политические цели и средства
| Задание на выделение признаков правового государства. Составить словарик темы, таблицу «Политические режимы», синквейн «Демократия»
| §19
|
|
58-59
| Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан
| 2
| Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний
| Избирательное право и его сущность. Избирательная кампания. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль СМИ в жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя
| Знать формы участия граждан в политической жизни страны.
Давать характеристику политической партии, определять сущность их функций. Уметь разъяснять основы политической программы партии.
Давать оценку деятельности СМИ
| Задание на выделение функций политических партий. Составить схему «Многопартийность в России». Анализ материалов СМИ
| §20
|
|
60
| Основные общественно-политические течения современности
| 1
| Комбинир
ованный
урок
|
| Знать определения по теме. Характеризовать современные общественно-политические течения
| Сравнительная таблица «Основные типы политической философии»
| §20
|
|
61
| Субъекты политической жизни
| 1
| Комбинир
ованный
урок
| Политические группы как субъекты политической жизни. Лобби
| Знать, кто может выступать в роли субъекта политической жизни. Характеризовать модели поведения субъектов политической жизни. Объяснять деятельность «лобби» и их роль в общественной жизни. Оценивать свой статус и роль в политической жизни, уровень политической культуры
| Работа с понятиями по теме. Составить таблицу свойств и различий групп давления, группы интересов.
| §21
|
|
62
| Политическая элита
| 1
| Урок изучения нового материала
| Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России
| Знать определения по теме. Характеризовать особенности современной элиты
| Задание на характеристику современной элиты
| §21
|
|
63
| Гражданское общество и государство
| 1
| Урок изучения нового материала
| Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества. Гражданские инициативы
| Знать признаки гражданского общества, характеризовать взаимоотношения государства и общества
| Составить таблицу «Проблемы формирования гражданского общества»
| Конспект
|
|
64
| Политический процесс в России
| 1
| Урок изучения нового материала
| Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах
| Знать особенности политического процесса в России. Давать оценку избирательной кампании
| Работа с нормативными документами
| Подготовка к семинару
|
|
|
65-66
| Я и политика
| 2
| Уроки обобщения и применения знаний
| Основные формы участия граждан в политической жизни страны.
Кто и как становится лидером в политике?
Партийная борьба за власть в российском обществе
| Знать материал по теме.
Уметь:
- анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью;
- слушать, работать с дополнительной литературой;
- использовать приобретенные знания
| Составление памятки «Как стать политическим лидером», таблицы «Этапы политической борьбы за власть в РФ»
| Повторение
|
|
67
| Политическая система общества
| 1
| Итоговый урок
| Систематизация и обобщение изученного материала по теме
| Знать основные вопросы темы.
Уметь анализировать и обобщать полученные знания
| Решение проблемных задач, выполнение проблемных заданий
| Повторение
|
|
68
| Политическая система общества
| 1
| Контрольный урок
| Систематизация и обобщение изученного материала по разделу
| Знать основные вопросы раздела.
Уметь анализировать и обобщать полученные знания
| Тестовые и проблемно-логические задания
| повторение
|
|